Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста
Исследуемый
параметр
| Методические
средства
(методики,
тесты)
| Описание
методики
| Критерии
оценки
| Источник
(литература)
|
|
|
|
|
| Пространственные
представ-
| Тест
Бендера
| Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая
| Рисунки оцениваются по трем пара-
метрам:
| Психологическое обследование
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| ления и
зрительно-моторная координация
|
| нарисована на кар-
точке размером
10x15 см. Испытуемому дают лист
белой бумаги фор-
мата А4, карандаш
и просят скопировать рисунки как
можно точнее
| — выполнение
углов;
— ориентация элементов;
— взаимное расположение элементов.
Каждый параметр
оценивается от 0 до
3 баллов. Полученные результаты сравнивают с возрастными нормативами:
6 лет: 22—30 баллов;
7 лет: 24—32 балла
| детей дошкольного и младшего
школьного
возраста:
Тексты и
методическое пособие. М.,
| Произвольность
(умение
управлять
своими
действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами)
| Лабиринты (автор
Д. Векслер)
| Предлагается не-
сколько лабиринтов возрастающей
сложности. Необходимо найти выход в каждом (на
один лабиринт —
1 мин), соблюдая
ряд правил:
— в течение всего
поиска не отрывать
карандаш от бумаги;
— не задевать линии лабиринта;
— не пересекать их
(каждое касание —
ошибка, каждый
поворот назад —
ошибка)
| Высокая — работа
без ошибок.
Средняя — 1 ошибка в одном лабиринте.
Низкая — более
2-х ошибок в одном лабиринте
| Чередникова Т. Про-
верьте развитие ребенка: 105
психологических тестов. СПб.,
| Мышление
(выделение
существенных признаков предметов и соотнесение их
по этим
признакам)
| Самое
непохожее
(автор
Л. Венгер)
| Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета
одного цвета (один
треугольник маленький, второй
| Высокая — преобладание выбора по
трем признакам и
называние одного-
двух. Средняя — преобладание выбора по двум признакам и называние одного. Низкая — преобладание выбора по
| Психолог в
дошкольном учреждении: методические
рекомендации к практической деятельности. М., 2002
|
Продолжение табл.
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Остальные другого цвета. Взрослый раскладывает фигуры в ряд в произвольной последовательности и просит сказать, чем они отличаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2—3 фигурами
| одному признаку без называния
|
| Наглядно-действенные формы мышления, уровни сформированности идентификации и моделирования
| Доска Сегена
| Вкладывание деталей в доску с уг-лублениями-п азами
| 3—4 года: В — примерива-ние; С — целенаправленные пробы; Н — силовые приемы. 4—5 лет: В — зрительное соотнесение; С — простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются, в том числе не соответствующим нужным прорезям; И — силовые приемы, ошибки
| Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13
|
|
|
|
|
| Сравнение и установление тождества объектов на материальном
уровне
| Почто-
вый
ящик
| Вкладывание объемных деталей в
коробку с прорезями
| 3—4 года:
В — примеривание;
С — целенаправленные пробы;
Н — силовые
приемы
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 13
| Наглядно-
образное
мышле-
ние, спо-
собность
соотнесе-
ния час-
тей и це-
лого
| Разрез-
ные
картин-
ки
| Складывание раз-
резных картинок:
3—4 года — 2,3
части разрезанные
вдоль и. поперек;
4—5 лет — 4,5
частей под прямым
углом;
5—5,5 лет — 4, 5
неравных частей
| В — зрительное
соотнесение;
С — правильное
сложение, прикла-
дывание с разворо-
том;
Н — соединяет
части без анализа
полученного цело-
го
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 14
| Уровень
интеллек-
туального
развития
| Матри-
цы Ра-
вена
| Заполнение пробе-
ла в матрице:
серия А — 4—
5 лет;
серия А, АВ — 5—
6 лет;
серия А, АВ, В —
6—7 лет
| 4—5 лет:
В—10—12 бал-
лов;
С — 6—9 баллов;
Н — ниже 5 бал-
лов;
5—6 лет:
В — выше 24 бал-
лов;
С— 14—23 балла;
Н — ниже 13 бал-
лов;
6—7 лет:
28—36 баллов;
С — 23—27 бал-
лов;
Н—17—22 балла
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 22
|
| Исклю-
чение
предме-
тов
| Выбор одного
предмета, не отно-
сящегося к катего-
рии:
5 шт. (явное несоот-
ветствие) 4—5 лет;
5 шт. — 5—6 лет;
7 шт. — 6—7 лет
| 5 шт. — В;
3—4 шт. — С;
2 шт. — Н;
7 шт. — В;
4—6 шт. — С;
Зшт. —Н
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 31
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| Способность
понимать
связь событий и
строить
умозаключения
| Серия
сюжетных
картинок
| Установление последовательности
событий
| См. источник
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 32
| Восприятие (способность
устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями)
| Какая
фигура
не под-
ходит
| Предлагаются 3
тестовых листа:
1. Изображены 4
одинаковые по
форме и цвету фи-
гуры, но одна из
них отличается по
величине (3 ма-
ленькие фигуры,
1 большая).
2. Изображены 4
одинаковые по
форме и величине
фигуры, но одна из
них другого цвета.
3. Изображены 4
одинаковые по
величине и цвету
фигуры, но одна
из них иной фор-
мы.
Ребенку задают
вопрос: «Какая
фигура не подхо-
дит?» и просят
сказать, чем она
отличается от ос-
тальных
| Высокая — выбор
3-х признаков (ве-
личина, цвет, фор-
ма) и называние
одного-двух.
Средняя — выбор
2-х признаков и
называние одного.
Низкая — выбор
одного признака
без называния
| Забрам-
ная С.
Практиче-
ский мате-
риал для
проведения
психолого-
педагогиче-
ского об-
следования
детей. М.,
| Возмож-
ность
модели-
рования с
учетом
величины
деталей
| Пира-
мидка
| Разбор и складыва-
ние пирамидки
| В — зрительное
соотнесение;
С — примерива-
ние;
Н — сбор без учета
величины
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 12
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| Зритель-
ное вос-
приятие
| Таблица
пред-
метных
изобра-
жений и
их силу-
этные
эталоны
| Узнавание силуэт-
ных форм
| См. источник
| Усанова О.
Лилия. М.,
1994, с. 66
| Соотно-
шение
свойств
предметов
и задан-
ных эта-
лонов
| Эталоны
| Предъявляются 4
страницы, на каж-
дой 16 картинок,
изображающих
различные предме-
ты. Внизу дана
фигура-эталон, на
каждой странице
эталоны разные
| Максимальный
балл — 32.
Ошибки: неправиль-
но отмеченная кар-
тинка, неотмеченная
нужная картинка.
За каждую ошибку
вычитается один
балл.
В — 29—32 балла;
С —20—-2 8 бал-
лов;
Н — менее 20 бал-
лов
| Диагности-
ческая ра-
бота в дет-
ском саду.
Ростов н/Д,
| Кратко-
временная
непроиз-
вольная
память
| Узнава-
ние фи-
гур
| Для запоминания
предлагается ко-
лонка из 3 абст-
рактных стимулов.
Время экспозиции
15 с. Затем ребенку
предъявляется таб-
лица (9 стимулов),
среди которых он
должен найти 3
знакомых стимула
| Высокая — все 3
стимула узнаны
правильно, без
ошибок.
Средняя — пра-
вильно узнано
2 стимула.
Низкая — пра-
вильно узнан
1 стимул
| Исследова-
ние особен-
ностей раз-
вития по-
знаватель-
ной сферы
детей до-
школьного
и младшего
школьного
возрастов /
Авт.-сост.
Н. Семаго,
М. Сема-
го. М., 2001
| Состояние
кратко-
времен-
ной памяти
| Десять
слов
Методика
А. Лурия
| Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов
| 9—10 —В; 6—8 —
С;1—5—Н
| Волков Б.С.,
Волкова Н.В.
Как подго-
товить ре-
бенка к
школе. М.,
| Продолжение табл.
Продолжение табл.
|
|
|
|
| Готов-
ность к
школе
| Опреде-
ление
мотивов
учения
(автор
М. Гинз-
бург)
| Ребенку читают
небольшой рассказ,
в котором каждый
из исследуемых
мотивов выступает
в качестве лично-
стной позиции од-
ного из персона-
жей. После каждо-
го абзаца перед
ребенком выкла-
дывается схемати-
ческий, соответст-
вующий содержа-
нию рисунок, кото-
рый служит ему
внешней опорой
для запоминания.
Мотивы обучения в
школе:
— учебный;
— социальный;
— позиционный;
— внешний;
— игровой;
— оценочный
| Тип мотиваций
ребенка. Ученики
ориентируются на
учебный мотив.
Дети псевдоучеб-
ного типа — на
социальный мотив.
Дошкольники вы-
бирают игровой
мотив.
Псевдоученики —
внешний или оце-
ночный мотив
| Поливано-
ва К. Такие
разные шес-
тилетки.
Индивиду-
альная го-
товность к
школе: ди-
агностика и
коррекция.
М., 2003
| Сформи-
рован-
ность
внутрен-
ней пози-
ции
школьни-
ка
| Беседа о
школе
(автор
Т. Неж-
нова)
| Ребенку рассказы-
вают истории про
школу. В конце
каждой задается
вопрос: «Что бы ты
сказал или сделал,
если бы такая ис-
тория произошла с
тобой?» Все ответы
ребенка делятся на
две категории — А
иБ
| В ответах детей
учебного типа
преобладает кате-
гория А.
В ответах детей
псевдоучебного
типа — категории
А и Б представле-
ны в равных долях.
Дошкольники вы-
бирают преимуще-
ственно ответы
категории Б.
Псевдоученики
обычно выбирают
ответы категории
А, но ответы на
вопросы 4 и 5 мо-
гут содержать и Б
| Павлова Т.
Диагностика
готовности к
школе. М.,
|
|
|
|
|
| Мелкая
моторика
| Опреде-
ление
уровня
разви-
тия мел-
кой мо-
торики
| Ребенок сидит за
столом. Его ладони
с разведенными
пальцами разме-
щают на листе бу-
маги. В случайном
порядке ребенку
указывается палец,
который он должен
поднять(начинать
с правой руки).
Стрелочками отме-
чается количество
синкинезий —
лишних движений
других пальцев (от
«нужного» к «не-
нужному»)
| Подсчитывается
среднее по двум
пробам количество
синкинезий и срав-
нивают с возрас-
тными норматива-
ми:
6 лет — 9 синкине-
зий;
7 лет — 6 синкине-
зий
| Нижего-
родцева Н.
Психолого-
педагогиче-
ская готов-
ность ре-
бенка к
школе. М.,
| Мелкая
моторика
| Нарисуй
окруж-
ность
| Предлагается нари-
совать по образцу
одним движением
руки окружность
диаметром 3—
3,5 см
| Высокая — ребе-
нок справляется с
заданием.
Средняя — рисует
вместо круга овал,
либо окружность
меньшего размера,
но одним движени-
ем.
Низкая — рисует
вместо круга овал,
либо окружность
меньшего размера,
фиксирует руку на
плоскости. Рисует
в несколько прие-
мов, периодически
передвигая руку
| Нижего-
родцева Н.
Психолого-
педагогиче-
ская готов-
ность ре-
бенка к
школе. М.,
| Мелкая
моторика
| Пальце-
вые
пробы
| Просят показать
один пальчик, два
пальчика, три
пальчика (сделай
вот так)
| Высокий — вы-
полнение изолиро-
ванных движений
пальцев.
Средний — удают-
ся не все пробы,
пальцы напряжены
или, напротив,
вялые.
| Нижего-
родцева Н.
Психолого-
педагогиче-
ская готов-
ность ре-
бенка к
школе. М.,
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Низкий — пальцы
сгибаются и разги-
баются только
вместе
|
| Мелкая
моторика
| Мото-
рика
пальцев
(автор
Н. Озе-
рецкий)
| В 3 года — взять
кубик большим и
указательными
пальцами.
В 4 года — на стол
ставится коробка
размером 10x10 см.
На расстоянии 5 см
от нее в беспорядке
раскладываются
20 монет (диамет-
ром 2 см). По сигна-
лу ребенок должен
уложить все монеты
по одной в коробку:
ведущая рука —
15 с, другая рука —
20 с.
В 5 лет — на столе
2 спичечных короб-
ка по 10 спичек
около них.
Одновременно
двумя руками уло-
жить спички в два
коробка.
Контрольное вре-
мя — 20 с
| Высокий — ребе-
нок справляется с
заданием в уста-
новленное время.
Средний — ребе-
нок справляется с
заданием, но ис-
пользует дополни-
тельное время.
Низкий — не
справляется с зада-
нием
| Крюкова С.
Здравствуй,
я сам! Тре-
нинговая
программа
работы с
детьми 3—
6 лет. М.,
| Готов-
ность к
школе
| Исполь-
|
|
|
| зуются
| три ме-
| тодики
| Развитие
интеллек-
та
| Рису-
нок че-
ловека
| Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком
| Для определения
тепени готовности
школе проводит-
я оценка выпол-
ения задания.
а каждую задачу
)ебенок получает
т 0 до 2 баллов
| Ветер А.,
Цукерман Г.
1СИХОЛОГИ-
еское об-
ледование
младших
школьни-
ов. М.,
| Окончание табл.
|
|
|
|
| Произвольность в регуляции деятельности
| 2. Образец и правило (автор Л. Венгер)
| Предлагается выполнить ряд заданий на тестовом листе. Каждое задание представляет собой фигуру — образец и расположенные справа от нее точки разной формы. Необходимо соединить точки так, чтобы получилась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками
|
|
| Умение действовать строго по инструкции
| 3. Графический диктант (автор Д. Эль-конин)
| По словесной инструкции взрослого ребенок рисует узор на листе бумаги в клетку с нанесенными 4 точками
| Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам
| Павлова Т. Диагностика готовности ребенка к школе. М., 2006
| Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста
Группа №
Дата обследования____
Фамилия и имя ребенка _
Возраст ребенка______
Мама ________ папа____________________город
1. Пирамидка:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху__________________________________;
— простое манипулирование (познавательное)___________
— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предмета)___________________________________
— целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения)____________________________________________
22
— примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
— зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы)_____________ __.
Цвет
| Сличение
| Показ
| Называние
| Красный
|
|
|
| Синий
|
|
|
| Желтый
|
|
|
| Зеленый
|
|
|
| 2. Почтовый ящик:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол, подносит к уху, использование вкладыша не по назначению)
•——------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —__------------------------------------------- '
— простое манипулирование (познавательное)__________ _;
— силовая проба (действие силой, толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь)______________________________ •
— хаотическая проба (совмещает пробные и силовые способы выполнения задания, переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру)_________
— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение)_________________________;
— примеривание (ориентируется на форму прорези и фигуры, еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зре ния, прорези)____________________________________ •
— зрительное соотнесение (соотносит форму прорези и фигу ры и опускает фигуру с нужной прорезью, разворот фигур при этом производит в воздухе) _________________.
3. Доска Сегена:
— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
ПОДНОСИТ К уху)________________________________________________;
— простое манипулирование (познавательное)_________ _;
— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предме та)__________________________________________;
— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их и находит верное решение)_________________________;
— примеривание (еще не может соотнести предметы на рас стоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)__________________
зрительное соотнесение (сразу правильно решает задачу, зри тельно соотнося элементы)________________________..
Форма
| Сличение
| Показ
| Называние
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Разрезные картинки:
— совершает целенаправленные действия_____
— соединяет части без анализа полученного целого
— прикладывает с разворотом
— зрительно соотносит части без прикладывания
5. «Темные силуэты»_____________________
6. Мелкая моторика ___________________
Выводы:_______________________________
Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
Дата обследования_________Группа № ______
Фамилия и имя ребенка____________
Возраст ребенка___________
Мама________папа______город______________
10 слов
№
| Лес
| Хлеб
| Окно
| Стул
| Вода
| Брат
| Конь
| Гриб
| Игла
| Мед
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Матрицы Равена:
серия А серия АВ серия В
1 – 1 – 1 –
2 – 2 – 2 –
3 – 3 – 3 –
4 – 4 – 4 –
—
5 – 5 – 5 –
6 – 6 – 6 –
7 – 7 – 7 –
8 – 8 – 8 –
9 – 9 – 9 –
10 – 10 – 10 –
11 – 11 – 11 –
12 – 12 – 12 –
Эталоны:____________________________________________
Последовательные картинки:
Лабиринты:________________
Классификация (4-й лишний):
Тест Бендера:_____________
Выводы: ____________________
Психопрофилактическая работа
Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. В основе работы лежит программа «Истоки». Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|