Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диагностические методики индивидуального психологического развития детей дошкольного возраста




 

Исследуемый параметр Методические средства (методики, тесты) Описание методики Критерии оценки Источник (литература)
         
Пространственные представ- Тест Бендера Предлагается 5 моделей геометрических фигур, каждая Рисунки оцениваются по трем пара- метрам: Психологическое обследование

Продолжение табл.

 

         
ления и зрительно-моторная координация   нарисована на кар- точке размером 10x15 см. Испытуемому дают лист белой бумаги фор- мата А4, карандаш и просят скопировать рисунки как можно точнее — выполнение углов; — ориентация элементов; — взаимное расположение элементов. Каждый параметр оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты сравнивают с возрастными нормативами: 6 лет: 22—30 баллов; 7 лет: 24—32 балла детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. М.,
Произвольность (умение управлять своими действиями, контролировать правильность их выполнения в соответствии с заданными правилами) Лабиринты (автор Д. Векслер) Предлагается не- сколько лабиринтов возрастающей сложности. Необходимо найти выход в каждом (на один лабиринт — 1 мин), соблюдая ряд правил: — в течение всего поиска не отрывать карандаш от бумаги; — не задевать линии лабиринта; — не пересекать их (каждое касание — ошибка, каждый поворот назад — ошибка) Высокая — работа без ошибок. Средняя — 1 ошибка в одном лабиринте. Низкая — более 2-х ошибок в одном лабиринте Чередникова Т. Про- верьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. СПб.,
Мышление (выделение существенных признаков предметов и соотнесение их по этим признакам) Самое непохожее (автор Л. Венгер) Используют 8 геометрических фигур, различающихся по форме, величине, цвету: 4 треугольника, 4 прямоугольника. Четыре предмета одного цвета (один треугольник маленький, второй Высокая — преобладание выбора по трем признакам и называние одного- двух. Средняя — преобладание выбора по двум признакам и называние одного. Низкая — преобладание выбора по Психолог в дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности. М., 2002

 




Продолжение табл.


Продолжение табл.


 


 

         
    большой; один прямоугольник маленький, второй большой). Осталь­ные другого цвета. Взрослый раскла­дывает фигуры в ряд в произвольной последовательно­сти и просит ска­зать, чем они отли­чаются друг от друга. Затем одну фигуру вынимают из ряда и просят найти среди остальных самую непохожую на нее. Ребенок выполняет задание с 2—3 фигурами одному признаку без называния  
Наглядно-действенные формы мышления, уровни сформированности идентификации и моделирования Доска Сегена Вкладывание дета­лей в доску с уг-лублениями-п азами 3—4 года: В — примерива-ние; С — целенаправ­ленные пробы; Н — силовые приемы. 4—5 лет: В — зрительное соотнесение; С — простые фи­гуры (круг, квад­рат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные приме­риваются, в том числе не соответ­ствующим нуж­ным прорезям; И — силовые приемы, ошибки Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13

 

         
Сравнение и установление тождества объектов на материальном уровне Почто- вый ящик Вкладывание объемных деталей в коробку с прорезями 3—4 года: В — примеривание; С — целенаправленные пробы; Н — силовые приемы Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 13
Наглядно- образное мышле- ние, спо- собность соотнесе- ния час- тей и це- лого Разрез- ные картин- ки Складывание раз- резных картинок: 3—4 года — 2,3 части разрезанные вдоль и. поперек; 4—5 лет — 4,5 частей под прямым углом; 5—5,5 лет — 4, 5 неравных частей В — зрительное соотнесение; С — правильное сложение, прикла- дывание с разворо- том; Н — соединяет части без анализа полученного цело- го Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 14
Уровень интеллек- туального развития Матри- цы Ра- вена Заполнение пробе- ла в матрице: серия А — 4— 5 лет; серия А, АВ — 5— 6 лет; серия А, АВ, В — 6—7 лет 4—5 лет: В—10—12 бал- лов; С — 6—9 баллов; Н — ниже 5 бал- лов; 5—6 лет: В — выше 24 бал- лов; С— 14—23 балла; Н — ниже 13 бал- лов; 6—7 лет: 28—36 баллов; С — 23—27 бал- лов; Н—17—22 балла Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 22
  Исклю- чение предме- тов Выбор одного предмета, не отно- сящегося к катего- рии: 5 шт. (явное несоот- ветствие) 4—5 лет; 5 шт. — 5—6 лет; 7 шт. — 6—7 лет 5 шт. — В; 3—4 шт. — С; 2 шт. — Н; 7 шт. — В; 4—6 шт. — С; Зшт. —Н Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 31

 




Продолжение табл.

 

         
Способность понимать связь событий и строить умозаключения Серия сюжетных картинок Установление последовательности событий См. источник Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 32
Восприятие (способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями) Какая фигура не под- ходит Предлагаются 3 тестовых листа: 1. Изображены 4 одинаковые по форме и цвету фи- гуры, но одна из них отличается по величине (3 ма- ленькие фигуры, 1 большая). 2. Изображены 4 одинаковые по форме и величине фигуры, но одна из них другого цвета. 3. Изображены 4 одинаковые по величине и цвету фигуры, но одна из них иной фор- мы. Ребенку задают вопрос: «Какая фигура не подхо- дит?» и просят сказать, чем она отличается от ос- тальных Высокая — выбор 3-х признаков (ве- личина, цвет, фор- ма) и называние одного-двух. Средняя — выбор 2-х признаков и называние одного. Низкая — выбор одного признака без называния Забрам- ная С. Практиче- ский мате- риал для проведения психолого- педагогиче- ского об- следования детей. М.,
Возмож- ность модели- рования с учетом величины деталей Пира- мидка Разбор и складыва- ние пирамидки В — зрительное соотнесение; С — примерива- ние; Н — сбор без учета величины Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 12

Продолжение табл.

 

         
Зритель- ное вос- приятие Таблица пред- метных изобра- жений и их силу- этные эталоны Узнавание силуэт- ных форм См. источник Усанова О. Лилия. М., 1994, с. 66
Соотно- шение свойств предметов и задан- ных эта- лонов Эталоны Предъявляются 4 страницы, на каж- дой 16 картинок, изображающих различные предме- ты. Внизу дана фигура-эталон, на каждой странице эталоны разные Максимальный балл — 32. Ошибки: неправиль- но отмеченная кар- тинка, неотмеченная нужная картинка. За каждую ошибку вычитается один балл. В — 29—32 балла; С —20—-2 8 бал- лов; Н — менее 20 бал- лов Диагности- ческая ра- бота в дет- ском саду. Ростов н/Д,
Кратко- временная непроиз- вольная память Узнава- ние фи- гур Для запоминания предлагается ко- лонка из 3 абст- рактных стимулов. Время экспозиции 15 с. Затем ребенку предъявляется таб- лица (9 стимулов), среди которых он должен найти 3 знакомых стимула Высокая — все 3 стимула узнаны правильно, без ошибок. Средняя — пра- вильно узнано 2 стимула. Низкая — пра- вильно узнан 1 стимул Исследова- ние особен- ностей раз- вития по- знаватель- ной сферы детей до- школьного и младшего школьного возрастов / Авт.-сост. Н. Семаго, М. Сема- го. М., 2001
Состояние кратко- времен- ной памяти Десять слов Методика А. Лурия Ребенку для запоминания предлагается ряд из 10 односложных, не связанных между собой слов 9—10 —В; 6—8 — С;1—5—Н Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подго- товить ре- бенка к школе. М.,

Продолжение табл.


Продолжение табл.


 


         
Готов- ность к школе Опреде- ление мотивов учения (автор М. Гинз- бург) Ребенку читают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лично- стной позиции од- ного из персона- жей. После каждо- го абзаца перед ребенком выкла- дывается схемати- ческий, соответст- вующий содержа- нию рисунок, кото- рый служит ему внешней опорой для запоминания. Мотивы обучения в школе: — учебный; — социальный; — позиционный; — внешний; — игровой; — оценочный Тип мотиваций ребенка. Ученики ориентируются на учебный мотив. Дети псевдоучеб- ного типа — на социальный мотив. Дошкольники вы- бирают игровой мотив. Псевдоученики — внешний или оце- ночный мотив Поливано- ва К. Такие разные шес- тилетки. Индивиду- альная го- товность к школе: ди- агностика и коррекция. М., 2003
Сформи- рован- ность внутрен- ней пози- ции школьни- ка Беседа о школе (автор Т. Неж- нова) Ребенку рассказы- вают истории про школу. В конце каждой задается вопрос: «Что бы ты сказал или сделал, если бы такая ис- тория произошла с тобой?» Все ответы ребенка делятся на две категории — А иБ В ответах детей учебного типа преобладает кате- гория А. В ответах детей псевдоучебного типа — категории А и Б представле- ны в равных долях. Дошкольники вы- бирают преимуще- ственно ответы категории Б. Псевдоученики обычно выбирают ответы категории А, но ответы на вопросы 4 и 5 мо- гут содержать и Б Павлова Т. Диагностика готовности к школе. М.,

 

         
Мелкая моторика Опреде- ление уровня разви- тия мел- кой мо- торики Ребенок сидит за столом. Его ладони с разведенными пальцами разме- щают на листе бу- маги. В случайном порядке ребенку указывается палец, который он должен поднять(начинать с правой руки). Стрелочками отме- чается количество синкинезий — лишних движений других пальцев (от «нужного» к «не- нужному») Подсчитывается среднее по двум пробам количество синкинезий и срав- нивают с возрас- тными норматива- ми: 6 лет — 9 синкине- зий; 7 лет — 6 синкине- зий Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
Мелкая моторика Нарисуй окруж- ность Предлагается нари- совать по образцу одним движением руки окружность диаметром 3— 3,5 см Высокая — ребе- нок справляется с заданием. Средняя — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, но одним движени- ем. Низкая — рисует вместо круга овал, либо окружность меньшего размера, фиксирует руку на плоскости. Рисует в несколько прие- мов, периодически передвигая руку Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,
Мелкая моторика Пальце- вые пробы Просят показать один пальчик, два пальчика, три пальчика (сделай вот так) Высокий — вы- полнение изолиро- ванных движений пальцев. Средний — удают- ся не все пробы, пальцы напряжены или, напротив, вялые. Нижего- родцева Н. Психолого- педагогиче- ская готов- ность ре- бенка к школе. М.,

Продолжение табл.
         
      Низкий — пальцы сгибаются и разги- баются только вместе  
Мелкая моторика Мото- рика пальцев (автор Н. Озе- рецкий) В 3 года — взять кубик большим и указательными пальцами. В 4 года — на стол ставится коробка размером 10x10 см. На расстоянии 5 см от нее в беспорядке раскладываются 20 монет (диамет- ром 2 см). По сигна- лу ребенок должен уложить все монеты по одной в коробку: ведущая рука — 15 с, другая рука — 20 с. В 5 лет — на столе 2 спичечных короб- ка по 10 спичек около них. Одновременно двумя руками уло- жить спички в два коробка. Контрольное вре- мя — 20 с Высокий — ребе- нок справляется с заданием в уста- новленное время. Средний — ребе- нок справляется с заданием, но ис- пользует дополни- тельное время. Низкий — не справляется с зада- нием Крюкова С. Здравствуй, я сам! Тре- нинговая программа работы с детьми 3— 6 лет. М.,
Готов- ность к школе Исполь-      
зуются
три ме-
тодики
Развитие интеллек- та Рису- нок че- ловека Ребенку дают карандаш, лист бумаги и просят нарисовать человека целиком Для определения тепени готовности школе проводит- я оценка выпол- ения задания. а каждую задачу )ебенок получает т 0 до 2 баллов Ветер А., Цукерман Г. 1СИХОЛОГИ- еское об- ледование младших школьни- ов. М.,

Окончание табл.

 

         
Произ­вольность в регуля­ции дея­тельности 2. Обра­зец и правило (автор Л. Венгер) Предлагается вы­полнить ряд зада­ний на тестовом листе. Каждое за­дание представляет собой фигуру — образец и располо­женные справа от нее точки разной формы. Необходи­мо соединить точки так, чтобы получи­лась фигура как на образце. Правило: нельзя проводить линию между оди­наковыми точками    
Умение действо­вать стро­го по ин­струкции 3. Гра­фиче­ский диктант (автор Д. Эль-конин) По словесной ин­струкции взрослого ребенок рисует узор на листе бума­ги в клетку с нане­сенными 4 точками Каждый из узоров оценивается от 0 до 4 баллов. По результатам 3-х тестов выводится итоговый уровень готовности к школе по специальным таблицам Павлова Т. Диагности­ка готовно­сти ребенка к школе. М., 2006

Протокол обследования детей младшего дошкольного возраста

Группа №

Дата обследования____

Фамилия и имя ребенка _

Возраст ребенка______

Мама ________ папа____________________город

1. Пирамидка:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
подносит к уху__________________________________;

— простое манипулирование (познавательное)___________

— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предмета)___________________________________

— целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения)____________________________________________


 


22



— примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы
на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

— зрительное соотнесение (ребенок сразу правильно решает
задачу, зрительно соотнося элементы)_____________ __.

 

Цвет Сличение Показ Называние
Красный      
Синий      
Желтый      
Зеленый      

2. Почтовый ящик:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,
подносит к уху, использование вкладыша не по назначению)

•——------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ —__------------------------------------------- '

— простое манипулирование (познавательное)__________ _;

— силовая проба (действие силой, толкает фигуру в первую
попавшуюся прорезь)______________________________ •

— хаотическая проба (совмещает пробные и силовые способы
выполнения задания, переходит от отверстия к отверстию,
пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру)_________

— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их
и находит верное решение)_________________________;

— примеривание (ориентируется на форму прорези и фигуры,
еще не может соотнести формы зрительно на расстоянии,
поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зре­
ния, прорези)____________________________________ •

— зрительное соотнесение (соотносит форму прорези и фигу­
ры и опускает фигуру с нужной прорезью, разворот фигур
при этом производит в воздухе) _________________.

3. Доска Сегена:

— неспецифические манипулятивные действия (стучит об стол,

ПОДНОСИТ К уху)________________________________________________;

— простое манипулирование (познавательное)_________ _;

— силовая проба (вдавливает, не учитывает свойства предме­
та)__________________________________________;

— целенаправленная проба (замечает ошибки, исправляет их
и находит верное решение)_________________________;

— примеривание (еще не может соотнести предметы на рас­
стоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие,
меняет их)__________________


зрительное соотнесение (сразу правильно решает задачу, зри­
тельно соотнося элементы)________________________..

 

Форма Сличение Показ Называние
       
       
       
       

4. Разрезные картинки:

— совершает целенаправленные действия_____

— соединяет части без анализа полученного целого

— прикладывает с разворотом

— зрительно соотносит части без прикладывания

5. «Темные силуэты»_____________________

6. Мелкая моторика ___________________

Выводы:_______________________________

Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста

Дата обследования_________Группа № ______

Фамилия и имя ребенка____________

Возраст ребенка___________

Мама________папа______город______________

10 слов

 

Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед
                     
                     
                     
                     
                     

Матрицы Равена:

серия А серия АВ серия В

1 – 1 – 1 –

2 – 2 – 2 –

3 – 3 – 3 –

4 – 4 – 4 –



 

5 – 5 – 5 –

6 – 6 – 6 –

7 – 7 – 7 –

8 – 8 – 8 –

9 – 9 – 9 –

10 – 10 – 10 –

11 – 11 – 11 –

12 – 12 – 12 –

Эталоны:____________________________________________

Последовательные картинки:

Лабиринты:________________

Классификация (4-й лишний):

Тест Бендера:_____________

Выводы: ____________________

Психопрофилактическая работа

Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного воз­раста имеет четыре основные направления: развитие коммуни­кативных способностей и социальной адаптации детей; разви­тие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, простран­ственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к диф­ференциации эмоциональных состояний. В основе работы лежит программа «Истоки». Все направления продиктованы актуаль­ными для данного возраста проблемами, а также психофизио­логическими особенностями детей. Работа проводится по под­группам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему от­водится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных