Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ




Оглавление

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования

1.2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике

1.3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности

Рекомендуемая литература

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Основные понятия педагогического проектирования

2.1.1. Педагогический проект

2.1.2. Соотношение понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» применительно к сфере образования

2.1.3. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование»

2.1.4. Проектная культура

2.2. Педагогическая сущность проектирования

2.3. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования

2.4. Уровни педагогического проектирования

2.5. Принципы проектной деятельности

Рекомендуемая литература

Глава 3. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Многообразие субъектов проектной деятельности

3.2. Проблема организации совокупного субъекта

3.3. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности

Рекомендуемая литература

Глава 4. ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Этапы проектирования

4.2. Предпроектный этап

4.2.1. Диагностика ситуации

4.2.2. Проблематизация

4.2.3. Концептуализация

4.2.4. Выбор формата проекта

4.3. Программирование и планирование хода проекта

4.4. Этап реализации проекта

4.5. Рефлексивный и послепроектный этапы

Рекомендуемая литература

Глава 5. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

5.1. Учебные проекты

5.2. Досуговые проекты

5.3. Проекты в системе профессиональной подготовки

5.4. Социально-педагогические проекты

5.5. Проекты личностного становления

5.6. Сетевые проекты

5.7. Международные проекты

Рекомендуемая литература

Глава 6. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

6.1. Проектирование содержания образования

6.1.1. Проектирование концепции содержания образования

6.1.2. Проектирование образовательной программы

6.1.3. Проектирование учебных планов

6.2. Логика проектирования образовательных систем

6.3. Проектирование педагогических технологий

6.4. Проектирование контекста педагогической деятельности

Рекомендуемая литература

Глава 7. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

7.1. Результаты проектной деятельности

7.2. Оценка результатов проектной деятельности

7.3. «Подводные рифы» проектной деятельности

Рекомендуемая литература

Глава 8. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

8.1. Особенности проектного мышления

8.2. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования

8.3. Обучение проектной деятельности

Рекомендуемая литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Пример организации диагностической процедуры по изучению общественного мнения, проведенной в рамках социально-педагогического проекта «Школа — правовое пространство»

Приложение 2. Примеры стратегического планирования на основе серии вопросов

Приложение 3. Описание действий по созданию системы организации учебно-исследовательской работы студентов колледжа (предпроектный этап)

Приложение 4. Памятка учащимся по работе над учебным проектом

Приложение 5. О проекте «Fine arts»

Приложение 6. Образовательное путешествие

Приложение 7. Пример оформления проектной заявки

Приложение 8. О российско-американском проекте «Развитие креативного мышления ребенка средствами изобразительного искусства»

Приложение 9. Обзор тематики и содержания международных проектов в разных регионах России, инициатором которых в конце 1990-х гг. выступил британский совет

Приложение 10. Фрагмент пояснительной записки к образовательной программе «подготовка студентов к учебно-исследовательской работе»

Приложение 11А. Государственный образовательный стандарт общего образования (выдержки)

Приложение 11Б. Приложение к приказу Минобразования России от 30.06.1999 г. №56

Приложение №11В. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства (фрагменты)

Приложение 11Г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, направление 540600 «Педагогика» (фрагменты)

Приложение 11Д. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (фрагмент)

Приложение 11Е. Федеральный закон о дополнительном образовании (выдержки)

Приложение 12. Пример проектирования технологии для системы профессионального обучения

Приложение 13. Примеры проектирования фрагментов педагогических технологий

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


 

--

Человек познакомился с проектной деятельностью гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н. А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.

Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы). Таким образом, проектирование — это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста: младшего (что становится возможным за счет проектной сущности игровой деятельности), подросткового (на волне потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил), юношеского (согласуясь с устремленностью в будущее, желанием самореализации). Для взрослого человека проектная деятельность может стать эффективным средством профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя. При этом на каждом из возрастных этапов проектирование обнаруживает разный педагогический потенциал, обусловливая развитие многообразных сторон и творческих проявлений личности.

Если проанализировать особенности исторических периодов, мы увидим, что идея проектирования всегда актуализируется в эпохи перемен. Именно они определяют географию и хронологию преемственности развития проектной деятельности в мировой культуре. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности. При этом явственно обнаруживаются универсальность и синтетический характер проектной деятельности. В ней прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально-преобразовательного начал. Это позволяет некоторым авторам говорить о провозглашении проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века. А это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах. Своеобразной иллюстрацией большого интереса к проблеме проектирования в образовании может служить количество ссылок, полученных в результате Интернет-поиска всего лишь по одному русскоязычному словосочетанию «педагогическое проектирование»: 9667 сайтов, 53 422 документа (СНОСКА: Данные на 1 сентября 2004 г).

В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. В последние годы многие работники сферы образования активно участвуют в проектах. Кто-то делает это вынужденно: сегодня именно проектная деятельность стала реальной формой получения финансовой поддержки в инновационных начинаниях. Кому-то овладение проектировочными умениями помогает подняться на новую ступень профессионального мастерства. А для некоторых проектирование стало способом активизации бытия в педагогической действительности, особой формой установления и развития творческих отношений с коллегами. Наряду с этим остается довольно большое количество педагогов, которые с опаской относятся к призывам проектировать. И напрасно. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Ее развивающая функция основана:

на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и нормирует (программирует) действия по изменению того или иного объекта;

· силе и свободе творчества;

· логичности, последовательности совместной с другими людьми креативной деятельности;

· стимуле к развитию социальной активности;

· эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию действительности;

· возможности подспудно получить наряду с предметным еще и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.

Современные научные представления о проектировании связаны с такими понятиями, как «природа проектной деятельности»; «алгоритм проектирования»; «субъекты проектной деятельности»; «предметы (объекты) проектирования»; «целе-ценностные установки и основания осуществления проектов»; «средства проектной деятельности»; «проект как результат совместной деятельности»; «культурная коммуникация». Именно они и будут составлять для нас содержательную основу разговора о проектировании в его деятельностном аспекте.

При создании пособия во внимание принималось то, что педагог становится участником проектной деятельности в разных ситуациях, ролях и позициях. Он может организовывать учебные проекты, быть в числе разработчиков или исполнителей образовательного проекта в рамках учреждения, где работает; проектировать собственные учебные программы и курсы; включаться в сетевые проекты или выступать в качестве эксперта проектов, выполненных его коллегами.

Именно поэтому авторы постарались как можно более широко представить поле проектной активности педагога, делая акценты на том существенном, что отличает проектирование от любой другой профессиональной деятельности.

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Цель и пафос развития педагогической науки и практики — это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет.

В. П. Беспалько






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных