Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приложение 9. Обзор тематики и содержания международных проектов в разных регионах России, инициатором которых в конце 1990-х гг. выступил британский совет




 

(СНОСКА: По материалам Ежегодной Российско-Британской конференции по оценке и планированию образовательных проектов. — Сочи, 2000. — 2 — 4 окт.)

Проект «Дети группы риска», Нижний Новгород

Задача: найти стратегические способы решения проблем, связанных с детьми, входящими в группы риска в Нижегородском регионе.

Партнерами выступили управление по образованию и науке Нижнего Новгорода и школа Киббл в Шотландии.

В ходе проекта сделана попытка определения эффективных путей влияния на жизнь детей, уязвимых в социальном плане, и возможных форм их позитивного включения в социальный контекст. В основу проекта было положено изучение аналогий в опыте преодоления трудностей работы с социально неблагополучными детьми в условиях социальных изменений в обеих странах.

Российские специалисты получили возможность познакомиться с различными видами терапии кризисных ситуаций и системами поведенческой поддержки, которые используются в опыте коллег из Шотландии.

Проект «Технологическое образование и профессиональная ориентация» г. Нижний Новгород и регион Большая Волга

Стратегическая цель: внести вклад в разработку учебного плана профессиональной ориентации с учетом потребностей учащихся и в соответствии с российским школьным контекстом начала XXI в. Проект основан на проектном подходе к обучению.

В рамках проекта по разработке нового учебного плана были сделаны следующие шаги:

· группа из 45 преподавателей технологии прошла подготовку в использовании педагогики, основанной на проектировании;

· разработанная методология обучения и учебные материалы апробированы в различных школах;

· определены способы, в которых проектные методы могут сочетаться с компетентностным подходом к профессиональному образованию;

изданы учебники для школ и методические пособия для учителей;

· группа учителей начала подготовку по разработке учебных материалов;

· разработана инфраструктура по производству и распространению материалов;

· команда тренеров прошла подготовку по дальнейшей диссеминации проекта;

· проведены семинары в других частях России;

· отчеты о реализации проекта представлены на международных конференциях в ряде российских и зарубежных городов — Москве, Самаре, Лондоне, Брауншвейге;

· опубликованы статьи в научных журналах России и Великобритании.

Привлечение учреждений государственного уровня позволило организаторам проекта сосредоточить внимание на развитии тренерского потенциала (задачи диссеминации), разработке методических материалов для различных категорий участников проекта (учащихся, педагогов, тренеров), сотрудничестве с Министерством образования РФ по разработке нового учебного плана.

Проект «Реформирование системы начального профессионального образования на основе компетентностного подхода», Нижний Новгород

Проекту предшествовала работа, которая в течение двух лет выполнялась при участии департамента образования и науки администрации Нижегородской области и Шотландским Квалификационным управлением. За два года в российских условиях была апробирована шотландская методика компетентностного подхода, направленная на достижение конечных результатов обучения, соотнесенных с запросами рынка, и на создание соответствующих курсов по предметам профессиональной подготовки.

За время проекта было создано 100 учебных модулей по различным специальностям (ландшафтник, предприниматель малого и среднего бизнеса, повар, слесарь и др.). Проведена сравнительная оценка в группах студентов, обучавшихся по старым и новым программам, показавшая эффективность компетентностного подхода.

Следующий этап проектной работы был рассчитан на:

· увеличение количества преподавателей, умеющих создавать и внедрять модульные курсы (50 человек);

· подготовку группы преподавателей-тренеров непосредственно в Шотландии (5 человек);

· дальнейшую разработку учебных модулей по курсам профессионального и общеобразовательных циклов;

· создание ресурсного центра для распространения и поддержки проекта;

· проведение научно-практических конференций и семинара по итогам работы;

· формирование банка данных разработанных модулей.

Проект «Подготовка и переподготовка педагогов высшей школы для реализации программ гражданского и поликультурного образования», Красноярск—Москва

Проект продолжил работу, связанную с подготовкой блока учебно-методических комплектов для студентов педагогических вузов по демократизации школы и гражданскому образованию. Апробация курсов в Москве и Красноярске показала высокую результативность новых программ и выявила необходимость дополнительной специальной подготовки вузовских преподавателей для их реализации. В частности, для того, чтобы в качестве тренеров они могли обучать студентов коммуникативным формам совместной работы, навыкам проектной деятельности, умению разрешать конфликты и т.д. Участники проекта работали по следующим направлениям:

· подготовка вузовских преподавателей;

· подготовка студентов как специалистов, способных к демократизации учебного процесса в школах и реализации программ гражданского образования;

· создание сети пилотных вузов;

разработка программ повышения квалификации и методик переподготовки;

· создание и поддержка учебно-методических центров в регионах России со сложной полиэтнической ситуацией.

Проект «Выявление, формирование и развитие лидерских качеств руководителей учреждений образования», Омск

Отличительной чертой проекта стала его направленность на обновление системы управления муниципальным образованием на основе новых принципов управления с использованием возможностей проектного (программного) подхода и на становление самостоятельности и автономности образовательных учреждений города.

В течение учебного года в рамках проекта прошли обучение 30 директоров и их заместителей, защищено 30 проектов развития учреждений образования. Стратегической целью продолжения проекта стало развитие демократизации и повышение эффективности управления образованием через выявление и развитие лидерских качеств руководителей. Ожидаемый результат связан с изменением позиции и роли руководителя в системе управления жизнью образовательного учреждения. От приоритетного выполнения функций планирования и контроля он должен был перейти к обучению и поддержке всего персонала, мобилизации его на достижение общих целей, осознавая при этом свою меру личной ответственности за дело.

Проект «Создание модели государственно-общественного управления образованием», Красноярск

Стратегической целью проекта стало создание совокупности вариативных форм государственно-общественного управления образованием как важнейшего пути демократизации школы и общества. Замысел родился в результате представлений проектной команды о необходимости формирования опыта государственно-общественного управления, которое обеспечило бы повышение эффективности работы образовательных учреждений за счет их финансовой самостоятельности и заинтересованности общественности в решении проблем образования.

Еще одна ведущая идея проекта связана с пониманием того, что «выращивание» общественного мышления подрастающего поколения невозможно без реальной совместной работы с общественностью на территории, где расположено учреждение. Организаторы проекта исходили также из представления о том, что партнерские отношения должны быть выстроены с тремя категориями: родители, профессионально-педагогическая общественность, непрофессионалы, заинтересованные в решении образовательных проблем. Суть похода, который был использован в ходе проекта, его организаторы выразили в формуле: «Увеличение общественной составляющей в управлении образованием».

Проект «Оценка качества образовательной деятельности школ», Волгоград

Проект в течение нескольких лет реализовывался Волгоградским государственным педагогическим университетом в партнерстве с местным муниципалитетом и школами Волгоградской области. Проектная команда установила контакты со специалистами из Великобритании, занимающимися вопросами эффективной деятельности школ. На первом этапе были определены шесть ключевых тем в модели школьной эффективности, выработаны критерии, описывающие успешную школу по каждой из этих тем. В качестве разработчиков выступили шесть команд, в состав которых вошли учителя школ, университетские преподаватели, представители местных органов управления. Полученные критерии были апробированы и откорректированы. После этого команда российских специалистов приняла участие в семинаре, организованном в г. Брайтоне, где вместе с британскими коллегами был проведен сравнительный анализ волгоградской модели с моделями эффективной деятельности школ, разработанными в Англии. На основе совокупного опыта была осуществлена дальнейшая корректировка российской модели.

Логика продолжения проекта предусматривала пилотную работу на базе проектных школ, использование не только самооценки, но и взаимооценки; закрепление модели в обычном цикле школьного планирования параллельно с увеличением количества школ, способных ее применять. Организационным механизмом послужило формирование вокруг каждой пилотной школы кластерной группы из пяти школ с целью переноса в них опыта подготовки к переходу на новую модель работы с использованием самооценки и стандартизации. В помощь этой работе подготовлено пособие по использованию созданной в ходе проекта модели оценки качества деятельности школ.

Приложение 10. Фрагмент пояснительной записки к образовательной программе «подготовка студентов к учебно-исследовательской работе»

 

(Разработана педагогическим коллективом высшего педагогического училища № 4 Санкт-Петербурга (СНОСКА: Авторская программа разработана под руководством и научной редакцией доктора педагогических наук, профессора И. А. Колесниковой творческой группой ВПУ № 4 г. Санкт-Петербурга в составе: директор — кандидат педагогических наук Т. И. Карпова, преподаватели И. Е. Иванова, Г. Н. Валькова, Н. А. Тронова, И. В. Алпатова, Д. Н. Некрасов), директор Т. И. Карпова)

В основу построения программы положена логика развития студента колледжа как субъекта учебно-исследовательской деятельности. При этом в центре внимания оказалась динамика продвижения в освоении этого вида профессионально-педагогической активности в непрерывно развивающейся системе «отношение — сознание — деятельность».

Первый этап обучения предполагает формирование у студентов:

· устойчивой мотивации по отношению к участию в исследовательской деятельности;

· профессионально-личностных установок на поисково-исследовательский подход к постоянно изменяющейся педагогической действительности;

· интереса к научным источникам информации и результатам исследовательской деятельности своих преподавателей и сокурсников;

· этических норм исследовательской и экспериментальной работы с людьми.

Параллельно с этим организуется работа по развитию структур мышления, обеспечивающих успешность в осуществлении исследовательских процедур (умение анализировать, способность к сравнениям и обобщениям, критичность, рефлексивность и др.).

В общем контексте профессиональной подготовки идет развитие, освоение и накопление обобщенных базовых знаний, умений, навыков, нормативного опыта учебно-исследовательской деятельности, обеспечивающих студентам возможность профессионально работать с различными источниками информации, базами данных, проводить простейшие исследования, связанные с изучением общеобразовательных и специальных дисциплин; осваивать простейшие приемы самодиагностики.

Предполагается, что основными результатами первого года обучения будут:

· включение студентами учебно-исследовательской деятельности вкруг своих профессионально-личностных ценностей;

· самоопределение в поле исследовательской деятельности коллектива колледжа, т.е. нахождение своей проблематики и форм участия в УИРС;

· освоение базовых исследовательских умений и навыков, составляющих предпосылочную основу для дальнейшего, более глубокого включения в исследовательскую деятельность.

Таким образом, работа осуществляется по двум линиям: создание психологических, организационных, информационных предпосылок для успешного вхождения в контекст учебного исследования и собственно освоение логики и методики учебно-исследовательской деятельности на определенной предметной основе.

На втором этапе содержание обучения исследовательской деятельности смещается на предметы психолого-педагогического цикла. Овладение исследовательскими умениями и навыками выделяется в качестве отдельной задачи. Формируются условия для интеграции теоретического и практического опыта в позиции исследователя. У студентов появляется возможность применения исследовательских умений и навыков при прохождении практики в базовых образовательных учреждениях.

Третий этап ориентирован на системную организацию учебно-исследовательской работы с элементами научного творчества, итогом которой является написание и защита выпускной квалификационной работы (ВКР). На всех этапах важной частью подготовки становится постоянное стимулирование студентов к использованию полученных исследовательских навыков для изучения собственного продвижения в педагогической профессии, самодиагностики, самокоррекции своей деятельности и личностных проявлений.

Приложение 11А. Государственный образовательный стандарт общего образования (выдержки)

 

(СНОСКА: На основе материалов официального сайта Министерства образования и науки РФ: www.ed.gov.ru. См. также материалы по государственным стандартам образования: www.edu.ru, www.auditorium.ru, www.profile-edu.ru, www.bio.lseptember.ru)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Общие положения

Начальное общее образование — первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, различиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

В рамках предмета «Технология» с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».

«Русский язык» и «Литературное чтение» представлены в двух вариантах: для школ с обучением на русском языке и для школ с обучением на родном (нерусском) языке.

«Иностранный язык» изучается со II класса при наличии в образовательном учреждении необходимых условий.

Обучающиеся, успешно завершившие начальное общее образование (выполняющие в полном объеме требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу), продолжают обучение на ступени основного общего образования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных