Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепции перехода к рыночной экономике




В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противоположных концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» – постепенный), а вторая – «шоковая терапия». Второй термин используется для обозначения радикальных рыночных реформ.

Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что так можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.

Реформа была не предварительным проектом китайского руководства, а результатом принятия правильных решений, соответствующих объективным тенденциям развития («Переходи реку, ощупывая камни», – советовал Дэн Сяопин). Стремление к переменам родилось снизу. После провала маоистской авантюристической политики «Великого скачка» (1958–1959) и Культурной революции (1966–1969) в Китае наступил и хаос, и голод, от которого умерли несколько десятков миллионов человек. В декабре 1978 г. 18 крестьянских дворов из провинции Аньхой от безысходности решились на отчаянный по тем временам шаг – раздел земли по дворам. При этом крестьяне обязались не просить у государства денег, а гарантированно отдавать ему часть урожая в форме продналога. Власти не подавили мятеж и поддержали почин, который стал фундаментом «китайского чуда».

Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики: 1) может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной; 2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях; 3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики; 4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли); 5) важен порядок реформ. Например, в Китае сельская реформа предшествовала городской, ценовая – реформе собственности.

К началу реформ Китай был отсталой страной, с ручным трудом в сельском хозяйстве, где было занято 70% населения, с устаревшим оборудованием в промышленности. Ключом к развитию Китая стала политика открытости по отношению ко всем странам мира. Постепенно, начиная с 1979 г., создавались и расширялись «островки капитализма» – СЭЗ и открытые экономические районы, города, провинции. В зонах высоких технологий частные предприятия составляют свыше 90%. Одновременно проходит процесс дерегулирования внешней торговли. Основным фактором валютного регулирования стали рыночный спрос и предложение.

Благодаря политике открытости экономики за годы реформ к 2005 г. в Китай поступило около 700 млрд долл., в том числе около 600 млрд в форме прямых иностранных инвестиций. Из крупнейших 500 ТНК мира 400 инвестировали в Китай. Иностранные инвестиции стали главным фактором развития промышленности страны.

Становление частной собственности в Китае

«Эволюцию взглядов на приватизацию можно проследить по конституциям КНР. При пересмотре конституции в 1988 г. негосударственный сектор экономики был объявлен «дополнением» к государственному. В 1993 г. в конституции было закреплено понятие «социалистическая рыночная экономика». В 1999 г. негосударственный сектор экономики трактовался как «важная составная часть социалистической рыночной экономики». В 2004г. в конституции закреплено понятие «неприкосновенность законно нажитой» частной собственности.

Жуджунь Дин, Ковалев М.М. Путь к рыночной экономике

(китайская модель реформ). Мн., 2005. – С. 18.

«Шоковая терапия» это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи.

Монетаристы исходят из того, что рынок является саморегулирующейся системой, способной порождать рыночные институты без участия государства. С другой стороны, государство не есть некоторый абстрактный институт: оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и противодействуют сужению их функции в управлении экономикой.

Опыт стран с переходной экономикой подтверждает тезис монетаристов о том, что субъекты рыночного хозяйства создают необходимые для функционирования рынка правила и институты без вмешательства государства. Например, частные предприятия, специализированные инвестиционные фонды, товарные биржи, банки, неформальные кодексы ведения бизнеса, многие законодательные акты возникали по инициативе предпринимателей. Но есть и негативные моменты в самоорганизации рыночного хозяйства, тем более в условиях смешанной экономики переходного периода. Во-первых, саморазвитие рынка на основе либерализации требует длительного времени. Во-вторых, саморазвитие может порождать антисоциальные институты, пагубные для развития экономики. Например, в условиях неэффективной судебной защиты частной собственности в первые годы реформ в некоторых странах возникли криминальные группировки по защите интересов предпринимателей (исполнение долговых обязательств), перераспределению собственности с позиций силы. Возникали преступные виды бизнеса (наркоторговля), криминальные структуры по расхищению государственной собственности и т.д. Поэтому саморазвитие рыночных институтов должно было дополняться мерами поддержки и контроля становления рыночных институтов со стороны государства, защиты прав собственности, борьбы с коррупцией.

Нормальное функционирование и развитие рынка возможно лишь в условиях устойчивости финансовой и денежной систем. Монетаристы рекомендовали быстро подавлять инфляцию и обеспечить жесткие бюджетные ограничения. Предприятия должны тратить только то, что они зарабатывают, и не рассчитывать на получение денежной поддержки от государства; государство должно предпринять энергичные усилия по улучшению собираемости налогов, противодействию обороту незаконных платежных средств и утечке капиталов.

Первыми на путь быстрого и полного дерегулирования встали страны Центральной Европы и Балтии (за исключением Латвии). Наиболее радикальные и быстрые реформы были проведены в Польше. В соответствии с принципами «Вашингтонского консенсуса» была проведена быстрая либерализация цен (в течение января 1990 г.); осуществлен переход к жесткой кредитно-денежной политике, и введен контроль за ростом заработной платы; ликвидированы ограничения на предпринимательскую деятельность и внешнюю торговлю. Доля частного сектора за три года (1990–1993) увеличилась в три раза и составила 30% ВВП.

Вслед за Польшей «шоковая терапия» была проведена и в других странах Центральной Европы (Чехия Венгрия, Словения), а также в Литве и Эстонии. К концу 1992 г. полномасштабная либерализация в странах Центральной Европы завершилась. Сегодня эти страны можно считать странами с полномасштабной рыночной экономикой. Республики бывшего СССР – Латвия и Румыния выбрали путь медленной и постепенной либерализации, пытаясь уменьшить социальное бремя реформ. Из 12 стран, ставших на путь постепенных реформ, лишь в половине из них к 2000 г. была сформирована рыночная экономика[33] (см. табл. 11.2).

Таблица 11.2

Индекс структурных преобразований Мирового банка (ЕБРР, 1990–2000)

                       
Польша 0,68 0,72 0,82 0,82 0,83 0,79 0,79 0,81 0,86 0,86 0,86
Чехия 0,16 0,79 0,86 0,9 0,88 0,82 0,82 0,82 0,9 0,9 0,93
Венгрия 0,57 0,74 0,78 0,82 0,83 0,82 0,82 0,87 0,93 0,93 0,93
Латвия 0,13 0,29 0,51 0,67 0,71 0,67 0,74 0,74 0,86 0,86 0,82
Литва 0,13 0,33 0,55 0,78 0,79 0,71 0,74 0,74 0,82 0,82 0,86
Эстония 0,2 0,32 0,64 0,81 0,83 0,77 0,78 0,82 0,9 0,93 0,93
Россия 0,04 0,1 0,49 0,59 0,67 0,64 0,71 0,72 0,64 0,64 0,64
Украина 0,04 0,1 0,23 0,13 0,33 0,54 0,57 0,59 0,65 0,65 0,68
Беларусь 0,04 0,1 0,2 0,33 0,42 0,5 0,44 0,37 0,37 0,37 0,43
Молдова 0,04 0,1 0,38 0,51 0,54 0,64 0,64 0,64 0,76 0,76 0,75
Румыния 0,22 0,36 0,45 0,58 0,67 0,65 0,64 0,66 0,76 0,82 0,82
Казахстан 0,04 0,14 0,35 0,35 0,42 0,5 0,64 0,66 0,79 0,72 0,71
Кыргызстан 0,04 0,04 0,33 0,6 0,71 0,71 0,67 0,7 0,82 0,79 0,79
Азербайджан 0,04 0,04 0,25 0,31 0,33 0,4 0,44 0,51 0,61 0,61 0,65
Узбекистан 0,04 0,04 0,26 0,3 0,5 0,57 0,67 0,54 0,67 0,5 0,49
Туркменистан 0,04 0,04 0,13 0,16 0,29 0,27 0,27 0,36 0,36 0,36 0,35
Таджикистан 0,04 0,11 0,2 0,26 0,42 0,4 0,4 0,39 0,55 0,58 0,61

В России радикальная рыночная реформа началась в 1992 г. Но подлинной «шоковой терапии» там не было. Отличительным признаком радикальной реформы является быстрая финансовая стабилизация. Но на протяжении 1992–1998 гг. бюджет России сводился с дефицитом 5–10% ВВП, а гиперинфляции была остановлена лишь в 1996 г. Республика Беларусь пошла путем градуализма.

Обобщая опыт первых реформ, можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада.

Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и в то же время запаздывание в развитии координирующей способности рынка. Например, реформа агропромышленного комплекса во многих странах означала ликвидацию крупных коллективных и государственных хозяйств; распределение земли на паи и передачу их в частную собственность крестьянам; возникновение новых организационных форм хозяйствования на земле; формирование новой системы снабжения, сбыта и переработки сельхозпродукции. Все это вызывает временный спад в производстве сельхозпродукции.

Во-вторых, административно-командная экономика – это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров. Переход к рыночному механизму установления равновесия приводил к прекращению производства избыточного количества товаров, банкротству отдельных предприятий. Переориентация высвободившихся ресурсов обанкротившихся предприятий на производство другой, востребованной рынком продукции происходит не мгновенно. Кроме того, прекращение холодной войны, последовавшее после распада социалистического лагеря, привело к сокращению производства продукции военно-промышленного комплекса.

Трансформационный спад ведет к снижению бюджетных поступлений. В то же время в наследие от социализма сохраняются высокие обязательства государства по бюджетному финансированию социальной сферы. В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. Это в конечном счете ведет к проеданию сбережений населения и понижению текущих доходов, проеданию оборотных фондов предприятий. Кроме того, происходит перенос решения текущих проблем на следующие поколения, поскольку из-за проедания амортизации накапливается износ основных фондов как в сфере производства, так и в социальной сфере. Продолжают функционировать предприятия с низкой эффективностью использования ресурсов, развивается скрытая безработица.

В случае «шоковой терапии» правительство стремится быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли. В результате радикальных реформ эффективность производства быстро повышается и перекрывает потери трансформационного спада. Появляются ресурсы для поддержания более высокого уровня социальной защиты населения.

В странах, где проводились радикальные реформы, инфляция была слабее и подавлена быстрее, чем в странах с постепенными реформами, а рост ВВП начался раньше, в Польше – уже в 1992 г. При этом уровень доходов населения и степень социальной защиты людей здесь также оказались выше. Шоковая терапия в индустриально развитых странах, как показывает опыт развития стран с переходной экономикой, оказалась более эффективной, чем градуалистский вариант.

Трансформационный спад в странах с более низким уровнем развития выражен слабо. Например, в Китае аграрная реформа не только не привела к спаду сельскохозяйственного производства, но сразу же вызвала его рост. После роспуска коммун крестьяне получили по 0,1 га земли на условиях семенного подряда, что сильно подняло их заинтересованность в результатах труда. Проблемы с организацией сбыта не было, поскольку подавляющее большинство населения жило в сельской местности. Поэтому реформа в сельском хозяйстве сразу же дала прирост ВВП, что создало принципиальную возможность и для более радикальных реформ. Тем более, что тогда не было больших проблем с финансированием социальных расходов, поскольку основная часть расходов – пенсии – в Китае отсутствовали.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных