ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследованияП. И. ОБРАЗЦОВ МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ
Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. - Орел, 2002. - 292 с.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3 Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования.. 5 Лекция 2. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика.. 29 Лекция 3. Методы научного познания.. 62 Лекция 4. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.. 90 Лекция 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований.. 149 Лекция 6. Методы МатематическОЙ статистиКИ в психолого-педагогическИХ исследованиЯХ.. 172 Лекция 7. Методика проведения психолого-педагогического исследования.. 197 Лекция 8. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.. 235 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 252 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 254 Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента 254 Методика проведения социометрического опроса. 263 Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса. 269
ВВЕДЕНИЕ
В курсе лекций рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения психолого-педагогических исследований в школе и других образовательных учреждениях. В нем раскрываются методология, современные методы и методика их проведения, обосновываются пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику. Особое место уделено раскрытию вопросов психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики. Курс лекций подготовлен на основе педагогических источников, в которых освещаются вопросы научного познания и исследования, опыта проведения конкретных научно-исследовательских работ. Он рассчитан на студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям 031000 – Педагогика и психология, 030900 – Дошкольная педагогика и психология, 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования, а также специалистов, работающих в области подготовки научно-педагогических кадров; соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. В то же время его изучение окажет помощь преподавателям вузов, методистам, слушателям факультетов повышения квалификации, научным работникам, выполняющим научно-исследо-вательскую работу различного квалификационного уровня и специальности. Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в Российских вузах непосредственно зависит от опоры на науку, в том числе на психологию и педагогику, как важнейшие отрасли человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, согласовано с другими науками, в соответствии с выводами которых решается названная проблема. Ее решение невозможно без методологической оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследований в этой области. Улучшение методологической и методической вооруженности исследователей повышает эффективность изысканий, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и педагогика накопили в последнее время много удачных, оригинальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психолого-педагогических явлений. Достижения современных психологии и педагогики позволили значительно расширить их методологическую и методическую базу, что требует обобщения достигнутого. В практике научной работы исследователя нередко встречаются трудности методологического и методического плана. Эти трудности связаны с определением темы научной работы, объекта, предмета, цели, научных задач, гипотезы исследования, его научной новизны, теоретической и практической значимости. Так как наибольшая активность исследовательской работы, несомненно, присуща студентам и соискателям ученых степеней, курс лекций имеет цель, прежде всего, познакомить эти категории лиц с видами психолого-педагогических исследований, методологическими требованиями к определению основных компонентов курсовой, дипломной и диссертационной работ, методикой выполнения научного труда, правилами публикаций основных результатов исследования в научных изданиях. Наряду с этим, пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в области проведения психолого-педагогических исследований в интересах совершенствования образовательного процесса в школе и других образовательных учреждениях. В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения сравнительного педагогического эксперимента, методика проведения социометрического опроса, а также методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы студентов в вузе. Их творческое использование в педагогической практике будет способствовать решению обозначенной проблемы. Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования Вопросы лекции: 1.1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции. 1.2. Методологические принципы научного исследования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|