Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования




П. И. ОБРАЗЦОВ

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ


Орел 2002

 

 

Образцов П.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. - Орел, 2002. - 292 с.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования.. 5

Лекция 2. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика.. 29

Лекция 3. Методы научного познания.. 62

Лекция 4. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.. 90

Лекция 5. Теоретические и сравнительно-исторические методы психолого-педагогических исследований.. 149

Лекция 6. Методы МатематическОЙ статистиКИ в психолого-педагогическИХ исследованиЯХ.. 172

Лекция 7. Методика проведения психолого-педагогического исследования.. 197

Лекция 8. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ.. 235

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 252

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 254

Методика проведения сравнительного педагогического эксперимента 254

Методика проведения социометрического опроса. 263

Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ по педагогике опроса. 269

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В курсе лекций рассматриваются теоретические и практические вопросы проведения психолого-педагогических исследований в школе и других образовательных учреждениях. В нем раскрываются методология, современные методы и методика их проведения, обосновываются пути внедрения результатов исследования в педагогическую практику. Особое место уделено раскрытию вопросов психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.

Курс лекций подготовлен на основе педагогических источников, в которых освещаются вопросы научного познания и исследования, опыта проведения конкретных научно-исследовательских работ. Он рассчитан на студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям 031000 – Педагогика и психология, 030900 – Дошкольная педагогика и психология, 031100 – Педагогика и методика дошкольного образования, а также специалистов, работающих в области под­готовки научно-педагогических кадров; соискателей ученой степени кандидата психологических и педагогических наук. В то же время его изучение окажет помощь преподавателям вузов, методистам, слушателям факультетов повышения квалификации, научным работникам, выполняющим научно-исследо-вательскую работу различного квалификационного уровня и специальности.

Успешное решение задачи подготовки будущих специалистов в Российских вузах непосредственно зависит от опоры на науку, в том числе на психологию и педагогику, как важнейшие отрасли человековедения. Интенсивное накопление новых психолого-педагогических знаний должно быть осмыслено, подчинено потребностям государства, сог­ласовано с другими науками, в соответствии с выводами которых решается названная проблема. Ее решение невозможно без методологической оснащенности психолого-педагогической науки, развития исследо­ваний в этой области. Улучшение методологической и методической воору­женности исследователей повышает эффективность изыска­ний, делает их более конкретными и целеустремленными. Кроме того, психология и пе­дагогика накопили в последнее время много удачных, ориги­нальных методических приемов и средств анализа научных фактов и психолого-педа­гогических явлений. Достижения современных психологии и педагогики позволили значительно расширить их методологическую и методическую базу, что требует обобще­ния достигнутого.

В практике научной работы исследователя нередко встречаются труд­ности методологического и методического плана. Эти трудности связаны с определением те­мы научной работы, объекта, предмета, цели, научных задач, гипотезы исследования, его научной новизны, теоретической и практической значи­мости. Так как наибольшая активность исследовательской работы, несомненно, присуща студентам и соискателям ученых степеней, курс лекций имеет цель, прежде всего, познако­мить эти категории лиц с видами психолого-педагогических исследований, методоло­гическими требованиями к определению основных компонентов курсовой, дипломной и диссертаци­онной работ, методикой выполнения научного труда, правилами публика­ций основных результатов исследования в научных изданиях. Наряду с этим, пособие адресовано широкому кругу преподавателей и специалистов, работающих в области проведения психолого-педагогических исследований в интересах совершенствования образовательного процесса в школе и других образовательных учреждениях.

В приложениях учебного пособия приводятся методика проведения сравнительного педагогического эксперимента, методика проведения социометрического опроса, а также методические рекомендации по организации и проведению научно-исследовательской работы студентов в вузе. Их творческое использование в педагогической практике будет способствовать решению обозначенной проблемы.

Лекция 1. Методологические основы психолого-педагогического исследования

Вопросы лекции:

1.1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции.

1.2. Методологические принципы научного исследования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных