Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 175-183. – (Серия «Учебное пособие»).




2. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Культура и спорт, 1999.

3. Всемирная история: Эпоха просвещения/ А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. – Т. 15.

4. Мусский И.А. 100 великих мыслителей. – М.: Вече, 2000.

5. Каменский А.Б. Философия, культура, общество. Российские реформы: уроки истории// Вопросы философии. – 2006. – №6.

6. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Мол.гвардия, 2007.

7. http://www.hronos.km.ru/

8. www.hrono.ru/biograf/ekater2.html

9. bse.sci-lib.com/article093453.html

 

Методические советы

 

Дайте определение понятию «просвещение». Какие идеи составили основу просвещения? Назовите наиболее известных европейских просветителей. В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»? В каких странах и почему он возник? В чем принципиальное отличие европейского абсолютизма от российского?

 

Литература ко второму вопросу

1. Шляпникова Е.А. Г.А.Потемкин// Вопросы истории. – 1998. – № 7.

2. Английский дипломат о политике и дворе Екатерины II// Вопросы истории. – 1999. – № 4 – 5.

3. Павленко Н.И. Екатерина Великая. – М.: Мол. гвардия, 1999.

4. Доннерт Э. Екатерина Великая: личность и эпоха. – Спб.: Вита Нова, 2003.

5. Ряжев А.С. Просвещенное духовенство при Екатерине II// Вопросы истории. – 2004. – № 9.

6. Гребенщикова Г.А. Екатерина II и развитие военного флота в России// Вопросы истории. – 2005. – №4.

7. Марасинова Е. Н. Вольность российского дворянства (Манифест Петра Ш и сословное законодательство Екатерины П) // Отечественная история. – 2007. – № 4.

8. Марасинова Е.Н. О политическом сознании русского общества во второй половине ХVIII в. // Вопросы истории. – 2007. – № 12.

9. http://rusimper.narod.ru/kateii.html

10. http://www.krugosvet.ru/articles/122/1012233/1012233a1.htm

 

Методические советы

 

Какова политическая биография Екатерины II? Какие ее качества как личности обеспечили ей успех в России, утверждение у власти? В чем суть «Манифеста о даровании свободы и вольности дворянству» Петра III от 18 февраля 1762 г. и почему Екатерина II его не отменила?

В чем состояло сословное законодательство Екатерины II? Какие документы закрепили корпоративность российского общества? Почему была проведена новая административная реформа? Как была продолжена секуляризация, начатая Петром I? Какие законы Екатерины II способствовали развитию российского предпринимательства? Как строилась имперская внутренняя политика на вновь приобретенных землях (Крым, Украина, Белоруссия)?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Лещиловская И.И. Балканская политика Екатерины II// Вопросы истории. – 1999. – № 2.

2. Черкасов П.П. Екатерина II и Людовик XVI: русско-французские отношения. – М.: Наука, 2001.

3. Виноградов В.Н. Дипломатия Екатерины Великой// Новая и новейшая история. – 2001. – № 3.

4. Рэгсдейл Х. Просвещенный абсолютизм и внешняя политика России в 1762-1815гг.// Отечественная история. – 2001. – №3.

5. Стегний П. разделы Польши в дипломатии Екатерины II// Международная жизнь. – 2002. –№6.

6. Лабутина Т.П. Была ли Екатерина II англофилом? (К вопросу о «вестернизации» политической элиты России)// Вопросы истории. – 2003. – № 9.

7. Гордин М.А. Екатерининский век: Панорама столичной жизни: Кн. 1. – СПб.: Пушкинский фонд, 2004.

8. Бессарабова Н.В. Путешествие Екатерины II по России. – М.: МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2005.

9. Гребенщикова Г.А. Екатерина П и развитие военного флота России // Вопросы истории. – 2005. – № 4.

10. Труайя А. Екатерина Великая / Пер. с французского. – М.: Эксмо, 2005.

11. Шишов А. Суворов. Генералиссимус Великой империи. Новое прочтение биографии. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005.

12. Гребенщикова Г.А. Александр Андреевич Безбородко//Вопросы истории. – 2007. – №5.

13. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/51084

14. http://www.ekaterina2.bnd.ru/

 

Методические советы

 

Какова была сфера интересов российской внешней политики? Отметьте главные военные кампании России против Турции и Швеции. Что такое «разделы Польши» в конце ХУШ в.? Сколько их было и каков их итог? Какими были последствия для России и ее народа от такой активной внешней политики?

 

Р е ф е р а т ы

 

1. Эпоха дворцовых переворотов.

 

Литература

 

1. Анисимов Е.В. Россия без Петра. – СПб.: Наука, 1995.

2. Волков В.В. Феномен дворцовых переворотов// Вопросы истории. – 1995. – № 5.

3. Курукин И. Дворцовый переворот 1741 года: причины, «технология», уроки// Отечественная история. – 1997. – № 5.

4. Курукин И. Анна Леопольдовна// Вопросы истории. – 1997. – № 6.

5. Курукин И. «Время, чтобы самодержавию не быть…»// Отечественная история. – 2001. – №4.

6. Курукин И. Несостоявшийся герой// Родина. – 2006. – №1.

7. Петрухинцев Н. Н. Дворцовые интриги 1730-х годов и «дело» А. П. Волынского// Вопросы истории. – 2006. – № 2.

8. Сорокин Ю.А. Заговор и цареубийство 11 марта 1801г.// Вопросы истории. – 2006. – №4.

9. Еременко М.А. Дворцовые перевороты. – М.: Мир книги, 2007.

 

2. Крестьянская война под руководством Е.И.Пугачева.

 

Литература

 

1. Павленко Н. Маркиз Пугачев// Родина. – 1996.– № 12.

2. Волков Л.В. Социальные представления участников восстания Е. И. Пугачева // Вопросы истории. – 2006. – № 12.

3. http://fstanitsa.ru/gla_pugachev.shtml

4. emelyan.ru/nachalo-vosstaniya.html

 

ТЕМА 5. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIX в.

(2 часа)

 

П л а н

 

1. Предпосылки реформ Александра II.

2. Отмена крепостного права.

3. Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

4. Итоги и значение реформ.

5. Контрреформы: причины, идеология, последствия.

 

Уясните содержание понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформа.

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1855-1881гг. – время правления Александра II

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864 г. – судебная, земская, городская реформы

1877-1878 гг. – русско-турецкая война

1881-1894 гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

 

 

Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Захарова Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861 – 1874. К вопросу о выборе пути// Великие реформы в России 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992.

3. Заичкин И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго. – М.: Мысль, 1994.

4. Зырянов П. Российская государственность в ХIX – начале ХХ вв.// Свободная мысль. – 1995.– № 8.

5. Крымская война: 1853 – 1856 (неизвестные страницы)// Родина. – 1995. – № 3, 4.

6. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2003.

7. Шестопалов А.П. Николай Алексеевич Милютин // Вопросы истории. – 2004. – №12.

8. Захарова Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории?//Отечественная история. – 2005. – №4.

9. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в.// Отечественная история. –2008. – №5.

10. http://lichm.narod.ru/

11. http://www.hronos.km.ru/

12. http://hist0rical.ru

 

 

Методические советы

 

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Великие реформы в России. 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992.

3. Никонов А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России// Наука и жизнь. – 1996. – № 2.

4. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2003.

5. Шестопалов А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг.// Вопросы истории. – 2005. – №4.

6. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

7. http://rusimper.narod.ru/doc/index.html

8. http://hist0rical.ru

 

Методические советы

 

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Манифест 19 февраля 1861 года. Какими были условия выхода крестьян из крепостной зависимости? Как решался вопрос о земле? Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Ефремова Н.Н. Местное самоуправление в России// Государство и право. – 1994. – № 3.

3. Абрамов В.Ф. Демократическая практика российского земства// Полис. – 1995. – № 3.

4. Римский С.В. Церковная реформа 60 – 70-х годов ХIX в.// Отечественная история. – 1995. – № 2.

5. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение// Вопросы истории. – 1998. – № 8.

6. Сигиферова Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В.Головине (60-е годы ХIX в.)// Отечественная история. – 1995. – № 5.

7. Хрестоматия по истории Отечества. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.

8. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2003.

9. http://www.hronos.km.ru/

10. http://hist0rical.ru

 

 

Методические советы

 

Снятие с деревни крепостнических оков неизбежно вело к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней характер, судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Почему правительство стремилось ограничить полномочия гласных и свернуть их деятельность? Почему традиционно считается, что в кругу реформ 1860 – 70-х годов наиболее демократичный характер обрело преобразование суда и судебных учреждений? В чем состояли изменения судебной системы?

Как изменился порядок организации армии и военной повинности? В чем состояли демократические преобразования народного образования? Чем можно объяснить непоследовательность, половинчатость «Великих реформ»?

 

Литература к четвертому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Горичева Л. Экономические проблемы и национальное самосознание // Вопросы экономики. – 1993. – № 8.

3. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция// Вопросы истории. – 1999. – № 11, 12.

4. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2003.

5. Захарова Л.Г. Александр II и польский вопрос// Новая и новейшая история. – 2005. –№4-5.

6. Захарова Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории?//Отечественная история. – 2005. – №4.

7. Королева Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии// Отечественная история. – 2007. – №4.

8. Шестопалов А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в.// Отечественная история. – 2008. – №5.

9. http://students.chemport.ru/materials/history.htm

10. http://lichm.narod.ru/

 

Методические советы

 

Известный писатель и историк Н.Я.Эйдельман назвал реформы 60-х годов ХIX века в России революцией сверху. Но ряд виднейших специалистов по истории России не поддерживает это мнение. Каковы их аргументы? Каким было состояние сельского хозяйства в 70 – 90-х годах ХIX в.? Как это отражалось на экономике в целом? В чем выразился политический кризис конца 1870-х годов? Раскройте процесс разрушения традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения. Как формировались и что собой представляли российская буржуазия и пролетариат? Каким образом происходила постепенная утрата дворянством экономического могущества и монополии на власть?

 

Литература к пятому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 224-234. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Записка М.Н.Каткова Александру Третьему// Источник. – 1994. – № 5.

3. Собко Е.М. Государственный совет и контрреформы// Вопросы истории. – 1995. – № 11.

4. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке: Курс лекций. – М.: Высшая школа, 2003.

5. http://hronos.km.ru/biograf/alexand3.html

6. http://scepsis.ru/library/id_1537.html

7. www.portal-slovo.ru/rus/history/86/107/&part=2

 

Методические советы

 

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?

 

Р е ф е р а т

 

1. Политический портрет Александра II.

 

Литература

 

1. Козлов В. Грани российской государственности. – М.: Знание, 1992.

2. Яковлев А.И. Александр Второй и его эпоха. – М.: Знание, 1992.

3. Ерошкин Н. Выстрел у Летнего сада// Вопросы истории. – 1993. – № 7.

4. Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права// Вопросы истории. – 1998. – № 10.

5. http://hronos.km.ru/biograf/alexand2.html

6. http://www.krugosvet.ru/articles/36/1003611/1003611a1.htm

7. http://hist0rical.ru

 

 

ТЕМА 6. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА. 1914 – 1920 гг.

(2 часа)

 

П л а н

 

1. Истоки национального кризиса в годы первой мировой войны.

2. Победа февральской революции.

3. От Февраля к Октябрю 1917 г.: альтернативы развития.

4. Октябрьское вооруженное восстание: смена политической системы. Мировое сообщество и Россия.

 

Уясните содержание понятий: двоевластие, декрет, диктатура, легитимность, патриотизм, революция, аннексия, контрибуция, коалиция, пролетарский интернационализм, Антанта, Тройственный союз, панславянизм.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1 августа 1914 г. - 11 ноября 1918 г. – I мировая война

3 марта 1918 г. – Брестский мир. Выход России из войны

2 марта 1917 г. – отречение Николая II от престола

2 марта – 4 июля 1917 г. – двоевластие

24-26 октября 1917 г. – октябрьское восстание в Петрограде

 

Литература к первому вопросу

 

1. Палеолог М. Царская Россия во время мировой войны. – М.: Новости, 1991.

2. Туполев Б.М. Происхождение первой мировой войны// Новая и новейшая история. – 2002. – №4

3. Уткин А.И. Первая мировая война. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.

4. Нарский И.В. Фронтовой опыт русских солдат.1914-1916гг.// Новая и новейшая история. – 2005. – №1.

5. Орлов А. Хочется верить, но нечему// Родина. – 2006. – №8.

6. Февральская революция 1917года в российской истории. «Круглый стол»// Отечественная история. – 2007. – №5.

7. Экштут С. 1917// Родина. – 2007. – №10.

8. Морозов С. Людские потери России в первой мировой войне// Свободная мысль. – 2008. – №2.

9. http://www.hronos.km.ru/

 

Методические советы

 

Что явилось основной причиной первой мировой войны? Назовите конкретные цели каждой страны, в том числе России, в войне 1914 – 1918 гг.

Войну со стороны царской России называли Отечественной. Есть мнение, что она была империалистической. Какую точку зрения Вы разделяете?

Каков был уровень подготовки царской России к предстоящей войне, и как это сказалось в ходе военных действий? Дайте характеристику развития экономики Российской империи в годы первой мировой войны. С какими трудностями она столкнулась? Каково было положение в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте? К чему привели возросшие государственные расходы на войну в финансовой, социальной сферах? В чем проявился кризис в управлении страной? Какова роль императора Николая II в событиях первой мировой войны? Как менялось политическое настроение различных слоев общества по мере развития военных событий?

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 263-273. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной Думы// Вопросы истории. – 1998. – № 2.

3. Ганелин Р.Ш. 25 февраля 1917 г. в Петрограде// Вопросы истории. – 1998. – № 7.

4. Нарский И.В. Х.Альтрихтер. Россия в 1917 г.: страна в поисках самой себя// Вопросы истории. – 1998. – № 11-12.

5. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция// Вопросы истории. – 1999. – № 9.

6. Булдаков В.П. Кризис империи и революционный национализм начала ХХ века// Вопросы истории. – 2000. – № 1.

7. Четвертаков Н.В. Несколько штрихов к портрету А.Ф.Керенского// Отечественная история. – 2001. – №6.

8. Поликарпов В.В. 22-23 февраля 1917г. в Петрограде// Вопросы истории. – 2005. – №10.

9. Айрапетов О. Затишье перед организованной бурей?// Родина. – 2007. – №2.

10. Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России в 1917г.// Отечественная история. – 2007. – №6.

11. Февральская революция 1917года в российской истории. «Круглый стол»// Отечественная история. – 2007. – № 5.

Методические советы

 

Изучив литературу, постарайтесь ответить на следующие вопросы. Каковы причины февральской революции 1917 года? Какое влияние на февральские события оказала первая мировая война? Что послужило поводом для начала революционных выступлений? Какие меры принимал Николай II, пытаясь остановить нарастание революции? Как произошло падение монархии в России? Охарактеризуйте поведение различных социальных групп и слоев населения России в событиях февраля, обратите особое внимание на позицию российской армии. Чем можно объяснить быстрый успех революции в Петрограде? Назовите главные итоги революции. Какую реакцию вызвали февральские события за рубежом?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 283-295. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте. – М.: Республика, 1993.

3. Драма распутья. Февраль – октябрь 1917 г.// Отечественная история. – 1996. – № 2.

4. Кулешов С.В. Размышления о революции// Отечественная история. – 1996. – № 5.

5. Герасименко Г. Трансформация власти в России в 1917 г.// Отечественная история. – 1997. – № 1.

6. Интеллигенция у власти: Временное правительство в 1917 году// Отечественная история. – 1999. – № 4.

7. Герасименко Г.А. Судьба демократической альтернативы в России 1917г. и роль ее лидеров// Вопросы истории. – 2005. – №7.

8. Медушевский А.Н. Причины крушения демократической республики в России в 1917г.// Отечественная история. – 2007. – №6.

9. Февральская революция 1917года в российской истории. «Круглый стол»// Отечественная история. – 2007. – №5.

 

Методические советы

 

Какой была расстановка классово-политических сил в стране после свержения самодержавия? Какие программы политического развития России были предложены различными политическими партиями в марте – апреле 1917 г.? Что такое двоевластие? Когда и почему оно возникло? Какие общественные и социальные силы поддерживали Временное правительство, а какие Советы и почему? В чем суть и причины кризисов в России, разрешившихся весной-летом 1917 г.? Назовите основные решения первого съезда Советов? Как изменилась обстановка в стране после событий 3 – 4 июня 1917 г.? Кто подготовил так называемый «корниловский мятеж»? Почему мятежники проиграли? Как вы считаете, почему после подавления корниловского мятежа большевизация Советов пошла особенно быстрыми темпами? Расскажите о той ситуации, которая сложилась в стране осенью 1917 г.? Что представлял собой курс большевиков на социалистическую революцию?

 

Литература к четвертому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 283-295. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Октябрь семнадцатого и судьбы России// Свободная мысль. – 1996. –
№ 10.

3. Кан А.С. Русская революция 1917 г. и поражение социализма в Европе// Мировая экономика и международные отношения. – 1997. – № 10.

4. Незабытая революция: Эпоха Октября глазами россиян. – М.: Информ-знание, 1997.

5. Пантин И.А. Октябрь: движение в непредсказуемое// Политические исследования. – 1997. – № 5.

6. Соловьев О.Ф. Ноябрь 1917 г. Как Англия и Франция делили Россию// Международная жизнь. – 1997. – № 10.

7. Научная конференция, посвященная 80-й годовщине Октябрьской революции// Вестник МГУ. – Серия № 18. История, 1998. – № 5.

8. Трукан Г. Была ли демократическая альтернатива большевиками?// Свободная мысль. – 1999. – № 1.

 

Методические советы

 

Проанализировав ту информацию, которой вы обладаете, попробуйте ответить на следующие вопросы:

Под воздействием, каких факторов осенью 1917 года вновь сформировался социально-политический кризис и как, в чем конкретно он проявился? Что такое Директория? Когда и зачем был создан Предпарламент? В чем допустили главный просчет политические оппоненты большевиков? Расскажите о том, как произошла победа октябрьского вооруженного восстания в Петрограде? Кто и почему принял в нем активное участие? Какую роль в его подготовке и проведении сыграли В.И.Ленин, И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий? Когда состоялся II съезд Советов, как он проходил и какие решения принял? Как произошло, что первый состав советского правительства – СНК – оказался однопартийным? Как формировалась новая политическая система? Как отреагировало мировое сообщество на победу большевиков?

 

Р е ф е р а т ы

 

1. Политический портрет В.И.Ленина – руководителя первого в мире социалистического государства.

 

Литература

 

1. Бордюгов Г. История и конъюнктура.– М.: Политиздат, 1991.

2. Ирошников М.П. В.И.Ленин и Совнарком// Первое советское правительство. – М.: Политиздат, 1991.

3. Ленин, о котором спорят сегодня. – М.: Политиздат, 1991.

4. Великанова О.В. Образ Ленина в массовом сознании// Отечественная история. – 1994.– № 2.

5. Плимак Е. Современные споры о Ленине// Свободная мысль. – 1996.– № 2.

6. Зайцев В. Ленин и Великий Октябрь// Диалог. – 1997. – № 10.

7. http://www.istorya.ru/person/lenin.php

 

 

ТЕМА 7. СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ И ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНАХ (1930 – 1945 гг.)

(2 часа)

 

П л а н

 

1. Советская внешняя политика в 1921 – 1941 гг.

2. Вторая мировая война: причины, характер, особенности, ход в 1939 – 1941 гг.

3. Великая Отечественная война: основные этапы.

4. Антифашистская коалиция: формы сотрудничества, роль в победе.

5. Итоги и уроки второй мировой войны. Вклад СССР в разгром Германии и ее союзников.

Уясните содержание понятий: антифашизм, аншлюс, милитаризм, нацизм, репарация, сателлит, фашизм, шовинизм, эвакуация, экспансия.

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

апрель – май 1922 г. - Генуэзская конференция

1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г. – II мировая война

22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г. – Великая Отечественная война

17 июля 1942 г. - 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва

5 июля - 23 августа 1943 г. – битва на Курской дуге

17 июля – 2 августа 1945 г. – Потсдамская конференция

 

Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 310-311, 339-341. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Аптон Э. «Зимняя война»// От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны. – М.: Политиздат, 1992.

3. Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 г.: опыт критического осмысления одной дискуссии// Отечественная история. – 1994. – № 3.

4. Александр П. Расколотый щит. «Линия Маннергейма»// Родина. – 1995. – № 12.

5. Невежин В.А. Сталинский выбор 1941 г.: оборона или … «лозунг наступательной войны»// Отечественная история. – 1996. – № 3.

6. Волков В.К. Советско-германские отношения во второй половине 1940 г.// Вопросы истории. – 1997. – № 2.

7. Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на Советский Союз. – М.: Росспэн, 2001.

8. Мельтюхов М.И. Советско-польские войны: Военно-политическое противостояние, 1918 – 1939 гг. – М.: Вече, 2001.

9. Розанов Г.Л. Сталин и Гитлер: Документальный очерк советско-германских отношений 1939 – 1941 гг. – М.: Международные отношения, 1991.

10. Рыбалкин Ю.Е. Операция «Х». Советская военная помощь республиканской Испании (1936 – 1939). – М.: АИРО-ХХ, 2000.

11. Иванов В.Н. Великая победа и проблемы безопасности// Социологические исследования. – 2005. – №11.

12. Случ С.З. Сталин и Гитлер. 1933-1941: расчеты и просчеты Кремля// Отечественная история. – 2005. –№1.

13. Степанов А.С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале второй мировой войны: британский фактор// отечественная история. – 2006. – №6.

14. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939г. и его исторические последствия// Вопросы истории. – 2006. – №12.

15. Минц М.М. Представление военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией//Вопросы истории. – 2007. – №7.

 

Методические советы

 

Назовите основные цели и задачи советской внешней политики в 1920-е годы. Как они менялись? Охарактеризуйте международное положение советской страны после Гражданской войны. Каким образом складывались отношения со странами Антанты, с государствами, потерпевшими поражение в Первой мировой войне, с новыми суверенными государствами в Европе и в Азии? Раскройте решения Генуэзской (апрель – май 1922 г.), Гаагской (июнь – июль 1922 г.) и Лозаннской (ноябрь – июль 1923 г.) международных конференций и отношения к ним Советской России. Охарактеризуйте работу Коминтерна в других странах. Объясните, почему главным партнером СССР в 1920-е гг. в Западной Европе стала Германия, а в Азии – Китай? Дайте оценку деятельности Г.В.Чичерина на посту народного комиссара иностранных дел (1918 – 1930). Определите особенности советской внешней политики 1920-х годов. В связи, с чем и почему изменились в первой половине 1930 гг. внешнеполитические ориентиры и подходы Советского Союза? Раскройте вопрос о попытках создания системы «коллективной безопасности» в Европе и роли в этом процессе советской дипломатии. Дайте оценку деятельности М.М.Литвинова на посту народного комиссара иностранных дел (1930 – 1939). Какую позицию занимал СССР по отношению к различным политическим силам в Гражданской войне в Испании (1936 – 1939). Почему система «коллективной безопасности» в Европе оказалась нежизнеспособной? Раскройте причины, побудившие советское руководство пойти на сближение с Германией. Охарактеризуйте условия и последствия пакта о ненападении между СССР и Германией. Ответьте на вопрос: почему и как изменилась советская внешняя политика после начала Второй мировой войны? Определите причины, основные черты и последствия вооруженных конфликтов СССР с Польшей и Финляндией. Каковы были особенности советской внешней политики в 1930-е годы? Сделайте общие выводы о достижениях и провалах советской внешней политики в 1921 – 1941 гг.

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 341-343. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Ундасынов И.Н. Каков был характер второй мировой войны// Политические исследования. – 1995. – № 3.

3. Молодяков В.Э. Начало второй мировой войны. Некоторые геополитические аспекты// Отечественная история. – 1997. – № 5.

4. Мировые войны ХХ века. Причины и последствия – Всемирная история. – М.: ЮНИТИ, 1999.

5. Зуев М.Н. История России. – М.: Приор, 2000.

 

Методические советы

 

Проанализируйте причины, характер второй мировой войны, цели держав-участниц. Покажите основные этапы войны, назовите ее особенности. Охарактеризуйте блоки государств, участвующих в войне: буржуазно-демократический и фашистско-милитаристский. Обратите внимание на масштабы войны, сравните с масштабами первой мировой войны. Почему начальный период получил название «странная война»? Почему европейские государства вели себя пассивно и не сумели объединиться для коллективного отпора агрессору? Какие существуют оценки политики СССР на первом этапе второй мировой войны в российской и зарубежной историографии?

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 343-358. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Канун и начало войны: Документы и материалы/ Сост. Л.А.Киршнер. – Л.: Лениздат, 1991.

3. Алексеев Е.П., Старостенков Н.В. Великая Отечественная война: Народ и власть// Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.

4. Гареев М. Сталин и Верховное главнокомандование// Свободная мысль.– 1995.– № 2.

5. Данилов В. Сталин опоздал… (Готовил ли Сталин нападение на Германию в 1941 году?)// Родина.– 1995.– № 7.

6. Борозняк А.И. «Так разрушается легенда о чистом вермахте…» Современная историография ФРГ о преступлениях немецкой армии в войне против Советского Союза// Отечественная история. – 1997. – № 3.

7. Конец глобальной лжи: саморазоблачение агрессора// Военно-исторический журнал.– 1997.– № 4.

8. Пережогин В.А. Партизаны и население (1941–1945 гг.)// Отечественная история.– 1997.– № 6.

9. Урал ХХ век. Книга для чтения по истории/ Под ред. проф.М.Е.Главацкого.– Екатеринбург: СВ-96, 1997.

10. Соловьев Б., Суходеев В. Цена победы// Диалог.– 1998.– № 5.

11. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны// Новая и новейшая история. – 2000. – № 2.

12. Медведев Ж.А., Медведев Р.А. План «Барбаросса»// Вопросы истории. – 2002. – № 6.

13. Попов А.Ю. Организация партизанским движением в тылу врага в 1941-1943 гг.// Вопросы истории. – 2004. – №10.

14. Аннинский. Л. Великая. Отечественная.// Родина. – 2005. – №4.

15. Васильев А.Ф. Был ли в 1941г. Советский Союз готов к войне?// Вопросы истории. – 2005. – №1.

16. Варенников В. Память неуходящая// Родина. – 2006. – №5.

 

Методические советы

 

Определите военно-стратегические, экономические, политические цели войны Германии против СССР, характер войны. Расскажите о стойкости защитников Смоленска, Севастополя, Одессы, об объективных и субъективных причинах отступления Красной Армии в начальный период войны. Дайте оценку деятельности руководства СССР по укреплению армии, мобилизации всех сил и ресурсов страны для ведения Отечественной войны. Осветите борьбу партизан, подпольщиков на оккупированной врагами территории СССР и роль тружеников тыла в обеспечении победы над Германией и ее союзниками. Кратко охарактеризуйте каждый из трех периодов войны и военно-политические итоги разгрома врага под Москвой, у Сталинграда, на Курской дуге, в наступательных операциях на Украине, под Ленинградом, в Белоруссии. Что известно Вам об освободительном походе Вооруженных сил СССР в Европе?

 

Литература к четвертому вопросу

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 343-358. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Иванов Р.Ф. Д.Эйзенхауэр и советско-американские отношения в 1941–1945 гг.// США: Экономика, политика, идеология. – 1995.– № 6.

3. Кынин Г.П. Германский вопрос во взаимоотношениях СССР, США, Великобритании. 1944–1945 гг.// Новая и новейшая история. – 1995.– № 4.

4. Лидеры войны: Сталин. Рузвельт. Черчилль. Гитлер. Муссолини.– М.: Просвещение, – 1995.

5. Поздеева Л.В. Англичане о победе в 1945 г. и роли СССР// Новая и новейшая история. – 1996.– № 5.

6. Тюшкевич С.А., Михалев С.Н. Цена великой Победы// Государство и право. – 1995.– № 5.

7. Тюшкевич С.А., Гаврилов В.А. Можно ли считать советско-японскую войну 1945 г. частью Великой Отечественной войны// Новая и новейшая история.– 1995. – № 1.

8. Славинский Б. Ялтинская конференция: современное переосмысливание// Мировая экономика и международные отношения.– 1996.– № 4.

9. Супрун М.Н. Продовольственные поставки в СССР по ленд-лизу в годы второй мировой войны// Отечественная история. – 1996.– № 3.

10. Паперно А.Х. О ленд-лизе и тихоокеанской транспортной эпопее// Отечественная история. – 1997. – № 2.

11. Царев О.И. СССР – Англия: от сотрудничества к конфронтации (1941–1945 гг.)// Новая и новейшая история. – 1998.– № 1.

 

Методические советы

 

Изучив внешнеполитическую деятельность руководства СССР, после начала Отечественной войны, осветите причины складывания антифашистской коалиции держав, ее участников, их действия в 1941 – 1945 гг. Почему союзники СССР открыли западноевропейский фронт тогда, когда исход войны был уже предрешен?

В 1941 – 1945 гг. союзные державы высоко оценивали роль СССР в разгроме фашизма. Фальсификация вклада Красной Армии развернулась в связи с «холодной войной». Назовите критерии, определяющие вклад воюющих стран в общую победу, докажите, что Вооруженные Силы сыграли решающую роль в победе над Германией и ее союзниками в разгроме Японии. Охарактеризуйте вклад войск США, Великобритании в победу над Германией и Японией.

 

Литература к пятому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 343-358. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Комков Г.Д. Итоги войны в лабиринте взглядов// Социально-политический журнал. – 1995. – № 2.

3. Мир после войны: итоги, последствия, уроки// Родина. – 1995. – № 5.

4. Плетников Ю. Великая Отечественная война: мифы и реалии полвека спустя// Диалог. – 1995. – № 5, 6.

5. Якобсон Х.А. Вторая мировая война: некоторые итоги// Вопросы истории. – 1995. – № 7.

6. Осипов Г.В. Значение подвига советского народа// Социологические исследования. – 2005. – №5.

7. Экштут С. После победы// Родина. – 2006. – №5.

8. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно-политического и психологического противостояния// Отечественная история. –2007. –№3.

Методические советы

Подведите основные итоги Великой Отечественной и второй мировой войн. Раскройте значение победы Советского Союза над Германией и ее союзниками. Осветите главные уроки второй мировой войны. Охарактеризуйте изменения роли СССР в послевоенном мире. Определите причины начавшейся «холодной войны», ее цели и последствия.

 

Р е ф е р а т ы

 

1. Дискуссионные проблемы второй мировой и Великой Отечественной войн.

Литература

 

1. Гареев М.А. Еще раз к вопросу: готовил ли Сталин превентивный удар в 1941 г.// Новая и новейшая история. – 1994.– № 2.

2. Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии// Отечественная история. – 1994.– № 3.

3. Бобылев П.Н. К какой войне готовился генеральный штаб РККА в 1941 г.// Отечественная история.– 1995.– № 5.

4. Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу// Международная жизнь.–1995.– № 7.

5. Печенкин А.А. Была ли возможность наступать?// Отечественная история. – 1995.– № 3.

6. Бонвеч Б. (Германия). Наступательная стратегия – нападение// Отечественная история. – 1998.– № 3.

7. Бобылев П.Н. Точку в дискуссии ставить рано// Отечественная история.– 2000. – № 1.

8. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая память о войнах ХХ века как область идейно-политического и психологического противостояния// Отечественная история. –2007. –№3.

 

2. Урал – фронту.

Литература

 

1. Васильев А.Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945. – М.: Наука, 1982.

2. Великая Отечественная война. 1941–1945 гг. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1985.

3. Урал – фронту. – М.: Экономика, 1985.

4. Антуфьев А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. – Екатеринбург, 1992.

5. Урал, ХХ век. Книга для чтения по истории/ Под редакцией проф. Е.Главацкого.– Екатеринбург: СВ-96, 1997.

 

ТЕМА 8. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В УСЛОВИЯХ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»:

СЕРЕДИНА 1940-х – 1991 гг.

 

П л а н

1. Начало «холодной войны».

2. Реформаторские поиски в период «оттепели».

3. Основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР (1985 – 1991 гг.).

 

Уясните содержание понятий: административно-командная система управления, геополитика, гласность, демократический социализм, десталинизация, диссидентство, космополитизм, научно-техническая революция, неосталинизм, новое политическое мышление, ООН, перестройка, плюрализм, популизм, реабилитация, совнархоз, ускорение, «холодная война».

 

Хронология

Запомните следующие даты:

 

1946 г. – начало «холодной войны

5 марта 1953 г. – смерть И.В.Сталина

Февраль 1956 г. – ХХ съезд КПСС

12 апреля 1961г. – полет Ю.А.Гагарина в космос

Март 1985 г. – избрание М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

 

Литература к первому вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 360-363, 388-394. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Филатов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. – М.: Наука, 1991.

3. Мартынов Б. Были ли «победители» в «холодной войне»// Свободная мысль. – 1996. – № 12.

4. Загорский А.В. История советской внешней политики в годы «холодной войны»// Отечественная история. – 1997. – № 1.

5. Чубарьян А.О. Новая история «холодной войны»// Новая и новейшая история. – 1997. – № 6.

6. Злобин Н.В. По пути усиления «холодной войны»// Вопросы истории. – 2000. – № 9.

7. Серебрянников В.В. Социально-политические аспекты «холодной войны» 1946 – 1990-х годов// Диалог. – 2002. – № 1.

8. Печатнов В.О. Отечественная историография «холодной войны»: некоторые итоги десятилетия// Отечественная история. – 2003. – № 4-5.

9. Быстрова И.В. Советский военный потенциал периода «холодной войны» в американских оценках// Отечественная история. – 2004. – № 2.

10. Бокарев Ю.П. Еще раз об отношении СССР к «плану Маршалла»// Отечественная история. – 2005. – № 1.

11. Бокарев Ю.П. Президенты США в роли воителей// Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 6.

12. «Круглый стол» в институте Всеобщей истории РАН: «Феномен «холодной войны» в международных отношениях ХХ века: итоги и перспективы исследования// Новая и новейшая история. – 2006. – № 6.

13. Поляков Ю.А. Великая победа 1945г. и как ею распоряжались// Отечественная история. – 2007. – №3.

14. Скутнев А.В. «Доктрина» Хрущева против «доктрины» Эйзенхауэра (весна-

лето 1960)// Вопросы истории. – 2008. – № 3.

 

Методические советы

 

Раскройте на примерах такие изменения в международной обстановке после окончания второй мировой войны, как выход социализма за рамки одной страны, рост рабочего, коммунистического, национально-освободительного и демократического движения, движения сторонников в защиту мира, рост авторитета и международного влияния СССР. Какое значение имело создание ООН? Определите хронологические рамки, основные причины, черты «холодной войны», ее итоги. Чем вызвано поражение СССР в «холодной войне»? Носила ли победа Запада над СССР неизбежный характер? Обратите внимание на тот факт, что внутреннее развитие страны в этот период во многом определялось состоянием «холодной войны», а реагирование советского руководства на «холодную войну» преимущественно усилением военной мощи привело к губительному перенапряжению экономики, при этом военная машина оказалась бессильной против агрессии невоенными средствами.

 

Литература ко второму вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 373-381. – (Серия «Учебное пособие»).

2. От «оттепели» до «застоя»: Сб. воспоминаний. – М.: Советская Россия, 1990.

3. Боффа Д. История Советского Союза. М.: Международные отношения, 1990. – Т. 2. – Кн. 7.

4. Историческая веха// ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. – М.: Политиздат, 1991.

5. Проблемы экономической и социальной политики// ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. – М.: Политиздат, 1991.

6. Молотов, Маленков, Каганович, 1957. Стенограмма июньского пленума ЦК КПСС. – М.: Международный фонд «Демократия», 1998.

7. Зеленин Е.Е. Аграрная политика Н.С. Хрущева и сельское хозяйство страны// Отечественная история. – 2000. – № 1.

8. Аксютин Ю.В., Пыжиков А.В. О подготовке закрытого доклада Н.С.Хрущева к ХХ съезду КПСС в свете новых документов// Новая и новейшая история. – 2002. – № 2.

9. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ// Вопросы истории. – 2002. – № 2.

9. Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели//

Вопросы истории. – 2003. – № 4.

10. Пыжиков А.В. От «диктатуры пролетариата» к «общенародному

государству»// Вопросы истории. – 2003. – № 12.

11. Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и

новации// Отечественная история. – 2006. – № 6.

11. Сенявский А.С. ХХ съезд КПСС в контексте российской истории: «Круглый

стол» в институте Российской истории РАН// Отечественная история. –

2007. – № 1.

 

Методические советы

 

Раскройте основные этапы и итоги борьбы за власть, развернувшейся после смерти И.В. Сталина. Назовите причины реформаторской деятельности руководства страны. Выясните суть процесса десталинизации общественно-политической жизни, его противоречивый характер, последствия. Каковы особенности и итоги социально-экономической политики Н.С.Хрущева? Какие изменения произошли в области внешней политики, духовной сфере? В чем проявился кризис его политики, послуживший причиной отставки? Назовите причины этого кризиса.

 

Литература к третьему вопросу

 

1. Фортунатов В.В., История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2015. – С. 408-426. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Соловей В. От «перестройки» к бюрократической контрреволюции// Свободная мысль – XXI. – 2001. – № 7.

3. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю, 1985 – 1991: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

4. Брутенец К. Развал Союза. Был ли неизбежен распад СССР?// Свободная мысль. – XXI. – 2005. – № 1.

5. Величко С.А. Освещение перестройки в СССР (1985 – 1991 гг.) в зарубежной историографии// Вопросы истории. – 2005. – № 6.

6. Клоцвог Ф.И. К дискуссии о природе социально-экономической системы СССР и причинах ее разрушения// Отечественная история. – 2005. – № 3.

7. Коэн С. Можно ли было реформировать советскую систему// Свободная мысль – XXI. – 2005. – № 1.

8. Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя// Социс. – 2005. – № 9.

9. Согрин В.В. 1985 – 2005: три превращения современной России// Отечественная история. – 2005. – № 3.

10. Черняев А. Логика «перестройки»// Свободная мысль. – XXI. – 2005. – № 4.

11. Бондарев В. А была ли революция?// Родина. – 2006. – №8.

12. Бондарев В. С ракетами и танками, но без джинсов и компьютеров// Родина. – 2006. – №10.

13. Фурсов А.И. Мифы перестройки и мифы о перестройке// Социс. – 2006. –

№ 1.

 

 

Методические советы

 

Раскройте причины перестройки, ее основные этапы, возможные стратегии реформирования страны. Обратите внимание, что политикой перестройки ставилась задача реформирования страны в рамках социалистического выбора. Какие изменения произошли в эти годы в политической, экономической и духовной сферах жизни общества? В чем суть политики гласности? Почему не удалась политика ускорения? В чем сущность «нового политического мышления», какое значение оно оказало на дальнейшее развитие страны? В чем причины кризиса политики перестройки, ее последствия? Почему и как произошел распад СССР? Каковы геополитические последствия этого события?

 

Рефераты

 

1. Политический портрет Н.С.Хрущева.

 

Литература

 

1. Медведев Р.А., Хрущев Н.С. Политическая биография. – М.: Книга, 1990.

2. Пономарев А.Н. Н.С. Хрущев: путь к лидерству. – М.: Знание, 1990.

3. Хрущев С.Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. – М.: Новости, 1994.

4. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть: Воспоминания в 4-х кн. – М.:

Московские новости, 1999.

 

2. Политический портрет М.С. Горбачева.

 

Литература

 

1. Болдин В.И. Крушение пьедестала: Штрихи к портрету М.С. Горбачева. – М.: Республика, 1995.

2. Горбачев М.С Жизнь и реформы. В 2-х томах. – М.: Новости, 1995.

3. Геллер М.Я. Седьмой секретарь. Блеск и нищета Михаила Горбачева// История России, 1917 – 1995. В 4-х томах: Учебное пособие для студентов. – М.: МИГ. Агар, 1996. – Т. 3.

4. Грачев А.С. Горбачев М.С. – М.: Вагриус, 2001.

 

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Отечественная историография в прошлом и настоящем (4 часа).

2. Степные народы и Киевская Русь (2 часа).

3. Россия в XVII веке (4 часа).

5. Экономика и культура России в первой половине XIX в. (6 часов).

6. С.Ю. Витте и П.А. Столыпин: российские реформаторы (4 часа).

7. Культура России начала ХХ в. (4 часа).

8. Россия на рубеже XIX – ХХ вв. (4 часа).

9. Образование СССР. Основные этапы развития (5 часов)

10. Основные международные последствия второй мировой войны (4 часа).

11. Основные направления внешней и внутренней политики СССР в 60–80-е гг.

ХХ в. (2 часа.)

12. Движение диссидентов (2 часа.)

13. Распад СССР и его последствия (2 часа).

14. Основные направления внутренней и внешней политики России на рубеже

ХХ-ХХI вв. (3 часа)

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Уважаемый первокурсник!.......................................... 3

Тема 1. Особенности социально-политического развития Древней Руси

(IX – нач. XII вв.) (2 часа).................................... 5

Тема 2. Специфика становления единого русского централизованного

государства (XIII – ХVI вв.) (2 часа)............................ 9

Тема 3. Петр I: Преобразование традиционного общества в России (2 часа) 14

Тема 4. Екатерина II: Сущность «Просвещенного абсолютизма» (2 часа)... 18

Тема 5. Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX в.

(2 часа).................................................... 22

Тема 6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

1914 – 1920 гг. (2 часа)....................................... 26

Тема 7. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах (1930 –

1945 гг.) (2 часа)............................................. 30

Тема 8. Советский Союз в условиях «холодной войны»: середина 1940-х –

1991 гг. (2часа)............................................... 36

Темы для самостоятельной работы...................................... 41

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных