Критерии выставления баллов
За разработку презентации студент может получить максимум 12 баллов. Баллы снимаются за невыполнение требований, предъявляемых к содержанию и оформлению. Работы, в которых обнаруживаются ошибки, связанные с неверными формулировками/применениями основных юридических понятий оцениваются минимальным числом баллов, т.е. студент получает 0 баллов. При обнаружении двух одинаковых работ, сданных одновременно (в разное время), каждая (работа, сданная позже) оценивается в 0 баллов.
· Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
а) Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.
Таблица 8
Перечень формируемых компетенций
| Этапы формирования компетенций
| осознание социальной значимости своей будущей профессии проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| – способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра)
| способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).
| Первый этап (начало семестра)
Второй этап (конец семестра
|
б) Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах формирования, описание шкал оценивания.
Таблица 9
Уровни сформированности компетенций
| Показатели оценивания компетенций
| Этапы формирования компетенций
| Критерии оценивания компетенций
| Шкала оценивания
| ОК-1; ОК-2
| Пороговый
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает удовлетворительное знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует удовлетворительно сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает удовлетворительное наличие навыков самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса
| – подтверждено знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| Средний
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (1 семестр);
второй этап (2 семестр)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошо сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отличные навыки самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса
| – подтверждено хорошее знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано хорошее умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано хорошее владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| Повышенный
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошо сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отличные навыки самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового
| – подтверждено отличное знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано отличное умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано отличное владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| ОК-3; ОК-4;
| Пороговый
| – знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос демонстрирует удовлетворительные знания категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– студент показывает удовлетворительное умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– студент показывает удовлетворительные навыки принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
| – подтверждено удовлетворительное знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки – 1(0)
– продемонстрировано удовлетворительное использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений – 1(0)
– показано удовлетворительное владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса – 1 (0)
| Средний
| – знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос демонстрирует хорошие знания категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– студент показывает хорошее умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– студент показывает хорошие навыки принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
| – подтверждено хорошее знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки – 1(0)
– продемонстрировано хорошее умение использовать основных категорий и понятий при описании социальных явлений – 1(0)
– показано хорошее владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса – 1 (0)
| Повышенный
| – знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
|
| – студент своим ответом на вопрос демонстрирует отличные знания категориально-понятийного аппарата современной юридической науки
– студент показывает отличное умение использовать основные категории и понятия при описании социальных явлений
– студент показывает отличные навыки принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса
| – подтверждено отличное знание категориально-понятийного аппарата современной юридической науки – 1(0)
– продемонстрировано отличное умение использовать основных категорий и понятий при описании социальных явлений – 1(0)
– показано отличное владение навыками принятия профессиональных решений при рассмотрении того или иного юридического казуса – 1 (0)
| ОК-5
| Пороговый
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает удовлетворительное знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует удовлетворительно сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает удовлетворительное наличие навыков самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса
| – подтверждено знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| Средний
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (1 семестр);
второй этап (2 семестр)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошо сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отличные навыки самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса
| – подтверждено хорошее знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано хорошее умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано хорошее владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| Повышенный
| – знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошо сформированное умение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отличные навыки самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового
| – подтверждено отличное знание/незнание основных школ юридической мысли, их истории и современной оценки – 1 (0);
– продемонстрировано отличное умение/неумение критически оценивать методологические возможности того или иного направления (школы) юридической мысли – 1 (0);
– показано отличное владение/не владение навыками самостоятельной разработки методологии научного изучения того или иного правового вопроса – 1 (0)
| ПК-1; ПК-8
| Пороговый
| – знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает удовлетворительное знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует слабо сформированное умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает слабо сформированное владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| – подтверждено знание/незнание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений – 1 (0);
– продемонстрировано умение/неумение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки – 1 (0);
– показано владение/не владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции – 1 (0)
| Средний
| – знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошее умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает хорошо сформированное владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| – подтверждено хорошее знание/незнание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений – 1 (0);
– продемонстрировано хорошее умение/неумение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки – 1 (0);
– показано хорошее владение/не владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции – 1 (0)
| Повышенный
| – знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает отличное знание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует отличное умение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отлично сформированное владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции.
| – подтверждено отличное знание/незнание базовых принципов научного моделирования государственно-правовых явлений – 1 (0);
– продемонстрировано отличное умение/неумение собирать эмпирические научные факты в сфере юридической науки – 1 (0);
– показано отличное владение/не владение навыками самостоятельного научного исследования в области юриспруденции – 1 (0)
| ПК-11; ПК-12
| Пороговый
| – знание базовых методик преподавания права;
– умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает удовлетворительное знание базовых методик преподавания права;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует слабо сформированное умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает слабо сформированное владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| – подтверждено знание/незнание базовых методик преподавания права – 1 (0);
– продемонстрировано умение/неумение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам – 1 (0);
– показано владение/не владение навыками преподавания правовых дисциплин – 1 (0).
| Средний
| – знание базовых методик преподавания права;
– умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает хорошее знание базовых методик преподавания права;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует хорошее умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает хорошее владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| – подтверждено хорошее знание/незнание базовых методик преподавания права – 1 (0);
– продемонстрировано хорошее умение/неумение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам – 1 (0);
– показано хорошее владение/не владение навыками преподавания правовых дисциплин – 1 (0).
| Повышенный
| методик преподавания права;
– умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| Первый этап (начало семестра);
второй этап (конец семестра)
| – студент своим ответом на вопрос преподавателя подтверждает отличное знание базовых методик преподавания права;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя демонстрирует отличное умение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам;
– студент своим ответом на вопрос преподавателя показывает отличное владение навыками преподавания правовых дисциплин.
| – подтверждено отличное знание/незнание базовых методик преподавания права – 1 (0);
– продемонстрировано отличное умение/неумение составлять конспекты планы уроков, лекций и практических занятий по юридическим дисциплинам – 1 (0);
– показано отличное владение/не владение навыками преподавания правовых дисциплин – 1 (0).
| | | | | | |
в) Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Вопросы к экзамену
1. Предмет истории юридической науки.
2. Социально-исторические условия возникновения и основные черты классической науки.
3. Общая характеристика юриспруденции как науки о праве и ее место в системе гуманитарных и социальных наук.
4. Классификация юридического научного знания.
5. Характерные черты юридической науки, ее составные части и ее функции.
6. Понятие юридической теории. Общие и частные учения о праве.
7. Понятие юридической научной школы.
8. Юридическая доктрина и ее виды. Взаимодействие общетеоретических и отраслевых наук о праве.
9. Понятие методологии права.
10. Правовая действительность как объект познания. Правовые процессы и явления как предметы научного познания.
11. Донаучная, мифологическая стадия культуры Древнего мира. Мифологический этап формирования правовых идей в локальных цивилизациях.
12. Теоретическое осмысление права и государства в рамках античной философии.
13. Юридическая наука в Древней Греции.
14. Истоки диалектики (Сократ).
15. Диалоги Платона и его диалектические приемы.
16. Диалектика Аристотеля. Заимствование аристотелевской диалектики стоиками.
17. Диалектика и римская юриспруденция. Влияние диалектики на римское право.
18. Возникновения научной юриспруденции: точки зрения и их аргументация.
19. Юриспруденция в Древнем Риме.
20. Основные школы римской юридической науки.
21. Римское право и юридическое государствоведение.
22. Расцвет и упадок римской юриспруденции.
23. Кодификация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруденции.
24. Юриспруденция Средневековья. Соотношение юриспруденции и религиозной идеологии в эпоху Средневековья.
25. Особенности догматического и схоластического методов познания права.
26. Рецепция римского права средневековыми юристами. Дигесты и их значение для становления западной юридической науки.
27. Юридические университеты как центры юридической мысли.
28. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопонимания и ее влияние на методологию права.
29. Миропонимание Нового времени и механицизм.
30. Особенности построения социального и юридического знания в Новое время.
31. Антропоцентричность права.
32. Развитие теорий естественного права как общефилософского направления юридической науки.
33. Значение метафизики И. Канта и Г. Гегеля для последующего развития юридической науки.
34. Формирование эпистемы «классической рациональности» (М.Фуко).
35. Марксистские представления о науке.
36. Методы юридического и философского познания Нового времени.
37. Юридическое образование в эпоху Нового времени. Энциклопедия права.
38. Ч. Беккариа – основоположник классической школы уголовного права.
39. Юридическая наука и образование в России в XVII-XVIII вв.
40. «Новая индукция» Френсиса Бэкона.
41. Новоевропейский рационализм Рене Декарта.
42. Томас Гоббс об определении, умозаключении (силлогизме) и доказательстве.
43. Сенсуализм Джона Локка.
44. «Деятельностная» диалектика Иоганна Фихте.
45. Когнитивные и социальные предпосылки философского позитивизма. Огюст Конт и его позитивная философия.
46. Закон трех стадий развития интеллектуального сознания (науки).
47. Критика теории естественного права Иеремией Бёнтамом.
48. Юридический позитивизм Джона Остина.
49. Методы сбора эмпирической информации в социологии права.
50. Отраслевая дифференциация в научной юриспруденции XIX века.
51. Становление юридической социологии.
52. Роль специально-юридического метода в юридической науке ХIХ в.
53. Развитие юридической науки в России. Вклад представителей российской юриспруденции в становление социологии права (С. А. Муромцев, М. М. Ковалевский). Попытки возрождения «естественного права».
54. Юридическое образование в России в XIX в.
55. Изменения в теории познания и критерии истинности в начале XX в.
56. Нормативизм (Ганс Кельзен, Генри Харт). Аналитическая юриспруденция.
57. Познавательно критическая теория права О. Вайнбергера.
58. Структурный функцианолизм и культурологический подход к праву Толкотта Парсонса.
59. Институциональная теория права.
60. Становление и развитие советской юридической науки.
61. Марксистско-ленинская теория государства и права. Отраслевая советская юриспруденция.
62. Томас Кун о «парадигме» в научном познании. П. Фейерабенд о невозможности достижения истины.
63. Формирование новых научных направлений.
64. Дифференциация и интеграция в рамках научной юриспруденции в XX в.
65. Сравнительное правоведение как отрасль юридического знания. Коллизионное право. Юридическая конфликтология. Формирование научной отрасли «европейское право».
66. Развитие отраслевой юриспруденции в постсоциалистической России.
67. Современная научная картина мира. Неопозитивизм и постпозитивизм в науке (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
68. Феноменологические представления о науке (Э. Гуссерль).
69. Фрейдизм и неофрейдизм.
70. Коммуникативная концепция науки (А. П. Огурцов).
71. Современное состояние отечественной юридической науки. Основные направления развития российского правоведения.
72. Юридическая наука и юридическое образование. Вопросы использования научных достижений в преподавании права.
73. Основные этапы развития юридической науки.
74. Соотношение науки и теории в юридической литературе. Природа научных инноваций.
Критерии оценки экзамена
«отлично»
студент демонстрирует глубокие системные знания по темам, знает основную и дополнительную литературу, проявляет при этом навыки исследовательской работы; материал излагает осмысленно, грамотно и аргументировано
«хорошо»
студент показал прочные знания по теме, знаком с обязательной и дополнительной литературой, излагает материал полно, уверенно и логично
«удовлетворительно»
студент знает содержание основных тем дисциплины, знаком с обязательной литературой, излагает материал без существенных ошибок, достаточно грамотно и логично
«неудовлетворительно»
выставляется студенту, если он отказывается от ответа, излагает материал бессистемно, с фактическими ошибками и неграмотно
г) Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этап формирования компетенций.
Примерный вариант итогового теста
1. Теория государства и права - это... 1. прикладная наука правоведения и государственности 2. специальная наука государства и права 3. фундаментальная наука государственности и правоведения 4. отраслевая наука юриспруденции
2. Особенностью предмета теории государства и права является то, что она... 1. определяет только первичность государства и вторичность права 2. изучает только соотношения государства и права 3. определяет только первичность права и вторичность государства 4. изучает и исследует вопросы государственности и правоведения только в целом
3. Формально-юридический метод в познании правовых явлений заключается в... 1. изучении правовых явлений 2. толковании норм действующего законодательства 3. сравнении институтов разных отраслей права 4. познании отраслей права
4. Научный термин «теория» в переводе на русский язык с греческого означает... 1. «созерцание» 2. «общение» 3. «познание» 4. «изучение»
5. Теория государства и права связана с историческими науками, поскольку она... 1. использует данные исторических наук, касающиеся развития государственно-правовых явлений 2. дает оценку общему развитию государства и права 3. призвана решать вопросы дальнейшего развития исторических процессов 4. определяет пути развития государственности и правоведения
6. Какой из перечисленных методов НЕ применяется в исследовании государственно-правовых явлений? 1. кибернетический 2. оперативный 3. метод моделирования 4. математический
7. Теория государства и права является общетеоретической наукой, поскольку она... 1. выявляет и изучает закономерности всех отраслей права 2. изучает и объясняет закономерности развития всех государств мира 3. выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права 4. изучает общественные явления, касающиеся государства и права
8. Теория государства и права относится к числу гуманитарных наук, поскольку она изучает и обобщает проблемы... 1. применения гуманитарного принципа в исследовательской работе 2. развития политической системы общества 3. развития человеческого общества в целом 4. государственно-правового развития человечества
9. Наблюдение и анкетирование в методологии государства и права относятся к... 1. сравнительно-правовому методу 2. сравнительному методу 3. конкретно-социологическому методу 4. общенаучному методу
10. Теория государства и права занимается обобщением результатов только... 1. юридических наук 2. своей исследовательской работы 3. своей исследовательской работы и других общественных наук 4. своей исследовательской работы и других юридических наук
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|