Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалы для самоконтроля




Занятие 1. Наука в современном обществе

1. Основной функцией науки является:

А. Утешительная Б. Воспитательная

В. Познавательная Г. Производительная

 

2. НТП зарождается на рубеже … веков:

А. 16-17 Б. 17-18 В. 18-19 Г. 19-20

 

3. НТР характерна для … общества:

А. Аграрного Б. Индустриального

В. Постиндустриального Г. Будущего

 

4. Критерием научности знания принято считать:

А. Гармоничность Б. Простоту В. Объективность Г. Доступность

 

5. Наука становится непосредственной производительной силой общества в … веке:

А. XVII Б. XVIII В. XIX Г. XX

 

6. Структура науки как социального института включает следующие элементы:

_______ ________ ________

_______ ________ ________

 

7. В развертывании НТР можно выделить … основных этапа, а именно:

___________________________________

 

8. В структуру современной науки входят три основных сектора:

_________ __________ __________

 

9. Исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и усугубление имеющихся знаний об изучаемых объектах, называется …

 

10. Исследования, направленные на использование научных знаний и методов для решения практических задач, называются …

 

 

Занятие 2. Наука и научное исследование

1. Сциентизм – это мировоззрение:

А. с доминирующим религиозным содержанием

Б. основанное на синтетическом мировосприятии

В. атеистическое

Г. абсолютизирующее роль науки в человеческой культуре

 

2. Необходимый этап научного познания – это:

А. чувственное познание Б. иррациональное познание

В. бессознательное познание Г. интуитивное познание

 

3. Познавательно-объяснительная функция науки:

А. помогает человеку объяснить известные ему знания о мире

Б. позволяет человеку изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям

В. помогает человеку рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Г. помогает познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития

 

4. Наука в ХХ веке превратилась один из важнейших элементов:

А. духовной жизни общества Б. социальной жизни общества

В. правовой жизни общества Г. политической жизни общества

 

5. Творческая деятельность требует:

А. принятия стандартных, шаблонных решений

Б. отказа от поиска решения той или иной проблемы

В. научного подхода Г. созидания нового в разных сферах

 

6. Субъектом научного познания в современную эпоху является…

________________________________________

 

7. Классификация наук по объекту познания делит их на:

________ _________ _________

________ _________ _________

 

8. Дисциплинарная организация науки осуществляется на основе:

_______________

 

9. Целью научного познания является __________________

 

10. Основными формами научного исследования считаются:

________ _________ _________

________ _________ _________

Занятие 3. Методология научного исследования

1. Метод следования от простого к сложному называется:

А. интроспекцией Б. индукцией В. редукцией Г. Дедукцией

 

2. Верификация – это:

А. процесс установления истинности гипотезы

Б. математическое выражение нового закона природы

В. занесение очевидных положений теории в разряд постулатов

Г. отказ от ряда подтвержденных фактами теорий

 

3. Назовите общефилософский метод познания:

А. экспериментальный Б. амбивалентный

В. диалектический Г. натурфилософский

 

4. Сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и самом человеке, называется:

А. образованием Б. наукой В. философией Г. субкультурой

 

5. Особым образом построенная система взаимосвязанных категорий, принципов и законов науки – это:

А. программа Б. гипотеза В. рационализм Г. Теория

 

6. И. Лакатос ввел в научный оборот понятие … __________________

 

7. К общенаучным методам эмпирического познания относят:

________ _________ _________

________ _________ _________

 

8. Система принципов, правил, требований и приемов, которыми следует руководствоваться в процессе познания, называется … ____________________

 

9. Логический прием исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему, называется ___________________________

 

10. Соотнесите фамилию автора и название произведения:

А. Человеческое познание: его сферы и границы

Б. Человеческое понимание

В. Наука как призвание и профессия

Г.

(М. Вебер, И. Лакатос, С. Тулмин, Т. Кун, Б. Рассел)

 

Занятие 4. Научное исследование и этапы его проведения

1. Укажите философскую традицию, с которой сопряжено развитие математизированного естествознания:

А. агностицизм Б. рационализм В. иррационализм Г. скептицизм

 

2. Выделите понятие, с которым в рамках классической философии часто отождествлялась категория «развитие»:

А. прогресс Б. самоорганизация В. регресс Г. связь состояний

 

3. Укажите принцип современного научного знания, приобретающий сегодня мировоззренческое значение для понимания связи человека с природой:

А. релятивистский принцип Б. антропный принцип

В. принцип наблюдаемости Г. принцип дополнительности

 

4. Теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны:

А. миф Б. религия В. наука Г. Искусство

 

5. К эмпирическим методам научного познания относится:

А. анализ Б. синтез В. дедукция Г. Эксперимент

 

6. Предпосылкой научного исследования является___________

 

7. Тема научного исследования определяется его:

А. целью Б. результатом В. методом Г. Объектом

 

8. Принцип, утверждающий приоритет науки в познании мира, называется _________________________________

 

9. Предвидение возможных последствий внедрения научного исследования определяется как __________________________

 

10. Форма знания, содержащая предположение, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, называется ______________________

Занятие 5. Научная информация

1. Характерной чертой современной науки является … плюрализм:

А. мировоззренческий Б. методологический

В. конфессиональный Г. этический

 

2. Понятие «этос науки» ввел в научный оборот:

А. Т. Кун Б. О. Конт В. Р. Мертон Г. М. Вебер

 

3. Недопустимым с точки зрения этики науки считается:

А. паллиатив Б. патриотизм В. плагиат Г. популизм

 

4. Экспертную оценку научным достижениям дает:

А. общество Б. ВАК В. прокуратура Г. научное сообщество

5. Понятие «парадигма» ввел в научный оборот:

А. Т. Кун Б. О. Конт В. Р. Мертон Г. М. Вебер

 

6. Основным источником информации в наше время становится_____

 

7. Система, в основу которой положены связи между документами по прямым, обратным и перекрестным ссылкам, называется__________

 

8. В структуру массива публикаций входят … составляющих, а именно:

___________ ____________

___________ ____________

 

9. Можно выделить следующие типы научной коммуникации:

___________ ____________

___________ ____________

 

10. Систематизированный анализ теоретической литературы по теме исследования называется______________________________

Занятие 6. Научные работы: виды и формы

1. Первые университеты в Европе возникают в эпоху:

А. Античности Б. Средневековья В. Возрождения Г. Нового времени

 

2. К научной работе не относится написание:

А. реферата Б. сочинения В. диссертации Г. статьи

 

3. Дисциплинарная организация науки происходит в … веке:

А. XVII Б. XVIII В. XIX Г. XX

 

4. Современный этап развития науки можно обозначить как:

А. классический Б. доклассический

В. неклассический Г. постнеклассический

 

5. В ХХ веке возникла такая наука, как:

А. семантика Б. синергетика В. социология Г. схоластика

 

6. Основными видами научной работы считаются: _____________

 

7. Понятие научно-исследовательская программа ввел в научный оборот___________

 

8. Для получения ученого звания доцента необходимо ___________

 

9. Конечная цель научной работы _________________________

 

10. Наиболее престижная премия в области современной науки _______

 

Занятие 7. Написание научной работы

1. Совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности – это:

А. зависимость Б. закон В. Теория Г. Гипотеза

 

2. Недостаточной обоснованностью, недостоверностью, иррационализмом характеризуется … знание:

А. вненаучное Б. Научное

В. обыденно-практическое Г. Паранаучное

 

3. Система убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научных традиций, – это:

А. наука Б. эпистема В. Парадигма Г. Теория

 

4. Признаком науки не является:

А. системность Б. субъективность

В. верифицируемость Г. Непротиворечивость

 

5. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется:

А. пролиферацией Б. верификацией

В. фальсификацией Г. нет правильного ответа

 

6. Выделение структурно организованных частей текста называется_______

 

7. Часть исследования, в которой определяются его цели и задачи, называется _______

 

8. Перечень кратко сформулированных вопросов, изложенных в исследовании и отражающих его содержание и структуру, является… __________________

 

9. Выделяют ___________ и _________________ уровни научного знания.

 

10. Вставьте пропущенное слово в высказывание К. Поппера: «Наука начинается с проблем и затем продолжает развиваться от них к конкурирующим теориям, которые оцениваются_____________».

Занятие 8. Литературное оформление и защита научных работ

1. Научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено, называется:

А. концепцией Б. теорией В. Идеей Г. Гипотезой

 

2. Форма познавательной деятельности, возникающая в виде альтернативы науке, несоответствующая общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, называется:

А. мифологией Б. паранаукой В. Искусством Г. Лженаукой

 

3. Наука предполагает:

А. образное мышление Б. понятийное мышление

В. аналитическое мышление Г. художественное мышление

 

4. Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества, носит название:

А. социология Б. политология В. История Г. Палеонтология

 

5. Как соотносятся понятия «знание» и «наука»?

А. они тождественны Б. не всякое знание есть наука

В. не всякая наука есть знание Г. нет правильного ответа

 

6. Выступление на научной конференции можно рассматривать как______ научного исследования.

 

7. Результатом защиты кандидатской диссертации становится присуждение_____________.

 

8. Перечислите основные «императивы научного этоса» по Р. Мертону:

___________ ____________

___________ ____________

 

9. Право на владение интеллектуальным продуктом, закрепленное за правообладателем юридически называется …______________.

10. Часть гражданского законодательства, регулирующая отношения по использованию произведения науки, литературы и искусства, а также программ для ЭВМ (баз данных) – это… _________________.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных