ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Что такое гештальт. 3 страницаФриц: Да, может быть. Дженни: Я не замечала повторяющихся образов, но сны я вижу. Фриц: А ты? Марк: Я подумал о сновидении, которое часто повторяется у нее. Вот один из ее снов: лестничный пролет без ступеней. Пугающий образ, который оказывается чем-то вроде... Дженни: Ну, я обычно вижу во сне приключения, или я что-то делаю. Часто это мучительно. Фриц: О'кей, спасибо. Перейдем к следующей паре. Сильвия: Я чувствую, что мне приходится как бы выдумывать что-то. Я не могу ничего придумать. Кен: Я завяз в твоей бесцеремонности, подчас -агрессивности, твоих небрежных обобщениях, твоих требованиях. Фриц: А бывают ли у тебя сны? Повторяющиеся сновидения? Сильвия: Ты имеешь в виду один и тот же сон постоянно? Фриц: Да, что-то вроде этого. Сильвия: Нет. У меня все сны разные. Фриц: А у тебя? Кен: У меня было что-то вроде этого недавно. Только я его, кажется, забыл. Фриц: О'кей. Кен: Там была Сильвия, и мы с ней влезали на гору вместе с моей кошкой (смех). Там была железнодорожная колея, идущая в гору, и я не мог понять, как поезд может въехать наверх. И мы влезали очень высоко. Кошка перепрыгивала со шпалы на шпалу, а когда добралась до верха, начала спускаться... Фриц: О'кей. Джуди: Почему ты не начинаешь? Ник: Боюсь, что я вообще не завяз. Фриц: Скажи это ей. Ник: Я вообще не чувствую себя завязшим. Джуди: Ну, а я завязла. Фриц: Скажи ему, как ты завязла. Джуди: Ну, он знает, что я завязла, но я... я думаю, что нет ничего особенного, такого, о чем я могла бы сказать, потому что мне кажется, что он такой человек, который вязнет, в том смысле, что в нем все заблокировано. Так что я не могу сказать, что я завязла в каких-то определенных вещах по поводу него, потому что я могу быть объективной и сказать, что ты мне нравишься, но в наших отношениях ты завяз, потому что ничего из этого не выходит. И если я хочу чего-то, я всегда должна заняться этим и получить это сама. Фриц: Снятся ли тебе сны? Ник: Очень редко, а когда снятся, я обычно могу их вспомнить в полусознательном состоянии. Когда я только просыпаюсь, я могу вспомнить сон очень живо, но позже он забывается. Фриц: А тебе? Джуди: Я часто вижу сны. И есть настроение, которое часто повторяется в моих снах, хотя обстоятельства всегда меняются. Мне снятся сложные сюжеты, но с одним и тем же настроением. Фриц: О`кей, спасибо. Билл: Я чувствую, что иногда вязну в твоей неуверенности, когда ты отравляешь мне все вокруг, переворачивая все вверх дном, и создавая такие неудобства, что я начинаю на все натыкаться. Фриц: А ты? Как тебя зовут? Энн: Энн. Есть много мелочей, в которых я временами вязну с тобой, но главное — это игра, в которую мы с тобой играем. Есть много мелочей, которые раздражают меня в тебе, когда мы это делаем, что-то как бы опрокидывается на меня... Я становлюсь чем-то вроде сторожа твоей тюрьмы, человеком, который как бы тебя ограничивает. Фриц: Это интересное замечание: "Я становлюсь сторожем твоей тюрьмы", — это сразу же заставляет заподозрить, что ему в его жизненном сценарии нужна тюрьма. Так что ты выбираешь кого-то, кто обеспечит тебе тюрьму. Жизненные сценарии человека — поистине удивительная вещь. Люди пишут драмы или комедии, но трудно поверить, что человек может использовать все эти вещи для самого себя. Что тебе снится? Энн: Я вижу много снов, и многие из них помню. Два из них повторяются. Фриц: А ты, Билл? Билл: Мне сны снятся реже. Есть один, который повторяется. Это сон о свободе. Фриц: Хорошо. Замечательно. Тюрьма — свобода (смех). Пожалуйста, следующая пара. Дик: Начинай. Джули. Я вязну в твоей возбудимости, твоем нетерпении, в твоей снисходительности. Дик: Я вязну в... м-м... как бы получается, что мне нужно, чтобы ты меня останавливала, чтобы я не доводил свое нетерпение до предела, когда я... Фриц: Ему нужен выключатель. Дик: На своем ли он месте? (смех) Фриц: О'кей, спасибо. Есть еще пары? Сколько пар у нас уже было? Вопрос: Мне кажется, что Ник уже настолько привык к слову "завяз" и к тому, что ты стараешься выяснить, что в этом плохо, что в этом не так... Мы привыкли к этому слову. Ответ: Мне кажется, что Фриц сделал это. Я сразу обиделась на тебя за твои фантастические обобщения относительно людей, которые завязли. Как будто это нечто, что ты понял и увидел во множестве пар, и потому это справедливо для каждого, и я почувствовала себя связанной твоим клише. Я могу сказать, что обижаюсь на многое, но не могу сказать, что я вязну в этом. Вопрос: Не вязнешь ли ты в словах? Ответ: Может быть. Я выбираю завязнуть, поэтому я не вязну, вот так. Я имею в виду, что я выбираю. (Смех) Вопрос: Слово "завяз" подразумевает, что ты хочешь выбраться. Ответ: Может быть, это просто разговор о значении слов. Вопрос: Хорошо, собирается ли человечество вязнуть в браке еще долгое время, или мы можем найти лучшие формы? Фриц: Пойдет ли кто-то из этих пар к консультанту по браку, будет ли искать какую-нибудь другую помощь? Так что я думаю, что не в порядке все это в целом. Можно снять фильм о браках, с идеей, как помочь мертвым бракам наладиться. Вы можете попробовать улучшить брак, не делая вид, что вы разрываете цепи (смех). Хорошо, следующая пара. (Выходят Элен и Гордон). Первое, что мы здесь видим, — и это важно в гештальт-терапии, — это то, что невербальное поведение всегда важнее слов. Слова лгут или преследуют какую-то цель. Но поза, голос, невербальное поведение истинны. Заметили? Прежде всего — закрытая поза. Как тебя зовут? Элен: Элен. Фриц: Элен. Вы видите, что Элен — замкнутая система. Ноги сомкнуты, руки сомкнуты, Трудно общаться с замкнутой системой. Не сделаешь ли ты мне одолжение? Элен: М-м-м-м-х-м. Фриц: Давай посмотрим, что случится, если ты откроешься. Как ты себя почувствуешь? Элен: Легче. Фриц: Теперь, не скажешь ли ты Гордону, как ты в нем вязнешь. Элен: Не знаю. Я долго не видела Гордона. Фриц: Гордон, ты можешь сказать Элен, как ты завяз в ней? Гордон: Я не чувствую себя завязшим в тебе сейчас. Элен: Я не поняла, что ты имеешь в виду. Ты сказал "завяз", и я пыталась понять, что это значит. Фриц: Завяз. Завяз. (Смех) Элен: Я не чувствую себя завязшей в Гордоне. Я чувствую себя... чувствую себя — собой. Фриц: Так у вас нет жалоб по поводу вашего брака? Элен: М-м, ну, были. Фриц: А теперь нет? Элен: М-м... дело в том, что мы не живем вместе. Фриц: В таком случае вы не вязнете друг в друге (смех). Есть ли у вас фантазии относительно того, чтобы снова сойтись? Элен: У меня больше, пожалуй, нет. Фриц: А ты как считаешь, Гордон? Гордон: Я чувствую некоторую незавершенность. Мы вроде бы договорились разойтись, но нужно еще подумать о детях, и меня это все еще... все еще беспокоит каким-то образом. Фриц: А ты? Элен: Меня тоже это заботит, но это не обязательно значит, что нужно жить вместе. Фриц: И чего ты хочешь от него? Ты говоришь, что остались вещи, которые нужно обсудить. Какова твоя позиция? Элен: Я полагаю, что многое можно обсудить. Но я не вижу... у меня нет никаких определенных ожиданий, относительно того, чтобы... м-м... снова сойтись, или оставаться врозь, или как-то еще. Фриц: Не важно, так или иначе. Я бы не сказал этого, "но". Возможно, что где-то у тебя в руках прячется "но". Элен (смеется): Может быть у тебя? Фриц: Есть два убийцы. Один — ухмылка, или, скажем, злобный смех. Другой — словечко "но". Это два психологических убийцы. Сначала говорится "да", потом появляется "но". Бац! Есть небольшая история про это. Мама говорит дочке: "Ну, он, конечно, безобразен, но у него тридцать тысяч долларов." — А дочка отвечает маме: "Мама, ты совершенно права, у него тридцать тысяч долларов, но он безобразен." (смех) Пары, No 2. Фриц: У нас в группе появилась новая пара, и мне интересно посмотреть, что может произойти с людьми, которые еще не знакомы с гештальт-подходом. Садитесь. Как вас зовут? Ирвин: Ирвин. Фриц: Ирвин. А тебя? Нэнси: Нэнси. Фриц: Нэнси. Давайте начнем с того, что вы пару минут поговорите друг с другом. Ирвин: Привет. Нэнси: Как дела? Ирвин: Прекрасно. (Пауза). Как тебе понравилось лежать на солнышке? Нэнси: Я хорошо отдохнула. Мне понравилось. Ирвин: Гм. (Пауза). Мне почему-то трудно с тобой говорить. Я не знаю, что сказать. Нэнси: Так, может быть, ничего не нужно говорить? Ирвин: Г-м, я как бы чувствую, что должен что-то сказать. Но не знаю, что мне сказать. Г-м, я в первый раз так долго смотрел в твои глаза. Я еще не смотрел в твои глаза так долго. М-м... Фриц: Можно мне тебя спросить? Что ты думаешь о вашем браке? Ирвин: Гм, в некоторых отношениях он хорош, в некоторых — не очень. Хорошо то, что между нами иногда возникают теплые моменты, нежность. Нехорошо, или не очень хорошо, что я иногда разыгрываю из себя хозяина, а она — негра. Что-то вроде отношений хозяина и раба. Фриц: Видите, игра собаки сверху и собаки снизу не ограничивается внутренней борьбой. Нам часто нравится проецировать ее, разыгрывать ее внешним образом, и тогда мы сознаем в себе только собаку сверху, а не собаку снизу, но собака снизу всегда здесь. И наоборот. Нэнси, а ты... Нэнси: Ну, я полагаю, что я часто играю собаку снизу, я тогда я обижаюсь, и мне кажется, что я бы хотела быть собакой сверху, до какой-то степени, каким-то образом. Фриц: М-да. Работая друг с другом, мы можем поиграть в некоторые брачные игры. Ничто из того, что вы скажете, не будет повернуто против вас. Это значит, что если вы что-то пообещаете здесь, или что-то скажете, это действительно только в пределах этой ситуации. Я говорю об этом, чтобы вы могли мобилизовать свою фантазию. Давайте сначала поиграем в вызывания. Когда мы зовем кого-то, мы хотим, чтобы этот человек был здесь; мы его вызываем. Говорим ли мы "дорогая" или "эй, чертов сын", или "моя хорошая", или "Иисус Христос" (смех). Я хочу, чтобы вы поиграли в игру вызывания таким образом. Ты будешь говорить "Нэнси", и повторять это снова через некоторое время. А ты кивни, или покачай головой, в зависимости от того, удалось ли ему достичь тебя, просто называя тебя по имени. Ирвин: О'кей. (Вздыхает) Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси (пауза). Паршивка. Нэнси (смеется). Ирвин: Ослица. Фриц: Произноси только имя "Нэнси". Ирвин: М-м-м-хм. О'кей. Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси! Нэнси... Нэнси... Нэнси..... Фриц: Теперь давайте наоборот. Посмотрим, можешь ли ты позвать его. Нэнси: Ирвин. (Прочищает горло) Ирвин. Фриц (Ирвину): Можешь ли ты покачать головой, или кивнуть, чтобы... Ирвин: Угм. В первый раз, мне кажется, ты меня Достала. Во второй раз (качает головой) Нэнси: Ирвин... Ирвин... Ирвин... Ирвин... Фриц: Я заметил, что каждый раз, когда она тебя зовет, ты смотришь в сторону. Многое происходит, когда просто проговариваются два имени. Заметили ли вы, как много вы пережили во время этой простой игры? Это лучшая проверь коммуникации. Давайте теперь поиграем в игру обид. Ты Нэнси, будешь говорить: "Я обижаюсь на тебя за то-то и за то-то", — и ты тоже, Ирвин, скажешь свою фразу: "Я обижаюсь на то-то и то-то". Поиграйте в пинг-понг обид. Ирвин: О'кей. (Вздыхает) Мне обидно, что ты не убираешься в доме так хорошо, как мне хотелось бы. Нэнси: Я обижаюсь, что ты хочешь, чтобы я убиралась в доме, как убиралась твоя мать. Ирвин: М-м, я обижаюсь, что ты иногда не понимаешь, что я чувствую. Ты не чувствуешь вместе со мной. Нэнси: Я обижаюсь, что ты требуешь, чтобы я чувствовала, как ты. Фриц: Замечаете, что происходит? Она все время отбивает мячик. Не скажешь ли ты полдюжины предложений относительно того, на что ты сама обижаешься? Нэнси: О'кей, я обижаюсь, ум-м, мне обидно, что ты всегда мной недоволен. Ирвин: М-м-м-м-м... Фриц: Нет, расскажи еще о своих обидах. Нэнси: Ох, ладно. Мне обидно, что, м-м, каким-то образом ты заставляешь меня чувствовать себя виноватой.. Мне иногда обидно, что ты не проводишь больше времени со мной и с детьми. Мне иногда обидно, что ты меня не встречаешь. М-м... Ирвин: Мне обидно, что иногда, когда я сержусь, ты поднимаешь руки и уходишь с рыданиями, не давая мне; ну, не знаю... рассердиться. Мне обидно, что ты затыкаешь пальцами уши, когда я сердит на тебя. Фриц: Хорошо, давайте сделаем то же самое по поводу того, что вы цените. Ирвин: Ум-м, хорошо. Я ценю, что иногда, когда я зову тебя, ты здесь. Я ценю, что иногда ты меня поддерживаешь и даешь мне чудесное чувство тепла, чувство нежной заботы Иногда я ценю твои идеи. Нэнси: Я ценю твою силу, временами твою готовность давать, когда я нуждаюсь в этом. М-м, я ценю твое чувство юмoра. Я ценю, что ты делишься со мной идеями. Я ценю, до некоторой степени (пауза) твою спонтанность. Ирвин: Я ценю твое безрассудство, ты готова рисковать больше, чем я сам. В определенном смысле. Фриц: Хорошо. Давайте вернемся к обидам. Начните снова их высказывать, и вслед за каждой жалобой проговаривайте "тебе следовало бы". За каждой жалобой лежит требование. Ирвин: М-хм-м. М-м, тебе следовало бы, м-м, чувствовать, что иногда ты мне нужна. Я полагаю, что иногда ты догадываешься, что я скажу, прежде, чем я сказал, и иногда ты могла бы помочь мне сказать то, что я хочу сказать. Фриц: Не можешь ли ты усилить это? Скажи, что она должна делать то, должна делать это. Сделай свои требования настолько ясными, чтобы она знала, с чем имеет дело. Ирвин: О'кей. М-м, позавчера у меня было что-то вроде ссоры с одним из школьных учителей. И, м-м, мне было нехорошо; мне не удалось правильно ему ответить, и я чувствовал себя обиженным. Когда я пришел в спальню, ты должна была почувствовать мою обиду и отреагировать на нее. Фриц: Теперь твоя жалоба, Нэнси. Твое требование. Нэнси: М-м, мне обидно, что ты требуешь так много для себя, что у меня не остается времени делать другие домашние Дела и заботиться о мелочах. Ты так обижаешься, когда я, м, занята не только тобой. Я думаю, тебе следовало бы порадоваться мне, когда я здесь, а потом ты должен сказать... ты должен суметь попрощаться. Фриц: Теперь твое требование к ней. Ирвин: О'кей. М-м, когда я закрываюсь, не подходи и не старайся меня открыть. М-м, не напрыгивай на меня. Я не знаю, что тебе нужно делать, может быть как-то показать, что ты готова ко мне подойти. Это звучит бессмысленно, но, м-м, по крайней мере, когда я чувствую себя закрытым, не влезай в меня. Особенно иногда утром, ты подходишь и обнимаешь, меня, когда я чувствую себя закрытым, не обнимай меня когда чувствуешь, что я закрыт. Фриц: Теперь твое требование, Нэнси. Нэнси: М-м, я не хочу чувствовать себя настолько виноватой. Я не знаю, ты ли заставляешь меня чувствовать себя виноватой, или я сама. Но мне кажется, что ты не облегчаешь ситуацию. Я не знаю точно как сказать тебе чтобы ты не заставлял меня чувствовать себя виноватой, потому что это глупо. Но, м-м, я думаю, что ты как-то в этом замешан. Фриц: О'кей. Следующий шаг. Он требует чего-то от тебя, а ты делаешь ему назло. Ты говоришь: "Хорошо, если ты хочешь быть закрытым, я приду с топором и вытащу тебя оттуда." Найди самое сильное противопоставление к тому, что он говорит (смех). Нэнси: М-м-м. О'кей. Фриц: Это лучший способ улучшить отношения в браке, хотите верьте, хотите нет. Ирвин: М-да. Нечто похожее произошло на этой неделе. (Смех). М-м, я хочу прогуляться и побыть один, я не хочу идти с тобой. Я хочу идти в школу один, поэтому я задерживаюсь дома, мне нужно немного побыть одному, не ходи за мной. Оставайся там, где ты есть, оставайся на кушетке. И, м-м, до свиданья. Фриц: Сделай ему назло. Нэнси: Меня бесит, что ты так поступаешь. Я буду... Фриц: Нет-нет-нет. Это не делание назло. Когда ты идешь в школу, я повисну на тебе... Нэнси: Да, я повисну на тебе. Фриц: Достань его до самого дна. Нэнси: Я буду... я буду плакать. Я устрою бешеную истерику, я буду вскакивать и падать, я буду кричать, чтобы ты не ходил никуда. Я заставлю тебя чувствовать себя чудовищно виноватым. Фриц: Видите, она становится живой. Нэнси: М-м, да, конечно. (Смех). Я буду вскакивать и падать. Я заставлю тебя быть виноватым и скажу тебе, как ты мною пренебрегаешь. Я скажу, чтобы ты не смел, что ты должен, что ты обязан оставаться со мной. Фриц: О'кей. Теперь ты обратись к нему с требованием. А ты сделай ей назло. И посмотри, насколько тебе это удается. Нэнси. М-м, вынеси мусорное ведро. Ирвин: Нет, это не мое дело — выносить ведро, Мне нужно пойти наверх и почитать, и вообще у меня много дел. Я слишком устал. Вынеси ведро сама. М-м, я хочу спуститься в мастерскую позаниматься лепкой. У меня есть дела поважнее, чем выносить мусор. М-м, я не буду этого делать. Делай это сама. Фриц: Теперь твоя очередь требовать. Ты замечаешь, что в делании назло она сильнее тебя? Возможно, вы также заметили, что поначалу она была хорошей девочкой. Но за хорошей девочкой и хорошим мальчиком всегда находится капризный ребенок, готовый делать наоборот. Ирвин: М-м, ладно, посмотрим. Веди машину внимательно. Все время держи сцепление включенным и не забывай, что нужно ехать на четвертой, а не на третьей. Я тысячи раз тебе говорил, что когда выходишь за тридцать пять, нужно переходить на четвертую. Фриц: А ты сделай ему назло. Нэнси: Ладно, м-м, я не буду выходить за тридцать пять, так что мне не придется переходить на четвертую, это тебе будет урок. (смех) Фриц: Хорошо. Теперь твое требование. Нэнси: М-м, мне хочется пойти на симфонический концерт, и я знаю, что тебе не хочется идти, так что я пойду с кем-нибудь из друзей. Ирвин: Ладно, я, наверное, пойду с тобой. И если только музыка мне не понравится, тебе будет худо. Я уж скажу тебе, Какая это дрянная, новомодная, дерьмовая музыка, я дам тебе понять, что эта музыка слишком нова для меня, ты у меня поймешь, как это отвратительно. Ты увидишь, какое все это дерьмо, потому что я знаю, что ты любишь музыку. Фриц: Ладно, теперь поиграем в уступчивость. Ты выдвигаешь требование, а ты преувеличенно уступаешь. Ирвин: М-м, почеши мне пятки. Ладно? Нэнси: О, я почешу тебе пятки, я буду чесать тебе пятки всю ночь, я буду тереть их так сильно, что... они у тебя заболят. (Смех). Фриц: Попроси чего-нибудь еще. Посмотрим, может ли она уступить. Ирвин: О'кей. М-м, когда мне плохо, когда я обижен, когда что-то не в порядке в школе, не можешь ли ты дать мне опору, сказать, что мир не разрушится и что, м-м, что все в порядке? Нэнси: Я могу попробовать. Я могу это сделать. Нужно ли доводить это до абсурда? Фриц: Нет. Я просто хочу посмотреть, можешь ли ты сотрудничать, поддерживать его и уступать. Или ты всегда -противоречащий ребенок? Нэнси: М-м, да, я могу попробовать, и, может быть... Фриц: "Может быть". "Я попробую". Узнаете типичный язык собаки снизу? Как ведут себя в таком случае собака сверху и собака снизу? Собака сверху всегда чувствует себя правой. Она говорит собаке снизу как себя вести, что делать и пр. Ее требования и приказания всегда отличаются прямотой. Собака снизу говорит: "Да, я буду стараться изо всех сил, если только мне удастся". Иными словами, собака снизу всегда выигрывает. Собака сверху управляет собакой снизу. О'кей, благодарю вас. Это то, насколько далеко я хотел пойти. Нэнси: Спасибо. Фриц: Следующая пара. Как вас зовут? Марти: Марти. Сьюзен: Сьюзен. Фриц: Я предлагаю Марти и тебе посмотреть, как далеко мы можем продвинуться в понимании делания назло. Мы начнем с игры в упреки. Давайте также начнем с игры в вызывание. (Пауза) Марти: О'кей. М-м, меня обижает, что ты не даешь мне больше свободы, ты должна хотеть и уметь давать мне больше свободы, чем ты это делаешь. Сьюзен: Меня обижает, м-м, что у меня тоже нет свободы. Меня обижает, что я чувствую себя виноватой, когда я позволяю себе некоторую свободу. Марти: Я обижаюсь... меня обижает, когда ты отворачиваешься от меня. Когда ты притворяешься, что сердишься. Фриц: Скажи ей, что она должна делать. Говори об обязанности после упрека. Марти (вздыхает): Ты должна... ты не должна делать этого. Фриц: Скажи это еще раз. Марти: И ты не должна этого делать. Фриц: Не можешь ли ты убрать "и"? Марти: Ты не должна этого делать. Фриц: Скажи это еще раз. Марти: Ты не должна этого делать. Фриц: Громче. Марти: Ты не должна этого делать! Фриц: Выкрикни это ей. Марти: Ты не должна этого делать! Фриц: Ты не должна делать — чего? Марти: Ты не должна, ты не должна притворяться сердитой на меня, когда на самом деле ты не сердишься. Фриц: Теперь ты выскажи ему свой упрек и ясно вырази требование. Сьюзен: Меня обижает, когда я действительно сердита на тебя, а ты уходишь и не слушаешь, ты должен выслушать Меня. Фриц: Скажи: "Слушай, слушай, слушай!" Сьюзен: Ты должен слушать. Фриц: Еще раз. Сьюзен: Ты должен слушать. Фриц: Громче. Сьюзен: Ты должен слушать! Фриц: Знаешь ли ты, что ты делаешь со своим лицом? Сьюзен: Нет. Фриц: Я хотел бы, чтобы ты выразила словами то, что я вижу в твоем лице. Скажи ему: "Я тебя ни во что не ставлю." Сьюзен: Сказать ему, что я его ни во что не ставлю? Фриц: Да. Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю. Фриц: Еще раз. Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю. Фриц: Ты чувствуешь это? Сьюзен: Нет. Фриц: Что означает твоя ухмылка? Давай попробуем Другую формулировку, может быть, это будет ближе: "Я не принимаю тебя всерьез". Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез. Фриц: Еще раз. Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез. (Пауза) Фриц: Это так? Сьюзен: Так. Фриц: Теперь усиль это. Проработай это. Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез, потому что ты не хочешь, чтобы я принимала тебя всерьез. И ты не должен, м-м, не должен так делать, ты не должен рассказывать свои истории. (Вздыхает) Фриц: Что ты сейчас чувствуешь? Марти: Фрустрацию. Фриц: Скажи ей это. Марти: Я фрустрирован. Я чувствую, что не вполне понимаю, что ты стараешься сказать. Фриц: Не можешь ли ты сказать... скажи, пожалуйста: "Я отказываюсь понимать, что ты говоришь." Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь. Фриц: Еще раз. Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь. Фриц: Как ты на это реагируешь? Сьюзен: Я верю ему. Фриц: Скажи это ему. Сьюзен: Я верю тебе... Фриц: Еще раз, более громким голосом. Сьюзен: Я верю тебе, потому что, м-м, ты так делаешь все время. Ты отворачиваешь свои уши. Фриц: Добавляй к каждому своему предложению фразу: "Ты кажешься мне смешным." Сьюзен: Ты кажешься мне смешным. Фриц: Да. Каждое предложение с этого момента. (Пауза) Что ты сейчас чувствуешь? Марти: Я почувствовал некоторое удивление и удовольствие, когда ты сказал ей, чтобы она добавляла фразу "Ты кажешься мне смешным" в конце предложения. Фриц: Скажи это ей. Марти: Я оценил юмор, когда Фриц сказал, чтобы ты добавляла фразу про то, что тебе кажется смешным. Фриц: Что ты сейчас чувствуешь? Сьюзен: Я хочу спросить — почему, но поскольку мы не должны спрашивать "почему", можно спросить "как"; это одно и то же. Фриц: Спроси его, почему. Сьюзен: Почему? (Пауза) Фриц: Что ты чувствовала перед тем, как захотела спросить его? Сьюзен: Я, м-м, чувствовала, что это правда. Я чувствовала, что это правда, про то, что ты смешной, и ты знаешь это, и поэтому находишь это забавным. Фриц (пауза): Я хочу попробовать поиграть с вами в одну игру. Не согласишься ли ты подойти сюда к двери и изобразить Христа на кресте? (Пауза) Теперь ты подойди и вынь гвозди из креста. Сними его с его креста. Марти: У меня меч в боку. Сьюзен: Я не втыкала тебе в бок меч. (Смех) Марти: Вынь его... Фриц: Можешь ли ты сойти теперь к нам, смертным? Марти: Да. Ладно. Фриц: Где вы встречаетесь? Если бы ты увидел ее в первый раз, что бы ты увидел? Марти: Физически привлекательную девушку. (Вздыхает) Я ее еще не знаю, но хотел бы узнать. Фриц: Теперь следующая вещь. Я заметил, что у тебя все время нет рук. Твои руки все еще прикованы друг к другу. Нет-нет, так и держи их. Теперь поговори с ней, дотронься до нее таким образом, люби ее таким образом. Посмотри, как это переживается, когда ты так замкнут своими руками. Марти: Что, м-хм, что с тобой было, когда ты проснулась сегодня утром? Я заметил, что тебе было нехорошо. Сьюзен: У меня болела спина и нога, которые я вчера ушибла. Марти: Удивило ли тебя, что Расс сегодня не пришел? Сьюзен: Да. Фриц: Теперь пройдись по кругу и дотронься до некоторых из нас таким образом, когда твои руки соединены наручниками. Теперь, не можешь ли ты раскрыть руки и посмотреть, как это переживается — иметь руки? Может быть, ты способен руками что-то делать с людьми. Можешь ли ты попробовать что-то сделать с ней своими руками сейчас? Обойтись с ней правильно или неправильно, как сочтешь нужным. Марти: У тебя холодные руки. Фриц: Скажи ему: "Я тебя заморозила". Сьюзен: Я тебя заморозила... Фриц: Еще раз. Сьюзен: Я тебя заморозила. Фриц: Ты это чувствуешь? Сьюзен: Нет. Марти (пауза): Я чувствую. Фриц: О'кей, это то, насколько далеко я хотел пойти. Теперь Гордон и Элен. У нас еще есть несколько минут. Не можете ли вы поговорить друг с другом о том, что произошло после той встречи — первой или последней, — которая у вас здесь произошла? Элен: Здесь? Фриц: Это было два или три дня тому назад, да? Элен: Да. Фриц: Скажи ей, а ты скажи ему, что произошло. Попробуйте поделиться своим опытом. Или вы уже обсуждали это? Гордон: Не очень много. (Пауза) Элен: Ну, я помню, что после того, как я высказала тебе некоторые свои упреки, понимая, что то, на что я жалуюсь... я позволяла этому происходить. Фриц: Дай ему запоздалые приказания: ты должен был... Элен: Я не могу вспомнить сейчас, в чем я его упрекала. Фриц: Очень удобно. И я думаю, что ты лжешь. Элен: Я думаю, что я могу вспомнить. М-м, ты не должен, ты никогда не должен говорить со мной свысока. Ты должен принимать меня как равную и дать мне это почувствовать. Фриц: О'кей. Давайте это используем. Скажи ему: "Не говори со мной свысока. Гордон." Элен: Никогда не говори со мной свысока. Фриц: Громче. Элен: Никогда не говори со мной свысока. Фриц: Теперь скажи это всем своим телом. Элен: Никогда не говори со мной свысока! Фриц: Еще раз. Элен: Никогда не говори со мной свысока! Фриц: Не можешь ли ты сказать это в большей степени от живота, чем из горла? Элен: Никогда не говори со мной свысока! Не смей! И не смейся! Фриц: Теперь давай перевернем это. Сыграй Гордона. Поговори с ним свысока. Элен: Почему ты всегда возишься с труднейшими вещами, которые нужно делать в студии? Ты знаешь, что ты можешь быть прекрасным художником и сделать много вещей, если ты не будешь всегда пробовать трудные вещи. Фриц: Продолжай, устрой ему настоящий ад. Элен: Ты смешон. Ты всегда жалу ешься, что не получаешь одобрения. А сам делаешь это невозможным. Ты всегда защищаешь себя. Фриц: Постоянно говори ему, что он должен делать. Элен: Ты должен делать что-нибудь одно. Ты должен действительно заняться какой-то вещью и продолжать ее делать, — достаточно долго, чтобы что-нибудь получилось. (Пауза). Ты не должен изображать превосходство. Фриц: Можешь ли ты сказать ему также: "Я не должна чувствовать превосходство"? Элен: Я буду просто чувствовать себя собой. Фриц: Не можешь ли ты прямо сейчас попробовать это на нем? И дай ему быть тем, что он есть. (Пауза) Элен: Да, да. Фриц: Можешь ли ты сказать это ему? Элен: Я полагаю, что ты такой, и таким тебе и следует быть. Фриц: Ты действительно так думаешь, или говоришь это, чтобы доставить мне удовольствие? Элен: Нет, я полагаю, что я так и думаю. (Пауза) Я думаю, что я так думаю, потому что, м-м, это не так много для меня значит. Гордон: Я тебе не верю. Это внезапный поворот. Меня это не убеждает. Фриц: Не попробуешь ли ты мою формулировку? "Ты не соответствуешь моему жизненному сценарию. Ты должен соответствовать." Элен: Я? Фриц: Ты. Скажи ему: "Ты не соответствуешь моему сценарию. Ты должен быть таким и сяким". Я не знаю, чего именно ты хочешь, каков твой сценарий для мужа. Элен: Ты не соответствуешь моему жезненному сценарию, потому что, м-м, ты должен хотеть быть партнером, делиться поровну. (Пауза) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|