Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исламское искусство в Индии




 

В Индии ислам, впервые вторгшийся в эту страну через Инд еще в XI в. вместе с государями соседней полуперсидской Гасны, в начале XII в. принялся сооружать свои мечети и мавзолеи рядом с брахманскими пагодами, свои царские дворцы на месте древнеиндийских царских резиденций. Индия сделалась добычей нападавших на нее с севера, вместе или порознь, татар, туркменов и монголов, близко родственных между собой верхнеазиатских племен, принявших магометанство, то заключавших союзы друг с другом, то находившихся во взаимной вражде. В первом индийско-магометанском государстве, существовавшем более или менее замкнуто, с 1206 по 1526 г. царствовали одна после другой разные династии. Туркменскую династию Мамлюков, из государей которой отличались любовью к постройкам Кутб-ад-дин-Айбак и Алтимш, сменила в 1290 г. династия Патанов, которой положило ужасный конец нашествие татаро-монголов под предводительством Тимура в 1398 г. Сам Тимур, после взятия патанской столицы Дели, ушел назад из Индии, но его потомок в шестом колене, Великий Могол Бабур, возвратился в нее с громадным войском, взял в 1526 г. Дели и Агру и основал могущественную династию Великих Моголов, которая пала только в 1707 г. при восстании коренных индусов древнебрахманского вероисповедания.

В истории художеств все искусство первого магометанско-индийского государства, с 1206 по 1526 г., называют искусством Патанов и считают предшествовавшим и противоположным искусству моголов XVI и XVII столетий. Главными, но не единственными его центрами были Дели и Агра-на-Джамне, одном из южных притоков Ганга. На западе, от Синди и Гуджарата до Восточной Бенгалии, и на севере, от Пенджаба и Ауда до южных окраин Декана, над всеми индийскими городами высятся купола мечетей и вообще множество индийских мечетей, принадлежащих к числу самых величественных созданий магометанского искусства.

Куда бы ни проникало исламское зодчество, оно везде приноравливалось к местным сооружениям, оставаясь в то же время верным самому себе. Так было и в Индии. Иногда оно заимствовало план от индийских пагод, в которых несколько обнесенных стенами дворов заключалось один в другом, а святилище находилось на среднем дворе; входы в ограды нередко превращало в массивные ворота, и внешнему виду мечетей давало ясное и богатое расчленение, как у больших индийских зданий; с особой любовью подражало оно староиндийским деревянным столбам в своих четырехугольных каменных колоннах, капители которых со всех четырех сторон состоят из выступающих вперед кронштейнов, и еще долго сводило купола из горизонтальных слоев камня, особенно там, где пользовалось индийскими рабочими. Килевидная арка и купол в форме луковицы перешли в индийско-магометанское искусство из Персии, хотя первая и была уже известна индусам более чем за тысячу лет до того. Но отвращение от введения фигур живых существ в орнаментику зданий, принесенное им из Аравии, это искусство стремилось строго соблюдать наперекор чересчур обильной животной орнаментике буддизма и брахманства. Поэтому индийские мечети при сравнении их с брахманскими пагодами часто производят впечатление степенности, покоя, даже холодности; сравнительно же с мечетями западной области распространения ислама они уже вследствие одной роскоши тесаных камней, из которых сложены, кажутся, по крайней мере по внешнему виду, более монументальными, богатыми и художественными. Затем надо заметить, что в Индии, как и в Египте, надгробные постройки магометанских государей отличаются величиной и пышностью, которые делают их чудесами архитектуры. Обычно государи начинали сооружать для себя усыпальницы еще при своей жизни и разводили вокруг них благоустроенные сады. Будучи общедоступны, эти здания и сады являлись в некотором роде подарками умерших царей народу. И здесь под средним куполом помещается простой саркофаг, но залы, окружающие со всех сторон центральный покой и открывающие свободный доступ к нему, имеют самые разнообразные и богатые планы.

 

Рис. 662. Кутб-Минар в Старом Дели. С фотографии Бурне

 

Дворцы, построенные для резиденции здравствовавших государей, менее многочисленны и сохранились не так хорошо, как эти дворцы усопших; однако и они красноречиво свидетельствуют о богатстве и художественном вкусе магометанских владык Индии.

Разумеется, отдельные индийско-магометанские сооружения отличаются друг от друга коренным образом в зависимости от места и времени.

Фергюссон насчитывал свыше 13 различных типов индийской архитектуры, соответствующих такому же числу географических центров. Но так как и магометанское, и индийское зодчество уже пережили свою вековую эволюцию в то время, когда столкнулись друг с другом, то по этим особенностям трудно проследить органический ход развития.

К патанскому искусству относится прежде всего группа развалившихся зданий в Дели, над которой высится Кутб-Минар, минарет Кутба (1200 г.), – башня высотой 80 метров, чрезвычайно оригинального и внушительного вида (рис. 662). Она построена из слоев тесаного камня, попеременно белых и красных, имеет круглый план и форму утончающегося кверху конуса. В вертикальном направлении она состоит из круглых, похожих на органные трубы стержней, прижатых один к другому, а в горизонтальном направлении разделяется на части полосами надписей и опоясывающими ее балконами. От фасада мечети, которой принадлежал этот минарет, уцелела только высокая килевидная арка среднего входа, заключенная в прямоугольной раме и окруженная роскошным арабским орнаментом, и рядом с ней – низкие боковые арки; кроме того, здесь можно распознать два двора, находившиеся один внутри другого и некогда окруженные колоннадами; тут же мы встречаем индийские колонны с капителями из кронштейнов (рис. 663), вероятно взятые из древнеиндийских зданий, и арки, образуемые горизонтальными рядами камней, выступающими один над другим.

 

Рис. 663. Галерея с колоннами в мечети, соседней с Кутб-Минаром. С фотографии Бурне

 

Вблизи от этой мечети находятся усыпальницы Алтимша (1235 г.) и Патана Ала-ад-дина II (1310 г.), которая по богатой орнаментации арабесками ее стен и конструкции килевидных арок, несмотря на свой небольшой размер, принадлежит к лучшим сооружениям стиля Патанов.

Ясное понятие о перевороте, происшедшем в архитектуре Патанов после смерти Ала-ад-дина (1316), могут дать постройки первого Туглака, основавшего в 1321 г. Новый Дели. Они отличаются строгостью и простотой. Индийские зодчие научились сводить настоящие купола. Скошенные по-египетски стены усыпальницы Туглака одновременно и строги и просты.

В Джайпуре, провинциальном городе на одном из северных притоков Ганга, смешение магометанских и древнеиндийских форм продолжалось еще в течение всего XV столетия: Пятничная мечеть замечательна громадными воротами своего двора, полукруглыми куполами и вместе с тем килевидными арками, а также многоэтажными галереями на четырехгранных столбах с плоским покрытием, капителями этих столбов, роскошные кронштейны которых сильно выступают вперед и вместе со столбами имеют все еще индийский характер.

К XV столетию относится также Пятничная мечеть в Ахмадабаде, в которой индийские черты стиля провинции Гуджарат выказываются с особенной чистотой. Горизонтальные линии в ней преобладают. Минаретов не имеется. Святилище, занимающее западную короткую сторону большого прямоугольного двора, состоит из пяти крытых куполами залов в одной связи, которые все открываются во двор, причем средний из них выше остальных. Килевидные арки и купола имеют лишь декоративное значение. Плоские потолки повсюду в этой мечети подпираются четырехугольными столбами с украшенными пластикой цоколями и с ясно обозначенными кронштейнами на капителях. От стиля деревянных построек архитектура этого здания все еще не отделалась.

Роскошные сооружения в Манду, в местности Мальва, относятся также к XV столетию. Главная мечеть состоит из двора, который, как в старинных египетских мечетях, окаймлен на входной стороне двумя, на каждой из обеих прилегающих к ней сторон тремя, а на молитвенной стороне пятью аркадами. Аркады состоят из монолитных столбов красного песчаника и из поддерживаемых ими настоящих стрельчатых арок. Святилище на молитвенной стороне украшено тремя большими куполами; меньшие купола покрывают собой квадратные пространства, из которых состоят аркадные галереи. Только немногие другие мечети превосходят эту в отношении величия и вместе с тем простоты.

В Горе, магометанской столице Бенгалии, находится мечеть середины XIV столетия, выстроенная преимущественно из кирпича; короткие и толстые каменные столбы поддерживают в ней кирпичные стрельчатые арки и своды. Мечеть в соседнем местечке Малдах, принадлежащая второй половине того же столетия, сооружена целиком из кирпича и представляет собой здание, покрытое ни более ни менее как 385 низкими куполами и отличающееся характерностью, но также и некоторым однообразием магометанских форм.

В Южной Индии, на полуострове Декан, в Калбургахе, находится мечеть, построенная в 1400 г., единственная в своем роде, так как она вся крытая и открывается с трех сторон наружу огромной галереей с килевидными арками, простирающимися во всю высоту здания. Затем в XVI в., Биджапур, город в Декане, был местом, где воздвигались великолепные здания в особом, смелом стиле, со стрельчатыми арками и сводами, уже не заключавшем в себе решительно ничего индийского, но имевшем, подобно тогдашним владетелям Биджапура, притязание на европейское происхождение. Святилище состоит из пяти рядов аркад, идущих с востока на запад, и из девяти – с юга на север. Переходные клинья от четырехугольной центральной части здания к ее большому куполу снабжены ребрами. Еще громаднее купол роскошной усыпальницы Махмуда в Биджапуре: он шире и выше, чем купол римского Пантеона, а переходные клинья от четырехугольного ее низа к круглоте купола обработаны очень художественно. Наконец, следует упомянуть об аудиенц-зале в Биджапуре, который, по своей килевидной входной арке высотой и шириной 27 метров, принадлежит к числу самых смелых, хотя, быть может, и не самых красивых построек подобного рода.

От зданий Биджапура мы можем перейти прямо к сооружениям Великих Моголов XVI и XVII вв. Находятся они главным образом в Новом Дели и Агре. Их великолепные правильные планы, разработанная система каменных столбов и килевидных арок, цветные луковичные купола, драгоценность употребленных на них материалов и роскошь мозаичных украшений составляют новое, нечто такое, что может быть, если угодно, названо магометанским ренессансом. Однако и в этом стиле Великих Моголов можно проследить значительное развитие, состоявшее в переходе от сознательной подделки под старинную индийскую оригинальность к более общей правильности. Постройки великого императора Акбара (1556-1605) представляют в этом отношении некоторую противоположность постройкам его внука, императора Шах-Джахана (1627-1658).

Главная мечеть Акбара стоит на высокой террасе в Фатих-пур-Сикри, любимой резиденции этого государя, неподалеку от Агры. К громадному двору, окруженному аркадами, с западной стороны примыкает святилище, увенчанное тремя куполами. Особенно громадны ворота – находящиеся в середине сторон двора; из них самые большие – южные; килевидная арка их отверстия образует увенчанную полукуполом нишу, занимающую почти весь их фасад: дверь, ведущая в мечеть, находится в глубине этой ниши. Такого рода постройки уже много раз встречались нам в исламской архитектуре; в них в высшей степени художественным образом удовлетворяется потребность наделять здание снаружи монументальным входом, соответствующим его высоте, и вместе с тем устраивать с внутренней стороны обычный, удобный для людей проход в него.

Главные дворцы Акбара – Красный дворец в Агре и Большой дворец в Футжипуре. Первый отличается сколь нельзя более древнеиндийской формой, отсутствием купола и столбами на центральном дворе, сплошь роскошно орнаментированными; второй благодаря постоянным пристройкам к его первоначальному прямоугольному в плане корпусу, получил чрезвычайно живописный вид. Фергюссон называл его каменным романом. Наиболее богато украшены в нем три небольших домика для женщин, в особенности дом султанши Руми, гипсовый слепок которого находится в Соут-Кенсингтонском музее. Его индийские столбы с кронштейнами сверху донизу покрыты великолепным геометрическим орнаментом, наполненным лиственными мотивами.

Главный надгробный памятник из сооруженных Акбаром – его собственный, находящийся в Сикандре (Сикундре). В нем видно подражание не столько древнемагометанским, сколько древнеиндийским усыпальницам. Это массивное, прямоугольное террасообразное здание, каждый верхний из ярусов которого, открывающихся наружу стрельчатыми аркадами, меньше, чем нижний. На четырех сторонах нижнего яруса высится по монументальным воротам; по углам каждой террасы стоят павильоны, увенчанные небольшими куполами; но центрального купола, который господствовал бы над всем зданием, не существует.

Совершенно иного рода стиль Шах-Джахана. Как на тип его мечетей можно указать на Большую мечеть в Дели, куда внук Акбара снова перенес свою резиденцию. На высокой террасе, сложенной из красного песчаника, лежит громадной величины квадратный двор, обнесенный стеной, на каждой стороне которой, в середине, находится массивный портал с горизонтальной кровлей; по углам этой ограды высятся павильоны с луковичным куполом; на западной стороне двора находится святилище, состоящее из высокого центрального корпуса и двух более низких боковых флигелей; каждая из этих трех частей здания увенчана луковичным куполом; по бокам высокой килевидной арки главного портала – по небольшому минарету; на концах боковых флигелей – по одному высокому, стройному минарету. Все это исполнено из белого мрамора с выкладкой по нему красного песчаника. Едва ли какая-либо другая мечеть может сравниться с этой в отношении величия, приветливости, правильности и симметричности. В таком же роде, но без минаретов – Малая мечеть Шах-Джахана в Агре; будучи построена вся из мрамора, она пользуется всемирной известностью под названием Жемчужная мечеть. Ее святилище, увенчанное тремя куполами, открывается наружу на западную сторону окруженного аркадной галереей двора семью килевидными зубчатыми арками.

Типичен для дворцовых построек Шах-Джахана его Большой дворец в Дели, задняя сторона которого отражается в желтых волнах Джамны. Портал этого дворца, глубиной 120 метров, похожий на средний неф огромного готического собора, считается самым величественным дворцовым входом. За этим порталом лежит обширный квадратный, обнесенный аркадами двор, по сторонам которого, справа и слева, примыкают к нему длинные галереи; на этом дворе – другой, прямоугольный двор, вокруг которого расположены залы и комнаты. Некоторые залы, как, например, аудиенц-зал, составляют отдельные небольшие постройки. Надпись в этом зале, самом нарядном помещении во всем дворце, гласит: "Если есть на земле небо, то не в каком-либо другом месте, а только здесь".

Как на тип надгробных сооружений Шах-Джахана можно указать на Тадж-Махал в Агре (то есть чудо света; рис. 664). Собственно усыпальница занимает середину огромной прямоугольной террасы с четырьмя башнями по углам и роскошными пристройками. Сам мавзолей имеет в плане квадрат со срезанными углами; на этом квадрате расположен вокруг центрального помещения ряд круглых и крестообразных в плане залов, соединенных проходами между собой и со входными нишами, открывающимися наружу в виде килевидных арок. Центральное помещение, самое большое из всех, имеет в плане форму восьмиугольника и увенчано куполом. Этот последний – двойной: внутренний имеет форму полушара, наружный, рассчитанный только на внешний эффект и господствующий над всем зданием, лежит на тамбуре и своей формой походит на луковицу. Все части здания украшены инкрустацией и резьбой из мрамора. Даже оконные рамы центрального восьмиугольного помещения состоят из мраморных плит, прорезанных насквозь роскошным узором. Впрочем, известно, что эти мраморные работы, если не все, то, по крайней мере, отчасти, исполнены итальянскими и французскими мастерами, выписанными Шах-Джаханом в Агру.

 

Рис. 664. Тадж-Махал в Агре. С фотографии Бурне

 

Таким образом, это здание подводит нас снова к границе чисто восточного искусства. На самом деле вскоре после сооружения Тадж-Махала влияние Европы стало неудержимо прокладывать себе дорогу в индийскую архитектуру. Оно отразилось в надгробных постройках Голконды, Маисура и особенно Лукнова, главного города северной индийской провинции Ауд. Стиль бастард роскошных сооружений в Лукнове принадлежит, правда, уже XIX столетию, свидетельствует о полном упадке индийского зодчества: европейские стили, навязанные Индии англичанами, ее победителями, не внесли в эту страну никаких задатков нового, здорового развития искусства.

Если не принимать в соображение скудных пластических украшений некоторых мечетей, то придется сказать, что магометанской скульптуры в Индии не существовало; но эта страна, подобно Персии, имела свою магометанскую живопись. Как и в Персии, кроме позднейших нехудожественных изображений на стенах она производила главным образом книжные иллюстрации и портреты, исполненные на бумаге.

Наряду с такими работами большой любовью пользовались в Индии писанные на кости миниатюры, отличающиеся тщательной выделкой всех аксессуаров. Общепризнано, что эти книжные иллюстрации и миниатюры до такой степени проникнуты персидским влиянием, что нередко бывает трудно или совершенно невозможно отличить их от произведений современной им персидской живописи. Л.-Г. Фишер, написавший в 90-х гг. XIX в. статью об индийской живописи, указывал как на особенность индийской миниатюры на сильную примесь к акварельным краскам связывающих веществ, благодаря которым работа выходит похожей на живопись а tempera – прием, усвоенный художниками, быть может, ввиду знойности и влажности тропического воздуха Индии.

Изучить, какова была индийская миниатюра до Великого Могола Акбара, невозможно. Фишер даже предположил, что едва ли существуют миниатюры, которым было бы больше 200 лет. Относительно Акбара, отличавшегося веротерпимостью и покровительствовавшего всем искусствам и наукам, нам известно, что он заботился также и о живописи. При его дворе проживало более сотни знаменитых живописцев, и между ними, как указывают положительным образом письменные источники, было много персов, у которых учились молодые индийские живописцы. Самого знаменитого из этих художников, Дасванта, называют учеником ширазца Ширинкалама. Базаван как портретист был еще искуснее Дасванта.

Произведения индийской живописи сохранились тысячами не только в музеях Индии, но и во многих из европейских коллекций.

В Комнате Фекетина в Шенбрунском дворце, близ Вены, все стены до самого потолка увешаны индийскими миниатюрами отличной работы в стиле барокко. Берлинская королевская библиотека владеет обильно иллюстрированным сборником произведений персидских поэтов, написанным по поручению Акбара. Указывать на другие образцы индийских миниатюр считаем излишним; заметим только, что они сходны с персидскими как по своим сюжетам, так и по более или менее "примитивному" своему общему характеру, но что тем не менее формы человеческого тела в них мягче, а индийские костюмы роскошнее.

Историю художественно-промышленных произведений Индии, за исключением металлических работ, мы можем проследить также лишь со времен магометанских нашествий, и даже индийские ткани, столь славившиеся еще в древности, и индийские гончарные изделия, пока производство последних процветало на местной почве, насколько можно судить по сохранившимся их образцам, имеют персидский или верхнеазиатский отпечаток. Известные индийские лаковые изделия являются подражаниями китайским и персидским. Сравнительно нового происхождения, по-видимому, также изделия из черного дерева с выкладкой из слоновой кости, столь любимые в Индии. Искусство облицовывать стены цветным глазурованным кафелем перешло в Индию из Персии, несомненно, лишь во времена Великих Моголов и в сущности было распространено только на северо-востоке страны. Центром производства такого кафеля был Лахор. Под персидским же влиянием находилась и лепка художественных сосудов. Глиняные глазурованные сосуды Индии отличаются чистотой и изяществом форм, равно как и соответствием роскошной плоской орнаментации, состоящей из стилизованных цветов, форме самого предмета. Многократно повторяющиеся и равномерно размещенные цветы, нередко написанные на белом фоне кобальтово-голубой или бирюзово-голубой краской и тронутые кое-где лиловой, рассеяны по всей орнаментированной поверхности, но не переполняют ее.

Магометанское искусство в Индии, так же как везде на ее границах, пользовалось заимствованиями от искусства соседних с ней областей. Произойдя от древнего искусства побережья Средиземного моря, которое, в свою очередь, восприняло в себя древнемесопотамские влияния, исламское искусство всюду на своем пути к Востоку встречалось с древними местными традициями и вносило свое в смесь западных и восточных художественных элементов.

 

Заключение

 

В то время, когда печатался настоящий том (1904), открылись новые горизонты в истории развития искусства. Раскопки Эванса на Крите, Муррея, Смита и Уольтерса на Кипре подтвердили наш взгляд на микенское искусство, который мы изложили выше. Но по вопросу о старшинстве древнеегипетского искусства или искусства египтян и халдеев, этих древнейших из культурных народов земного шара, пока составлялось наше сочинение, почти каждый год доставлял новые открытия, изменявшие прежние воззрения. В этом отношении очень важны были американские раскопки в Ниппуре. Снова возник вопрос о существовании первоначальной связи между древнеамериканской и древнеазиатской культурами. Конечно, сходство между ступенчатыми пирамидами или простейшими геометрическими или техническими орнаментами этой связи еще не доказывает. Указанием на генетическое родство могло бы в этом случае служить только сходство сложных и индивидуальных явлений. Если подтвердится предположение, что в древней Америке, как и в древней Халдее, употреблялись для обозначения созвездий одни и те же знаки, это мнение, разделяемое нами со знаменитыми американистами относительно происхождения древнеамериканской культуры, должно будет уступить место новому воззрению, которое, впрочем, повлияло бы очень мало на наше изложение истории развития древнеамериканского искусства. Эти примеры мы привели единственно с той целью, чтобы показать, как велики трудности, появляющиеся при обзоре всего языческого и нехристианского искусства.

Обилие новых открытий, проливающих с каждым годом все новый и новый свет в отдельные области исследования, налагает на историю искусства обязанность соблюдать осторожность при попытках объединения различных факторов при помощи смелых гипотез. Преждевременные попытки этого рода, ежеминутно опровергаемые новыми открытиями, принесли немало вреда нашей науке. Но насколько общая связь эволюционных явлений до известной степени вытекает из осязательных документов, мы везде подчеркивали ее, предоставляя фактам говорить самим за себя. Можно надеяться, что вскоре горизонт наш расширится и мы увидим связь между явлениями там, где они пока представляются разрозненными. Но мы не верим, чтобы когда-нибудь удалось вывести происхождение всего цветущего мира искусства, изучаемого историей, из одного и того же зерна. Вся привлекательность и все значение исследований в области искусства заключаются именно в рассмотрении отдельных явлений художественной жизни одних рядом с другими и их дальнейшего развития при том взаимодействии, которое существовало между ними.

 

Литература

 

Adler, Fr.: Das Pantheon zu Rom // 31. Berl. Wiuckelmann-Programm. Берлин. 1871; см. также Curtius.

Akermann, J. Y.: Remains of Pagan Saxondom. Лондон. 1855.

Amelios, d’: Pompei. Nuovi scavi. Casa dei Vettii. Неаполь. 1898.

Amelung, W.: Fuhrer durch die Antiken in Florenz. Мюнхен. 1897.

Anderson, William: The pictorial arts of Japan, с приложением: Chinese and Korean pictorial art. Лондон. 1886; Descriptive and historical catalogue of a Collection of Japanese and Chinese Paintings in the British Museum. Лондон. 1886; Landescape Painting in Japan // Art Jurnal, с. 121. Лондон. 1890; Japanese wood Engraving // Portfolio, № 17. Лондон. 1895.

Andreas, см. Stolze.

Andree, R.: Die Metalle bei den Naturvolkern. Лейпциг. 1884; Ethnographische Parallelen und Vergleich. Neue Folge. Лейпциг. 1889.

Andrian, F. Frhr. von: Prahistorische Studien aus Sicilien. Берлин. 1878.

Antichita d’Ercolana, т. I-IX. Неаполь. 1757-1792.

Appel, см. Montelius.

Archaologisches Institut (Internationales, unter deutscher Leitung): Monumenti, Annali, Bulletiono dell’ Instituto. Рим. 1829 и след.; (Kaiserlich deutsches); Mitteilungen des kaiserl. deutschen archaologischen Instituts zu Athen. Т. I, 1876 и т. д. Mitteilungen des kaiserlichen deutschen archaologischen Instituts. Romische Abteilung. Т. I, 1886 и т. д. Jahrbuch des kaiserl. deutschen archaolog. Instituts. Т. I, Берлин. 1886 и т. д.

Antike Denkmaler. Т. 1. Берлин. 1891. Т. II. Вып. 1. Берлин. 1893 и т. д.

Arndt, Paul, см. Brunn.

Baltzer, L. (с предисловием Ридберга): Hallristningar (Начертания на скалах), первая серия. Готенбург. 1881-1890.

Bandelier, A. F.: On the social organization and mode of government of the ancient Mexicans. Салем. 1879; Report of an archaeological tour in Mexico in 1881. Бостон. 1884.

Bastian, A.: Die Kulturvolker des alten Amerika. Т. I и II. Берлин. 1878; т. III, Берлин. 1889; Amerikas Nordwestkuste. Aus den Sammlungen der Kgl. Museen in Berlin. Берлин. 1883.

Baumeister, A.: Denkmaler des klassischen Altertums. Мюнхен и Лейпциг. 1885-1888.

Baumgarten, см. Collignon.

Belck, W., Lehmann, B. F.: Bauten und Bauart der Chalden // Verhandlungen der Zeitschrift fur Ethnologie. XXVIII, с. 601. Берлин. 1895.

Benndorf, Otto: Griechische und sicilische Vasenbilder. Берлин. 1868; Die Metopen von Selinunt. Берлин. 1873; Das Heroon von Gjolbaschi-Tyra // Jahrbuch der Sammlungen des Allerhochsten Kaiserhauses. Т. IX, XI и XII. Вена. 1889, 1890 и 1891. Ueber den Ursprung der Giebelakroterien // Jahresheften des oesterr. archaol. Inst. II, с. 1-5. Вена. 1899. Niemann, G.: Reisen in Lykien и т. д. Вена. 1884, см. также Conze.

Berendt, G.: Die pommerellischen Gesichtsurnen. Кенигсберг. 1872. Доп. к соч., Кенигсберг, 1878.

Berger, E.: Beitrage zur Entwickelungsgeschichte der Maltechnik, I и II. Мюнхен. 1883 и 1895.

Bernouilli, J. J.: Romische Ikonographie, I-III. Штуттгарт, Берлин и Лейпциг. 1882-1894.

Bie, Osk.: Zur Geschichte des Hausperstyls // Jahrbuch des kaiserl. deutschen archaol. VI, с. 1-9. Берлин. 1891.

Bing, S.: La ceramique; глава IX соч. Гонзе об Японии (см. Gonse); Japanischer Formenshatz, 6 т., нем. изд. Japon artistique. Париж. 1889-1891. Лейпциг. Б. г.

Birdwood, G. C. M.: The industrial arts of India, нов. изд. Лондон. 1880.

Blochet, Ed.: Les miniatures des manuscrits musulmans // Gaz. des beaux arts. I, с. 281-293; II, с. 105-118. Париж. 1897.

Boas, Franz: The Central Eskimos // Annual Report of the Bureau of Ethology. VI, с. 499-671. Вашингтон. 1884-1885.

Bode, W.: Studien zur Geschichte der westasiatischen Knupfteppiche // Jahrb. der preuss. Kunstsammlungen. XIII, с. 26-49, 108-137. Берлин. 1892.

Boeswillwald, E., Cagnet, R.: Timgad, une cite africaine sous I’empere romain. Париж. 1892-1897.

Bohlan, Joh.: Fruhattische Vasen // Jahrb. des k. deutschen archaol. Inst. II, с. 33-36. Берлин. 1887; Zur Ornamentik der Villanova-Periode. Кассель. 1895. Aus ionischen und italischen Nekropolen. Лейпциг. 1898.

Bohn, R., Droysen, H.: Das Heiligtum Athena Polias zu Pergamon. Берлин. 1885; и Schuchardt, C.: Altertumer von Aega. Берлин. 1889; см. также Conze. Borchardt, L.: Die agypt. Pflanzensaule. Берлин. 1897; Das Alter des Sphinx bei Gizeh // Sitzungsberichte der Pr. Ak. d. W. Т. I, 1897; II, с. 752-760. Берлин. 1897; Die Dienerstatuen aus den Grabern des alten Reiches // Zeitschrift fur agypt. Sprachen, XXXV, с. 119-124. Лейпциг. 1897; Ueber das Alter der Chefenstatuten // Zeitschrift fur agypt. Sprache etc., XXXVI, с. 1-12. Лейпциг. 1898; Das Grab des Menes; там же, с. 87-105. Лейпциг. 1898.

Borrmann, Rich., см. Curtius и Dorpfeld.

Botta, P. E., Flandin, E.: Monuments de Ninive, I-IV. Париж. 1849-1853.

Botticher, Karl: Tektonik der Hellenen. Т. I-II. 1-е изд. Потсдам. 1844-1852; 2-е изд., Берлин. 1866-1881.

Bovallius, C.: Nicaraguan Antiquities. Стокгольм. 1886.

Brinckmann, Justns: Kunst und Handwerk in Japan. Т. I. Берлин. 1889; Das Hamburgische Museum fur Kunst und Gewerbe. Лейпциг. 1894. Kenzan. Гамбург. 1897.

Broungh Smyth, R.: The aborigines of Victoria. Т. I и II. Лондон. 1878.

Bruckmann, см. Brunn.

Brugsch G.: Die Aegyptologie. Лейпциг. 1891.

Bruhl, G.: Die Kulturvolker Alt-Ammerikas. Нью-Йорк, Цинциннати, Сан-Луи. 1875-1887 (с подробным указанием на предшествовавшую литературу предмета).

Brunn, Heinr.: I relievi delle urne etrusche, I. Рим. 1870; Probleme in der Geschichte der Vasenmalerei. Мюнхен. 1871; Geschichte der griechischen Kunstler. Т. I и II. 1-е изд. Штутгарт. 1857-1859; 2-е изд. 1889 и след.; Griechische Kunstgeschichte; erstes Buch. Мюнхен. 1893; zweites Buch, herausgegeben von A. Flasch. Мюнхен. 1897 и след.; и Bruckmann, Fr.: Denkmaler griechischer und romischer Sculptur. Мюнхен. 1888.; Продолжение, под ред. Арндта. Мюнхен. 1897.

Brunner, K.: Die steinzeitliche Keramik in der Stadt Brandenburg // Archia fur Anthropologie, XXV, с. 243-296. Брауншвейг. 1898.

Buchner, L.: Aus dem Geistesleben der Tire. 3-е изд. Лейпциг. 1880.

Buhler, J.: Votive inscriptions from the Sanchi stupas // Epigraphia Indica, II, с. 87 и след. Калькутта. 1892.

Burgess, J.: Notes on the Buddha Rock-Temples of Ajanta, their Painting etc. // Archaeological Survey of Western India, № 9. Бомбей. 1879; Report of the Buddhist Cave Temples of India. Лондон. 1883; Report of the Elura Cave Temles etc. Лондон. 1883; см. также Fergusson.

Bushell, S. W. Oriental ceramic etc. from the collection of W. T. Walters, etc. Нью-Йорк. 1897.

Buti, Camille: Pitture antiche della Villa Negroni. Рим. 1778.

Buttner, C. G.: см. отчет Фритша о вновь найденных бушменских рисунках в "Verhandlungen der Berliner Gesellschaft fur Anthropologie и пр., 1878, с. 15 и след. Cagnet, см. Boeswillwald.

Canina, L.: Etruria Maritima. Рим. 1846-1851; Gli edifizi di Roma. Рим. 1849-1852; Cartaihac E.: La France prehistorique. Париж. 1889; La divinite feminine ete. Les sculptures d’Epones // L’Anthropologie, V. Париж. 1894.

Cesnola, L. Palma di: Cyprus. Its ancient cities, tombes and temples. Лондон. 1877; A descriptive atlas of the Cesnola collection, I-V. Нью-Йорк и Бостон. 1885; Chambres, Sir William: Designs of Chinese buildings, etc. Лондон. 1757.

Champollion, F.: Precis du systeme hieroglyphique des anciens egyptiens. Париж. 1824; Monuments de l’Egypte et de la Nubie. I-IV. Париж. 1929-1944.

Chabannes, Ed.: La sculpture sur pierre en Chine. Париж. 1893.

Chipiez, Ch.: Les edifices d’Epidaurus // Revue archeol., 3-я серия, XXVIII, с. 38-59. Париж. 1896; см. Perrot.

Christy, см. Lartet.

Clemen, Paul: Merowingische und Karolinische Plastik // Jahrbucher des Vereins der Altertumfreunde, LXXXXII, с. 1-146. Бонн. 1892; Col: Preservation of national Monuments in India. Published by order of the Governor General in Council. Б. м. 1884, 1885 и след.

Collignon, M.: Histoire de la sculpture grecque. Т. I, II. Париж. 1892 и 1897; Geshichte der griechischen Plastik, I (перевод на нем. Эд. Тремера); II (перевод Фр. Баумгартена).

Страсбург. 1897-1898; см. также Rayet.

Conwentz: Bildiche Darstellungen и т. п. an Westpreussischen Graburnen // Schriftan der Naturforschenden Gesellschaft zu Danzig, нов. изд., VIII. Данциг. 1894; Conze, A.: Melische Thongetasse. Лейпциг. 1862; Hauser, A.: Niemanu, G., Benndorf O.: Archaologische Untersuchungen auf Samothrake; I, Вена. 1878; II, 1880; Humann, Bohn, Stiller, Solling, Raschderf, Frankel: Drei vorlaufige Berichte uber die Ausgrabung zu Pergamon. Берлин. 1880, 1882, 1888; Die attishen Grabreliefs. Берлин. 1893-1897; Coste, см. Flandin; Courband, Edm.; Le bas-relief romain а representations historiques. Париж. 1899.

Crawfurd: History of the Indian Archipelago. Эдинбург. 1820; A Descriptive Dictionary of the Indian Islands. Лондон. 1866.

Cunningham, Al.; Buddha-Gaya // Archaeological Survey of India, I, с. 4-12, Калькутта, 1871; III, с. 79-103, 1873; Ancient Indian Architecture. Indo-Persian and Indo-Grecian Styles, в том же издании, V, 185-196. Калькутта. 1875.

Cultius, Ernust: Die griechische Kunst in Indien // Archaol. Zeitung, Берлин. 1876; и Adler, Fr.: Olympia. T. III. Baudenkmale, bearbeitet von Fr. Adler, Rich. Borrmann, Wilhelm Dorpfeld, Fr. Fraeber und Paul Graef. Берлин. 1892-1896; Т. III: Die Bildwerke von Olympia in Stein und Thon, bearbeitet von G. Treu, Берлин. 1894-1897; T. IV: Die Bronzen und die ubrigen kleinen Funde von Olympia, bearbeitet von Ad. Furtwangler, Берлин. 1890; Dalton, см. Read; Darwin, Ch.: Nestbau der Vogel, посмертное соч. // Kosmos, XV, с. 10. Штутгарт. 1884; Dawkins, Boyd: Cave Hunting (нем. изд. I. В. Шпренгеля "Hohlenjagd". Лейпциг и Гейдельберг. 1876).

Delaporte, C.: Voyage du Cambodge. L’architecture Khmer. Париж. 1880.

Deshayes, см. Tokonosuke.

Dietrichson, L.: Antinoos, Христиания. 1894.

Dieulafoy, Marcel: L’art antique de la Perse, I-V. Париж. 1890.

Dignet, L.: Note de pictographie de la Basse-Californie // L’Anthropologie, VI, с. 160-175. Париж. 1895.

Donner von Richter, Otto: Статьи (против мнения Бергера относительно техники античной живописи) // Technische Mitteilungen (Кейма) X, приложение к № 171, с. 443-447. Мюнхен. 1893. Ср. прим. Кейма на с. 490; Ueber Technisches in der Malerei der Alten. Мюнхен. 1895.

Dorpfeld, W. (вместе с Ф. Гребером, Р. Борманом, К. Зибольдом): Ueber die Verwendung von Terrakoten am Geison und Dach griech. Bauwerke // Winkelmann-Programm, 41. Берлин. 1881; Der alte Athenatempel auf der Akrololis von Athen // Mitteilungen, т. X, с. 275-277, 1885; т. XII, 1887 и т. д.; Der Tempel von Korinth // Mitteilungen, т. XI, с. 297-308, 1886; Der Hypathraltempel // Mitteilungen, т. XVI, с. 334-344, 1891; Troja. 1893. Лейпциг. 1894; и Reisch, E.: Das griechische Theater. Афины. 1896; см. также Curtius и Tsountas.

Droysen, см. Bohn.

Duhn, Fr. v.: L’Ara Pacis // Annali dell’Instituto Archeologico, LIII, с. 302 и след. Рим. 1881. Ueber die archaolog. Durchforschung italies innerhalb der letzten acht Jahre // Verhandlungen der 44 Philologen-Versammlung Koln. 1895. Лейпциг. 1896.

Dummler, Ferd.: Vasen aus Tanagra // Jahrbuch des kaiserl. deutschen archaol. Inst., II, с. 18-29. Берлин. 1887; Attische Lokythos etc. // Jahrbuch des kaiserl. deutschen archaolog. Inst., II, с. 168-178. Берлин. 1887; Zu den Vasen aus Kameiros // Jahrbuch des kaiserl. deutschen Inct., VI, с. 202-271. Берлин. 1891.

Dupont, E.: Les temps prehistoriques en Belgique. L’homme pendant les ages de la pierre, etc. 2-е изд. Брюссель. 1875.

Durand-Greville, E.: La couleur du decor des vases grecs // Revue archeologique. Париж. 1891, 1892.

Duret, Th.: La’rt Japonais, les livres illustres, etc. // Gaz. des Beaux Arts, 1882, II (XLVI), с. 113 и след., 302 и след.

 

Durm, Jos.: Die Baukunst der Etrusker und Romer. Дармштадт. 1885; Die Baukunst der Griechen; 2-е изд. Дармштадт. 1892.

Du Sartel, O.: La porcellaine de Chine. Париж. 1881.

Ebers, G.: Aegypten in Wort und Bild. Штутгарт. 1879; Eine Galerie antiker Portrats. Мюнхен. 1888; Sinnbildliches. Die koptische Kunst. Лейпциг. 1892; Antike Portrats. Лейпциг. 1893.

Ehrenreich, P.: Die zweite Xingu-Expedition // Zeitschrift fur Ethnologie, XXII, с. 81 и след. Берлин. 1890; Beitrage zur Volkerkunde Brasilions. Берлин. 1891.

Eisen, G.: On some ancient sculptures from the Pacific slope of Guatemala // Mem. of the California Academy of sciences. Сан-Франциско. 1888.

Engelmann R.: Pompeji. Лейпциг. 1898.

Erman, Ad.: Aegypten. Тюбинген. 1885; (без имени): Подробный список египетских древностей и гипсовых фигур (Берлинский королевский музей). Берлин. 1899.

Evans, Arth. J.: The anicient bronze implements of Great Britain and Ireland. Лондон. 1781. Primitive pictographs etc. // Journal of Hellenic Studies, XIV, с. 270-380. Лондон. 1894.

Fabricius, E.: Ein bemaltes Grab in Tangra // Mitteilingen, X, с. 158-164. Афины. 1885.

Falke, Otto von: Majolika. Берлин. 1896. Fenollosa, E. F.: Review of the Chapter of painting // L’Art Japonais by L. Gonse. Йокогама (Japan main). 1884; The Masters of Ukioye. Japanese Paintings and Color-Prints. Каталог Нью-йоркской выставки 1896 г.

Fergusson, J. F.: History of Indian and Eastern Architecture. Лондон. 1876; и Burgess, J.: Jhe Cave Temples of India. Лондон. 1876.

Finsch, D.: Hausbau an der Sudostkuste von Neuguinea // Mitteilungen der Anthropologischen Gesellschaft in Wien, XVII, с. 1 и след. Вена. 1887. Samoafahrten. Лейпциг. 1888. Ethnologische Erfahrungen und Belegstucke aus der Sudsee // Annalen des k. k. Naturhistorischen Hofmuseums. Вена. 1888-1893.

Fischer, L. H.: Indische Malerei // Zeitschrift fur bild. Kunst. Нов. изд. I, с. 238-245. Лейпциг. 1890.

Flandin, Eug., Coste, Pasc.: Voyage en Perse, I-IV. Париж. 1846-1854; см. также Botta.

Flasch, A., см. Brunn.

Flegel: Отчет об экспедиции // Mitteilungen der Afrikanischen Gesellschaft, III, с. 136 и след. Берлин. 1881.

Forrer, R.: Ueber primitive menschliche Statuetten // Antiqua, VI. Страсбург. 1888.

Forstermann, E.: Die Maya-Handschrift der kgl. oeff. Bibliothek. 2-е изд. Дрезден. 1892.

Forster R.: Antiochia am Orontes und Sculpturen von Antiochia // Jahrbuch des kaiserl. deutschen arch. Inst., XII, с. 103-149, Берлин. 1897; XIII, с. 177-191, 1899.

Fraas, O.: Die prahistorischen Bildschnitzereien и пр. // Zeitschrift fur Ethnologie, X, с. 241-251. Берлин. 1888.

Frankel, см. Conze.

Franz-Pascha, J.: Die Baukunst des Islam // Handb. der Archiktur (Дурма). Дармштадт. 1896.

Frauberger, H.: Die Akropolis von Baalbeck. Франкфурт-на-Майне. 1892.

Fritsch, G.: Die Eingeborenen Sudafrikas. Бреславль. 1872; см. Buttner. Frobenius, L.: Die bildende Kunst der Afrikaner // Mittheilungen der Anthropologischen Gesellschaft, XXVII, с. 1-17. Вена. 1897.

Furtwangler, Ad.: Die Sammluug Sabouroff. Берлин. 1883-1887; Beschreibung der Vasensammlung im Antiquarium, т. I и II. Берлин. 1885; Die Berliner Orpheus-Vasen // Berliner Winkelmann-Programm 50, с. 160 и след. Берлин. 1890; Eine argivische Bronze // Winkelmann-Programm, 50, с. 125-153. Берлин. 1890; Meisterwerk der griechischen Plastik. Лейпциг и Берлин. 1893. То же соч. по-англ.: Masterpieces of Greek sculpture. Лондон. 1895; Intermezzi. Лейпциг и Берлин. 1896; Die antiken Gemmen. Geschichte der Steinschneidekunst im klassischen Altertum. Лейпциг. 1900; и Loschke, G.: Mykenische Vasen (текст и атлас). Берлин. 1886; см. Curtius и Lange.

Gardner, F. A.: A Handbook of Greek sculpture. Лондон. 1896.

Gauckler, Paul: L’archeologie de la Tunisie. Париж. 1896.

Gayet, Al.: La sculpture copte // Gaz. des beaux arts, XXXIV, 7, с. 422-440; 8, с. 80-88, 145-153. Париж. 1892; L’Art Arabe. Париж. 1893; L’Art Persan. Париж. 1895.

Geiseler: Die Osterinsel. Берлин. 1883.

Gerhard, Ed.; Auserlesene Vasenbilder u. s. w., т. I-IV. Берлин. 1840-1853; Etruskesch und kampanisch Vasenbilder. Берлин. 1843; Etruskische Spiegel. Fortgesetzt von Klugmann und G. Korte. Берлин. 1843-1897 и след.; Trinkschalen und Gefasse, etc., т. I-II. Берлин. 1848 и 1850.

Gierke, H.: Japanische Malereien (каталог выставки). Берлин. 1882.

Gillen, F. J.: см. Spencer.

Girard, P.: La peinture antique. Париж. 1892.

Golenischeff: Amenencha III et les sphinx, etc. // Recueil de travaux, XV, с. 131- 136. Париж. 1896.

Goncourt, Edm. de: Outamaro. Париж. 1891; Hokousaп // Gaz. des beaux arrs, XIV, с. 441 и след. Париж. 1895.

Gonse, L.: L’art Japonais (большое изд.). Париж. 1883; L’art Japonais (небольшое изд.). Париж. 1885.

Goodyer, W. H.: The Grammar of the Lotus. Лондон. 1891.

Gotze, A.: Die Gefassformen und Ornamente der neolithischen schnurverzierten Keramik im Flussgebiete der Saale. Йена. 1891.

Graber, Fr.: см. Curtius и Dorpfeld.

Grabowsky, F.: Der Tod, das Begrabniss etc. bei den Dayaken // International. Archiv fur Ethnographie, II, с. 177-204, Лейден, Париж. и Лейпциг. 1889.

Graef, Botho: Skopas // Mitteilungen des archaol. Inst. in Rom, IV, с. 189. Рим. 1889; Die Kopfe der florentinischen Ringergruppen // Jahrbuch das kaiserl. deutschen Archaol, IX, с. 119-126. Берлин. 1894.

Graef, P.: Romische Triumphbogen // Denkmaler des klassischen Altertums, (Баумейстера), III. Мюнхен. 1888; см. Curtius.

Grandidier, G.: La ceramique chinoise. Париж. 1894.

Grey, George: Journal of two expeditions of discovery in Nordwest and Western Australia. Лондон. 1841.

Griffiths, J.: The paintings in the Buddhist Cave Temples of Ajanta, I, Лондон. 1896; II, Лондон. 1897.

Gross, Victor: Les Protohelvetes. Берлин. 1883; La Tene. Париж. 1886.

Grosse, E.: Die Anfange der Kunst. Фрейбург в Бр. и Лейпциг. 1894.

Grunwedel, Alb.: Buddistische Kunst in Indien // Handbucher der kgl. Museen zu Berlin. Берлин. 1893, 2-е изд. 1900; по Hrolf Vaughan Stevens: Die Zanbermuster der Orang Semang // Zeitschr. fur Ethnologie, XXV, с. 71 и след. Берлин. 1893; Die Zaubermuster der Orang Hutan; там же, XXVI, с. 141 и след. Берлин. 1894; Materialien zur Kenntniss der wilden Stamme Malakas. Берлин. 1893; Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei. Fuhrer durch die lamaistsche Sammlung des Fursten E. Uchtomskij. Лейпциг. 1890; см. Pander.

Gurlitt, Corn.: см. Junghandel.

Gurlitt, W.: Das Alter der Bildwerke des sogen. Theseion zu Athen. Вена. 1875; Ueber Pausanias. Грац. 1890. Ueber die Gurtelbleche des Sulmthals // Verhandlunger der 42 Philologen-Versammlung. Wien. 1893. Лейпциг. 1894.

Habel, S.: The sculptures of Santa Lucia Cosmalwhuapa // Smithsonian Contributions, № 269. Вашингтон. 1874.

Haddon, A. F.: Evolution in art etc. The decorative art of Britisch New Guinea. Лондон. 1895.

Halbherr, Orsi: Scavi e trovamenti nell’antro di Zeus sul Monte Ida in Creta; в Comparetti, Dom., "Museo italiano di antichita classica, II, с. 694-910. Флоренция. 1888.

Hamdy Bey, Reinach, Theod.: Une necropole royale a Sidon. Париж. 1892.

Hampel, Jos.: Altertumer der Bronzezeit in Ungarn. Будапешт. 1887; Neuere Studien uber die Kupferzeit // Ethol. Zeitung, XXVIII, с. 57-91. Берлин. 1896.

Hartel, см. Wickhoff.

Harting, P.: De bouwkunst der dieren. Гронинген. 1862.

Hartwig, Paul: Die griechischen Meisterschalen der Blutezeit des strengen rotfigurigen Stiles. Штуттгарт и Берлин. 1893.

Hauser, A.: см. Conze.

Hauser, Friedr.: Die neuattischen Reliefs. Штутгарт. 1889.

Heim, A.: Ueber einen Fund aus der Renntierzeit in der Schweiz // Mitteilungen der Antiquarischen Gesellschaft, XVIII. Цюрих. 1874.

Hein, A. R.: Die bidende Kunste bei den Dayaks auf Borneo. Вена. 1890; Maander, Kreuze, Hakenkreuze und urmotivische Wirbelornamente in Amerika. Вена. 1891.

Helbig, Wolfg.: Wandgemalde der vom Vesuv verschutteten Stadte Kompaniens. Лейпциг. 1868; Untersuchungen uber die kampanische Wandmalerei. Лейпциг. 1873; Die Italiker in der Po-Ebene. Лейпциг. 1879; Fuhrer durch die offentichen Sammlungen klassischer Altertumer in Rom, I и II; 1-е изд. Рим. и Лейпциг. 1891: 2-е изд. Лейпциг. 1899; Das homerisch Epos aus den Denkmalern erlautert; 2-е изд., Лейпциг. 1892; La Question mycenienne. Париж. 1896; Ein agyptisches Grabgemalde und die mykenisches Frage. Мюнхен. 1897.

Helmholtz, H.: Vortage und Reden, 3-е изд. Брауншвейг. 1884.

Hermann, Paul: Neues zum Torso Mediei // Jahreshefte des Archaol Instituts, II, с. 155-173. Вена. 1899.

Henzey, L. de: Catalogue des figurines antiques de terre cuite du musee du Louvre. Париж. 1883; Les origines orientales de l’art. Париж. I, 1891; II, 1892 и т. д.; Decouvertes en Chaldee, см. Sarzee.

Hildebrand, A.: Das Problem der Form in der bidenden Kunst. Страсбург. 1893.

Hildebrand, Hans: Beitrage zur Kenntniss der Kunst der nieder Naturvolker // A. E. von Nordenskiold.

Studien und Forschungen… im Hohen Norden, с. 289-386. Лейпциг. 1885.

Hildebrand, Heinr.: Der Tempel Tachuehsy. Берлин. 1897.

Hiller von Gaertringen, Fr.: Die Zeitbestimmung der rhodischen Kunstler // Jahrbuch des kaiserl. deutschen Archaol. Instituts, IX, с. 13-43. Берлин. 1894.

Hilprecht: The Babylonian expedition of the University of Pennsylvania, I (Reprint from the transactions of the American Philosophical Society N. S., XVIII). Филадельфия. 1893-1896 и т. д.

Hippisley, Alared E.: Sketch of the history of Ceramic Art in China // Catalogue of the Hippisley Collection, Smithsonian Institute. Вашингтон. 1890.

Hirschfeld, Gust.: Paphlagonische Felsengraber. Берлин. 1885; Die Felsenreliefs in Kienasien. Берлин. 1887; Athenische Pinakes im Berliner Museum // Festschrift fur Joh. Overbeck, с. 1-13. Лейпциг. 1883.

Hirth, Fr.: China and the Roman Orient. Лейпциг и Мюнхен. 1885; Ancient Porcelain. A study in chinese mediaval industry and trade. Лейпциг и Мюнхен. 1888; Chinesische Studien, I. Мюнхен и Лейпциг. 1889; Ueber fremde Einflusse in der chinesischen Kunst. Мюнхен. 1896. Ueber die einheimischen Quellen zur Geschichte der chinesischen Malerei. Мюнхен. 1897. Die Malerei in China. Entstehung und Urspruglegenden. Лейпциг. 1900.

Hochstetter, v.: Die neuesten Graberfunde von Watsh im St. Margarethen // Denkschrift der math.-naturw. Kiasse der Akademie der Wissenschaften, XLVII. Вена. 1883; Das Gurtelblech von Watsch // Mitteilungen der Anthropol. Ges, XIV. Вена. 1884.

Hoffmann, W. J.: The Graphic Art of the Eskimos // Report of the U. S. Museum for 1895. Вашингтон. 1897.

Holub, E.: Eine Kulturskizze der Marutse-Mambunda-Reiches in Sud-Zentralafrika. Вена. 1879; Siben Jahre in Sudafrika. Вена. 1881.

Hommel, F.: Geschichte Babyloniens und Assyriens. Берлин. 1885; Der Babylonische Ursprung der agyptischen Kultur. Мюнхен. 1892; Geschichte des alten Morgenlandes. Штутгарт (коллекция Гешена). 1895.

Homolle, Th.: Les archives de l’intendance sacree de Delos. Париж. 1887; Decouverte des Delphes // Gazette des beaux arts. Париж. 1894, II, с. 441-454; 1895, I, с. 207-216 и 321-331.

Hoernes, M.: Die Urgeschichte des Menschen. Вена, Пешт и Лейпциг. 1892; Die ornamentale Verwendung der Tiergestalt etc. // Mittheilungen der Anthropologischen Gesellschaft zu Wien, XXII, 107-124, 1892; Zur prahistorischen Formenlehre // Mittheilungen der prahistorischen Kommission der kaiserl. Akademie der Wissenschaffen, I. Вена. 1893; Untersuchungen uber Hallstatter Kulturkeis // Archiv fur Anthropologie, XXIII, ст. 481 и след. Брауншвейг. 1895; Urgeschichte der Menschheit. Штутгарт. 1895;

Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa. Вена. 1898.

Hulsen, Chr.: Jahresberichte uber romische Funde und Forschungen // Romische Mittheilungen des kaiserl. deutschen Ach. Instituts. Рим. 1889-1899; Le escrizioni del colombario di Villa Pamfili // Romische Mitteilungen, VIII, с. 145-165. Рим. 1893.

Humann, E., Puchstein: Reisen in Kleinasien und Nord-Syrien. Берлин. 1890; см. Conze.

Hutchinson, M.: Notes on a collection of facsimile bushman drawings // Journal of the Anthropological Society, XII, с. 464. Лондон. 1883.

Jensen, P.: Grundlagen fur eine Entzifferung der hatischen oder cilicischen Inschriften // Zeitschrift der deutschen Morgenland. Ges, XLVIII. Берлин. 1895.

Hittiter und Armenier. Страсбург. 1899.

Jirczek, см. Muller.

Joest, W.: Tatowieren, Narbenzeichnen und Korperbemalen. Берлин. 1887; Eine Holzfigur von der Loangokuste etc. // Festschrift fur Ad. Bastian, с. 117-127. Берлин. 1896.

Judeich, W.: Der Grabherr des Alexander-sarkophags // Jahrbuch des kaiserl. deutschen Arch. Instituts, X, с. 165-182. Берлин. 1895.

Julien, Stanislas: Histoire et fabrication de la porcelaine chinoise. Париж. 1856.

Junghandel, Mah, Gurlitt, Corn.: Die Baukunst der Spanier. Дрезден. 1899.

Justi, F: см. Schnutgen.

Justi, K.: Zur spanischen Kunstgeschichte // Spanien und Portugal (Бедекера) Лейпциг. 1897.

Kabbadias: Fouilles de Lykosoura. Афины. 1890.

Kalkmann, A.: Archaische Bronzefigur des Louvres // Jahrbuch des kaiserl. Deutschen Archaol. Instituts, VII, с. 127-140. Берлин. 1892; Die Proportionen des Gesichts in der Griechischen Kunst // 53 Winckelmann-Progr. Берлин. 1893.

Kanda, T.: Notes on ancient stone implements of Japan. Токио. 1884.

Karabacek, J.: Das angebliche Bilderverbot des Islam. Вена. 1876. Die persische Nadelmalerei Sudandschird. Лейпциг. 1881.

Kekule von Stradonitz, R.: Die Balustrade des Tempels der Athena Nike. Лейпциг. 1869; Griechische Thonfiguren aus Tanagra. Штутгарт. 1878. Der weibliche Kopf von Pergamon // Museum (Шпемана), I, вып. 2. Штутгарт. и Берлин. Б. г.

Keller, F.: Berichte fur Pfahlbauten // Mitteilungen der Zuricher antiquar. Gesellschaft. IX, 1855, 2-й отдел, № 3; XII, 1859, № 3; XIII, 1860, 2-й отдел № 3; XIV, 1861-1863, № 1 и 6; XV, 1866, № 7; XVI, 1870, 2-й отдел № 3; XX, 1879, 1-й отдел № 3; La Tene // Mitteilungen der Zuricher antiquar. Gesell. XV, с. 293-307. Цюрих. 1866.

Kinkel, G.: Stonehenge und die Zeit Seiner Erbaung // Mosaik zur Kunstgeschichte. Берлин. 1876.

Klebs, R.: Der Bernsteinschmuck der Steinzeit Кенигсберг. 1882.

Klein, W.: Euphronios; 2-е изд. Вена. 1886. Die griechischen Vasen mit Meisternamen; 2-е изд. Вена. 1887. Praxiteles. Лейпциг. 1898. Praxitelische Studien. Лейпциг. 1899.

Klopfleisch, F.: Vorgeschichtliche Altertumer der Provinz Sachsen, вып. 1 и 2. Галле на С. 1883.

Klugmann, A., см. Gerhard.

Kobke, P.: Om Runerne i Norden. Копенгаген. 1890.

Kohn, Albin: Die Steinfiguren in den russischen Steppen und in Galizien // Zeinschrift fur Ethnologie, X. Берлин. 1878.

Koldewey, R.: Neandria // 51 Winkelmann-Programm. Берлин. 1891; и Puchstein, Otto: Die Griechischen Tempel in Unteritalien und Sizilien. Берлин. 1899.

Kondakoff, N., le Comte, S., Tolstoi, Sal. Reinach: Antiquites de la Russie meridionale. Париж. 1891.

Koenen, Konst.: Gefasskunde der vorromischen, romischen und frankischen Zein in den Rheinlanden. Бонн. 1895.

Koerte, G.: I rilievi delle urne etrusche, II. Берлин. 1890; Die phrygischen Felsdenkmaler // Mitteilungen, т. XIII, с. 80-153. 1898. Das Alter des Zeustempels zu Aizanoi // Festschrift fur Otto Benndorf, с. 209-214. Вена. 1898; см. Gerhard.

Kranse, E. (Carus Sterne): Tuisko-Land. Глогау. 1891.

Lamprecht, Karl: Deutsche Geschichte, т. I; 2-е изд. Берлин. 1894.

Lanciani, R.: The ruins and excavations of ancient Rome. Лондон. 1894.

Lange, Julius: Billedkunstens Fremstilling af Menneskeskikkelsen. Копенгаген. 1892; Darstellung des Menschen in der alteren griechischen Kunst; перевод с дат., изд. Ад. Фуртвенглера. Страсбург. 1899.

Lange, Konrad: Aegineten // Berichte der kgl. sach. Ges. d. Wissensch., II, с. 1 и след. Лейпциг. 1878; Haus und Halle. Лейпциг. 1885.

Lartet, E., Christy, H.: Reliquiae aquitanicae. Лондон, Париж и Лейпциг. 1865-1875.

Lassen, Chr.: Indische Altertumskunde, 4 т. Бонн. 1847, Лейпциг. 1861.

Lasteyrie, Ferd. de: Histoire de l’orfevrerie. Париж. 1877.

Layard, A. H.: The monuments of Nineveh. Лондон. 1849; Nineveh and its remains, II и II. Лондон. 1849; A popular account of discoveries at Nineveh. Лондон. 1851; A second series of the Monuments of Nineveh. Лондон. 1853; Discoveries in the ruins of Nineveh and Babylon. Лондон. 1853; Le Bon. G.: Les civilisations de l’Inde. Париж. 1887; La civilisation des Arabes. Париж. 1893.

Lehmann, E. F.: Zwei Hauptprobleme der altorientalischen Chronologie. Лейпциг. 1897; см. Belk.

Lentz, Osk.: Altarabische Ruinenstatte im Maschonaland // Mittheilungen der Geograph. Ges. zu Wien, 1897.

Lepsins, R.: Das Totenbuch der Aegypter nach dem hieroglyphischen Papyrus in Turin. Лейпциг. 1842; Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien; 12 т. Берлин. 1849-1858.

Lessing, Jul.: Orientalische Teppiche. Берлин. 1891; Gold und Silber. Берлин. 1892.

Lindenschmit, L.: Die vaterl. Altertumer der furstl. hohenzollernschen Sammlungen zu Sigmaringen. Зигмаринген. 1860; Das Graberfeld vom Hinkelstein bei Monsheim // Zeitschrift zur Erforschung der Rheinischen Geschichte und Altertumer, III. Майнц. 1868. Handbuch der deutschen Altertumskunde, I. Брауншвейг. 1880-1889.

Lippmann, Fr.: Eine Studie uber chinesische Emailvasen. Вена. 1870.

Lisch, L.: Uber die Hausurnen // Jahrbucher des Vereins fur mecklenburg. Geschichte, XXI. Шверин. 1856.

Lissauer, A.: Altertumer der Bronzezeit in der Provinz Westpreussen. Данциг. 1891; Hausurnenfund von Seddin // Globus, LXVI. Брауншвейг. 1894.

Loftus, Will. Kennet: Travels and researches in Chaldaea and Susiana. Лондон. 1857.

Loschke, G.: Altattische Grabstatten // Mitteilungen, IV, с. 36-44 и 289-306. 1879; см. Furtwangler.

Lubbock, Sir John: Die vorgeschichtliche Zeit (перевод на нем. Пассова с предисловием Вирхова). Иена. 1874.

Lucretius, Carus T.: De natura rerum, V, 1285.

Luschan, F. v.: Das Hakenkreuz in Afrika // Berliner Verhandlungen, XXVIII, с. 137. Берлин. 1896; Das Wurfholz in Neuholland und Ozeanien // Festschrift fur A. Bastifn, с. 129-155. Берлин. 1896; Altertumer von Benin // Verhandlungen der berl. Anthropolog. Ges., XXX, с. 140. Берлин. 1898.

Madsen, Karl: Japans Malerkunst. Копенгаген. 1883.

Maindron, M.: L’art Indien. Париж. 1898; Une page sur les arts decoratifs de l’Inde // Gaz. d. beaux arts. Париж. 1898, II, с. 511 и след.; 1899, I, с. 67 и след.

Makowsky, A.: Der diluviale Mensch im Loss von Brunn // Mitteilungen der Anthropolog. Gesellschaft zu Wien, 1892, XXII, с. 73-83.

Maler, Th.: Erforschung der Ruinen Yukatans (отд. оттиск из "Globus"). Брауншвейг. 1895.

Manatt, см. Tsountas.

Mariette, Aug.: Monuments divers recueillis en Egypte. Париж. 1872-1947; Album du musee de Boulaq. Каир. 1872; Les Mastabas de I’ancien empire. Париж. 1881-1887.

Martha, Jules: L’Art etusque. Париж. 1889.

Marye, Georges: L’Exposition d’art musulman // Gaz. d. beaux arts. II с. 490-499, 1893; I, с. 54-72. 1894.

Maspero, G.: Archeologie egyptienne; на нем. яз.: "Aegyptische Kunstgeschichte", перевод Г. Штейндорфа. Лейпциг. 1889; Histoire ancienne des peuples de I’Orient classique. Париж. 1895 и след; см. Scheil.

Matz, Fr.: Sarkophag aus Patras // Archaol. Zeitung, новое изд., V, с. 11-18. Берлин. 1873.

Mau, Aug.: Geschichte der decorativen Wandmalerei in Pompeji. Берлин. 1882; Pompejanische Ausgrabungsberichte // Romische Mittellungen, I, 1886; XIV, 1899; Besprechung von Wickhoffs "Genesis" // Romische Mitteilungen, X, с. 227-235. Рим. 1895; Fuhrer durch Pompeji. 2-е изд., 1896; Pompeii. Its life and art. Нью-Йорк и Лондон. 1899; см. Overbeck. Meissner, B., Rost, P.: Noch einmal das Bit-Hillani und die assyrische Saule. Лейпциг. 1893.

Menant, J. (Louis le Clereq et J. Menant): Collection de Clercq. I, Cylindres orientaux. Париж. 1888.

Merk, Konr.: Der Hohlenfund im Kesslerloch zu Thayngen // Mitteilungen der zuricher Antiquar. Ges., XIX. Цюрих. 1875.

Mestorf, J.: Vorgeschichtliche Altertumer aus Schleswig-Holstein. Гамбург. 1885; см. Milani, Muller, Undset.

Meurer, M.: Das griechische Akanthus-Ornament // Jahrbuch der kaiserlichen deutschen Archaol. Instituts, XI, с. 107-159. Берлин. 1896.

Meyer, A. B.: Bilderschriften des ostindischen Archopels und der Sudsee. Лейпциг. 1881; Jadeit- und Nephrit-Objekte ("Publikationen aus dem kgl. Ethnographischen Museum zu Dresden"). Лейпциг. 1882; Ein Rohnepnritfund // Ausland, Мюнхен и Штутгарт. 1883; Altertumer aus dem Ostindischen Archipel ("Publikationen aus dem kgl. Ethnogr. Museum zu Dresden"). Лейпциг. 1884; Gurina. Дрезден. 1885; Das Graberfeld von Hallstatt. Дрезден. 1885; Lung Ch’uan-Yao oder altes Seladon-Porcellan. Берлин. 1889; Die Nephritfrage kein ethnologisches Problem. Берлин. 1893; и A. Schadenberg: Die Philippinen. I, Nord-Luzon. Дрезден. 1890. II, Negritos. Дрезден. 1893.

Meyer, Ed.: Geschichte des Altertums, I. Штутгарт. 1884.

Meyer, Hans: Eine Weltreise. Приложение: Die Igorroten, с. 505-541. Лейпциг. 1885.

Michaelis, Ad.: Der Parthenon. Лейпциг. 1871; Vortrag uber alexandrinische Kunst // Verhandlungen der 39 Versammlung deutscher Philologen, etc., с. 34-44. Лейпциг. 1888; Springer’s Handbuch der Kunstgeschichte, I. Das Altertum. Нов. переработка 5-го изд. Лейпциг. 1898.

Migeon, G.: Le Musee Gernuschi // Gaz. d. beaux arts, II, с. 217-228. Париж. 1897; Les cuivres arabes; там же: II, с. 462-474. Париж. 1899.

Milani, L. F.: Frontoni di Luni, I. Флоренция. 1885.

Milchhefer, A.: Die Anfange der Kunst in Griechenland. Лейпциг. 1883; Zur jungeren attischen Vasenmalerei // Jahrb. des kaiserl. deutschen Arch. Inst. IX, с. 56-82. Берлин. 1894; Rede zum Winckelmann-Tage. Киль. 1896.

Missionaires, les, de Pekin: Memoires concernant les Chinois. Париж. 1782.

Montelius, O.: Antiquites suudoises. Стокгольм. 1873-1875; Sur les sculptures de roches de la Suede // Compte rendu du congres de Stockholm 1874. Стокгольм. 1876; Die Kultur Schwedens in vorchristlicher Zeit. 2-е изд., нем. перевод Арнеля. Берлин. 1885; Vortrag uber die altesten Wohnbauten de Menschen, gehalten in Innsbruck. 1894; La civilisation primitive en Italie depuis l’introduction des metaux., I. Стокгольм. 1895.

Morgan, J. de: Fouilles а Dahchour. Вена. 1895; Recherches sur les origines de l’Egypte. Париж. 1896.

Mortillet, G. de: Evolution quaternaire de la pierre // Revue mensuelle de l’Ecole d’anthropologie, VII, с. 18-29. Париж. 1897; и Abr. de: Mesee prehistorique. Париж. 1881.

Much, M.: Die Kupferzeit in Europa. Иена. 1893.

Muller, J. H.: Vor- und fruhgeschichtliche Altertumer der Provinz Hannover. Ганновер. 1893.

Muller, Sophus: Die nordische Bronzezeit, etc.; нем. перевод I. Месторфа. Иена. 1870; Die Tierornamentik im Norden.; нем. перев. I. Месторфа. Гамбург. 1881; Nordische Altertumskunde (нем. изд. О. Л. Ирцека), I. Страсбург. 1897; II, 1898.

Muller-Beek: Die Holzschnitzereien im Tempel Matsunomori in Nagasacki // Festschrift fur Adolf Bastian, с. 111-116. Берлин. 1896.

Munsterberg, O.: Japanische Kunst und japanisches Land. Лейпциг. 1896.

Murray, A. S., Smith, A. H., Walters, H. B.: Excavations in Cuprus. Лондон. 1900.

Myres, John L.: Mykenaean civilization // Classical Review, X, с. 350-357. Лондон. 1896.

Naue, J.: Die Ornamentik der Volkerwanderungszeit // Antiqua, с. 6-12. Страсбург. 1886; Die Bronzezeit Oberbayerns. Мюнхен. 1894. L’epoque de Hallstatt en Baviere // Revue Arch. Париж. 1895.

Niccolini: Le case ed i monumenti di Pompei. Неаполь. 1854 и след.

Nicholson, Ch.: On Rock Carvings Found in the neighbourhood of Sidney // Journal of the Anthr. Soc., IX, с. 31. Лондон. 1880.

Nimann, см. Benndorf и Conze.

Noack, F.: Studien zur griechischen Architektur, I // Jahrbuch des kaiserl. deutschen Arch. Inst., XI, с. 211-247. Берлин. 1896; Studien zur griechischen Architektur, II: Griechisch-etruskische Mauern // Mitteilungen des kaiserl. deutschen Archaol. Inst. zu Rom, XII, с. 161-200. Рим. 1897.

Noeldeke, см. Stolze.

Nuesch, j.: Katalog der Fundgegenstande etc. beim Schweizerbild. Шафгаузен. 1893; Die prahistorische Niederlassung am Schweizerbild bei Schaffhausen. Цюрих. 1896.

Ohnefalsch-Richter, M.: Kypros. Die Bibel und Homer. Берлин. 1893; Neues uber die Ausgrabungen auf Cypern // Verhandlungen der Zeitschrift fur Ethnologie, XXXI, с. 29 и след. Берлин. 1899.

Oppert, Julius: Expedition scientifique en Mesopotamie. Т. II, Париж. 1859. Т. I, Париж. 1863;

Grundzuge der assyrischen Kunst. Vortrag. Базель. 1872.

Orsi, см. Halbherr.

Overbeck, Joh.: Pompeji. 4-е изд. (в сотрудничестве с А. Мау). Лейпциг. 1884; Geschichte der griechischen Plastik. Т. I и II; 4-е изд. Лейпциг. 1893.

Overloop, E. van: Les origines de l’art en Belgique; les ages de la pierre. Брюссель. 1882.

Paluologue, M.: L’art chinois. Париж. 1887.

Palliardi, Jar.: Die Neolithischen Ansiedlungen mit bemalter Keramik // Mitteilungen der prahistorischen Kommission, № 4. Вена. 1897.

Pander, Eug.: Das Panthejn des Tschangtsch Hutuktu. Ein Beitrag zur Ikonographie des Lamaismus, изд. А. Грюнведеля. Берлин. 1889.

Panthier, M. G.: Chine. Париж. 1837.

Penaffel, A.: Monumentos del arte Mexicanj antiguo, т. I и II. Берлин. 1890.

Pernice, E.: Geometrische Vase aus Athen // Mitteilungen, XVII, с. 205-228. 1892; Bruchstucke altattischer Vasen; там же: ХХ, с. 116-126. 1895; Die korinthischen Pinakes im Antiquarium zu Berlin // Jahrbuch des kaiserl. deunschen Archaol. Inst., XII, с. 9-48. Берлин. 1897; Zwei griechische Silberschalen aus Hermopolis // Zeitschr. fur bild. Kunst, нов. серия, X, с. 241-245. Лейпциг. 1899.

Perring, J. L.: The Pyramids of Gizeh. Лондон. 1830-1842.

Perrot, G., Chipiez, Ch.: Histoire de l’art dans l’antiquite. T. I, L’Egypte, Париж. 1882; T. II, Chaldee et Assyrie, 1884; T. III, Phenicie, 1885; T. IV, Judee, Sardaigne, 1887; T. V, Perse, Phrygie, Ludie et Carie-Lycie, 1890; T. VI, La Grece primitive, l’art Mycenien, 1894; T. VII, La Grece de l’epopee, La Grece archai que. Le Temple. Париж. 1898.

Peters, John P.: Some recent results of the university of Pennsylvania excavations at Nippur // American Journal of archaeology, X, с. 13-46, 352-368, 439, 468. Принстон. 1894.

Petersen, Eug.: Die Kunst des Pheidias. Берлин. 1873; Il fregio dell Ara Pacis // Romische Mitteilungen, X, с. 138-145. Рим. 1895; Vom alten Rom. Лейпциг. 1898.

Petrie, W. M. Flinders: Kahun, Gurob and Hawara. Лондон. 1890; Ten years digging in Egypt. Лондон. 1892; Medum. Лондон. 1892; Tell el Amarna. Лондон. 1894; и Quibell, J. E.: Nagada and Ballas. Лондон. 1896.

Philippi, Ad.: Romische Triumphal-Reliefs // Abhandlungen der kgl. sachs. Gesellschaft der Wissenschaften, VI, с. 241-305. Лейпциг. 1874.

Piette, E.: см. Bertrand, A.: La Gaule Avant les Gaulois, 2-е изд. Париж. 1891; L’Anthropologie, т. V-IX. Париж. 1894-1898.

Place, V.: Ninive et Assyrie avec des essais de restauration par Felix Thomas, I-III. Париж. 1857.

Plath, J. H.: Die Religion und der Kultus der alten Chinesen // Abhandlungen der bayr. Akad. d. Wissensch., IX, с. 733 и след. Мюнхен. 1863.

Plinius Secundus, C.: Naturalis Historia, кн. XXXIV-XXXVII.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных