ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Слово преподавателя.Слово преподавателя. Трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных. Известно, что труд заключённых в 30-е гг. интенсивно использовался для освоения дальневосточных и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии «История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».
Видеофрагмент «Лагерная экономика» (1 минута)
Слово преподавателя. Главный труд писателя В.Т. Шаламова - «Колымские рассказы». 20 лет он отдал их созданию. 20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы. Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная целостность.Шаламов, предвидя, что его проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере.Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея ввиду как их идейно-концептуальную, так и чисто эстетическую новизну.
- Отметьте в тетрадях особенности «новой прозы» В. Шаламова. Слайд 3. Художественные особенности «новой прозы» Шаламова I. Герои «новой прозы» - «доходяги» II. Принципы «новой прозы»: 1) Лаконизм 2) Документальность III. Наличие художественной детали, создающей подтекст
- У кого возникли вопросы? Кому необходимы дополнительные разъяснения?
По художественным особенностям прозы Шаламова готовился (назвать обучающегося). Он постарается ответить на ваши вопросы. Примерный ответ. Шаламов считал, что сама тема, необычная и сложная, диктует писателю определённые художественные принципы. Прежде всего «новая проза» должна раскрывать жизненно важную тему. Сквозная тема «Колымских рассказов» - лагерь, как школа зла, поскольку в нём человека пропускают через мясорубку и освобождают от всего слишком человеческого. Лагерь – отмена всякого земного человеческого порядка, это «преисподняя», растлевающая человека. Шаламов понимает, что нравственные и физические силы человека не безграничны. Он пытается разобраться в психологии «доходяг» (лагерный жаргонизм), людей, дошедших до предела физических и психических возможностей, и не могущих отвечать за свои поступки. Людей, которые живут лишь элементарными животными инстинктами, с помутившимся сознанием, с атрофированной волей. Новое содержание должно было обрести и новую форму. Шаламов подробно описывает структуру этой прозы. Тема: судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями. Герои: люди без биографии, без прошлого и без будущего. Действие: сюжетная законченность. Стиль: короткая, фраза; чистота тона, отсечение всего лишнего, полутонов. Повествование эпически спокойное, нет нагнетания чувственности, авторский комментарий лаконичен и беспристрастен. Один из главных принципов заключается в том, что «новая проза» «может быть создана только людьми, знающими свой материал в совершенстве». С дотошностью этнографа описывает В.Шаламов уклад лагерной жизни, в его рассказах очень велик удельный вес деталей и подробностей бытового обустройства. Одним из основополагающих принципов «новой прозы» является лаконизм. Краткость, простота, ясность изложения в «новой прозе» - по его мнению, это тоже преодоление «всего… что может быть названо «литературой». В «Колымских рассказах» отсутствуют пространные описания, цифровой материал, выводы, они далеки от публицистичности. Необходимо отметить ещё одну яркую особенность шаламовской «новой прозы» Особая роль в ней принадлежит деталям, создающим подтекст. Их новизна, верность факту и чувству, точность заставляют поверить в рассказ не как в информацию, а как в открытую сердечную рану. Но роль их не только в этом. По формулировке Шаламова, это «деталь-символ, деталь-знак, переводящая весь рассказ в иной план, дающая «подтекст», служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода».
Слово преподавателя.Итак, собравшиеся здесь уже познакомились с некоторыми произведениями из «Колымских рассказов». В них можно найти все: описание земли, истории, народонаселения, узнать о начальниках лагерей, нормах выработки, о том, как сходят с ума от голода. Все рассказы написаны с документальной верностью фактов, простотой, ясностью. Поэтому мы можем перейти к обсуждению.
- Прежде чем перейти к анализу скажите, какие вопросы у вас возникли после прочтения рассказа «Сгущенное молоко»? - Понимал ли герой рассказа истинную цель предложения Шестакова? В чем она? - Дав согласие, о чем мечтает герой? (Поесть) - Получив желаемое, почему отказывается? (Не хочет погибнуть) - Что является художественной деталью в рассказе? У меня в черном ящике эта деталь. - На что обращает внимание герой дважды в рассказе? До предложения и после? - Что символизируют носки в контексте произведения? - Почему не просто носки, а шахматные? Игра. - С кем или чем игра? Со смертью, друг с другом, игра чтобы выжить.
- А теперь вместе проанализируем роль деталей в рассказе « Одиночный замер». Рассказ небольшой, поэтому мы прежде прочитаем его. - Отметьте детали во время прочтения в тексте.
Чтение текста (заранее подготовленный обучающийся)
- У вас есть вопросы? - Теперь назовите те детали-символы, которые позволяют домыслить текст. Какую информацию они несут? Беседа
Преподаватель: Скажите, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны "Колымских рассказов?" Какие особенности прозы Шаламова, названной "новой прозой", мы отметили?
(Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали-символа.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|