ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Измерения в психологических исследованияхИзмерение может выступать как самостоятельный исследовательский метод и как компонент целостной процедуры экспериментального исследования. Измерение как самостоятельный метод – это способ определения психических явлений и поведения человека в терминах количественных характеристик с целью выявления индивидуальных различий между людьми. Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состояния участников и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие. В психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых. Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Понятие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации. Внешне процедура психологического измерения ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "эксперимент" часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков. Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования. Любое эмпирическое научное исследование начинается с того, что исследователь фиксирует выраженность интересующего его свойства (или свойств) у объекта или объектов исследования, как правило, при помощи чисел. Таки образом, следует различать объекты исследования, их свойства (то, что интересует исследователя, составляет предмет изучения) и признаки, отражающие в числовой шкале выраженность свойств. Измерение - это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами (Стивенс С, 1960, с.60). Это правило устанавливает соответствие между измеряемым свойством объекта и результатом измерения признаком. Число – это мера, которая опосредует неколичественное количеством. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и некоторыми свойствами вещей, явлений, событий. Приписывание чисел объектам создает шкалу. Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психологию в 1950 г. С.С.Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используется в научной литературе.. Шкала (от лат. scala — лестница) – в буквальном значении есть измерительный инструмент. Шкала – это основа конструирования инструмента измерения, в качестве которого в психологии выступает тест. Шкалы разделяют на метрические (если есть или может быть установлена единица измерения) и неметрические (если единицы измерения не могут быть установлены). С.С.Стивенсом выделяются несколько типов шкал: 1. Шкала наименований ( номинативная ) (неметрическая)- получается путем присвоения «имен» объектам. Объекты сравниваются друг с другом, и определяется их соответствие – несоответствие. Название не измеряется количественно, а лишь позволяет отличить один объект от другого. Оперируем при этом частотой встречаемости (количеством наблюдений) той или иной категории. Дихотомическая шкала (состоящая из двух вариантов наименований – «да, нет») 2. Шкала порядка (ординальная) (неметрическая)- упорядочивание объектов по степени выраженности какого-нибудь признака «больше-меньше». Должно быть не меньше трёх последовательных классов (низкий средний, высокий уровень признака), при этом мы не знаем истинного расстояния между классами. Результат метода ранжирования – выстраивание по степени значимости какого-либо признака. 3. Шкала интервалов (равных интервалов) (метрическая) – классифицирует по принципу «больше на определённое количество единиц - меньше на определённое количество едениц». Интервальные измерения широко используются в психологии. Примером могут являться тестовы шкалы, которые специально вводятся при обосновании равноинтервальности (метричности) тестовой шкалы (IQ Векслера, стены - «стандартная десятка», Т-шкала и т.д.) 4. Шкала отношений (равных отношений) (метрическая)– классифицирует объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства (имеет нулевую отметку). Например, шкала порогов абсолютной чувствительности в психологии. Тип шкалы определяет совокупность статистических методов (непараметрических или параметрических), которые могут быть применены для обработки данных измерения. И сследователь стремится найти свидетельства того, что используемая шкала, метрическая (более мощная) потому, что структура данных этих шкал позволяет проводить более сложный статистический анализ с использованием параметрических методов математической статистики. Тип шкалы: · определяет, какую статистическую процедуру необходимо использовать; · помогает критически оценивать исследования других; · влияет на интерпретацию данных, так как разные шкалы позволяют отразить различные свойства. Только со шкалы интервалов имеет смысл говорить о средних значениях некоторого показателя. Так, например, если мы отнесем IQ к шкале интервалов, то сможем говорить о среднем показателе группы, что позволит нам, скажем, сравнивать среднее значение IQ школьников в различных странах. Если же IQ – это шкала порядка, то тогда понятие среднего теряет смысл и никакого среднего IQ группы быть не может. Лишь в шкале равных отношений мы можем говорить о процентах. Так, например, утверждать, что некоторая методика позволила повысить креативность на 20% мы сможем только тогда, когда креативность будет измерена на шкале равных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|