США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Идеал американского общества — фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов — попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899—1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857—1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». Балгангадхар Тилак.
Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны — пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений.
№
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип урока
| Форма урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
(учащиеся должны знать/уметь)
| Информ. сопровождение
| Дата проведения
|
По плану
| По факту
|
| РАЗДЕЛ 1 СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (11 ч)
|
|
|
|
| Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6 ч)
|
|
|
|
| Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе Технический прогресс в Новое время. Монополистический капитализм
|
| Урок
изучения
нового материала
| рассказ с элементами беседы
| Признаки традиционного и индустриального общества. Развитие техники. Новые технологии. Модернизация — процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества
| Промышленный переворот, капитализм, монополистический капитализм, экономический кризис перепроизводства. Называть основные черты капитализма. Объяснять причины и последствия экономических кризисов перепроизводства.
|
|
|
|
| Промышленный переворот и его социальные последствия.
|
| Комбинированный
| Работа с текстом учебника
| Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
| Понятия: Промышленный переворот, Миграция, эмиграция, иммиграция, элита, «рабочая аристократия». Объяснять причины изменения социальной структуры общества, миграционных процессов. Называть изменения в положении социальных слоев. Уметь делать сообщения.
|
|
|
|
| Возникновение научной картины мира
|
| Комбинированный
| Работа с текстом учебника
| Создание научной картины мира. Развитие образования
| Называть основные черты новой научной картины мира, представителей науки
|
|
|
|
| Художественная
культура XIX в.
|
| Комбинированный
| Работа в группах
| Литература и искусство Нового времени
| Романтизм, критический реализм, натурализм, импрессионизм постимпрессионизм, карикатура. Называть основные направления художественной культуры, представителей культуры
|
|
|
|
5-6
| Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма
|
| Комбинированный
| лекция
| Консервативное и либеральное течения в
общественно- политической жизни. Социалистические учения, марксизм
| Либерализм, консерватизм, утопический социализм, марксизм, анархизм. Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. Указывать причины их возникновения.
|
|
|
|
| Тема 2. Строительство Новой Европы (5 ч)
|
|
|
|
| Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз
|
| Комбинированный
| рассказ
| Наполеон Бонапарт.
Наполеоновская империя. Наполеоновские войны
Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс. Священный Союз.
| Плебисцит, амнистия, авторитарный режим, рекрутский набор, Венский конгресс, Священный союз. Называть основные черты режима Наполеона. Называть причины завоевательных войн. Работать с историческим документом. Знать причины ослабления империи Наполеона. Называть (показывать на карте) основные военные сражения. Знать основные решения и последствия Венского конгресса, составлять таблицу
|
|
|
|
| Англия: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.
|
| Комбинированный
| рассказ
| Социально-экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред- юнионы
| Хартия, чартизм,
тред-юнион, «мастерская мира». Объяснять цели и результат чартистского движения; называть и показывать на карте основные направления внешней политики; уметь работать с историческим документом
|
|
|
|
| Европейские революции XIX века:
Франция: революция 1848 г. Вторая империя
|
| Комбинированный
| Работа с учебником. Практикум.
| Июльская монархия
Революция 1848 г.
Вторая республика.
Режим Второй империи
| Финансовая аристократия,
Авторитарный режим
Определять характер политического устройства; объяснять причины политического кризиса.
Объяснять причины и итоги европейских революций
|
|
|
|
| Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии.
|
| Комбинированный
| рассказ с элементами беседы
| Образование Северо-
германского союза. О. фон Бисмарк.
Национальное объединение Италии
| Канцлер, Северо-германский союз. Называть правителей и государственных деятелей Выделять общие черты и различия национального объединения Германии и Италии; уметь устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и обобщения.
|
|
|
|
| Франко-прусская война О. Бисмарк. Парижская Коммуна
|
| Комбинированный
| рассказ с элементами беседы
| Франко-прусская война.Парижская Коммуна
| Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш. Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом. Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ II. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (ч)
|
|
|
| Тема 1. Страны Западной Европы на рубеже XIX—XX вв. Пути модернизации и социальных реформ (4 ч)
|
|
|
| Германская империя в конце XIX -начале XX вв.
|
| Урок
изучения нового материала
| рассказ с элементами беседы
| Особенности индустриального развития.
Социальный реформизм
| Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики. Показывать на карте колонии
|
|
|
|
| Великобритания: Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.
|
| Комбинированный
| рассказ..
| Особенности экономического развития.
Колониальные захваты
| гомруль, лейбористская партия, Антанта Называть особенности развития капитализма в Англии; показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
|
|
|
|
| Европейские революции XIX в. Франция: Третья республика. Монополистический капитализм.
|
| Комбинированный
| Работа с учебником и картами.
| Франция - светское
Государство. Реваншизм
Конституционная монархия. «Лоскутная империя»
| Называть особенности развития капитализма; основные реформы. Показывать на карте колонии. Называть правителей и государственных деятелей
|
|
|
|
| Австро-Венгрия. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.
|
| Комбинированный
| лекция
| Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии.
| Называть особенности развития и характер внешней политики особенности развития Австро-Венгрии. Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы
|
|
|
|
| Тема 2. Две Америки (3 ч)
|
|
|
|
| Гражданская война в США. А.Линкольн.
|
| Урок изучения нового материала
| видеоурок
| Гражданская война.
Отмена рабства
| гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм. Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений
|
|
|
|
| США в конце XIX в. Монополистический капитализм.
|
| Комбинированный
| лекция
| Особенности экономического развития. Монополистический капитализм. Внешняя политика
| Олигархия, резервация, прогрессивная эра, «дипломатия доллара». Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления
|
|
|
|
| Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
|
| Комбинированный
| лекция
| Образование независимых государств
| Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте
|
|
|
|
| Тема 3. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 ч)
|
|
|
|
| Начало модернизации в Японии.
|
| Комбинированный
| рассказ
| Реформы Мэйдзи
| Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики
|
|
|
|
| Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв: Китай, Индия.
|
| Комбинированный
| рассказ
| «Открытие» Китая Особенности колониального режима в Индии
| Тайпины, ихэтуани, политика самоусиления. ИНК. Объяснять особенности развития Китая, Индии, причины превращения Китая в полуколонию; составлять сравнительную таблицу
|
|
|
|
| Тема 4. Международные отношения в Новое время (2 ч)
|
|
|
|
| Политическое развитие стран мира в начале XX в. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Обострение противоречий в развитии индустриального общества
|
| Изучение нового материала
| Лекция с элементами беседы
| Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Рабочее движение.
| Социал-демократы, консерватизм, либерализм, социализм, марксизм Сравнивать, находить общее, различия, обобщать и делать выводы. Понятия: общественно-политические течения и движения. Консерватизм, либерализм, социализм. Составить сравнительную таблицу
|
|
|
|
| Международные отношения в Новое время.
Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира.
|
| Урок изучения нового материала (интегрированный)
| Лекция. Работа с картой
| Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений
| Тройственный союз, Тройственное согласие, Называть основные международные противоречия Знать: причины мировых воин начала XX в., военные блоки Образование военно-политических союзов. Гонка вооружений.
|
|
|
|
| Тема 5. Культурное наследие Нового времени. (1 час)
|
|
|
|
| Культурное наследие Нового времени.
Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв.
|
| Урок
изучения
нового материала
| Лекция. Работа с учебником.
| Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и связи. Основные течения в художественной культуре XIX - начала XX вв. Духовный кризис индустриального общества. Декаданс
| Романтизм, реализм,
модерн, символизм, авангардизм. Уметь работать с дополнительной литературой, обобщать, систематизировать материал
|
|
|
|
| Мир накануне ХХ века
|
| повторительно-обобщающий урок
| контроль.
|
|
|
|
|
|
_____________ Рагулина Т.Н. _____________ Бокарева О.С.
_______________ Гришина Т.А.
[1] См. стандарт основного общего образования «История»
[2] В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Все формулировки КТП, выделенные жирным шрифтом и подчеркиванием, соответствуют положениям стандарта.