Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как научиться разбираться в людях 19 страница




Я вижу такую помощь прежде всего в просветительной информации, как бы она ни передавалась: книги или Интернет -- не важно. Главное, чтобы книги для затуманенного мозга шизоида создавали не только шизоиды. А то "туман" на "туман" получается "туман в квадрате". Но это могут быть и лекции, дискуссии, тренинги. В клинике, поликлинике, в отдельном кабинете

психотерапевта, в школьном кружке психологии, на психологических занятиях по линии отдела кадров, на занятиях по психотехнике общения и психологии отношений в контактной зоне на производстве или в маркетинговой сфере... Но наиболее плодотворно заниматься с шизоидами в клубе психологической культуры.

Такой клуб может быть преимущественно просветительским и тренинговым, как, например, уже упоминавшийся "Маленький принц". Его принцип -- "здесь, в скиту" и "там, в миру". Этот принцип исповедовал старец Зосима Достоевского. Он не зазывал Алешу в скит, а посылал его в мир, чтобы тот сеял "там, в миру" доброе. Я доброе понимаю иначе, чем писатель Достоевский, но "организационную сторону метода" Зосимы приветствую.

Итак, "в скиту", то есть в клубе, мы пьем чай, знакомимся и дружим, помогаем друг другу материально и морально, женимся, рожаем детей и даже разводимся (увы!).

Но главное -- переделываем свое мировоззрение, получаем практически важные психологические знания и проводим тренинги, обретая новые, оптимальные формы взаимодействия с людьми. И при этом не отгораживаемся от жизни, а пребываем в ней, адаптируемся к ней и переделываем ее. Основная часть жизни проходит "в миру", а не "в скиту". Заинтересовавшихся клубом "Маленький принц" за подробностями отсылаю к моей книге "Лабиринты общения" ("АСТ-ПРЕСС", 2002).

Возможен и другой вариант. Клуб может быть своеобразной общественной нишей, в которой разворачивается основная часть интеллектуально-эмоциональной жизни людей. Мы переделываем мировоззрение, передаем практически важные психологические знания, проводим тренинги, приобщаем к новым оптимальным формам взаимодействия с людьми. Но!

Главное, пьем чай, знакомимся и дружим, помогаем друг другу материально и морально, женимся, рожаем детей и даже разводимся (увы!).

"Здесь нам хорошо, и не нужна нам внешняя жизнь с ее хамством и несправедливостью", -- решают многие члены такой общины. Они, не отгораживаясь от внеклубной жизни полностью, предпочитают общаться с единомышленниками. Большая часть их жизни проходит "в скиту", а не "в миру". Сеть таких клубов в России, которая стала своеобразной психологической империей, создал мой ученик Н. И. Козлов. Многие читали его знаменитые уже книги "Как относиться к себе и людям", "Философские сказки", "Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", "Формула личности". А свою клубную сеть он назвал "Синтон" -- лаконичное слово, ставшее популярным и означающее "созвучие". Имеется в виду созвучие душ. Отсылаю интересующихся такой системой к его книгам.

Моя бывшая сотрудница Н. Сугробова (Айша) создала еще более "крутой" вариант -- общину в российской деревне. В ней на основе восточных вероучений (смесь индуизма, дзэн-буддизма и пр.) люди живут еще более замкнуто, хотя и не совсем: общаются с деревенскими, учатся у них сельскому хозяйству и работают, ведут натуральное хозяйство. Едят то, что рами выращивают. Питаются исключительно растительной пищей. В общине доверительные отношения. Там тоже образуются супружеские пары, рождаются и воспитываются дети. Все друг. друга понимают. Каждый день заканчивается "психологическим кругом", на котором люди делятся своими переживаниями. Обсуждаются и теоретические проблемы психологии, имеющие практическое значение. Совершенно отсутствует соревновательное начало. Оно вытеснено взаимопомощью. В этой общине шизоидам (впрочем, там есть и сензитивы, и гипертимы, и даже эпилептоиды) психологически комфортно. В то же время это не секта. Нет принудительного обобществления имущества. Зарабатывают они психологической помощью, консультированием, целительством, продажей сельхозпродукции: И покупают раз в год очередной деревенский дом, благоустраивают его и принимают из разных районов страны людей, которым некуда деться.

Я испытал на себе благотворное действие всей обстановки у Айши. Рекомендую поэтому ее метод не только теоретически. Но по своему психотипу я комфортнее чувствую себя в социуме и предпочитаю поэтому метод, используемый в клубе "Маленький принц".

Наверное, надо делать и то, что у меня, и то, что у Козлова, и то, что у Айши.

Часто создание общин связано с эзотерикой, религией, излишним авторитаризмом их основателей. На мой взгляд -- к сожалению. Шизоиды, конечно, критичны. Но психологический комфорт, который они получают в таких "монастырях" (без собственно монашества), оказывается для них более важным. В то же время шизоиды ведь и сами склонны к эзотерике. Они любят эзотерику в себе, а не так, как истероиды, себя в эзотерике, так что легко уживаются и с основным направлением лидера, и с другими шизоидами с отклоняющимся мышлением.

Шизоид рядом с вами

Если рядом с вами шизоид, вы можете испытать интеллектуальное удовольствие от глубины и оригинальности его высказываний по тому или иному поводу, черпать из анналов его эрудиции массу интересных сведений -- как из справочника, но не безразличного, а с комментариями. И при этом он не высасывает из вас энергию, как это делал бы истероид. Он просто сам рад понимающему человеку. Он больше, чем другие, действенно поможет в решении сложных умственных задач. Сейчас вот компьютеры портятся. У меня на кафедре полетел "Пентиум". Пытались вызвать мастеров, но, как оказалось, это такая бюрократическая процедура, что решили просто засунуть испорченный компьютер в дальний угол на шкафах. Пролежал он год. Смотрели его разные понимающие в компьютерах преподаватели информатики, посоветовали написать рекламацию. Мы отказались и от этого: пусть лежит до списания.

Совершенно случайно на кафедру пришел студент третьего курса (психологическая группа, шизоид). "А что там за компьютер, почему на дальней полке? Давайте посмотрю". Посмотрел. "Давайте починю". Терять было нечего: "Давай, почини". -- "Но надо привезти мой компьютер". Привезли. Шизоид, что делать, привезти не может. Через час работы он определил, какие нужны детали. Мы повезли его в магазин. Он даже выгадал что-то в цене на комбинациях деталей, мы вернулись -- и еще через час компьютер, на который махнули рукой другие специалисты, заработал по-прежнему или, как нам показалось, еще лучше.

 

 

Вот что такое шизоид.

Если мы хотим общаться с шизоидом -- надо терпеть его косноязычие, эмоциональную тускловатость, неаккуратность... Не крутить пальцем у виска, дескать, чокнутый, а помнить о феномене "дерева и стекла". Нам, с нашими паранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью, следует вести себя поаккуратнее, иначе психика шизоида будет травмирована настолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще потеряет дар речи вместе с творческим даром.

Как уже говорилось, шизоиды должны свободно фланировать по помещению и генерировать идеи; они, если им немного платить и немного направлять к цели, будут это делать везде, доказывая известный тезис, что если физик идет на рыбалку, значит, это нужно для физики. Шизоидный младший научный сотрудник будет изучать литературу. Шизоидные лаборанты будут заниматься техническими деталями. Шизоидные секретарши овладеют компьютером и будут, пусть менее скрупулезно, чем психастеноиды, вести документацию.

Коррекция

Провозгласим еще раз принцип психокоррекции по отношению к представителям разных психотипов.

Каждое "Я" должно взять положительное у каждого психотипа и усвоить все, что связано с ними, а отрицательные стороны -- минимизировать.

Паранойяльный должен взять полезное у эпилептоида, истероида, шизоида и даже у гипертима. Эпилептоиду хорошо бы кое-что почерпнуть у истероида, шизоида, сензитива. Истероид пусть впитает в себя что-то от шизоида и эпилептоида, и даже от паранойяльного. Важно, конечно, брать у того или иного психотипа только плюсы (а не минусы) и смягчать целесообразными чертами собственные минусы.

Вот и шизоиду посоветуем взять упорядоченность эпилептоида, целеустремленность паранойяльного, жизнерадостность гипертима.

Если говорить о пластичности, то об истероидной пластичности шизоиду можно только мечтать. Это у эпилептоида такие мечты были бы реалистичными. А шизоид пусть обретет хотя бы эпилептоидную пластичность.

Разберемся в этом чуть подробней.

Начнем, пожалуй, с затронутой мною бытовой пластики.

Советы шизоиду. Займитесь простой гимнастикой, а потом элементами художественной, в спортивных секциях или самостоятельно. Это даст основу для пластики.

И учитесь танцевать. Идите в танцевальные кружки, в художественную самодеятельность, общайтесь с танцующими, заимствуйте у них понравившиеся движения.

Посмотрите на кассетах голливудский фильм "Шоу-герлз", где героиня по имени Ноэми, попав в фешенебельный ансамбль (будучи, правда, истероидкой), перенимает у танцовщиц их движения. А вы возьмите кассеты по аэробике и делайте, как там. Не стесняйтесь неудач. В конце концов получится, и в других микрогруппах вы будете выглядеть не так уж плохо.

Совет психологу. Шизоида тоже можно научить танцевать, но работать с ним придется больше, чем с истероидом, у шизоида нет той пластичности. Так научите, поработайте с ним. Для этого, правда, надо самому тоже научиться. Но если вы действительно психолог-коррекционист, а не теоретизатор, то овладеете и этим.

Советы шизоиду. Стул поднимайте не одной рукой, а двумя: за спинку и за сиденье, тогда он не будет танцевать в ваших руках и не обобьет стены, не попадет в зеркало, вы никого им не заденете. Не пытайтесь переносить столы в одиночку -- только насмешите публику, вдвоем это делать всегда сподручнее. Поднимая с блюдца чашку, убедитесь сначала, что она не прилипла к нему, иначе поднимете чашку вместе с блюдечком, а оно -- раз и упадет, разобьется, вы обрызгаете людей, а они над вами посмеются. Заварочный чайник берите двумя руками: одной за ручку, другой за донышко или салфеткой за носик чайника -- будет негорячо и удобно. Проверьте перед этим крышку чайника, фиксатор крышки поверните назад, чтобы она не слетела. Не прольете и не опростоволоситесь. Если надо налить в маленькие чашечки жидкость, находящуюся в трехлитровой банке, вылейте ее сначала в чайник или кувшин с носиком и уже оттуда лейте в чашечки. Хотите вскипятить воду -- убедитесь, что в чайнике ее достаточно. Ставя что-то на газ, заведите будильник или таймер на нужное время. Убедитесь, что при кипении не будет залита конфорка с горящим газом. Если другие конфорки будут продолжать гореть, получится взрыв.

Потренируйтесь носить воду в сосуде, не расплескивая ее. Это лучше делать, держа сосуд двумя руками, и в дополнение надо зафиксировать руки по отношению к туловищу. Вспомните, как держат двумя руками пистолет, прицеливаясь в убегающего гангстера. Усложните задачу: пусть чашка будет налита до краев. Потом усложните и это: пусть будут две чашки, по одной в каждой руке, а чтобы было устойчивее, можно прислонить их друг к другу. Научитесь не расплескивать жидкость из наполненной ложки, когда вы переливаете ее ложкой из одного сосуда в другой. А если все-таки она прольется, то, чтобы не попало на пол или на скатерть, под ложкой держите другой рукой тарелку, блюдце или хлеб... Пробуйте переливать жидкость из чашки в чашку так, чтобы ничего не пролилось. Для этого надо начинать и прекращать переливание резче, чтобы жидкость не потекла по наружной стенке чашки. Но и в этой резкости стоит соблюсти меру, иначе жидкость расплескается уже из-за резкого движения. Научитесь переливать воду из бутылки в бутылку, не пролив ни капли. Для этого, держа одной рукой одну бутылку, другой -- другую, соедините вместе горлышки бутылок под нужным углом.

Потренируйтесь сливать воду из кастрюли, придерживая в ней крышкой картошку. Сделайте это несколько раз, пока не будете уверены, что это всегда будет получаться. Как вы проверяете, кипит ли вода в самоваре? Обычно люди допускают ошибку, из-за которой обжигаются паром: они берутся двумя руками за ручки крышки самовара, и пар вырывается из-под нее и обжигает. Нет, приподнимите крышку за одну ручку, сдвиньте крышку в сторону, откроется щель, и вы увидите, кипит ли вода. Потом сдвиньте крышку назад, чтобы закрыть щель.

Наловчитесь безопасно зажигать спички, так, как это делают все: от себя и серной головкой вперед, а не назад.

Очистите лук, чеснок. Натрите на терке морковь, не поранив себе кожу пальцев.

Вденьте много раз нитку в иголку, чтобы получалось все сразу. Для этого конец нитки срежьте острыми ножницами наискосок, закрутите его пальцами потуже, чтобы он стал несколько плотнее. Левую руку с иголкой и правую руку с ниткой соедините так, чтобы каждая рука фиксировала положение другой. Научитесь, даже если вы мужчина, вязать крючком, вышивать на пяльцах. Это разовьет ловкость при мелких движениях. Усложните условия: научитесь это делать на ходу или при езде в машине (конечно, если вы не за рулем).

Научитесь поднимать с пола уроненные предметы, не сгибаясь в три погибели, а присев на корточки. Научитесь дотягиваться до далекого предмета, уравновешивая себя ногой, как это делают истероиды.

Научитесь правильно садиться в автомобиль. Сначала надо встать спиной к сиденью и сесть на него как можно глубже, а потом поднять ноги и переместить их в кабину. Научитесь снимать пиджак, сидя в кабине машины. Усложните задачу: снимите пиджак за рулем (не пробуйте это делать во время движения!). Сначала попробуйте это сделать сидя на стуле. Самый легкий способ -- снять пиджак через голову, как рубашку. Но можно сзади за рукав стянуть его с плеча, а потом за другой рукав стянуть с другого плеча. Это понадобится, если вы оказались в тесноте, а жара не позволяет сидеть дольше в пиджаке. Теперь научитесь снимать свое длинное пальто так, чтобы не подметать им пол.

Догадайтесь, как это можно делать. Научитесь подавать даме и короткое, и длинное пальто. Короткое пальто подать легче. Надо опустить его пониже, так чтобы даме не пришлось задирать руки, чтобы попасть руками в рукава. С длинным пальто труднее, но все-таки надо тоже уметь не подмести пол этим пальто.

Вы сутулитесь. Сколько из-за этого пролито слез! А все просто: девочке казалось, что ее бюст слишком велик или что рост слишком большой, и она старалась скрыть мнимый недостаток, что и привело к реальному и серьезному недостатку -- к сутулости. Бороться с этим можно, но надо решиться. Наденьте на плечи как бы вожжи из тонкой, но прочной веревки (бельевая сгодится). Завяжите вожжи потуже сзади, на спине. Соедините на спине эту "сбрую" с ремнем на талии. И можете надеть любую непросвечивающую одежду. Пять дней такой экзекуции -- и вашей сутулости нет и в помине. Если все же торс "вспомнит", как он сутулился, "подстегните" его еще раз этими "вожжами". И незачем тратить тысячи рублей на приспособление, продаваемое через магазин на диване. Вы хотите, чтобы не случилось непредвиденно чего-нибудь опасного?

Давайте обеспечим двойной и даже тройной запас безопасности. Ладно, пусть одинарный, но надежный. Вот вы выключили кипятильник и бросили его тут же, рядом со штепселями от других электроприборов. Вы включаете кофемолку, а штепсель у нее такой же, как и у кипятильника. Можете представить себе, что будет, если вместо кофемолки вы включили кипятильник? Хорошо можете себе представить? Я однажды имел "счастье" видеть, как на моих глазах задымилась скатерть, на которую был так вот брошен кипятильник. Это сделали мои -- нет, не клиенты -- сотрудники-психологи. Так что вскипятили воду -- уберите кипятильник подальше от розеток, в шкаф, так же как и провод от электросамовара или электрочайника старого образца.

Кто-то из коллег-психологов, которые собирались у меня в "Маленьком принце" (шизоиды), поставил включенный электрочайник на включенную электроплитку. Ну ладно, случай из ряда вон выходящий. А обратите внимание, как путешествует чайник с кипятком около обеденного стола. Нередко он оказывается над коленями, а то и над головами людей. Кто-то толкнул, или вы поскользнулись сами, или просто дрогнула рука -- и вместо вечеринки -- травмпункт. А вот человек пилит или рубит дрова. Если левая рука близко к пиле, к топору -- опять травма. Так что, если пилите дрова, обеспечьте двойной запас безопасности: рука должна быть за рогулькой козел. Рубите полено -- прежде чем опустить топор, убирайте другую руку. Лезвие ножа всегда направляйте от пальцев, а не в сторону пальцев -- не обрежетесь. Держите пальцы подальше от щелей, в которых пальцы могут защемиться. Кастрюли, сковороды и прочую посуду с пищей носите двумя руками, а не одной, даже если кажется, что под силу одной, -- меньше вероятности, что перевернется.

Не стоит и портить веши, которыми вы пользуетесь. Тем более если они не ваши.

Например, вынимать штепсель из розетки надо, придерживая ее, а то расшатается. Не качайтесь на стуле -- это не кресло-качалка. Не берите стул одной рукой -- заденете людей, мебель, стенки.

Все эти неудачи случаются, конечно, не только с шизоидами, так что прислушаться к советам стоит всем. Но у шизоидов таких оплошностей, в том числе чреватых пожаром и взрывом, все же больше. Именно поэтому в этой главе я уделил им особое внимание.

Но у шизоидов многое другое в их "общении" с предметами требует дополнительного внимания. Ведь неуспех в жизни может зависеть и от того, что человек поправляет очки тычком в переносицу, и от того, что он плохо владеет столярными и слесарными инструментами, и от того, что он неумело пилит дрова, неуклюже вдевает нитку в иголку, неловко садится в автомобиль, а набитые разным хламом карманы пиджака у него неряшливо оттопыриваются.

Впрочем, и здесь не отменяется наше соотношение 66:33. Есть шизоиды и более ловкие. Кроме того, если человек занимается чем-то профессионально (слесарь, столяр), то он совершенствуется в обращении с инструментами и может даже превзойти, скажем, эпилептоида.

Совет начинающему психологу. Организуйте тренинг для преодоления всего этого. Сначала дискредитируйте пациента в собственных глазах. Пусть он поймет, что неловкость мешает ему жить успешно, пусть захочет побороть ее. А потом покажите на глядно это все непосредственно на деле. Если опекаемому вами шизоиду это не удается сразу, то разложите деятельность на действия, действия на движения, движения -- на отдельные мышечные сокращения. Проработайте, отрепетируйте каждый элемент. А потом соедините в нужном сочетании мышечные сокращения в движения, движения -- в действия, действия -- в деятельность. Вот это и будет практическая психология, которая действительно поможет людям, не так, как только рассуждения о теории деятельности.

Я работаю над брошюрой, которая поможет даже шизоидам-акцентуантам овладеть вождением автомобиля. Пришлось разложить сложные действия на малые их составляющие, составляющие -- на отдельные действия.

Например, деятельность "завести машину" разлагается на следующие действия: "вставить ключ в гнездо зажигания", "нажать на педаль сцепления до отказа", "повернуть ключ до отказа вправо", "одновременно мягко нажать на газ" и т. д. Каждое действие разлагаем на движения. Например, нажатие на газ можно производить мышцами стопы, или мышцами бедра-голени, или и теми и другими одновременно.

И так вот мы тренируем отдельные движения. Потом соединяем их в слаженное действие.

Научить шизоидов правильно действовать слитно, слаженно -- этот подход может иметь всеобщий характер по отношению к предметной деятельности в целом. И не только к предметной, но и к выразительной (жесты, мимика, в целом самовыражение), а главное -- к коммуникативной деятельности: прежде всего речи и даже к познавательной сфере, к учению и самообучению.

Итак, мы должны создать условия для того, чтобы шизоид заново научился (или переучился) танцевать, варить суп, пилить дрова. Научите его не толкать пилу от себя, а тянуть на себя, не давить ею на бревно, а подпереть его снизу, чтобы пила не зажималась в распиле, -- и вот обретается радость творчества вместо бессмысленных мук от неумелости, вместо чувства дискомфорта, вместо имиджа "неумехи". Но важны не только суп и танцы. Надо научить его говорить, декламировать, осмыслять научный материал, то есть дать практические навыки познавательной деятельности. И более того -- преподавания. Научили шизоида гладко говорить -- вот он уже и преподает, а так он не преподаватель.

В принципе процесс этот бесконечен, но в разумных пределах мы можем работать с человеком в той области, где ему плохо, где он явно неуспешен и где этот неуспех он переживает.

Если человек может схватить образ деятельности по подражанию, то есть если он пластичен, то и пожалуйста. Но когда возникают затруднения -- тогда надо именно так, расчленять процесс на элементы, на блоки и складывать затем эти блоки в слитную деятельность.

Конечно, для того чтобы проводить такие тренинги, психолог должен сам всему этому научиться. Если он усвоил это с детства от деда-бабки, матери-отца, то далеко еще не факт, что он будет здесь хорошим психокоррекционистом. Надо понять затруднения человека, понять, почему у вас самого это лучше получается. А если у вас самого все не сразу получалось и вы у кого-то научились и поняли разницу, то вы сможете быстрее и эффективнее разработать тактику переучивания.

Однако некоторые наши психологи найдут мои рассуждения недостойными "их психологического величества". Скажут, что это слишком заземленные вещи -- учить людей пилить дрова, что это уже не психология, а уроки труда в школе. Ну так вот, на мой взгляд, это и есть самая что ни на есть гуманистическая психология. Потому что из всех этих мелочей складывается имидж человека, а следовательно, и его успех или неуспех в жизни. Но если у человека везде неуспех, то ведь это крах. Так что это психология, а не "уроки труда".

Важную роль сыграет в жизни шизоида коррекция речи. Можно просто пойти в кружок художественной самодеятельности (как говорилось выше). Там руководитель так или иначе будет ставить сценическую речь, а благодаря этому улучшится и бытовая. Но поработать над собой можно и без кружка.

В фильме "Карнавал" героиня Ирины Муравьевой, подметая мостовую, отрабатывала скороговорки с орехами во рту. Но вы можете тренироваться и без них. Выпишите все известные скороговорки и поработайте с ними. Поработайте со стихами, лучше сразу с талантливыми.

Но главное, подберите стихи с аллитерациями и прочими фонетическими изысками, которые помогут сформировать хорошую дикцию. Таких стихов много у Маяковского, Кирсанова, у Вознесенского. "Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси, по соборной, по собольей, по оборванной Руси!" (А. Вознесенский поэма "Мастера"). Выучите стихи наизусть. Послушайте на пластинках или кассетах чтение выдающихся артистов, декламируйте вместе с ними. Неплохо поработать с пафосными стихами. Пусть это будет "Илиада" Гомера, написанная гекзаметром: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, грозный который ахеянам тысячи бедствий содеял: многие души могучие славных героев низринул в мрачный Аид..." Или стихи Максимилиана Волошина... "Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвой палача".

Я разработал такое упражнение. Берете любую фразу и читаете ее с разными ударениями: "Я иду в школу. Я иду в школу. Я иду в школу". Это сделает вашу речь более свободной. Вы не будете зависеть от языковой структуры фразы. Обычно ударение ставится на последнем слове: "Я иду в школу" -- это привычно. Если же вы хотите подчеркнуть, что в школу идете именно вы, то надо бы сказать так: "В школу иду я". Но, владея перемещением ударения, можно и не менять порядок слов: "Я иду в школу".

Попробуйте прочитать стихи или прозаический фрагмент с совершенно иными интонациями, чем это получилось изначально. А потом подготовьте третий, совершенно другой вариант, затем четвертый и пятый, с абсолютно новыми интонациями! В результате не останется и в помине нудной, монотонной речи. Это значит, что и бытовая речь будет расцвечена разными логическими ударениями и звуковыми модуляциями.

А теперь попробуйте-подурачиться. Прочитайте пафосные стихи так, чтобы рассмешить людей. Нет, ерничать в жизни не надо. Но на воображаемой сцене -- отчего же нет? Это тренинг! Пусть Самозванец из "Бориса Годунова" станет жалким фигляром со своими претенциозными упреками: "Не будешь ты подругою моею, моей судьбы не разделишь со мною, но -- может

быть, ты будешь сожалеть об участи, отвергнутой тобою!" Юрий Любимов в своем спектакле "Борис Годунов" показал такое прочтение. Но это его собственный режиссерский подход. А мы будем делать это только для тренинга.

Речь -- это составляющая общения. Важная, но не единственная. А как же тренировать прочие коммуникативные умения? Как быть с вступлением в контакт с незнакомыми людьми? Как не задевать их самолюбие? Как реагировать на конфликтогены? Как преодолеть шизоидную замкнутость? Ведь замкнутость часто рождается от неумения защитить себя в сложных коммуникативных ситуациях. И шизоид защищается, говоря себе: "Лучше не связываться". Вот он и не связывается вовсе ни с кем. Множество этих и других вопросов обсуждается в моей книге "Лабиринты общения". Она рассчитана далеко не только на шизоида, но и ему в ней многое предназначается.

Обратим внимание и на внешний вид шизоида. Некоторые шизоиды говорят, что имидж -- это мещанство, бездуховность. Не надо так всерьез. Все-таки даже отсутствие имиджа -- это тоже своего рода имидж, только неудачный. Хоть немного последить за собой -- это уже неплохо. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей" -- здравая мысль. А если у человека уж совсем неопрятный вид, то людям это отнюдь не безразлично, а даже неприятно.

 

 

Совет простой. Не постесняйтесь обратиться к знакомым истероидкам. Они охотно дадут в свою очередь дельные советы: и какие нужны шампуни, и что носят, и что кому идет. Можно и книги по имиджу почитать. Есть сестры Сорины с их серией, есть современные журналы мод. Не отвергайте полезных советов. И помните, что вам не обязательно быть в авангарде, но и нельзя выглядеть неаккуратным.

Мы писали, что у шизоидов "каша" во рту, на голове и в голове. Кстати, понять ошибки -- это мы уже на полпути к их исправлению. Многое у шизоидов можно исправить, и не надо излишне печалиться. Кстати, многое ведь надо исправлять не только шизоидам, но и истероидам, а тем более "его величеству" паранойяльному и его адептам эпилептоидам. Так что продолжим. Кажется, с первыми двумя "кашами" мы разобрались, а вот с "кашей" в голове...

Повторимся, что шизоид -- человек творчески мыслящий. И произведения шизоидов обычно намного глубже, чем произведения других людей. Вот если бы только не эта "каша" в голове, которая затрудняет понимание.

Ну что ж, и здесь есть несколько соображений. Для начала поучимся у эпилептоида организации мысли. У них всегда: первое, второе, третье... Пусть будет хотя бы так. Но у эпилептоидов обычно мыслительный материал не так богат и сложен, поэтому шизоиду надо научиться чему-то еще.

Для прояснения мысли, оформленной в речи (произносимой, написанной или читаемой), первым делом надо четко выделить все важные понятия, в скольких бы словах каждое понятие ни выражалось. Понятие может быть представлено одним словом: "ночь", "улица", "фонарь", "аптека"... Но часто одно понятие представлено несколькими словами: "блочный дом", "Государственная инспекция безопасности дорожного движения". Понятий у человечества существенно больше, чем слов.

Мы написали "выделить", потому что в текстах понятия часто переплетены, спутаны. А мы каждое понятие заключаем в замкнутую фигуру. Форма фигуры каждого выделенного понятия должна быть удобной для восприятия и своеобразной. Фигуры эти целесообразно так организовать на рабочем поле страницы, чтобы были выявлены логические соотношения понятий. Этого можно добиться с помощью разнообразных соотношений замкнутых фигур, обрамляющих понятия, то есть соотношений рамок понятий. Можно для отображения логических связей применять также различные связующие линии и другие дополнительные обозначения.

Соотношения понятий между собой очень многообразны. Причинно-следственное соотношение, превращение одного в другое, части и целое. Эти соотношения понятий широко распространены в научных текстах. Одним из наиболее значимых в науке является родовидовое соотношение понятий. Шизоиды часто многое понимают, но у них все смешано в голове. А чтобы мысль была понятна другим, а часто и стала яснее и для самого себя, надо суметь каждое отношение понятий нарисовать. Составить логико-графическую структуру на бумаге. Возьмем геометрию. Можно словами описать соотношение различных треугольников. Треугольник может быть равнобедренным и неравнобедренным. Тот и другой может быть прямоугольным, тупоугольным и остроугольным. Прямоугольный неравнобедренный треугольник может быть с отношением сторон 3:4:5 (египетский), а может иметь иное соотношение сторон (тогда египетским его не назовешь). Остроугольный равнобедренный треугольник может быть равносторонним и неравносторонним. Есть неравнобедренный остроугольный треугольник, неравнобедренный тупоугольный треугольник и т. д. и т. п. Все это можно представить в уме, но лучше нарисовать. При этом, чтобы ничего не перепутать, слова пишем в выноске, указатель от которой ведем к рамке фигуры-понятия. Не всегда: если фигура-понятие дана сама по себе, изолированно, не перекрещивается с другими, то можно слова написать просто в ее рамке.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных