Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иван Александрович Гончаров

(1812-1891)

 

Общая характеристика поэтики романа «Обломов»

«Обломов» в контексте трилогии («Обыкновенная ис­тория», 1847, «Обломов», 1859, «Обрыв», 1869). Все три романа Гончаров рассматривает как цикл, о чем пишет в своей статье «Лучше поздно, чем никогда». Обратите внимание, что И. А. Гончаров не только автор замеча­тельных романов, но и литературный критик.

Три романа посвящены соответственно трем десяти­летиям русской жизни: «Обыкновенная история» — сороковым годам, «Обломов» — пятидесятым, «Обрыв» — шестидесятым. При этом 1840-е и 1860-е — «буря», а «Обломов» (1850-е) — затишье, или «сон», как пишет автор.

Почему «трилогия»? Сюжеты и герои трех романов разные, но проблематика во многом сходная. Сущест­венно, что противопоставляются два социально-психо­логических типа — мечтатель и прагматик.

«Обломов» как «роман-монография». Так его назвал сам Гончаров. Он имел в виду свой замысел написать историю жизни одного человека, представить глубокое психологическое исследование отдельной биографии.

Гончаров об Обломове: «У меня был один артистиче­ский идеал: это — изображение честной и доброй сим­патичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Предыстория романа. В 1838 г. Гончаров пишет юмо­ристическую повесть и называет ее «Лихая болесть». Речь там идет о странной эпидемии, зародившейся в За­падной Европе и попавшей в Петербург: пустые мечты, воздушные замки, «хандра». Эта «лихая болесть» — про­образ «обломовщины». В 1843 г. в альманахе «Литера­турный сборник» (его издавали те же авторы, что и журнал «Современник») был опубликован фрагмент из бу­дущего романа под названием «Сон Обломова». Автор задается вопросом: что же такое Обломовка — «золотой век» или гибель, застой? В «сне» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чув­ствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Вопрос об отношении автора к феномену Обломовки непосредственно связан со спорами о художественном методе (см. ниже: спор Обломова и литератора Пенкина, приверженца обличи­тельного «реального направления». Автору ближе пози­ция Обломова).

Одна из причин «лихой болести» — несовершенство общества. Эта мысль автора передается и герою: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Эта фраза Обломова заставляет вспомнить известные образы «лишних людей» в русской литературе.

Так же, как Печорин для Лермонтова, Обломов во многом «альтер эго» Гончарова: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало». По его собственному признанию, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество. Возможно, творческая актив­ность, способность к творческой самореализации — это то, что отличает Гончарова от Обломова, как и других создателей «лишних людей» от самих «лишних людей» (вспомним Пушкина и Онегина).

 

Полемика с «гоголевским» направлением. Направле­ние русского реализма, вышедшее из недр «натуральной школы» и дебютировавшее в «Современнике», иногда называли «гоголевским». Это выражение принадлежит Н. Г. Чернышевскому. Очевидно, что писатели и критики демократического направления при этом поняли Гоголя узко, односторонне, видя в нем лишь социального кри­тика, обличителя чиновников — взяточников и бюро­кратов. Это направление противопоставили «пушкин­скому», имея в виду столь же условный образ Пушкина и понимая буквально его слова: «Не для житейского волненья, // Не для корысти, не для битв, // Мы рождены для вдохновенья, // Для звуков сладких и молитв». Вообще стихотворение «Поэт и толпа», из которого взя­ты эти строки, послужило источником недоразумений в идейных спорах эпохи И. С. Гончарова. Во многом надуманная, навязанная Пушкину антитеза «Аполлон Бельведерский — печной горшок» стала своего рода символическим выражением этих споров.

Несмотря на то, что сам Пушкин неоднократно в раз­ных формах утверждал свой идеал поэзии, сочетающий в себе и мысль, и чувство, и нравственный заряд, и со­вершенство формы (так, чтобы ни один из этих элемен­тов не выделялся чрезмерно и не подчинял себе другие; ср. в романе «Евгений Онегин»: «...ищу союза // Вол­шебных звуков, чувств и дум»), в полемике родилась ан­титеза: «эстетизм, поэзия чувства и совершенной формы (символом которой считали Пушкина, а его последова­телей называли приверженцами «чистого искусства», «искусства для искусства») — проза, реализм с уклоном в обличительное бытописательство, гражданственность (символом этого направления считался Гоголь)».

Гончаров устами Обломова спорит с Пенкиным, «ли­тератором от реального направления»: в Пенкине и по­добных ему писателях «нет гуманитета», «уважения к че­ловеку», «один только видимый грубый смех» (намек на Гоголя: в «Мертвых душах» — «видный миру смех и не­зримые, неведомые ему слезы»; можно сказать, что Го­голь сам отнес бы себя к «гоголевскому» направлению). А в настоящей литературе «мысль оплодотворяется лю­бовью», литература должна возвышать. Этим этико-эстетическим принципом Гончаров руководствовался при написании собственных произведений. Отношение к ге­рою, исполненное «гуманитета», ощущается и на протя­жении всего романа «Обломов».

Художественный метод Гончарова. Д. С. Мережков­ский в статье «Начала нового идеализма в произведени­ях Тургенева, Гончарова, Достоевского и Л. Толстого» (1893) дает Гончарову характеристику, подобную той, которую сам Гончаров дал комедии Грибоедова «Горе от ума». Он пишет о том, что, несмотря на все бытовое правдоподобие созданных Гончаровым образов, они представляют собой самые общие типы, способные «возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного». Именно в этом Мережковский видит проявление символизма как художественного метода. Его мнение интересно именно потому, что он сам жил и творил уже в новую эпоху, ознаменованную прежде всего появлением символизма как литературного направления и как нового метода, получившего ис­ключительное распространение и оказавшего огромное влияние на позднейшее искусство. В контексте статьи видно, что «символизмом» Мережковский называет спо­собность писателя к высокой степени художественного обобщения и типизации, которая в привычной нам тер­минологии считается как раз признаком реализма. «Гон­чаров из всех наших писателей обладает вместе с Гого­лем наибольшей способностью символизма... Способ­ность философского обобщения характеров чрезвычайно сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как острие, живую художественную ткань романа и является в со­вершенной наготе... мечтательный Обломов и деятель­ный Штольц, — разве это не чистейший и, притом, не­произвольный, глубоко реальный символизм!...», — пишет Мережковский.

Гоголевская традиция. Как видно из вышесказанного, необходимо различать традиции самого Гоголя и «гого­левского направления». Если с «гоголевским направле­нием» Гончаров склонен полемизировать, то традиции самого Гоголя сохраняли для него большую актуаль­ность при создании романа. Прежде всего эта традиция выражается в той большой роли, которая отводится раз­ного рода описаниям. Гончаров — психолог- «рисовальщик», как и Гоголь, он мастерски выписывает пейзажи, интерьеры, в портрете — позы, выражения лица. Опи­саний в романе больше, чем авторских рассуждений, характеристик или пересказов прошлого героя.

Рассмотрим, например, описания интерьера. Гонча­ров, так же, как Гоголь, подробно выписывает мир вещей. Интерьер символичен, в нем воплощаются мысли и чув­ства героя (то же самое относится и к пейзажу). И тут вспоминается Гоголь. (Проанализируйте интерьеры Манилова и Плюшкина в поэме Гоголя «Мертвые души» и интерьер в доме Обломова. Обратите внимание на «маниловские» (неосуществленные планы, безалаберность), «плюшкинские» (застой, погрязание в домашней стихии, любовь к старым вещам) мотивы в «Обломове». Какие соответствия получают эти мотивы в мире вещей?)

Основное отличие Гончарова от Гоголя: стиль Гоголя гротескно-гиперболический; предметы изображаются как будто под микроскопом или в кривом зеркале; появляет­ся абсурдная куча-мала, своего рода «кладбище вещей», а помещики в этом «антимире» — «мертвые души». Стиль Гончарова более нейтрален, гротескные заострения об­разов практически отсутствуют. Обломов — не фантас­магорическая фигура и не «мертвая душа», а, наоборот, живой человек, со всеми присущими ему проблемами и переживаниями.

Символичны у Гончарова, так же, как и у Гоголя, предметно-бытовые детали (халат, пирог и др.), разнооб­разные запахи, вкусы, цвета и звуки (найдите примеры).

Первая глава в композиционном отношении отлича­ется от всего романа, она наиболее «гоголевская»: перед главным героем проходит ряд персонажей, диалоги с ни­ми строятся по одной схеме, сам Обломов выступает несколько комическим персонажем (например, стерео­типное повторение слов: «Не подходи, не подходи! Ты с холоду!» — в то время как дело происходит в мае (най­дите в этих сценах другие черты, придающие комический оттенок образу Обломова)), в изображении остальных персонажей содержатся еще более гротескные оттенки. (Найдите примеры в тексте, проанализируйте их.)

Подробнее остановимся на образе Тарантьева, кото­рый представляет странное сочетание характеров Ноздрева и Собакевича. (Какие черты сближают его с тем и с другим героем?) А главное, может быть, что он («зем­ляк Обломова», т. е. человек родом из той же Обломовки) и сам, подобно слуге Захару, такой же «Обломов»: «Тарантьев мастер был только говорить; на словах он решал все ясно и легко, особенно что касалось других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места — словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту, — он был совсем другой человек: тут его не хватало...»

Тарантьев не только играет значительную роль в сю­жете (какие коллизии происходят с его участием?) его образ связан с основной художественной идеей романа. Автор считает нужным дать даже экспозицию этого героя, рассказать о его детстве, воспитании и о дальней­шем жизненном пути. Это как бы пародия на Обломова, его обезображенный двойник, еще одна вариация «обло­мовского» типа русского человека, гораздо менее при­влекательная.

Идейно-композиционная роль образа Захара. Образ слуги в русской литературе — отдельная интересная те­ма. Традиционно слуга, помимо участия в сюжетной ин­триге, мог выполнять комическую функцию: в комедии классицизма образы слуги, например, пародируют обра­зы господ; ср. в «Горе от ума» Лизанька напоминает «субретку» классицистической комедии. В произведени­ях с авантюрным сюжетом имеется тип слуги-плута, помогающего барину в его делах. Черты этого типа есть и в слуге Хлестакова: Осип, несомненно более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, убеждает Хлестакова поскорее бежать из города. Таким образом, в литературе есть устойчивое представление о барине и преданном слуге, действующих заодно. Савельич из «Капитанской дочки» — как раз такой тип верного слу­ги. Вместе с тем есть и другой мотив: хитрый слуга, при­служивая барину, в то же время не упускает случая обмануть его. Таковы Селифан и Петрушка в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

В литературе второй половины XIX в. на эти литера­турные маски накладывается актуальная социальная проблематика: изображение людей из народа подчиняет­ся тенденции: художник хочет показать социальные кон­фликты. Поэтому образы слуг в демократической лите­ратуре совсем другие, и трогательная дружба барина со слугой уже непопулярна. Вспомним, с каким обличи­тельным пафосом Некрасов клеймит «людей холопского звания».

В произведениях писателей дворянского направления слуги столь же верны традиционным патриархальным устоям общества, как и господа, если не больше. Прокофьич в романе «Отцы и дети» И С. Тургенева сочув­ствует Кирсановым и скептически относится к Базарову. Трогательная дружба слуги и барина часто изображается Толстым: во время войны 1812 г. правы те крестьяне, которые заодно с господами, а не смоленские мужики, ополчившиеся против княжны Марьи. Форму­ла «всем миром навалиться хотят» подразумевает, что люди будут действовать вместе, без различия сословий.

В романе «Обломов» подчеркивается, что слуга и ба­рин психологически во многом родственные типы. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове. Комедийное нача­ло выражается в диалогах-перепалках Обломова с Заха­ром. В социальной перспективе это мысль о том, что об­ломовщина — не то чтобы чисто «помещичье» явление, а вообще национально-русское (как сказал Н. С. Лесков). В «Отцах и детях» потом появится гротескно-пародий­ный «усовершенствованный слуга» Петр с напомажен­ными волосами и серьгой в ухе, сниженный образ «про­грессиста».

Антикрепостническая проблематика не свойственна ни Гончарову, ни Тургеневу. (Найдите в романе юмори­стическое описание характера и привычек Захара и его взаимоотношений с барином.)

 

Сюжет и композиция романа «Обломов»

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщи­на?» (1859) пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвер­той она выходит замуж за Штольца, а он женится на хо­зяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова — единственная пружина действий во всей его истории».

Композиция романа в самом деле немного «рыхлая», за это писатель неоднократно подвергался критике. Ро­ман неоднороден в композиционном отношении.

Начало романа, как мы видели, выдержано немного в гоголевском духе: изображается «галерея типов», все эти герои приходят один за другим к Обломову. У них в основном «говорящие» фамилии. У Обломова на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремле­ния кажутся ему «суетой», они все — «несчастными».

Затем описывается положение героя на момент пове­ствования: взаимоотношения с Захаром, дается экспози­ция, воссоздающая более ранние этапы жизни Обломова, помогающая понять психологические истоки его тепе­решнего состояния. «Сон Обломова», опубликованный отдельно до завершения всего романа, обладает компо­зиционной самостоятельностью и законченностью мыс­ли. Содержание сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом которой яв­ляется Обломовка. Этот сон занимает в идейном отноше­нии, может быть, центральное место в романе, так как показывает, что стоит за понятием «обломовщина» — ключевым словом в романе.

Заканчивается первая часть появлением Штольца — это появление производит впечатление завязки. Подоб­ные композиционные приемы вообще характерны для «Обломова»: конец очередной части или начало следую­щей ознаменованы появлением какого-либо персонажа, по видимости меняющим всю картину. Однако в дейст­вительности после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. (Найдите такие же композици­онные ходы в других частях.) Такая композиция, полная «ложных ходов», соответствует содержанию романа: Об­ломов постоянно говорит и думает о том, как начать но­вую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят.

Любовная коллизия «ОбломовОльга» включает несколько важных моментов, которые можно лишь ус­ловно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. (Что явилось важнейшим пунктом расхо­ждения жизненной философии этих героев и впоследст­вии привело их к разрыву?) Это своего рода растянутая кульминация, которую трудно даже назвать кульминаци­ей: жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать уси­лия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жиз­ни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову («Все вспомнил, и то­гдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поце­луй... и обмер: «Поблекло, отошло!» — раздалось внутри его»). Обратите внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произ­ведении, — сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей...» — говорил он сам себе и погружался в мысль... об Ольге» (глава IV третьей части). (Проследите по тексту исто­рию знакомства Обломова с Агафьей Матвеевной и раз­витие их отношений.)

Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь («Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко!.. Теперь я ожил, воскрес» и т. д.). Однако это лишь очередной «обманный ход»; сама Ольга уже не слишком верит в то, что этот разговор может оказаться переломным в их отношениях и действительно начнется новая жизнь («Нежен, нежен, нежен», — мысленно твердила Ольга, но со вздохом, не как, бывало, в парке, и погрузилась в глубокую задумчивость»).

Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расста­ются, но эта развязка не вызвана какими-то кульминационными событиями, она как бы медленно подготов­лена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как «устроились» дела в име­нии (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, па­дает в обморок. Ее надежды на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор»: «...Я ду­мала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».

Странно было бы представить себе, что причиной столь судьбоносного решения Ольги явилось сооб­щение, что в имение вместо Ильи Ильича едет Исай Фомич Затертый; вряд ли это событие можно считать кульминационным для любовного конфликта (именно поэтому еще через полчаса Ольга снова делает попытку: «Спроси же строго у своей совести и скажи — я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?.. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь...»). Поэтому мы подчеркиваем, что кульминация и развязка здесь вы­деляются условно, а настоящий конфликт — это кон­фликт глубинных жизненных установок, философий героев, и этот конфликт обнаруживается постепенно, не в одном разговоре, назревает и проступает все отчетли­вей, подчиняя себе перипетии чисто любовного кон­фликта.

Начало четвертой части выглядит как эпилог по от­ношению к завершившемуся на глазах читателя любов­ному сюжету: «Год прошел со времени болезни Ильи Ильича». Однако оказывается, что именно теперь насту­пает настоящее, поворотное изменение в жизни героя — сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно вы­глядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия «Обломов — Пшеницына» рисуется совсем иными средствами, чем линия «Обломов — Ольга». Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына — не описываются так подробно и по­следовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, — обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета.

Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, ма­лом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.

Фраза «Вдруг все это переменилось» выглядит как за­вязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильей Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.

Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сю­жете. После этой встречи становится понятно, что боль­ше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать раз­вязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и за­кономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.

В романе есть и побочные сюжетные линии: линия Штольца, отношения его с Обломовым и любовная ин­трига Штольца и Ольги (отдельно можно рассматривать также интригу с Тарантьевым и Мухояровым, которая не влияет на исход главных событий). В какой-то мо­мент автор оставляет Обломова и обращается к этим ге­роям. У каждого из них есть свой духовный путь, своя эволюция, и этому в романе уделяется отдельное внима­ние. Ольга и Штольц, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.

Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопос­тавленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример. Отсюда некая идеализация. «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» — пишет Гончаров. Но к концу романа получается, что все же с ним не пришло спасе­ние России. Добролюбов объясняет это тем, что «теперь пока для них нет почвы» в российском обществе. Воз­можно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, — отсюда сюжетный ход, имеющий симво­лическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него.

Необходимо отметить, что в таком романе, где явно недостает внешних событий, особое значение приобре­тает художественная деталь (чего стоит один преслову­тый «халат», который приобретает едва ли не символи­ческое значение для обломовского бытия!). Сам Гонча­ров называл себя «рисовальщиком». В романе много быта, большое количество интерьеров, портретов и дру­гих описаний, которые нередко преобладают над повест­вованием, задерживают ход событий. Как пишет Добролюбов в той же статье: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуе­мые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета. И после прочтения всего романа вы чувствуе­те, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы». (Специально обращаем ваше внимание, что Добролюбов подчеркивает роль детали в создании реалистических типов.)

Важна также языковая индивидуализация образов ге­роев. (Приведите примеры, показывающие, как инди­видуализация характеров достигается за счет речевой характеристики героя.)

Композиция романа, таким образом, чрезвычайно своеобразна и уникальна в русской литературе. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, ос­ложнена и нагружена параллельными сюжетными ли­ниями, деталями. Добролюбов пишет, что как раз эти композиционные вставки, которые замедляют действие (например, «Сон Обломова»), имеют важнейшее значе­ние в романе. Возможно, именно такая композиция, несмотря на упреки некоторых критиков, в большей степени соответствует авторской идее, служит задаче ее выражения. Композиция «Обломова» интересна даже своим несовершенством, своей расплывчатостью, соот­ветствующей характеру главного героя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И.С.Тургенев. Воробей. | ИЗГОТОВЛЕНИЕ АНТИСТРЕССОВЫХ ИГРУШЕК


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных