Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реальная процентная ставка




Реальная процентная ставка — это номинальная ставка за вычетом темпа инфляции за определенный период. Если темп обесценения денег превышает величину номинальной ставки, то реальная процентная ставка превращается в отрицательную (нега­тивную). Выравнивание национальных процентных ставок проис­ходит не только в результате движения между странами краткос­рочных капиталов, но и в зависимости от динамики валютных курсов. Обычно чем выше курс валюты, тем ниже процент по вкладам в этой евровалюте. Например, разрыв в процентных ставках по депозитам в разных евровалютах порой достигал 10— 15 пунктов.

По еврокредитам практикуются международные процентные ставки. Обычно ЛИБОР на 1/8 пункта выше ставки по вкладам и на 1/2 пункта ниже процента по кредитам конечному заемщику. По аналогии с ЛИБОР в других мировых финансовых центрах взимаются: в Бахрейне — БИБОР, Сингапуре — СИБОР, Франкфурте-на-Майне — ФИБОР, Париже — ПИБОР, Люксембурге — ЛЮКСИБОР и т. д.

К скрытым элементам стоимости кредита относятся прочие расходы, связанные с получением и использованием кредита и не упомянутые в соглашении. В их числе завышенные цены товаров по фирменным кредитам; принудительные депозиты в установленном размере от ссуды; требование страхования кредита в определенной страховой компании, связанной с банком; завьппение банком ко­миссии по инкассации товарных документов и т. д. Некоторые элементы стоимости кредита не поддаются денежной оценке, хотя значение их велико, например, для установления контроля над иностранной фирмой или страной-заемщиком. Внешне льготные условия некоторых международных кредитов сочетаются с кабаль­ными скрытыми издержками, которые дорого обходятся заемщику.

В послевоенный период США были почти монопольным меж­дународным кредитором. За 1946—1950 гг. сумма правительствен­ных кредитов и помощи США другим странам составила 30,2 млрд долл. Примерно 2/3 этих кредитов приходилось на долю стран Западной Европы. Самым крупным был заем Великобрита­нии (3750 млн долл. сроком на 50 лет из 2% годовых по соглаше­нию от 6 декабря 1945 г.). Внешне льготные условия этого займа сочетались с рядом требований к Великобритании: отменить ва­лютные ограничения и ввести конвертируемость фунта стерлингов в доллары; отменить преграды для проникновения американского капитала в стерлинговую зону; разблокировать стерлинговую за­долженность с целью расширения американского экспорта. Заем был использован в течение трех лет, причем Великобритания переплатила, покупая сырье по высоким ценам. Вслед за Великобританией должником США стала Франция. По франко-американс­кому соглашению от 28 мая 1946 г. США предоставили Франции заем в сумме 650 млн долл. сроком на 35 лет в целях использова­ния почти половины займа на закупку американских военных материалов, сохранившихся после войны во Франции, а также с условием предоставления таможенных льгот для американских товаров.

Специфической формой финансовой поддержки пошатнувшихся в результате войны позиций Западной Европы стала программа помощи США по плану Дж. К. Маршалла (по имени бывшего государственного секретаря США). На основании американского закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апреля 1948 г. США заключили двухсторонние соглашения с 16 странами Европы об условиях помощи по восстановлению их экономики после вто­рой мировой войны. Программа восстановления Европы действо­вала с апреля 1948 г. по декабрь 1951 г. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла составила около 17 млрд долл., в том числе 2/3 — дары (безвозвратные субсидии), 1/3 — кредиты. Основную долю (60%) получили Великобритания, Италия, Франция, ФРГ. Эти суммы были использованы странами Западной Европы для закупки американских товаров, что обогатило монополии США. Условия помощи по плану Маршалла отражали прежде всего интересы США и их стремление предотвратить экономическую, политическую и социальную нестабильность в странах Европы. Эти страны были обязаны представлять план-заявку на одобрение американской администрации, снижать таможенные пошлины в торговле с США, не вывозить определенные товары в СССР и страны Восточной Европы, предоставлять США информацию по их требованию, а американским гражданам — равные права в ев­ропейском бизнесе. Выручка от продажи американских товаров, поступивших по плану Маршалла, зачислялась на специальные банковские счета на имя специально созданной Администрации экономического сотрудничества (с 1 ноября 1951г. ее заменило «Агентство взаимной безопасности»). Эти суммы могли исполь­зоваться только на приобретение американских товаров.

План Маршалла содействовал укреплению экономики Запад­ной Европы и подготовил условия создания НАТО в соответствии с расчетами США.

Многие послевоенные международные кредиты имели ярко выраженный военно-стратегический характер. В условиях проти­востояния двух систем США использовали свои займы для форми­рования военных блоков, подавления национально-освободитель­ного движения, поддержки реакционных режимов в других стра­нах. С 50-х годов США утратили монопольное положение в сфере международного кредита, так как страны Западной Европы пре­вратились из должников в кредиторов. Возникновение трех мировых центров обострило конкуренцию в сфере международного кредита.

Для сопоставления условий предоставления различных кре­дитов используется показатель грант-элемент (льготный эле­мент, субсидии), который показывает, какой объем платежей в счет погашения кредита экономит заемщик в результате по­лучения кредита на более льготных условиях, чем рыночные. Грант-элемент по частным международным кредитам намного ниже (3,2—4,5%), чем по официальной помощи развитию (ОПР) (76,2—80%).

Различают показатели простого и взвешенного элемента суб­сидий, которые рассчитываются по следующим формулам.

Простой элемент субсидии

Эс = % р — % ф,

где Эс — элемент субсидии;

%р — рыночная процентная ставка;

%ф — фактическая субсидированная процентная ставка.

Взвешенный элемент субсидии

,

где Эс.в. — взвешенный элемент субсидии;

Ск — сумма (лимит) кредита;

Тср — средний срок кредита:

Эс — элемент субсидий (разница между рыночной и фактической процентными ставками).

Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение.

К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся:

• открытие целевых накопительных счетов;

• залог активов;

• переуступка прав по контрактам и др.

При определении валютно-финансовых условий международ­ного кредита кредитор исходит из кредитоспособности — спосо­бности заемщика получить кредит — и платежеспособности — спо­собности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому одним из условий международ­ного кредита является защита от кредитных, валютных и других рисков.

Таким образом, валютно-финансовые условия международного кредита зависят от состояния экономики, национального и миро­вого рынков ссудных капиталов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных