Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КРЕДИТЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




(млн долл.)

Финансовый год Займы Сумма
  Реабилитационный Службе занятости и социальной защиты На содействие в осуществлении приватизации Первый нефтяной реабилитационный 600,0 70,0 90,0 610,0
  На ремонт и содержание шоссейных дорог На развитие финансовых учреждений На осуществление земельной реформы На осуществление сельскохозяйственной рефор­мы На поддержку предприятий Второй нефтяной реабилитационный 300,0 200,0 80,0   240,0 200,0 500,0
  На управление окружающей средой На подготовку управленческих и финансовых кадров На развитие проектного портфеля На жилищный проект На модернизацию налоговой службы Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загряз­нения и уменьшение связанного с ним ущерба На городской транспорт Второй реабилитационный 110,0   40,0 40,0 400,0 16,8     99,0 329,0 600,0
  На развитие стандартов На ремонт мостов На развитие региональной социальной инфраст­руктуры На передачу ведомственного жилья На развитие фондового рынка На медицинское оборудование На реализацию проекта правовой реформы На структурную перестройку угольного сектора На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора На повышение эффективности использования энергии 24,0 350,0   200,0 300,0 89,0 270,0 58,0   500,0   25,0   70,0
  На проект восстановления центра Санкт-Петер­бурга На структурную перестройку экономики На инновационный проект в области образования На пилотный проект реформы здравоохранения На проект Бюро экономического анализа На проект содействия реструктурированию пред­приятий На проект содействия реформе в электроэнерге­тическом секторе Гарантийная операция по проекту «Морской старт» На структурную перестройку системы социаль­ной защиты   31,0 600,0   71,0   66,0 22,6   85,0 40,0   100,0   800,0
  На содействие реализации структурной пере­стройки системы социальной защиты населения Второй на структурную перестройку экономики Второй на структурную перестройку угольной промышленности Третий на структурную перестройку экономики     28,6   800,0   800,0 1500,0  
Всего 41 заем 11355,0  
Источник. Данные Представительства Всемирного банка в России.  
         

 

В токийском пакете финансовой помощи России в 1993 г. предусматривалось открытие Банком кредитных линий на сумму 5 млрд долл., в том числе 1,1 млрд — реабилитационные кредиты в рамках «первоочередных стабилизационных мер»; 3,4 млрд и 0,5 млрд долл. — для структурной перестройки экономики. В августе 1993 г. России бьы предоставлен нефтяной реабилитационный заем с целью восстановления нефтедобывающей промышленностии поддержки реформ в области энергетики (610 млн долл. из 7,75% годовых). Это самый крупный в истории ВБ кредит на подобные цели. В 1994 финансовом году предоставлены: второй нефтяной реабилитационный кредит (500 млн долл.); на развитие сельского хозяйства (320 млн); на проведение приватизации (200 млн долл.). МБРР выразил согласие участвовать в кредитовании транспорта (300 млн долл.) и финансовых учреждений (200 млн долл.). Ре­ализация этих кредитов была сопряжена с трудностями, поскольку ВБ не вполне удовлетворял инвестиционный климат в России (неупорядоченный налоговый режим, система субсидирования, ко­нтроль за ценами на нефть и нефтепродукты и т.п.). Поэтому в 1993 г. Россия смогла реально использовать кредиты ВБ, а также ЕБРР на сумму только 0,5 млрд долл.

В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Рос­сией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, фи­нансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономи­ки России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.

Наиболее крупными кредитами ВБ России в 1995—1998 финан­совых годов, являются: второй реабилитационный заем (600 млн долл., 1995 г.); заем на осуществление жилищного проекта (400 млн, 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышлен­ности (500 млн в 1996 г. и 800 млн в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн, 1997 г.; 800 млн долл. и 1500 млн долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн долл., 1997 г.).

С момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд долл., реально были использованы 5,7 млрд долл., или 61,7% от 9,2 млрд долл., выделенных на 30 июня 1998 г.* Россия, на которую приходилось 5,31% задолженности всех стран — членов ВБ, была седьмым по счету должником Банка после Мексики, Индонезии, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии.**

* The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington, 1998, p. 215.

** Ibid, p. 214—216.

Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валют­ного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка пересматривается каждые 6 месяцев). Однова­лютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс договор­ная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. — 0,75%).

ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает иМВФ.Однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить мак­роэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на дета­лях структурных преобразований (открытие естественных монопо­лий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение част­ной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).

Таблица 10.14

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ КРЕДИТОВ ВСЕМИРНОГО БАНКА, ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЕЙ

(млн долл. США)

Назначение займов Финансовые годы (заканчиваются 30 июня)
          1998 (по август) 1993—1998 гг.
млн долл. в % от общей суммы
Реабилитационные займы 600,0 600,0 1200,0 10,6
Займы на структурную перестройку экономики (включая поддержку и реструктурирование предприятий,содей­ствие приватизации) 90,0 200,0 40,0 685,0 2300,0 3315,0 29,2
Управление государ­ственным сектором 56,8 82,0 22,6 161,4 1,4
Финансовый сектор 200,0 89,0 289,0 2,6
Энергетика (нефтяная и угольная промышлен­ность, электроэнерге­тика) 610,0 500,0 595,0 40,0 800,0 2545,0 22,4
Сельское хозяйство 320,0 320,0 2,8
Инфраструктура (транспорт, дорожное хозяйство, городская застройка) 300,0 329,0 350,0   31,0 — 1010,0 8,9
Защита окружающей среды 209,0   — — 209,0 1,8
Развитие социальной сферы (система соци­альной защиты, жилье,здравоохранение, обра­зование) 70,0 400,0 770,0   937,0 28,6 2205,6 19,4
Гарантийная операция по проекту «Морской старт» 100,0 100,0 0,9
Всего 1370,0 1520,0 1634,8 1886,0 1815,6 3128,6 11355,0 100,0
Источник. Рассчитано по данным Представительства Всемирного банка в России.

 

Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, попол­няющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимст­вования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в форм­ировании международного фонда содействия приватизации и ре­организации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещании «семерки» в То­кио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд из 3 млрд долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР круп­ным приватизируемым предприятиям и 500 млн долл. — помощь ВБ российским регионам.

В июне 1997 г. ВБ одобрил новую стратегию содействия Рос­сии, которая предусматривала увеличение кредитования для под­держки экономических преобразований. Наметились положитель­ные сдвиги в осуществлении проектовМБРР в России: доля проек­тов с удовлетворительным рейтингом реализации увеличилась с 39 до 65%, объем расходования средств по инвестиционным проек­там вырос втрое — с 294 млн долл. в январе 1996 г. до 1027 млн в марте 1997 г.

ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн долл. каждый: один — для структурной перестройки экономи­ки, реструктурирования естественных монополий в области элект­роэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта; второй — для преобразования угледобычи — лик­видации компании «Росуголь», приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.

В рамках пакета экстраординарной финансовой помощи в раз­мере 22,6 млрд долл., согласованного Россией с МВФ, ВБ и пра­вительством Японии в июле 1998 г., ВБ 7 августа 1998 г. одобрил предоставление России третьего займа на цели структурной пере­стройки экономики (1,5 млрд долл. на 7 лет). Это был самый крупный заем ВБ России. 300 млн долл. из этой суммы были перечислены немедленно, остальные средства планировалось на­править двумя порциями (500 и 700 млн) в последующие 18 месяцев. Предполагалось, что до конца 1998 г. Россия получит от ВБ 1,7 млрд долл. и в 1999 г. 4,3 млрд долл.

Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн долл.) на стро­ительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одоб­ренных бюджетозамещающих кредитов на структурную пере­стройку экономики зависит от достижения Россией договорен­ности с МВФ.

Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программы прива­тизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской об­ластях и Республике Саха. За период по 1998 г. профинансирова­но 38 российских проектов на сумму 563 млн долл. из собствен­ных средств и 223 млн долл. за счет синдицированных кредитов. Совокупная стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд долл. МФК приняла участие в кредитовании нефтяных и других проек­тов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой про­мышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.

В 1998—1999 финансовом году возможность прибегать к зай­мам Международной ассоциации развития имели лишь страны, у которых ВВП на душу населения в 1997 г. не превышал уровень 925 долл. (в России он составлял 2740 долл.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных