Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АССОЦИАЦИИ И ПСИХИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ




Пламенная теплота оранжевого цвета вызывает, по F. Stefanescu-Goanga [21], ассоциации с апельсинами, южными ландшафтами и заходом солнца. Оранжевый цвет особо связан с огнем.

В одежде оранжевый цвет используется в качестве сигнального цвета, например, при дорожных работах.

Как близкий солнечному свету оранжевый цвет используется в одеждах индийских монахов. Оранжевый, как цвет солнца, - это цвет просветления.

Психическое воздействие оранжевого цвета единодушно характеризуется как возбуждающее, теплое и радостное. В оранжевом цвете соединяются сияющая сила желтого цвета и витальное, страстное начало красного цвета. Таким образом, оранжевый цвет может оттенить или вытеснить другие цвета.

F. Stefanescu-Goanga связывает оранжевый цвет с радостным чувством удовольствия. [21]

R. Heiss и H. Hiltmann считают оранжевый, также как и желтый, цветом экстраверсии [15]. По их мнению, это как бы второй фронт после желтого и красного цвета. Оранжевый цвет связан со стремлением к достижению и самоутверждению.

В тесте цветных пирамид Макса Пфистера оранжевый цвет - это, прежде всего, “цвет телесности”. [16]

По сравнению с красным цветом содержащийся в оранжевом цвете желтый компонент выражается как на телесном уровне, так и в более совершенной эмоциональности, в более направленном движении.

H. Frieling и X. Auer называют оранжевый цвет “праздничным, радостным, согревающим” [14]. Его считают также “цветом светлого изобилия”.

F. Birren характеризует оранжевый цвет как “веселый, общительный, живой, энергичный, сильный и действенный” [13].

Johannes Itten описывает оранжевый цвет как смешение желтого и красного цветов. Оранжевый цвет как бы находится в средоточии большой излучающей активности. Он обладает солнечной силой свечения, воплощенной в сфере материального начала, которая достигает в красно-оранжевом цвете максимума теплой активной энергии. [18]

E. Heimendahl [17] описывает оранжевый цвет как имеющий благотворное воздействие, т. к. он снимает напряжение во всех конфликтах, легко и ясно показывая радостные стороны жизни, в то время как синий цвет - противоположность оранжевому - показывает серьезные стороны жизни.

Оранжевый цвет также неоднороден. В нем тоже можно выделить целую шкалу оттенков - от светлых желтоватых до огненно-красных тонов.

J. Itten [18] считает, что главный компонент оранжевого цвета - это красный цвет. В оранжевом цвете теплый тон красного достигает максимума огненной силы. При правильном подборе контраста, красно-оранжевый цвет может символизировать страсть борьбы. Этот цвет символически связан с планетой Марс. Он символизирует демонический мир войны. Сражающиеся воины часто носят красно-оранжевые одежды.

По Максу Люшеру [19], если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого (раскрытие и установление контактов) повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Здесь нет благоразумной сдержанности или изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, которая часто изображалась на картинах старых голландских мастеров - с пышными кутящими девицами и солдатами.

Если же красный цвет усилить родственным ему желтым, то в полученном оранжевом цвете “внутреннее движение красного цвета начинает становится движением излучения, излияния в окружающее” [4, с. 203]. Такое заключение делает Василий Кандинский в своей книге “О духовном в искусстве”. Он сравнивает оранжевый цвет с человеком, убежденным в своих силах, и вызывающим поэтому ощущение исключительного здоровья [там же]. Оранжевый цвет вызывает у В. Кандинского ассоциацию со звучанием церковного колокола средней величины, призывающего к молитве “Angelus”, или же с сильным голосом альта, а также с альтовой скрипкой, поющей ларго [там же].

В теории “звук-цвет”, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, оранжевому цвету соответствует нота “ля”, символизирующая в музыке “легкомысленность в смысле легкого и беззаботного восприятия мира”.

В Пифагорейской школе, связывавшей воедино “число-звук-цвет”, оранжевый цвет соответствовал цифре “5”.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Б.А. Базыма и И.И. Кутько из Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии в г. Харькове провели экспериментальную проверку валидности “Клинического цветового теста” М. Люшера по отношению к типам акцентуаций характера по Э. Крепелину, П. Б. Ганнушкину и А. Е. Личко [1].

Положительное отношение к красно-желтому цвету явно отмечается у людей гипертимного типа или конституционально-возбужденных. П.Б. Ганнушкин вслед за Э. Крепелиным описывает их как “блестящих, но большей частью неравномерно одаренных субъектов, которые изумляют окружающих гибкостью и многосторонностью своей психики, богатством мыслей, часто художественной одаренностью, душевной добротой и отзывчивостью, а главное, веселым настроением. Это люди, быстро откликающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые” [2]. В то же время для них характерны поверхностность и неустойчивость интересов, постоянная потребность в увеселениях.

Желто-красный цвет предпочитают люди с циклоидным типом акцентуаций характера [1], для которых характерна периодическая смена состояний возбуждения и депрессии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных