Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Пререквизиты дисциплины
Школьные дисциплины: история, история Казахстана. Философия; при наличии в образовательных программах – логика, статистика.
Постреквизиты дисциплины
Политология, религиоведение, основы экономической теории, социология права, социология журналистики, а также такие дисциплины как демография, маркетинг, менеджмент, криминология, педагогика.
Календарно-тематический план.
Основные формы семинаров:
1) классический семинар – предполагает обсуждение лекционного и другого прочитанного материала.
2) коллоквиум – устный опрос всех студентов. Проверяется знание терминов и структурированность представлений о предмете семинара.
№
| Наименование тем дисциплины
| Аудиторные занятия
| Вид задания (описание)
| Всего (ч.)
| Лекции (ч.)
| Неделя
| Пр/сем./лаб./
| СРСП(ч)
|
Форма занятия
| СРС (ч)
| Формы контроля, предельные сроки сдачи
|
| Социология как наука.
|
|
| 1. Объект и предмет социологии. Основные категории социологии.
2. Место социологии в системе наук.
3. Структура социологии.
4. Функции социологии
5. Социологическая перспектива и воображение
| Объяснение политики курса
| Устная консультация
| Подготовка к семинару
| Выступление на семинаре
|
|
| Основные этапы становления и развития социологии. Современные социологические теории
|
| 2 - 3
| 2 неделя: семинар
1. Позитивизм в социологии: версии Конта, Дюркгейма (социологизм), Милля и Спенсера (эволюционизм). Дюркгейм о социальном факте.
2. Марксизм: материалистическое понимание истории.
3. Понимающая социология. Фердинанд Тённис, Макс Вебер, Георг Зиммель.
4. Символический интеракционизм (Мид, Блумер).
5. Структурный функционализм (Талкотт Парсонс, Роберт Мертон)
6. Конфликтологическая парадигма (Дарендорф, Миллс, Козер)
3 неделя: коллоквиум по этим же вопросам (см. Приложение)
| Работа с текстами
| Собеседование
| -//-
| 2 неделя: семинар
3 неделя: коллоквиум
|
|
| Методология и методы социологического исследования.
|
|
| 1. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
2. Программа социологического исследования: понятие, функции, основные разделы.
3. Сплошное и выборочное исследование. Генеральная и выборочная совокупности, репрезентативность. Виды выборок.
4. Логический анализ основных понятий. Интерпретация, операционализация понятия, индикаторы. Измерение в социологии
| Работа с текстами
| -//-
| -//-
| Работа на семинаре
|
|
| Методы сбора социологической информации
|
|
| 1. Понятие метода в социологии. Метод, методика, техника и процедура как составные части социологического исследования
2. Метод опроса. Виды опросов: анкетный опрос, интервью. Респондент. Композиция вопросника. Социально-демографический блок анкеты (паспортичка) Требования к оформлению анкеты. Требования к вопросу. Виды вопросов (альтернативный вопрос, вопрос-меню, контрольный вопрос, вопрос-фильтр, вопрос-ловушка, шкальный вопрос).
4. Анализ документов.
5. Наблюдение и эксперимент в социологии
| Письменный рубежный контроль (Лекции, семинары 1 – 5 недель)
| -//-
|
| -//-
|
|
| Культура и общество
|
|
| 1. Понятие культуры. Понятие «ценности» и «социальные нормы». Социальные санкции.
2. Этноцентризм и культурный релятивизм.
3. Структура культуры. Субкультуры и контркультуры. Народное, массовое и элитарное в культуре.
|
| Проверка работы
| -//-
| -//-
|
|
| Социальная структура общества: группы, организации, институты
|
|
| Анализ социального института.
Каждый студент выбирает институт или социальную практику для анализа. Задача: рассказать об институте по плану:
1. Роли (или статусы), образующие данный институт
2. Функции (желательно и латентные)
3. Есть ли дисфункции в данном институте? В чём это проявляется?
4. Образцы поведения и социальные отношения, характерные для данного института
5. Символы данного института
6. Ценности, на которых держится данный институт
7. Нормы, правила регулирующие взаимодействие людей в данном институте
8. Материальные ресурсы, вещественная среда, необходимая для института
В какие крупные институты этот институт или практика входит?
Задание можно сдать в электронном виде ДО семинара.
| Консультация по творческому заданию
| Собеседование
| -//-
| -//-
| -//-
|
| Социальное неравенство и социальная стратификация
|
|
| 1. Социальное неравенство. Социальная стратификация,
2. Стратификационные системы: рабство, касты, сословия, классы. Элементы каких стратификационных систем исторически существовали на территории Казахстана?
3. Основные элементы социальной структуры: классы, группы, слои. Модели социальной стратификации. Средний класс. Высший класс. Нижние слои стратификации. Бедность.
4. Социальная мобильность.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Социологическое изучение личности
|
|
| 1. Личность в системе социального взаимодействия.
2. Сравнение философских, психологических и социологических подходов к проблеме личности. Макросоциологические и микросоциологические подходы к исследованию личности.
2. Социализация: факторы, агенты, этапы.
3. Социализация и социальная адаптация.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Теории общественного развития
|
Контрольная работа, темы недель 1-10, лекции и семинары
|
|
1. Социальные процессы и социальные изменения. Основные теории общественного развития.
2. Движущие силы социальных изменений. Агенты социальных изменений
3. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Модернизация.
4. Развитие информационного общества и социальных сетей. Воздействие глобализации на общественное развитие и локальные культуры.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Социология семьи и гендера
|
|
| 1. Семья как малая группа и как социальный институт. 2. Брак. Исторические типы и формы брачно-семейных отношений.
3. Современная семья: особенности и проблемы. Развод.
4. Пол, гендер, гендерное неравенство.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Социология молодежи
|
|
| 1. Поколение: механизмы преемственности.
2. Определение понятия молодежи. Предмет социологии молодежи.
3. Молодежная культура.
4. Молодежь в экономике. Государственная молодежная политика.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Социология девиантного поведения
| Защита творческих работ (рубежный контроль)!
|
| 1. Девиантное и делинквентное поведение, конформность, аномия (в трактовках Дюркгейма и Мертона).
2. Социальный контроль.
3. Формальный и неформальный контроль
| Защита творческих работ (рубежный контроль)
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Социология труда и экономической жизни
| -//-
|
| 1. Предмет экономической социологии. Развитие социологических идей об экономической жизни: Вебер, Э.Дюркгейм, К. Маркс, К.Поланьи и другие.
2. Специфика социологического подхода к изучению труда и производства
3. Понятия «работа», «профессия», «занятость». Социально-профессиональная структура общества.
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
| Образование, средства массовой информации и коммуникации
| -//-
|
| 1. Образование как социальный институт. Основные функции образования.
2. Социологические теории образования (функционализм, конфликтологическая и др.).
3. Социологическое изучение средств массовой информации и коммуникации. Виды СМИ.
3. Социальные функции СМИ: информационная, образовательная, воспитательная и другие. Т
| -//-
| -//-
| -//-
| -//-
|
|
Содержание лекционных занятий
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|