Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция: Проектирование организационных структур

 

Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, а также способностью к переходу из одного состояния в другое. Изменение структурных отношений во всей системе вызывает комплексные изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы.

Процесс формирования организационной структуры затрагивает три момента:

1. Формирование общей структурной схемы управления и ее анализ.

2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.

3. Регламентация организационной системы и оценка эффективности.

Для анализа организационной структуры служат следующие оценочные критерии:

  • принцип управления;
  • аппарат управления;
  • функции управления;
  • хозяйственная деятельность.

При проектировании организационной структуры используются, как правило, следующие методы:

Метод аналогий – использование опыта проектирования в аналогичных организациях.

Экспертный метод – учет мнений экспертов.

Структуризация цели – выработка системы целей организации и их последующее совмещение с разрабатываемой структурой.

Метод организационного моделирования – формирование критериев оценки степени рациональности организационных отношений.

При проектировании организационных структур стоит руководствоваться большим набором принципов и подходов, которые характеризуют специфику деятельности самой организации. Однако, существуют общие требования к проектированию, среди которых:

1. Оптимальность – между звеньями на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

2. Оперативность – время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не повлекло отрицательных последствий для исполнения самого решения.

3. Надежность – гарантирование достоверности передачи информации и бесперебойность ее перемещения.

4. Экономичность – нужный эффект от управления достигается при наименьших затратах на управление.

5. Гибкость – способность измениться в соответствиями с изменениями внешней среды.

6. Устойчивость структуры управления – неизменность основных свойств при внешних воздействиях.

Совершенство организационной структуры зависит от соблюдения следующих принципов проектирования:

1. Оптимальное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего звена управления до непосредственного исполнителя.

2. Четкое обособление структурных элементов системы управления.

3. Наличие способности к изменениям в управляемой системе.

4. Предоставление полномочий на решение вопросов тому структурному подразделению, которое располагает достаточной информацией по обозначившемуся вопросу.

5. Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией.

В практике оценки эффективности проектирования организационных структур, принято выделять следующие группы показателей:

Показатели, отражающие результаты деятельности организации: увеличение объемов производства, снижение себестоимости, экономия капитальных вложений.

Показатели, характеризующие организацию процесса управления: производительность, экономичность, гибкость, надежность.

Показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень: коэффициент звенности, коэффициент дублирования, степень централизации, коэффициент эффективности, коэффициент уровня управляемости, коэффициент территориальной концентрации.

Для расчета коэффициентов группы показателей, характеризующих рациональную организационную структуру, используют следующие формулы:

Коэффициент эффективности организационной структуры:

где, Р п – конечный результат (эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; З у – затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и пр.).

Эффективность труда аппарата управления:

где, В – объем реализованной продукции в стоимостном выражении; Ч АУП – численность аппарата управления.

Для расчета эффективности труда административно-управленческого персонала применяется также модифицированная формула:

где, Э с – экономичность управления; Э п – эффективность производства; А у – затраты на управление; Д – совокупная стоимость основных и оборотных фондов; В чп – объем условно-чистой продукции; С т – численность промышленно-производственного персонала.

Интегрированный показатель эффективности выглядит следующим образом:

где, К эфу – коэффициент эффективности управления; Q у – затраты на управление, приходящиеся на одного работника управления; L чп – удельный вес численности управленческих работников в общей численности работающих; F t – фондовооруженность (стоимость основных и оборотных средств, приходящихся на одного работающего); E оф – фондоотдача (условно-чистая продукция, приходящаяся на единицу основных и оборотных фондов).

Коэффициент надежности:

где, К н – количество нереализованных решений; К общ – общее количество решений, принятых в подразделении или организации в целом.

Коэффициент звенности:

где, П звф – количество звеньев существующей организационной структуры; П зво – оптимальное количество звеньев организационной структуры.

Коэффициент дублирования:

где, К оз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями; К н – нормативное количество работ.

Степень централизации:

где, Р фц – количество принятых решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления; Р ф – общее число принятых решений на всех уровнях управления.

Коэффициент территориальной концентрации:

где, П прф – количество организаций данного типа, функционирующих в регионе деятельности данной организации; П – площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа.

Коэффициент эффективности использования информации:

где, Д эисп – количество случаев эффективного использования документа; Д вход – информация на входе функции согласия.

Коэффициент уровня управляемости:

где, У ф – фактическая норма управляемости; У н – нормативная норма управляемости.

После того, как все расчеты проведены, все полученные данные сводятся в сравнительную таблицу по видам работ, связанным с проектированием организационной структуры, после чего, определяются направления по ее совершенствованию.

Вопросы

1. Дайте краткую характеристику методам проектирования организационных структур

2. Опишите главные требования, которыми следует руководствоваться при проектировании.

3. Представьте группы показателей оценки эффективности организационных структур.


Ключевые термины:

Воздействие – некоторое усилие, которое стимулирует объект управления к деятельности.

Дивизиональные - структуры, основанные на выделении крупных производственно-хозяйственных подразделений с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли.

Информация о результатах воздействия – обратная связь, в которой отражены результаты воздействия субъекта управления на объект.

Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Линейно – штабная организационная структура представляет собой линейно-функциональную структуру управления, дополненную штабным органом.

Матричная организационная структура образована линейно-функциональной структурой, которая дополняется структурами программного управления. Помимо руководителя организации назначается руководитель программы, ранг которого выше ранга руководителя организации.

Менеджмент - способность общения людей, власть и лидерство управления, административные навыки.

Менеджмент - управление производством: совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально-экономических систем различных уровней. Менеджмент (в узком смысле слова) - управление социально-экономическими системами, в том числе производственными (англ. management, от лат. manu agere "указывать рукой" ср. рус. руководить).

Метод аналогий – использование опыта проектирования в аналогичных организациях.

Метод организационного моделирования – позволяет сформулировать критерии оценки степени рациональности организационных отношений.

Объект управления – то, на что оказывает воздействие менеджер. Объектом может быть человек, производство, отношения, обеспечивающие деятельность организации.

Организация – институт общества (фактически существующая в обществе, но официально не зарегистрированная структура).

Организация – процесс организовывания чего-либо, т.е. подготовка к наступлению какого-либо события или явления. Сознательное воздействие на кого-то или на что-то.

Организация – процесс упорядочения чего-либо, совершенствование структуры и правил функционирования.

Организация – субъект (юридическое лицо) или государственный орган.

Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы.

Структуризация цели – выработка системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.

Субъект управления – лицо, оказывающее определенное воздействие. По сути – это менеджер.

Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".

Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.

Функциональная структура управления характеризуется, тем, что функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления.

Экспертный метод – базируется на предложениях специалистов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы | Уважаемые консультанты!


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных