Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терапевтические предложения 3 страница




Диалог между участниками сна

Терапевт предлагает Джеку поговорить с матерью. По ходу разговора Джек понимает: что бы он ни говорил, матери не становится легче. Джек чувствует себя до того расстроенным, что прерывает диалог и говорит терапевту: «Вот так всегда. Мама постоянно требовала от меня внимания и заботы. Как же я это ненавидел!» В конце сеанса Джек сказал, что никогда не осознавал своей злости на то, что мать в нѐм нуждается, хотя испытывал такие чувства с раннего детства.

Альтернативный конец

Особенно действенной эта техника оказывается при работе с кошмарами. Попросите клиента представить себя более сильным и могущественным или предложите ему ввести в сон нового персонажа, который будет поддерживать клиента. Клиент может несколько раз переиграть свой сон, сочинить другую концовку.

Джек представил, как к ним с матерью приближается отец. Он берѐт на руки мать Джека, успокаивает еѐ и обещает, что позаботится о них обоих. Джек осознаѐт, что именно отец должен был поддерживать мать. Также Джек понимает, что испытывал чувство вины. Все эти годы злился на отца, который их бросил.

Сон как послание терапевту

Сон может представлять собой ретрофлексированные чувства клиента к терапевту или то, что клиент не может вам сказать.

Исидор Фромм писал, что все сны, привносимые клиентом в терапию, — послание терапевту о том, как проходит терапия.

Слушая сон клиента, постарайтесь понять, какое отношение он может иметь к вам. Например, это может быть сон о потребности в заботе, страхе или предательстве, о сексуальном влечении к незнакомцу. Напоминает ли вам что-нибудь из рассказанного происходившее на последней сессии? Не содержит ли сон клиента информацию, которую клиент не может вам передать здесь и сейчас.

Терапевт Джека: Я вспоминал нашу последнюю сессию, пытаясь понять, когда я мог показаться Джеку нуждающимся в чѐм-то. Я подумал о том, что собираюсь уехать в отпуск. Может быть, именно это задело Джека (моя потребность в отдыхе)? Кроме того, возможно, Джек чувствует себя в слабой позиции, потому что я уеду и оставлю его один на один с серьѐзными, как ему кажется, жизненными трудностями.

Кроме того, вышеперечисленные техники подходят для работы с фантазиями и грѐзами, которые тоже могут представлять собой тайные желания, скрытые конфликты и незавершѐнные гешталыы, не осознаваемые клиентом. Внимательно следите за тем, чего может не хватать во сне (полярности какого-то чувства, погибшего члена семьи и т.п.).

13.6 Риск

Оценка риска

Очень часто терапевту приходится иметь дело с риском - либо для клиента, либо для самого терапевта. Например, в некоторых случаях существует опасность суицида или причинения вреда — телесного или психического. Терапевт может столкнуться с риском привыкания, с опасностью пищевых расстройств и личностных нарушений. В других случаях риск может коснуться детей или иметь отношение к уголовному кодексу. Иногда угроза очевидна уже на первой сессии, иногда она появляется в процессе терапии. Как бы то ни было, прежде чем начинать или продолжать работу с такими клиентами, убедитесь, что обладаете достаточным объѐмом специальных знаний и получаете адекватную супервизию. Также у вас, как у терапевта, должна быть чѐткая система представлений относительно смерти и ответственности.

Эксперимент: Постарайтесь сосредоточиться и понять, каковы ваши взгляды. Например, имеет ли человек право злоупотреблять алкоголем или наркотиками, отказываться от еды, даже под угрозой смерти, жить, как он сам хочет? Считаете ли вы, что любое психическое заболевание имеет биологический субстрат? Или вам кажется, что любое психическое расстройство - важное послание миру? С какими преступниками вы бы отказались работать?

Никогда не работайте с клиентами, если их проблемы не входят в вашу компетенцию или вы никогда с ними прежде не сталкивались. Это непрофессионально и опасно. Прежде чем принять решение, проконсультируйтесь с супервизором. Если вы столкнулись с проблемой уже в ходе терапии, направьте клиента к другому, более компетентному специалисту.

История рискованных ситуаций

В первой главе мы предлагали читателю типовой опросник для первой сессии, который поможет составить краткую «историю болезни» клиента. Иногда такой опрос занимает всего несколько минут с акцентом на то, что происходит с клиентом сейчас. Однако в некоторых случаях по ходу опроса могут возникнуть важные детали с точки зрения оценки риска. В таком случае, чтобы адекватно оценить собственные силы, терапевт должен расспросить клиента подробнее.

Предлагаемый ниже список вопросов может быть легко трансформирован под любое заболевание (например, пищевые расстройства, злоупотребление алкоголем или наркотиками).

ü Когда появилась проблема? (Например, суицидальные мысли, нанесение себе вреда, наркотическая или алкогольная зависимость, мысли о возможном психическом расстройстве).

ü С какими событиями в вашей жизни это связано? Как реагировали ваши друзья и родственники? (Могли бы реагировать).

ü Часто ли такое случается, и как вы сами к этому относитесь?

ü Сколько лет это вас беспокоит?

ü Что по этому поводу подобных заболеваний говорят у вас в семье?

ü Когда был самый тяжѐлый срыв?

ü Пытались ли вы получить помощь?

ü Когда был последний срыв?

ü Как вы справляйтесь со своей болезнью?

Старайтесь задавать вопросы, руководствуясь естественным ходом беседы, — форма вопросов будет зависеть от проблемы клиента. Если у клиента достаточно самоподдержки, вы можете прояснить детали за одну сессию. Однако бывает, что на это уходит несколько встреч. Не забывайте о чувствительности и ранимости клиента. Некоторые терапевты не рискуют обсуждать с клиентом проблемы такого рода, опасаясь обострения депрессивного состояния, если речь идѐт, например, о попытках суицида, галлюцинациях или сексуальном насилии. Тем не менее, многие клиенты, напротив, испытывают облегчение, когда им есть с кем обсудить «опасные» темы, когда собеседник не боится услышать подробности. Как бы то ни было, умение терапевта выслушать клиента открыто, с уважением и эмпатией, может запустить очень важные процессы.

Как только вы поняли, с чем имеете дело, появляется возможность изучить специальную литературу и получить консультацию специалиста-супервизора. Вам не придѐтся изобретать велосипед, и вы получите достаточно поддержки, чтобы работать с клиентом. Например, существует много трудов по описанию последствий психических заболеваний, по рас п ростр а- нѐнным случаям суицидов, а также наиболее опасным наркотикам.

13.7 Работа с суицидальными мыслями

Если существует риск суицида, работа с суицидальными мыслями должна стать приоритетом терапевта. Отнеситесь к проблеме со всей серьѐзностью, даже если вам кажется, что клиент пытается манипулировать, потому что своим скептическим отношением к заявлениям клиента вы можете спровоцировать усугубление ситуации. Довольно редко человек принимает решение покончить с собой хладнокровно (за исключением, разве что, смертельно больных людей). Чаще всего суицидальные мысли возникают в растерянном, противоречивом состоянии сознания. Попытка суицида — это своего рода коммуникация (часто - невыраженная злость). Помните, что, как правило, суицид — это способ установления контакта в реальной жизни (пусть даже таким искажѐнным образом), а не посредством смерти.

Очень распространѐнным является заблуждение, что расспросы могут подтолкнуть клиента к суициду. Данные исследований это не подтверждают. Напротив, открытое обсуждение суицидальных мыслей с должным уважением является мощным источником поддержки для клиента. Многие клиенты говорят, что испытали облегчение после того, как сказали терапевту о суицидальных мыслях. Ни в коем случае не показывайте клиенту свой страх, волнение или неодобрение! Прежде чем вырабатывать стратегию работы с клиентом, решите, нужно ли принять срочные меры, чтобы предотвратить реальное самоубийство, а затем объективно оцените риск. Ниже мы приводим список дополнительных вопросов, которые помогут сформировать более чѐткое мнение относительно склонности клиента к суициду.

ü Были ли у клиента попытки суицида в прошлом? Если да, то как давно?

ü Какие события в жизни клиента (расставание с любимым человеком, потеря работы и тд.) привели к суициду?

ü Почему предыдущая попытка суицида была неудачной? Что остановило клиента? Было ли это вмешательство со стороны другого человека?

ü Как клиент собирается покончить с собой? Что именно он собирается для этого сделать?

ü Выясните, на кого влияет такое состояние клиента сейчас, а также кого и как затронет его смерть. Кто из его друзей и родственников больше всего расстроится? Не забывайте, что суицидальные наклонности клиента могут быть частью его семейной или социальной системы.

Как правило, чем тщательнее клиент продумал детали, тем выше риск суицида. Как ни трудно это может быть, очень важно расспросить клиента, каким образом он собирается покончить с собой, какие таблетки планирует принять, где их достанет, когда и где примет. Подробности — гораздо более тревожащий фактор, чем туманные намерения. Если у клиента есть продуманный план, риск суицида очень велик. В таком случае следует связаться с родственниками, семейным врачом клиента или работниками социальных служб (см. подробнее в следующем разделе). Если же ситуация является потенциально опасной, увеличьте лимит встреч с клиентом и дайте клиенту номер своего телефона, чтобы он мог в любое время с вами связаться. Некоторые терапевты заключают с клиентами, склонными к суициду, специальные контракты. Теоретики гештальт-терапии по-разному относятся к таким контрактам, однако у этих контрактов бесспорно есть свои плюсы. Например, они оговаривают, что клиент не предпринимает попыток покончить с собой, не встретившись предварительно с терапевтом. Если клиент чувствует, что не в силах ждать следующей сессии, он должен позвонить терапевту. Такой контракт может также содержать условие, по которому вы, как терапевт, пытаетесь помочь клиенту полностью избавиться от суицидальных мыслей. Для клиента это будет проявлением заинтересованности терапевта, а не ограничение его воли.

Даже если вы считаете, что человек вправе самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, как гештальт-терапевт, вы обязаны сделать всѐ возможное, чтобы сохранить жизнь клиенту (см. следующую главу о вопросах этики). Исходя из этой цели, вам, возможно, придѐтся внести существенные изменения в привычную методологию работы, пока клиент не преодолеет кризис. В остром кризисном состоянии клиенту необходима, в основном, поддержка и чѐткие границы. Ни в коем случае не используйте технику «пустого стула», фрустирующие и катарсические методики, если вы не уверены, что клиент это перенесѐт.

Бывает так, что, несмотря на все ваши усилия, клиент всѐ-таки принимает решение покончить с собой. В таком случае терапевту бывает очень трудно удержаться на поверхности, выбраться из бездны отчаяния и самобичевания. Если такое случилось с вами, обратитесь за поддержкой к супервизору или коллегам. А главное, помните; мы не властны над жизнью клиента, как бы нам этого ни хотелось.

13.8 Работа с психотическими приступами

Как бы тщательно вы не расспрашивали клиента о наличии острых психических расстройств, в практике бывают случаи, когда у клиента случается психотический приступ прямо в вашем кабинете. Вы должны немедленно определить, насколько эта ситуация опасна для вас и для клиента и предпринять соответствующие меры.

· Сначала попробуйте добиться осознания клиентом того, что происходит здесь и сейчас. Помните, что в остром состоянии клиент не реагирует на внешние и внутренние раздражители. Его переполняют эмоции, с которыми он не в силах справиться.

· Если вы работаете в психологической консультации и т.п., отведите клиента туда, где его никто не побеспокоит.

· Проверьте, как клиент ориентируется в пространстве и времени. Спросите, осознаѐт ли клиент, кто он, где он, какое сегодня число, почему он здесь находится?

· Полностью возьмите ситуацию под контроль. Согласно теории, для гештальт-терапевта клиент — полностью независимая система. Однако в чрезвычайных обстоятельствах забудьте о доктринах. Будьте готовы взять ответственность на себя и принять решение, которое покажется вам оптимальным.

· Говорите спокойным убедительным тоном и постарайтесь привести клиента в нормальное состояние: «Вижу, вы очень расстроены. Я бы хотел помочь вам успокоиться». Если клиент хочет обсудить своѐ состояние, попросите его перечислить только факты, не выражая эмоций.

· Если клиент молчит, и молчание становится напряжѐнным, попробуйте завести разговор на отвлечѐнную тему, например, о погоде, планах на выходные, последних новостях и т.д.

· Убедитесь в том, что сидите в кресле спокойно и достаточно далеко от клиента, чтобы не создать у него ощущения угрозы или вторжения в его личное пространство. В каждого человека свои представления о границах, поэтому не забывайте смотреть на ситуацию с точки зрения клиента.

· Говорите короткими предложениями: «Надеюсь, вам лучше. Вы выглядите более спокойным». Не задавайте клиенту вопросов о его состоянии.

· Не прикасайтесь к клиенту! Вы можете позволить себе физический контакт только в случае крайней необходимости. Возможны два варианта. Первый — клиент возвращается в относительно нормальное состояние, и тогда его можно отправить домой. Спросите, как клиент будет добираться до дома. Убедитесь, что он действительно знает, куда ехать. Вызовите такси. Попросите у клиента телефон родственника или друга, который мог бы за ним заехать. Попросите клиента рассказать, как он проведѐт остаток дня. Способность строить планы на ближайшее будущее после приступа — знак того, что у клиента достаточно ресурсов самоподдержки. Если клиент не может сказать, что будет делать в следующий час, это опасный признак.

· Убедитесь, что в следующие несколько дней клиент придѐт в себя. Попросите его позвонить, когда он доберѐтся до дома, или назначьте встречу пораньше. Если же вы не уверены, что клиента можно безбоязненно отпустить домой, примите одну из следующих мер:

o Попросите клиента остаться в кабинете ещѐ на какое-то время (если вас ждѐт следующий клиент, объясните ему ситуацию и попросите подождать или подъехать позже).

o Попробуйте какие-нибудь из перечисленных выше интервенций. Дайте клиенту воды и, если вам кажется это возможным, оставьте его на несколько минут наедине с собой. Используйте это время, чтобы позвонить коллеге или супервизору.

o Попросите у клиента разрешения позвонить его семейному врачу или родственнику.

o Попросите клиента сразу от вас пойти к своему врачу. В идеале клиент согласится. Однако если клиент не соглашается, а вы волнуетесь за его состояние, проявите настойчивость и позвоните его врачу без разрешения. Не пытайтесь отвезти клиента к врачу самостоятельно! Помните, что невозможно одновременно вести машину и контролировать клиента во время психотического приступа. Вызовите такси, даже если это кажется вам лишним.

o Если это невозможно, вызовите социального работника или сотрудника местного центра по работе с психическими больными (зависит от города и страны). Психотерапевт должен заранее узнать телефоны соответствующих организаций! • В крайнем случае, если вам кажется, что клиент представляет опасность для себя самого, для вас или для окружающих, вызовите милицию.

В таких случаях неизбежно нарушение принципа конфиденциальности и доверия клиенту. Ещѐ раз напоминаем, что в обычных условиях приоритетом гештальт-терапевта является независимость клиента и его свободный выбор. Однако в целях безопасности иногда допустимо нарушать профессиональный кодекс. Этика безопасности превыше всего. К примеру, некоторые психические заболевания лишают человека способности принимать самостоятельные решения. Те же признаки часто наблюдаются у людей в посттравматическом состоянии или в состоянии депрессии. В качестве примечания заметим, что и с клиентами-психотиками, и с чрезвычайно ранимыми клиентами можно работать успешно (имея за плечами соответствующую квалификацию и супервизорскую поддержку!). Разумеется, при этом приходится регулировать скорость работы, самоподдержку клиента, уровень фрустрации и сам контакт. Стрэтфорд и Бралье описывают работу с невротическими расстройствами как использование «клея», а не «растворителя». Такая работа предполагает поддержку удобной для клиента структуры, а не разрушение еѐ.


Глава 14. Широкое поле

Наиболее эффективная терапия имеет место тогда, когда консультант и клиент имеют сходный жизненный опыт, но различное восприятие. Похоже, что клиент более охотно отвечает на вызов по отношению к его рамкам и ориентирам, если чувствует понимание со стороны терапевта, принадлежащего к той же культуре, что и он; в этом случае ему проще довериться предлагаемой точке зрения. Поэтому клиенты часто ищут терапевтов той же национальности и культуры, что и они. Работа с человеком, который, по их мнению, может по-настоящему понять их переживания

14.1 Консультирование в мультикультуральном обществе

Различия и разнообразие неизбежны в любом консультировании. Помимо различий характеров и восприятия, существуют различия расовые, культурные, национальные, половые, возрастные, классовые, у разных людей разные способности и возможности, они думают на разных языках и имеют разную сексуальную ориентацию. Эта глава посвящена, в основном, национальным и культурным различиям, но мы надеемся, что изложенные в ней идеи помогут и при встрече с другими видам различий.

По мере того, как наше общество становится все более мультикультуральным, возрастает вероятность того, что клиент и консультант могут принадлежать к разным национальностям или разным культурам. Исследования позволяют предположить, что

и стать для них не только терапевтом, но и примером, придает им силы. В некоторых случаях это действительно важно.

Однако мы допускаем, что отчасти это исследование обязано своими результатами тому, что захватывающий вызов мультикультурализма до сих пор недостаточно осмыслен в терапии. Принадлежность консультанта и клиента к одной и той же культуре может стать причиной взаимной слепоты и лишить обоих возможности узнать новые способы существования и видения мира — возможности, обескураживающей, но и вознаграждающей. Даже после нескольких лет личной терапии можно неожиданно узнать, насколько наше мышление и восприятие ограничено культурным бэкграундом, и это станет как опытом смирения, так и волнующим вызовом. Однако мультикультуральное консультирование может быть трудным и даже болезненным. Чтобы соблюдать терапевтическую этику, консультанту надо осознавать следующие важные составляющие терапевтических отношений.

Важно также осознавать, что консультированием и психотерапией в XX веке занимались в основном белые представители среднего класса. Это означает, что ценности и традиции, лежащие в основе теории и практики — в том числе и гештальта — являются преимущественно «европейскими» и «среднего класса». Отсюда неизбежные предубеждения и предрассудки, едва ли осознаваемые терапевтом. Черный терапевт или белый (мы называем здесь черными всех негроидов), отличается ли он этнически от большинства окружающих или нет, все равно на него неизбежно будет влиять динамика более широкого поля, общества, в котором он живет.

14.2 Историческое поле

И клиент, и консультант несут в себе историю своей расы, национальности, культуры, их влияние на мир и отношение к миру в целом и к культуре, расе, национальности того общества, где происходит консультирование.

Национальная идентичность

Картер говорит: «ребенок взрослеет физически, эмоционально, интеллектуально, психологически не в вакууме, а в контексте национальных правил и норм. Национальная идентичность «вплетена» и интегрирована в структуру личности». Коренные убеждения клиента относительно себя и других, творческое приспособление, застывшее гештальты — на все это влияют национальные и культурные нормы, являющиеся неотъемлемой частью его опыта. Чтобы полностью учитывать этот аспект, не только клиенту, но и консультанту необходимо исследовать свою собственную национальную идентичность и ее влияние на терапевтические отношения.

Эксперимент: как бы вы охарактеризовали себя с точки зрения культуры (включая сюда расу, национальность и любые другие, важные для вас факторы)? Например, вы можете сказать: мужчина, белый, шотландец. Теперь подумайте обо всех тех субкультурах, которые оказали на вас влияние и сформировали вашу личность. Например, как бы вы охарактеризовали ваших родителей и бабушек и дедушек? Меняли ли вы место жительства ребенком, если да, отличались ли культурные ценности в новом и в предыдущем обществе? Вступали ли вы в какие-то социальные или политические группы в детстве или в юности (хор, спортивный клуб, скауты, феминистское или коммунистическое движение etc.)? Как выбранная вами профессия повлияла на вас культурно? В каждом из этих культурных влияний найдите одну ценность или привычку, которые вы сохраняете и сейчас.

Социальная структура

Помимо истории, и на терапевта и на клиента влияет структура того общества, в котором они живут в данный момент, а также динамическое поле, образующееся между социальными группами, к которым они принадлежат. Эта динамика неизбежно будет присутствовать и в консультационной комнате.

Эксперимент: Подумайте о клиенте, чья культура сильно отличается от вашей (если такого нет, вообразите его). К какому культурному со-обществу принадлежите вы? К какому - он? Как в целом в вашем обществе соотносятся эти сообщества? Как это может влиять на терапевтические отношения?

Различия в привычках и ценностях

Кроме того, существуют различия в привычках, ценностях, убеждениях и способах проживания повседневной жизни. Как мы отмечали в Главе 5, различия в привычках и отношениях могут приводить к ужасным последствиям в области психического здоровья. Наименьшее из них — терапевт (как более сильная сторона в отношениях), осознанно или не-осознанно навязывающий свои ценности клиенту. В этом гештальтистам повезло - у них есть метод феноменологического вопрошания, помогающий избегать этого. Важно, однако, сохранять бдительность, поскольку многие ценности настолько глубоко укоренены, что находятся совершенно вне области осо-знавания. Поэтому более безопасно и уважительно будет сознательно пригласить клиента поделиться с вами важными для него ценностями. Полезно также заранее узнать что-нибудь о культурных или национальных обычаях вашего клиента, правда, это не всегда возможно (и во многих случаях может повести к надменным обобщениям). Важно признавать различия между вами и предлагать клиенту сообщить вам все, что, по его мнению, вам полезно знать. Таким образом, он не будет чувствовать, что вы игнорируете или отрицаете ваши различия, или что он вынужден играть по вашим правилам для того, чтобы получить от вас заботу. Вы можете сказать что-то вроде:

«Между нами есть важные различия, поскольку я ирландка, белая женщина, а вы индийка. Я мало знаю о вашей культуре, но мне было бы очень интересно узнать. Это определенно имеет значение для нашей работы, и, возможно, вам надо сказать мне, что вы думаете и чувствуете по поводу наших различий».

Эксперимент: Подумайте о ваших ценностях в области денег, секса, работы, эмоций, любви, пола. Насколько эти же ценности были присущи вашим родителям? Их родителям? Поддерживались ли они в вашей школе и вашем сообществе?
Эксперимент: Подумайте о культуре, национальности или сообществе, к которым вы относитесь отрицательно. Облеките вашу неприязнь в слова. Основаны ли эти отрицательные чувства на реальности? Если да, является ли их причиной обычай или привычка, которую вы не любите? Если да, почему вы его не любите (то есть, противоречит ли это важной для вас ценности, или просто является чем-то отличным, странным и некомфортным)? Разделяется ли это ваше негативное отношение вашим сообществом, обществом или нацией? Есть ли у него исторические корни?

14.3 Различия в консультационной комнате

Все эти влияния — исторические, структурные и «культурные здесь-и-сейчас» — окажутся в терапевтической комнате. Они будут проявляться вербально и невербально, в выборе слов, в жизненных ценностях и пристрастиях, в переносах и контрпереносах.

Если вы выросли в Британии, значит, вы усвоили некоторые расистские взгляды. Они могут быть глубоко зарыты, но невозможно вырасти в стране, имеющей такую колониальную историю и все еще стремящейся к мировому господству, не усвоив некоторого ощущения превосходства белого британца. Это так, независимо от того, белый вы или черный, хотя, конечно, влиять это на вас будет по-разному. Если вы белый, чувство белой правоты будет глубоко укоренено в вашем представлении о самом себе; быть «другим» — означает быть «меньшим». Если вы черный, вы почти наверняка усвоили ощущение угнетенности и бессилия; некое ощущение того, что «другой» — более сильный или в каком-то смысле имеет больше прав. Это важная характеристика «поля» в консультационной комнате. Это особенно чувствуется, когда консультант белый, а клиент дисбаланс, а привычный расизм только усиливает их.

Пример

Терапевт клиентки по имени Джадзир начинал терять уверенность в себе, поскольку раз за разом его комментарии воспринимались ею как покровительственные. Она была озабочена вопросом, расставаться ли со своим бой-френдом (молодым белым мужчиной), чтобы больше со-ответствовать запросам своей строгой мусульманской семьи. Терапевт гордился тем, что по-настоящему старался понять важные культурные влияния, под которыми она находилась, и не испытывал к ней ничего, кроме сочувствия и доброжелательности. Однако ее критицизм, в конце концов, начал выбивать его из колеи. Он понял, что определял ее реакцию как перенос (с одной стороны — ее властного отца, с другой — куль-турного стереотипа белого мужчины). Супервизор предложил ему выяснить, как он сам способствовал созданию такой ситуации, попросив исследовать свои чувства и мысли относительно проблемы Джадзир. Терапевт понял, что он пренебрег своим желанием помочь ей ради того, чтобы уважительно отнестись к ее культурным ценностям. Едва заметным образом он постоянно преуменьшал масштаб ее проблемы; он ожидал, что она сделает выбор между бой-френдом с одной стороны и семьей и традицией с другой. После супервизии терапевт предложил Джадзир более подробно исследовать их отношения друг с другом, чтобы понять, как именно он покровительствовал ей. Джадзир испытала огромное об-легчение, и они вместе обсудили множество маленьких способов, которыми он проявлял свое желание «делать правильные вещи».

Неравенство и национальная самоидентификация могут иметь значение даже и в том случае, когда и клиент и терапевт белые или оба черные.

14.4 Другие различия в консультационной комнате

В любой встрече двух индивидуумов есть ограничивающие их различия, и любые такие различия потенциально могут иметь значение в терапии. Однако многие различия в консультационной комнате имеют такую же динамику, как различия национальные. Например, в случае, когда один из двоих относится к группе, которая является или раньше являлась объектом угнетения, неодобрения или дискриминации (как намеренной, так и случайно). Сюда относятся половые, социальные различия, различия в физических способностях, сексуальной ориентации, возрасте, религии, образовании или эрудиции. Ко всему этому следует относиться с таким же вниманием, как и к культурным различиям. Обе стороны (в том числе, и тот, кто относится к дискриминированной группе) должны принимать во внимание значение этого проблемного поля для каждого из них, исследуя, что это значит для них — быть в такой группе или вне ее, какие то и другое положение имеет преимущества и недостатки. Бели консультанту пока не удалось преодолеть свои предубеждения, например, относительно женщин, гомосексуалистов или инвалидов, ему не следует работать с ними, поскольку есть риск, что он будет отвергать их идентичность или оживлять их негативные убеждения относительно них самих.

Эксперимент: Вспомните случай, когда вас дискриминировали из-за вашей принадлежности к какой-то группе и почувствуйте вновь, каково это быть хуже других. (Если вы белый, мужчина, гетеросексуальный, англоговорящий, средний класс, не инвалид, хорошо образованный, вспомните случай из детства — когда вас дискриминировали, как это, к сожалению, часто бывает, из-за того, что вы ребенок). Каково это было? Что вы тогда подумали о себе, о других, о мире? А теперь подумайте о преимуществах принадлежности к такой группе, позвольте себе узнать их.

Заключение

Чтобы эффективно и с пользой прорабатывать случаи, связанные с национальными, культурными и другими различиями, нужно начать с исследования своего собственного бэкграунда в этом вопросе, в том числе, своего расизма. Этот процесс, как мы говорили выше, может стать очень стимулирующим и разоблачительным. Иногда, делая это, люди впервые осознают и принимают мультикультуральную сложность своего бэкграунда. Признание своих предрассудков неприятно, но является важной частью этого, и консультант не должен быть парализован этим открытием. Например, адекватный стыд и культурное смущение уравновешиваются не менее адекватной гордостью по поводу культурных ценностей и достижений своего народа. Белый консультант не должен досаждать клиенту своими жалкими извинениями, ища отпущения грехов. Наоборот, белому консультанту полезно иногда проявлять себя как представителя господствующего класса и «держать удар», принимая на себя злость, этому классу адресованную. Для клиента бывает целительно иметь возможность адресовать эти важные переживания консультанту, который проявляет уважение и заинтересованность, и может признать и свой вклад в этот перенос, как и в любой другой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных