Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перечень практических умений на экзамен по общей гигиене для студентов IV курса

I. ОБЩАЯ ГИГИЕНА

1. Гигиена как наука. Её задачи, методы исследования. Организация санитарно-эпидемиологической службы в Российской федерации.

2. Эколого-гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха, масштабы, отдельные компоненты (окислы азота, оксид углерода, сернистые соединения, пыль), их влияние на здоровье населения. Фотохимический туман.

3. Основные мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха.

4. Солнечная радиация и ее влияние на здоровье населения (общая характеристика, цикличность активности).

5. Гигиеническая оценка солнечного излучения и его отдельных составляющих. Инфракрасное излучение.

6. Гигиеническая оценка ультрафиолетовой радиации. Факторы повышающие и понижающие чувствительность организма к ультрафиолетовой радиации. Возрастная чувствительность.

7. Солнечное голодание. Механизмы эндогенной защиты организма человека от него. Профилактика.

8. Действие на организм человека пониженных температур воздуха. Профилактика отморожений.

9. Действие на организм человека повышенных температур воздуха. Перегревание. Профилактика.

10. Терморегуляция организма человека.

11. Гигиеническая оценка влажности воздуха и ее влияние на здоровье человека.

12. Действие пониженного атмосферного давления на организм человека. Горная и высотная болезни. Декомпрессионные расстройства. Профилактика.

13. Гигиеническое значение движения атмосферного воздуха. Естественная вентиляция зданий.

14. Комбинированное действие метеорологических факторов па организм человека (повышенной температуры и пониженной влажности, пониженной температуры и повышенной влажности воздуха).

15. Электрическое состояние воздушной среды и его влияние на здоровье населения.

16. Медицинская оценка климата (лесов, степей, горного, морского, пустынного).

17. Действие повышенного атмосферного давления на организм человека, кессонная болезнь. Профилактика.

18. Основные метеорологические образования (циклон, антициклон, погодный фронт), их влияние на здоровье человека. Метеотропные заболевания.

19. Изменения в организме человека в процессе акклиматизации к климату северных и полярных широт. Профилактика неврозов дезадаптации.

20. Экологическое значение воды в жизни человека (физиологическое, гигиеническое, народно-хозяйственное, санитарно-эпидемиологическое).

21. Гигиенические нормативы качества питьевой воды СанПиН 2.1.4.555-96. Нормы водопотребления населения.

22. Физико-химические свойства воды и влияние их на организм человека. Микробиологические и паразитологические нормативы качества питьевой воды.

23. Централизованная и децентрализованная системы водоснабжения и их гигиеническая

оценка.

24. Методы очистки и обеззараживания воды на водопроводной станции и их гигиеническая оценка.

25. Геохимическое, токсикологическое и эпидемиологическое значение почвы. Самоочищение почвы и его гигиеническое значение.

26. Санитарно-эпидемиологическое значение нечистот и отбросов. Вывозная система очистки населенных мест.

27. Санитарная охрана водоемов. Очистка и обеззараживание сточных вод.

28. Экологические проблемы крупного города.

24. Основные эколого-гигиенические принципы планировки городов и благоустройства микрорайонов. Зеленые насаждения и их гигиеническое значение.

30. Эколого-гигиенические проблемы планировки сельских населенных пунктов.

31. Гигиена жилищ (освещение, отопление, вентиляция). Канализация здании.

32. Основные гигиенические требования к лечебно-профилактическим учреждениям. Выбор территории и планировка участка больницы. Планировка и благоустройство поликлиники.

33. Благоустройство больницы. Элементы составляющие больничную секцию. Гигиеническая оценка.

34. Источники и пути распространения микробного фактора в воздухе больницы. Мероприятия по борьбе с внутрибольничной инфекцией.

35. Анатомо-физиологические особенности растущего организма. Физическое развитие как показатель здоровья. Методы оценки.

36. Акселерация как социально-биологическая проблема.

37. Основные гигиенические требования к режиму и организации учебно-воспитательного процесса в школе.

38. Гигиенические требования к выбору и планировке земельного участка общеобразовательных школ.

39. Гигиенические требования к школьному классу (кабинету).

40. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению школьного класса.

41. Гигиенические требования к планировке и благоустройству детских дошкольных учреждений.

42. Гигиенические требования к школьной мебели.

43. Гигиенические требования к школьным мастерским.

44. Гигиенические требования к организации урока физкультуры в школе (спортивный зал, инвентарь, режим урока).

45. Показатели качественного изменения состава воздушной среды в жилых и общественных помещениях. Естественная и искусственная вентиляция зданий. Кондиционирование воздуха.

 

ГИГИЕНА ПИТАНИЯ

1. Экологические проблемы питания человека.

2. Количественная и качественная характеристика питания человека.

3. Значение белков в полноценном питании человека. 'Заболевания человека при недостатке их в пище. Нормы белка для различных групп населения.

4. Незаменимые аминокислоты. Изменения и организме человека при недостатке отдельных аминокислот.

5. Физиологические нормы питания населения Российской федерации. Понятия сбалансированность и адекватность питания. Принципы составления меню-раскладки..

6. Жиры и их значение в питании населения. Нормы потребления. Фосфатиды и стерины. Гидрогенизированные жиры.

7. Изменения в жирах при их длительном хранении и кулинарной обработке. Влияние на организм. Меры но предупреждению прогоркания жиров.

8. Гигиеническая оценка углеводов как продуктов питания (моносахариды, дисахариды. полисахариды).

9. Значение хлеба в питании населения. Методы исследования доброкачественности хлеба.

10. Роль органических кислот и дубильных веществ в питании человека. Основные пищевые продукты с которыми они поступают в организм.

11. Гигиеническая оценка консервов и презервов и их пищевая значимость.

12. Витамины их классификация, значение в питании. Понятие о гипо и авитаминозах.

13. Значение аскорбиновой кислоты в низании населения. Основные источники витамина С. Суточная потребность. Гипо и авитаминоз.

14. Значение рибофлавина в питании населения. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо и авитаминоз.

15. Значение тиамина в питании населения. Основные источники поступлении в организм. Физиологическая потребность. Гипо и авитаминоз.

16. Значение никотиновой кислоты в питании. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо и авитаминоз.

17. Значение витамина А в питании населения. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность. Гипо и авитаминоз.

18. Значение витамина Е в питании. Основные источники поступления в организм. Физиологическая потребность.

19. Кальций. Значение для организма. Основные источники поступления. Зависимость усвоения от вида продукта. Физиологическая потребность.

20. Калий. Значение для организма. Основные источники поступления. Физиологическая потребность.

21. Роль молока и молочных продуктов в питании населения. Их санитарно-гигиеническая оценка. Методы исследования доброкачественности.

22. Железо. Значение для организма. Поступление и выведение. Продукты с которыми железо поступает в организм. Физиологическая потребность.

23. Йод как микроэлемент. Физиологическая потребность. Эндемический зоб и сто профилактика.

24. Микроэлементы (фтор, цинк, медь) и их значение в питании.

25. Фосфор. Значение для организма. Основные источники поступления. Зависимость его усвоения от вида продукта. Физиологическая потребность.

26. Значение мяса и мясных продуктов в питании населения. Гигиеническая оценка.

27. Гигиеническая оценка рыбы и продуктов полученных из нее.

28. Значение овощей и фруктов в питании населения.

29. Гигиенические требования к режиму питания и построению пищевого рациона.

30. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

31. Ботулизм и его профилактика.

32. Стафилококковые пищевые отравления и их профилактика.

33. Микотоксикозы и их профилактика.

34. Острые пищевые отравления немикробной природы.

35. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания.

36. Пищевые отравления. Их классификация. Пищевые отравления бактериальной природы.

37. Растительные продукты. Значение клетчатки, пектина. Овощи и фрукты как источники витаминов и минеральных веществ.

38. Понятие гиповитаминоз и авитаминоз, их профилактика.

39. Значение муки и хлеба в питании населения. Профилактика заболевании, стланных с употреблением хлеба, приготовленного их недоброкачественной муки.

40. Методы консервирования продуктов питания, их гигиеническая оценка.

41. Порядок расследования пищевых отравлений.

42. Значение яиц в питании населения и их роль в возникновении пищевых отравлений.

43. Биологическая роль витаминов С и Р. Факторы, способствующие разрушению витамина С в пище и пищевых продуктах. Стабилизаторы используемые для его сохранения. Профилактика недостаточности.

ГИГИЕНА ТРУДА

1. Физиологические изменения в организме человека при выполнении работы (работоспособность в течение рабочего дня, недели). Изменения со стороны органов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, периферической крови.

2. Статическая и динамическая работа. Утомление и его профилактика.

3. Профессиональные заболевания, связанные с вынужденным положением тела при работе и напряжением отдельных органов и систем.

4. Производственный шум. Его влияние на организм человека. Шумовая болезнь. Профилактика.

5. Ультразвук и влияние его на организм человека. Профилактика неблагоприятного действия.

6. Профессиональные заболевания у медицинских работников при контакте с антибиотиками. Профилактика.

7. Электротравмы и меры первой помощи пострадавшему.

8. Гигиеническая требования к производственной вентиляции.

9. Гигиенические требования к производственному освещению.

10. Вибрация. Действие на организм. Профилактика вибрационной болезни.

11. Производственная пыль как профессиональная вредность (силикоз, азбестоз).

12. Общие закономерности действия производственных ядов на организм человека (поступление, распределение, депонирование, выведение). Острые и хронические отравления. Профилактика.

13. Причины возникновения профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению (технические, санитарно-технические, медицинские, социальные).

14. Гигиеническая оценка индивидуальных защитных средств (органов зрения, слуха, дыхания) и спецодежды рабочих.

15. Профессиональные отравления соединениями мышьяка (в промышленности, и сельском хозяйстве). Профилактика. Антидоты.

16. Профессиональные отравления ртутью и ртутьсодержащими пестицидами. Профилактика. Антидоты.

17. Профессиональные отравления фосфорорганическими пестицидами. Профилактика.

18. Профессиональные отравления бензолом. Профилактика.

19. Профессиональные отравления свинцом. Профилактика.

20. Основные профессиональные вредности сельскохозяйственного труда и их влияние на состояние здоровья работающих.

21. Гигиена труда при работе на сельскохозяйственных машинах.

22. Гигиена труда при работе на животноводческих комплексах.

23. Природные источники ионизирующего излучения.

24. Механизм биологического действия ионизирующего излучения. Радиогенетика.

25. Способы защиты человека от ионизирующих излучений. Радиационная безопасность населения РФ.

26. Хроническая лучевая болезнь. Профилактика.

27. Острая лучевая Болезнь. Профилактика.

28. Профессиональные отравления хлорорганическими соединениями.

29. Гигиена труда медицинских работников.

30. Гигиена умственного труда.

31. Профессиональные вредности при работе в горячих цехах. Меры профилактики.

32. Производственный травматизм и меры его предупреждения.

33. Детерминированные и стохастические клинические эффекты, возникающие у человека при воздействии ионизирующего облучения.

34. Профессиональные отравления оксидом углерода. Профилактика.

35. Использование источников ионизирующих излучений в медицине (открытые и закрытые источники).

36. Ионизирующие излучения, их природа и основные свойства. Единицы измерения.

ВОЕННАЯ ГИГИЕНА.

1. Гигиена труда в мотострелковых частях (Бронетранспортеры, Боевые машины пехоты).

2. Санитарно-гигиенические мероприятий при передвижении войск на автомобилях летом.

3. Химический состав воздуха и микроклимат закрытых фортификационных сооружений и их влияние на организм военнослужащих.

4. Обязанности медицинской службы при сборе и захоронении погибших воинов.

5. Гигиена и физиология труда в радиотехнических войсках.

6. Гигиена и физиология труда в артиллерии.

7. Влияние па организм солдата марша пешим порядком летом. Гигиенические мероприятия.

8. Влияние на организм солдата марша пешим порядком зимой.

9. Особенности санитарно-гигиенических мероприятий при передвижении войск на автомобилях зимой.

10. Организация и проведение санитарно-гигиенических мероприятий при перевозке войск железнодорожным транспортом.

11. Физиология и гигиена труда в бронетанковых частях. Характеристики рабочих мест членов экипажа тапка.

12. Табельные средства мотострелкового полка для добычи, обработки, хранения и транспортировки воды.

13. Мероприятия по предупреждению заражения радиоактивными веществами воды (пункты водоснабжения, колодцы, ёмкости для воды). Дезактивация (табельные и подручные средства).

14. Санитарный надзор за водоснабжением войск в условиях применения противником оружия массового поражения. Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях Табельные средства. Методы..

15. Пункты водоснабжения войск. Задачи и объем работы. Табельное оснащение Гигиенические мероприятия.

16. Задачи медицинской разведки на воду. Организация.

17. Количественные нормы при водоснабжении войск в полевых условиях. Их зависимость от географических условий и условий обстановки.

18. Организация водоснабжения войск в полевых условиях (в наступлении и обороне)

19. Продовольственный пункт батальона (ПИК). Санитарные требования к нему.

20. Краткая тактико-техническая характеристика табельных комплектов и приборов используемых для гигиенической экспертизы воды.

21. Краткая тактико-техническая характеристика табельных комплектов и приборов, используемых для экспертизы продовольствия.

22. Организация и проведение медицинской экспертизы воды в полевых условиях при возможном заражении ее РВ к ОВ.

23. Организация и проведение медицинской экспертизы продовольствия в полевых условиях при возможном заражении его РВ и ОВ

24. Меню-раскладка, ее значение в организации питания войск. Медицинский контроль за питанием военнослужащих.

25. Пути и способы заражения пищевых продуктов и готовой пи­щи радионуклидами. Защита продовольствия от них при транспортировке и хранении, а

также в процессе приготовления, раздачи и приема пищи. Дезактивация.

26. Задачи медицинской службы при организации питания войск в полевых условиях.

27. Питание войск в условиях применения противником оружия массового поражения.

28. Типы фортификационных сооружений и их значение в условиях современной войны. Характеристика условий пребывания личного состава в них.

29. Гигиенические требования к участку для размещения войск в полевых условиях.

30. Землянка как полевое жилище и ее гигиеническая оценка.

31. Виды полевого размещения войск (поквартирный. бивачный, смешанный) и их гигиеническая оценка.

32. Особенности организации и проведения санитарно-гигиенических мероприятий в боевой обстановке.

33. Определение и содержание военной гигиены. Роль и место санитарно-гигиенических мероприятий в общей системе медицинского обеспечения войск.

34. Средства для обеззараживания индивидуальных запасов воды в полевых условиях.

35. Этапы экспертизы качества питьевой воды в полевых условиях.

36. Этапы экспертизы качества пищи и пищевых продуктов в полевых условиях.

37. Способы защиты запасов воды от загрязнения радиоактивными и отравляющими веществами.

38. Медицинский контроль за перевозкой и хранением пищевых продуктов в полевых условиях.

39. Перспективные полевые здания - передвижные, блочно-контейнерные.

40. Способы обеззараживания нечистот и отбросов в полевых условиях.

41. Открытые фортификационные сооружения и их гигиеническая характеристика.

42. Гигиеническое обеспечение экипажа при подводном вождении танка.

43. Пути и способы заражения пищевых продуктов и готовой пищи отравляющими веществами. Обезвреживание.

44. Способы консервирования воды в убежищах.

 

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Развитие экологических представлений в биологических науках.

2. Экосистемы их состав, свойства и функции.

3. Антропогенные изменения природной среды связанные с загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы. Утилизация и захоронение твердых и жидких отходов. Леса, их состояние, сокращение разнообразия биологических видов.

4. Роль демографических процессов в экологии человека. Демографическая ситуация в России.

5. Экологические проблемы городов на различных исторических панах.

6. Воздействие городов на природные системы в городах и прилегающих к ним территориях.

7. Влияние природных условий на здоровье населения.

8. Периодические изменения в природе и влияние их на здоровье человека.

9. Влияние промышленных загрязнений природной среды на здоровье человека (ксенобиотики).

10. Радиационный фактор. Его роль в формировании экологии и здоровья человека.

11. Экологические проблемы питания (пищевые добавки, канцерогенные вещества, компоненты, попадающие в продукты питания из минеральных и других удобрений).

12. Экологозависимые заболевания - болезнь Минамата (хронич. отравл. ртутью).

13. Экологозависимые заболевания - диоксиновая интоксикация.

14. Экологозависимые заболевания - болезнь Итай-Итай (хронич. отравл кадмием).

15. Экологозависимые заболевания - болезнь Кешана (недостаток селена) – уч. Румянцева, в теме «Диоксиновая интоксикация»

 

 

Перечень практических умений на экзамен по общей гигиене для студентов IV курса

(для леч. фака всё тоже, только без слов «ребёнка»)

1. Измерение роста ребенка стоя – см. в практикуме, там для ребёнка, но для взрослых ВСЁ ТОЖЕ САМОЕ

2. Измерение роста ребенка сидя

3. Измерение передне-заднего грудного диаметра ребенка

4. Измерение окружности груди подростка

5. Измерение массы тела ребенка

6. Измерение жизненной емкости легких ребенка

7. Измерение мышечной силы рук ребенка

8. Измерение становой силы ребенка

9. Определение степени жироотложения ребенка

10. Определение биодозы для ребенка с помощыо биодозиметра Горбачева-Дальфельда.

11. Определение жирности молока (рассказать по прибору)

12. Определение плотности молока (рассказать по прибору)

13. Определение пористости хлеба (рассказать по прибору)

14. Определение кислотности муки

15. Косвенное определение насыщенности организма витамином «С» (с помощью прибора Нестерова)= большой деревянный ящик светлого цвета, в нём трубки и два маленьк. стаканчика – на предплечье и выкач. воздух шприцем Жане –0,3 атм.– через 3 мин. смотрят: норма= 15 петехий.

Если петехий много – мало вит С, он в норме ингибирует гиалуронидазу, а если её много, то мало гиалуроновой кислоты в стенках сосуда + плохой коллаген (его синтез с участ. вит. С) = кровоизлияния/течения

16. Определение в воде нитратов (качественная реакция)= проба с дифениламином – при «+» синего цвета

17. Определение в воде хлоридов (качественная реакция)= с AgNO3, получаетсяAgCl – белый творожистый осадок

18. Определение в воде нитритов (качественная реакция)= С реактивом Грисса, при «+» розовый цвет

19. Определение в воде сульфатов (качественная реакция)= с BaCl2 получается BaSO4 – белый осадок

20. Определение в воде железа (качественная реакция) на Fe2+ = + K3[Fe(CN)6] + HCl – «турнбулева синь» осад.

Fe3+ = + K4[Fe(CN)6] + HCl – «берлинская лазурь» осад.

+ проба с роданистым калием или аммонием – красный цвет осад.

21. Определение прозрачности воды

22. Оценка качества воды по запаху

23. Определение атмосферного давления (приборы)

24. Определение относительной влажности воздуха психрометром Авгу­ста

25. Определение относительной влажности воздуха аспирационным пси­хрометром

26. Определение относительной влажности воздуха гигрометром и гигро­графом

27. Определение температурного режима помещения термометром и тер­мографом

28. Определение скорости движения воздуха анемометрами

29. Определение скорости движения воздуха кататермометрами

30. Изобразить розу ветров

31. Определение освещенности люксметром

32. Определить удельную мощность общего освещения класса (площадь класса 50 м2, 8 ламп мощностью по 300 Вт

каждая) ОТВЕТ=8*300/50=48Вт/ м2 что и является нормой удельной мощности освещения для класса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Может ли кухарка управлять государством | Сказка развивает руки.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных