ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Создание государственной думыВ феврале — марте 1906 г. состоялись выборы в 1-ю Государственную думу. Они шли по «куриям». Таковых было определено четыре: землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая. Критики выборной системы утверждали, что она антидемократична, не носит всеобщего и равного характера. Однако их оппоненты говорили, что в реальности всеобщего избирательного права не существует. Повсюду существовали цензы образовательные, оседлости, имущественные, установленные в целях недопущения к выборам лиц, неспособных совершить осознанный выбор. Избирательное законодательство, по мнению правительства, должно было обеспечить поддержку умеренным реформам, начатым 17 октября 1905 г. В ходе выборов столкнулись как правительственные интересы, так и интересы либеральной оппозиции. Крайне левые партии (большевики) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Либералы утверждали, что правительство можно обуздать избирательными бюллетенями. Ими разрабатывались проекты аграрной реформы, учитывающей интересы крестьянства. В состав 1-й Думы вошли около 200 представителей крестьянства и столько же интеллигенции. Общим настроем думцев было противостояние правительству. Широкие обещания, которые они давали своим избирателям, не могли быть реализованы немедленно. Для этого требовались годы и годы. Но нетерпение делало свое дело, и конфронтационный напор большинства думцев был налицо. Правительство считало, что Дума должна быть взята под контроль. Но власти не были едины в этом вопросе. Если Витте допускал отчуждение части помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право частной собственности, то большинство министров и чиновников были решительными противниками этого. Они были настроены на то, чтобы оставить думцам декоративную роль. Попыток найти компромисс обе стороны не предпринимали. 1-я Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. в Санкт-Петербурге в специально перестроенном для этой цели Таврическом дворце. Утром Николай II принял думцев в Зимнем дворце, обратившись к ним с речью, в которой обещал гарантировать «Основные законы», выразил уважение к крестьянству и деятелям просвещения и напомнил, что одной свободы для благоденствия государства мало - необходим еще и порядок. На улицах города думцев восторженно приветствовали толпы горожан. В Таврическом дворце началась работа. Первым председателем Думы был избран умеренный либерал, профессор римского права С. А. Муромцев, представитель партии кадетов. Руководство большинством комиссий Думы приняли на себя также кадеты. На первом заседании громче всего звучали требования политической амнистии. Дума имела дело уже с новым Советом министров. Неудача проправительственных кандидатов на выборах вынудила уйти в отставку С. Ю. Витте. Его преемником стал И. Л. Горемыкин, сторонник абсолютного самодержавия и традиционных устоев, не признававший политических новаций. Правительство фактически игнорировало Думу, что приводило к обидам депутатов и усиливало их радикализм. Наряду с требованием немедленной амнистии Дума под давлением крестьянских депутатов выступила с требованием отчуждения части частновладельческих земель. Правительство стояло твердо на том, что амнистия не может распространяться на террористов, участников вооруженных действий и т. п. Целый месяц думцы не могли приступить к законотворческой деятельности. Лишь 28 мая 1906 г. правительство внесло первый законопроект. Это был проект об устройстве прачечной и оранжереи в Юрьевском университете (ныне г. Тарту в Эстонии). В Думу было внесено три аграрных проекта: кадетов, трудовиков и эсеров. Все они в той или иной мере предусматривали отчуждение помещичьих земель. Правительство отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе. Работа в 1-й Думе не шла, почти каждое заседание заканчивалось скандалом. Решительное заявление думцев о том, что они не отступят с позиции отчуждения помещичьих земель, стало поводом для роспуска Думы. Манифест об этом был подписан 9 июля 1906 г. Таврический дворец был оцеплен войсками, а 178 депутатов уехали в Выборг, находившийся на территории Финляндии, где российская полиция не имела права действовать. Депутаты приняли Выборгское воззвание, в котором призвали народ к пассивному сопротивлению: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и ряду других ненасильственных акций. Таким образом, 1-я Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Ее работа происходила на фоне хотя и ослабевших, но зримых революционных событий. Революционеры не прекращали террористических актов против представителей администрации. При этом гибли невинные люди. Акты насилия предпринимались со стороны крайне националистических групп. Очень неспокойно было на окраинах империи. В этих условиях необходимо было достижение компромисса между правительством и умеренной частью оппозиции. В ходе неофициальных переговоров ряда правительственных деятелей (П. А. Столыпин) и либералов (П. Н. Милюков) вставал даже вопрос о вхождении кадетов в правительство, но дальше разговоров дело не пошло. Выборгское воззвание не произвело большого эффекта. Однако правительство Горемыкина вынуждено было уйти в отставку. Новым председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел стал П. А. Столыпин. Но в целом обстановка в стране летом 1906 г. вновь обострилась. В середине июля прошли вооруженные выступления в гарнизонах Свеаборгской крепости (Финляндия), в Кронштадте, была попытка провести всеобщую забастовку в Москве. 12 августа террористы организовали взрыв на даче Столыпина на окраине Петербурга. Было убито 27 человек, дожидавшихся приема, среди искалеченных была его 14-летняя дочь. Столыпин чудом остался невредим. С конца ноября 1906 г. началась избирательная кампания во 2-ю Государственную думу. Она проходила по старому избирательному закону. Результаты выборов были двоякими. Кадеты потеряли большинство в Думе. Однако активное продвижение более левых сил - свыше сотни крестьян-трудовиков, 65 социал-демократов, более пятидесяти социалистов других оттенков — делало этот состав Думы левее предыдущего. Правые националисты были в значительном количественном меньшинстве, но оказались чрезвычайно активны на думской трибуне. Законотворческая работа Думы нового состава оказалась не более плодотворной, чем предыдущего. Зато думская трибуна использовалась ораторами всех направлений с целью изложения своих политических позиций. Попытки части умеренных либералов призвать депутатов «беречь Думу» не имели успеха. Председатель Совета министров П. А. Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представляли собой программу, сочетавшую как перспективу решительных экономических реформ, направленных на расширение и укрепление права частной собственности, так и твердую убежденность в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с умеренными либералами, намечая перспективы расширения гражданских прав и свобод. С апреля 1907 г., когда революция пошла на спад, правительство начало разрабатывать новый избирательный закон, который был призван обеспечить изоляцию левых депутатов. Поэтому интерес к работе Думы упал. Всем было ясно, что повод для роспуска Думы обязательно даст она сама. В мае на квартире одного из депутатов от социал-демократической фракции были арестованы несколько членов подпольной армейской организации, найдены обращения к солдатам относительно восстания. Столыпин потребовал лишения депутатской неприкосновенности всех социал-демократов за устройство военного заговора. Дума потребовала доказательств и не сочла их убедительными. Сомнения думцев были справедливы. До сих пор не выяснено, был ли заговор в реальности или это была провокация. Но правительство отказалось от дальнейшего обсуждения. 3 июня 1907 г. был обнародован Манифест о введении нового избирательного закона и роспуске 2-й Думы. Она проработала 102 дня. Революционный пыл к этому времени стих окончательно. Никаких волнений и демонстраций по этому поводу не было. Роспуск Думы сопровождался арестом части депутатов — социал-демократов. Таким образом, ни правительство, ни обе Думы не смогли в полной мере осознать свою ответственность перед Российским государством, прийти к разумному компромиссу во имя позитивных целей.
Заключение 1905—1907 гг. могли стать определяющими в развитии России в XX веке. Революционные события дали толчок и политической и экономической эволюции существовавшего режима. Ресурсы монархии оказались достаточно прочными, чтобы выстоять перед натиском локальных вооруженных выступлений и террора. Эти ресурсы включали в себя как наличие верных режиму силовых структур, сохранение традиций доверия и послушания значительной части населения, так и способность к самореформированию. Но если первые два компонента рассматривались (и достаточно самонадеянно) как абсолютные и неизменные, то самореформирование проявлялось лишь в качестве вынужденного процесса. Действительно, осознанных целей самореформирования большинство правящей элиты (за редким исключением вроде П. А. Столыпина) не имело. Задачи политической и экономической модернизации не воспринимались как осознанная необходимость. В общественных кругах, различных политических течениях реформистские акции царя и правительства воспринимались как вынужденные, вырванные. Отсюда и двоякий итог событий 1905— 1907 гг.: с одной стороны, власть одержала на этом этапе безусловную победу, с другой — база для оппозиционных и радикальных настроений не сузилась. Эти настроения оказались загнаны вглубь, но отнюдь не исчезли, Подспудно они охватывали все большее число людей и при определенных условиях могли вырваться наружу. Требовались время, осознанный план реформ, привлечение к сотрудничеству умеренной, лояльной оппозиции для проведения модернизации. Не случайно Столыпин просил, требовал «двадцать лет покоя», чтобы преобразовать Россию. Но модернизация могла быть осуществлена лишь при разрешении целого ряда коренных проблем, которые ярко проявились в 1905—1907 гг. Во-первых, это проведение сбалансированной внешней политики, позволяющей не ввязываться в военные авантюры, становящиеся «ускорителями революций». Во-вторых, постепенное расширение гражданских свобод, приучение самой властью к разумному пользованию этими свободами. В-третьих, экономическая реформация, направленная на сочетание индустриального роста с формированием либерально-рыночных экономических структур во всех сферах хозяйства. Это позволило бы при сохранении ресурсов государственного управления сформировать широкие и влиятельные группы независимых собственников (крупных, средних и мелких), которые бы стали гарантом политической стабильности. В-четвертых, осуществление такой национальной политики, которая бы не позволила национал-радикалам поднять националистическую волну. И, наконец, в-пятых,— формирование институтов и правовых норм хотя бы умеренной социальной защиты. Но времени, необходимого для решения этих задач, России отпущено не было. Не только отсутствие их осознания правящей элитой, но и политическая тактика всех оттенков оппозиции не позволили этого сделать. Крайние радикалы, такие, как Ульянов-Ленин, утверждали необходимость решительнее «браться за оружие». И даже умеренные либеральные оппозиционеры фактически выдвигали лозунг «враг не слева», считая, что лево-радикальная опасность миновала, и главной задачей становится борьба с правительством, пусть даже и думскими методами. И власть, и умеренная оппозиция переоценивали свое влияние на народные массы — прежде всего на крестьянство. Они не замечали, что в событиях 1905—1907 гг. явно проявлялись элементы типичной для России крестьянской войны с чертами «бессмысленного и беспощадного бунта», от которого упреждал еще Пушкин. Но в целом та думская монархия, которая сложилась к июню 1907 г., давала шанс на спокойное, эволюционное развитие страны. Этот шанс использован не был. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|