ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Строки, адресованные преподобному Дж.-Т. Бичеру в ответ на его совет автору чаще посещать обществоМилый Бичер! Вы дали мне мудрый совет Но мой ум с одиночеством свыкся... А свет Для чего же сходиться мне с модной толпой, Славословить нелепость трусливой душой Испытал я и сладость и горечь любви, Обсуждают матроны порывы мои,
Что богатство?! Оно уничтожится в день Что мне титул? — могущества лживая тень;
Чужд я лжи, не умею еще до сих пор Так зачем же терпеть ненавистный надзор «Хочу я быть ребенком вольным...» О! Я не стар! Но мир, бесспорно, Зачем же скрыты тенью черной Мне прежде снился сон прекрасный, Действительность! Ты речью властной Кто был мой друг — в краю далеком, Уныло в сердце одиноком, Порой над чашами веселья Но что мгновенный бред похмелья! Я изнемог от мук веселья, И жаждет грудь моя ущелья, Когда б я мог, расправив крылья, Умчаться в небо без усилья «Душа моя мрачна» Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей! Пускай персты твои, промчавшися по ней, И если не навек надежды рок унес, И если есть в очах застывших капля слез,
Пусть будет песнь твоя дика. Как мой венец, Я говорю тебе: я слез хочу, певец,
Страданьями была упитана она, И грозный час настал — теперь она полна, Обратим внимание учеников на то, что героями произведений английского романтика Байрона становятся неординарные личности, часто отвергнутые обществом или сами отвернувшиеся от него и живущие по своим законам: Чайльд Гарольд, Корсар, Дон Жуан, Каин, Прометей, Наполеон. Так, главный персонаж поэмы «Корсар» — морской разбойник, человек, чье прошлое темно. Для работы в классе можно использовать отрывок, который рисует героя как демоническую личность: На золотом песке они сидят, Романтики раскрыли перед читателями прекрасный и глубокий мир человеческих чувств, стремились передать нюансы жизни души. Лирика немецкого романтического поэта Гейне повествует о сложном, подчас трагическом мироощущении лирического героя, дает возможность проникнуть в его сокровенные тайны. Для обсуждения отбираются произведения из различных циклов, например «Книги песен». Возможно, учитель сочтет уместным рассмотреть некоторые фрагменты поэмы «Германия. Зимняя сказка», которая имеет яркую социальную направленность и является воплощением впечатлений Гейне от встречи с родиной после долгой разлуки. Вместе с тем обращаем внимание учителя на то, что, говоря о литературе начала века, представляется целесообразным сосредоточить более пристальное внимание на манифесте романтического искусства — романе Гюго «Собор Парижской Богоматери», написанном в 1830 г. (время важных для Европы исторических событий). Автор, безусловно, стремился обозначить в произведении проблемы, которые волновали его современников. Однако для этого он выбирает необычное решение: переносит действие романа в средневековую Францию, когда завершается процесс создания централизованного государства. Предложим учащимся обсудить, почему именно это историческое время выбирает Гюго для романа. Обобщая их предположения, необходимо подчеркнуть исторические аналогии, которые проводит сам Гюго, сопоставляя эпохи: XIV в., когда народ помог королю в борьбе с мятежными феодалами, поддержав его власть, и начало XIX столетия — время ниспровержения королевской династии во Франции. Чтобы сделать рассуждения восьмиклассников более доказательными, можно воспользоваться текстом одной из ключевых сцен романа — беседы в Бастилии короля Франции Людовика XI и чулочника из Гента Жака Копеноля (кн. десятая, гл. V). Дальнейшее обсуждение на уроке ведется в контексте обозначенного проблемного вопроса. Для работы в классе целесообразно отобрать кульминационные сцены, в которых характеры персонажей раскрываются наиболее ярко. Рекомендуем обратить внимание на такие фрагменты: кн. четвертая, гл. II, V; кн. шестая, гл. IV; кн. восьмая, гл. IV, VI; кн. девятая, гл. II—IV; кн. одиннадцатая, гл. II—IV. Воссоздать образы героев романа помогут задания из рабочих тетрадей. Знакомство с литературными текстами предполагает не только поиск ответа на проблемный вопрос, но обязательно осмысление таких художественных особенностей романтических произведений, как образность литературного языка, многочисленные метафоры и сравнения, антитезы (сравните с литературным языком просветительских романов); стоит обратить внимание учащихся на то, как авторы рисуют образы героев (какие детали отмечают в их внешности, поведении); почему большое место в романе занимает описание Парижа и собора и т. д. Логическим завершением этой части урока станет обсуждение проблемных заданий, цель которых — воссоздание обобщенного образа романтического героя, созданного искусством первой трети XIX в. Выслушивая ответы, желательно не давать категоричных оценок. Единственное требование — доказательность и обоснованность высказываний. На следующем этапе урока предстоит познакомить учащихся с новыми действующими лицами, не только сильно отличающимися от идеала просветителей, но и весьма несхожими с романтическими образцами. О причинах возникновения в начале 40-х гг. и особенностях нового творческого направления — критического реализма — рассказывается в объеме учебника. Учитель обращает внимание на то, что реалисты сделали следующий важный шаг в познании человека: часто вступая в острую полемику со своими предшественниками, реалисты тем не менее восприняли многие их открытия, дополнив своим собственным пониманием личности. Они не отметали ни рациональное начало личности, столь близкое просветителям, ни страстности и эмоциональности человеческой натуры, воспетых романтиками. Вместе с тем творцы реалистического искусства обнаружили еще одну силу, формирующую характер, пристрастия, привычки, поведение человека, — социум. Они воспринимали своего героя как «продукт» социальной среды, в которой он жил. Персонажи произведений сочетали в себе яркую индивидуальность, неповторимость, даже уникальность, являясь в то же время типичными героями социума, носителями наиболее характерных его черт. Подобный подход к пониманию человека объясняет, почему реалисты уделяют такое огромное внимание истории рождения и жизни героев, описанию того, что их окружает: людей, вещей, предметов и обстановки (особенно характерно для представителей школы натурализма). Важное значение для характеристики героев приобретает речь: словечки, выражения, даже междометия. Все становится средством раскрытия внутреннего мира персонажа. При работе с литературными текстами попросим учащихся подумать над вопросами: чем характеризуются герои реалистических произведений? Как особенности личности (внешность, поведение, речь, история жизни и др.) подтверждают идею типичности героя? Творчество Оноре де Бальзака является одним из наиболее ярких воплощений литературных исканий мастеров критического реализма. Учитывая возраст восьмиклассников, а также время, отведенное для обсуждения, можно ограничиться лишь общим обзором замысла «Человеческой комедии», разъяснив композицию грандиозного художественного полотна. В качестве текстов для чтения и работы наиболее подходящими могут быть новеллы «Гобсек» или «Отец Горио», роман «Евгения Гранде». Например, при работе с новеллой «Гобсек» остановимся на тех отрывках, которые помогут понять специфику построения образа реалистического героя. Кратко охарактеризовав фабулу новеллы, предложим подумать над тем, каким предстает перед читателем Гобсек. Не знаю, можете ли вы представить себе с моих слов лицо этого человека, которое я, с дозволения Академии, готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы у моего ростовщика были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью — пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза, маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света, поэтому он защищал их большим козырьком потрепанного картуза. Острый кончик длинного носа, изрытый рябинками, походил на буравчик, а губы тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу. Говорил этот человек тихо, мягко, никогда не горячился. Возраст его был загадкой: я никогда не мог понять, состарился ли он до времени или же хорошо сохранился и останется моложавым на веки вечные. Все в его комнате было потерто и опрятно, начиная с зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, — совсем как в холодной обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском. Зимою в камине у него чуть тлели головни, прикрытые горкой золы, никогда не разгораясь пламенем. От первой минуты пробуждения и до вечерних приступов кашля все его действия были размеренные, как движения маятника. Это был какой-то человек-автомат, которого заводили ежедневно. Если тронуть ползущую по бумаге мокрицу, она мгновенно остановится и замрет; так же вот и этот человек во время разговора вдруг умолкал, выжидая, пока не стихнет шум проезжающего под окнами экипажа, так как не желал напрягать голос. По примеру Фонтенеля он берег жизненную энергию, подавляя в себе все человеческие чувства. И жизнь его протекала так же бесшумно, как сыплется струйкой песок в старинных песочных часах. Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку. К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди — человеческим сердцем. Если он был доволен истекшим днем, то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будто поднимался дымок веселости,— право, невозможно изобразить иными словами его усмешку, игру лицевых мускулов, выражающую, вероятно, те же ощущения, что и беззвучный смех Кожаного Чулка. Всегда, даже в минуты самой большой радости, говорил он односложно и сохранял сдержанность. Вопросы: какие художественные средства (сравнения, аллегории, метафоры и пр.) использует Бальзак, рисуя портрет Гобсека? Какую роль играет цвет в описании его внешности? Почему именно эти цвета выбирает автор? Как характеризуют Гобсека его жесты, интонация, поведение? Мать пристроила его юнгой на корабль, и в десятилетнем возрасте он отплыл в голландские владения Ост-Индии, где и скитался двадцать лет. Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач, романтических превратностей, безмерных радостей, голодных дней, попранной любви, богатства, разорения и вновь нажитого богатства, смертельных опасностей, когда жизнь, висевшую на волоске, спасали мгновенные и, быть может, жестокие действия, оправданные необходимостью. Он знал господина де Лалли, адмирала Симеза, господина де Кергаруэта и д'Эстена, Баий де Сюфрена, господина де Портандюэра, лорда Корнуэлса, лорда Хастингса, отца Типпо-Саиба и самого Типпо-Саиба. С ним вел дела тот савояр, что служил в Дели радже Махаджи-Синдиаху и был пособником могущества династии Махараттов. Были у него какие-то связи и с Виктором Юзом и другими знаменитыми корсарами, так как он долго жил на острове Сен-Тома. Он все перепробовал, чтобы разбогатеть, даже пытался разыскать пресловутый клад — золото, зарытое племенем дикарей где-то в окрестностях Буэнос-Айреса. Он имел отношение ко всем перипетиям войны за независимость Соединенных Штатов. Но об Индии или об Америке он говорил только со мною, и то очень редко, и всякий раз после этого как будто раскаивался в своей «болтливости». Вопросы: зачем автор подробно описывает путешествия Гобсека? Повлияли ли эти события на характер героя? Я вам сейчас подведу итог человеческой жизни. Будь вы бродягой-путешественником, будь вы домоседом и не расставайтесь весь век со своим камельком да со своей супругой, все равно приходит возраст, когда вся жизнь — только привычка к излюбленной среде. И тогда счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к житейской действительности. А кроме этих двух правил, все остальные — фальшь. У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам — приходилось их менять в зависимости от географических широт. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различные. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы. Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить — это значения не имеет. А что касается нравов — человек везде одинаков: везде идет борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна утеха — тщеславие. Тщеславие! Это наше второе «я». А что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности и усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности. Подводя итоги разговора об образе Гобсека, зададим школьникам вопросы: как вы думаете, почему автор дает своему герою имя Гобсек, что означает «живоглот»? Что, с вашей точки зрения, могло сделать его таким? Кроме предлагаемых отрывков, для обсуждения могут быть использованы сцены первого посещения Гобсеком особняка графини де Ресто, покупки у нее бриллиантов, смерти графа де Ресто и последних часов жизни и смерти самого Гобсека. Необходимо обратить внимание школьников на то, что Бальзак создал панораму жизни французского общества 30—50-х гг., обнажив ее скрытые, тайные пружины. В его романах много горьких откровений, утраченных иллюзий, критики социальной несправедливости. Подобные мотивы вполне отчетливо слышны и в произведениях современника Бальзака, английского писателя-реалиста Чарльза Диккенса. Если в классе подробно обсуждались фрагменты «Человеческой комедии», творчество Диккенса целесообразно представить обзорно, в объеме учебника. Если же для подробного обсуждения учитель выбирает произведения Диккенса, рекомендуем отобрать для работы с учащимися романы «Приключения Оливера Твиста» или «Дэвид Копперфильд». Во второй половине XIX в. в художественной культуре возникает тесно связанное с критическим реализмом новое направление — натурализм. В ходе урока необходимо уточнить, что натуралисты еще больше, чем их предшественники, стремились выявить влияние социальных условий, среды на формирование личности человека. Продолжая реалистические традиции мастеров 30—60-х гг., они усилили критику общественных устоев; следуя за Бальзаком, хотели раскрыть изнанку политической, экономической, социальной, частной сторон жизни общества. Огромное влияние на складывание философии натурализма оказали открытия естественных наук, в частности теория естественного отбора Ч. Дарвина и законы наследственности, действие которых писатели стремились перенести и на социальные отношения. Для понимания проблемы преемственности в художественной культуре целесообразно обратить внимание школьников на то, что творчество Эмиля Золя продолжает традиции критического реализма, стремясь вслед за Бальзаком создать всеобъемлющую панораму жизни Франции 60—90-х гг. (не случайно письменный стол Золя всегда украшал скульптурный портрет Бальзака). Вместе с тем «жестокий и железный век» породил иные, чем в бальзаковскую эпоху, человеческие типы. Понять новых героев писатель стремился с помощью «натуралистического метода». Романы, составляющие грандиозную семейную хронику «Ругон-Маккары», весьма велики по объему и сложны по содержанию. Учитывая ограниченное время урока и насыщенность учебного материала, не представляется возможным подробно останавливаться в классе на работе с литературными текстами эпопеи. Учитель в объеме учебника рассказывает об общем замысле, главных героях и сюжетных линиях «Ругон-Маккаров». Понять особенности натурализма помогает работа с небольшими фрагментами текста, такими, как отрывки из романа «Жерминаль» или «Разгром»: описание шахты Воре и быта шахтерского поселка или забастовка рабочих и бунт женщин, громящих лавки, обвал в шахте и гибель людей. Знакомство с творчеством Золя завершается обсуждением проблемных заданий, записанных на доске и имеющих своей целью воссоздание обобщенного образа героя реалистических произведений, созданных в искусстве первой половины XIX в. В качестве дополнительного чтения в учебнике предлагается материал о творчестве Киплинга. Учитель может ввести его непосредственно в ткань урока или предложить учащимся познакомиться с ним самостоятельно. В последнем случае восьмиклассники могут в качестве домашней работы выполнить задание из рабочей тетради по новой истории, в котором им рекомендуется поразмышлять над фрагментом литературного портрета Киплинга, созданного К. Паустовским. Заключительная часть занятий может быть отведена для обсуждения личностно значимой проблемы (см. технологическую карту). Привлекая полученные знания и собственные впечатления от знакомства с литературными памятниками индустриального века, попросим учащихся высказать суждения о том, какие открытия по сравнению со своими предшественниками сделали творцы искусства индустриальной эпохи в постижении человека. УРОКИ 8—9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|