![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие об информации, информационных ресурсах и их место в современном праве.Введение
Сфера информационных технологий переживает сложный период перемен. Среди данных перемен наиболее важны перемены в законодательстве, посвященном информации, информатизации и защите информации. Многих специалистов волнуют вопросы: возможно ли техническое регулирование информационных технологий, почему в перечне видов безопасности в Федеральном законе «О техническом регулировании» нет информационной безопасности. Два Федеральных закона прекратили свое действие, но появились два новых. Очень интересными стали сообщения о разработке «Информационного кодекса РК», а если учесть обсуждаемый законопроект то станет понятен неподдельный интерес власти к сфере информационных технологий. Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы данного исследования, целью которого является изучение современной нормативно-правовой базы защиты информации. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: 1. раскрыто понятие информации, информационных ресурсов и их правового режима; 2. охарактеризованы нормативно-правовые условия защиты различных видов информации. Поставленные цель и задачи обусловили структуру и логику исследования, которое состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Понятие об информации, информационных ресурсах и их место в современном праве.
Содержание правового режима информационных ресурсов не предусмотрено в действующем Законе об информации, однако данное правовое явление занимает особое место в правовых отношениях. Смысл понятия «правовой режим» заключается в возможности совершения или несовершения с объектом права определенных действий, влекущих известный юридический результат. В содержание правового режима информационных ресурсов включаются: 1) порядок документирования информации; 2) положения о доступе к информационным ресурсам в зависимости от их категорий; 3) принятие мер по охране информации (способы охраны и порядок их применения). Следует отметить, что охрана – более широкое понятие, чем понятие «защита информации», и включает в себя также меры, направленные на предупреждение нарушения. В свою очередь, следует отметить, что порядок защиты одинаков для всех объектов правоотношений, в том числе для информации. Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты – это деятельность государственного органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, в свою очередь, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер оперативного воздействия. Следует отметить, что элементы правового режима информационных ресурсов закрепляются также в законодательстве субъектов РФ. Так, И.Л. Бачило говорит о том, что в законодательстве субъектов РФ насчитывается до 7 – 8 элементов правового режима информационных ресурсов, к ним, в частности, законодатель относит: порядок создания информационного продукта, стандарт его документального оформления, порядок финансирования, определение субъекта права собственности или исключительного права, установление категории доступа, правила учета и регистрации, условия обеспечения безопасности, порядок правоохранительной процедуры. Информация с ограниченным доступом определяется двумя признаками. 1. Доступ ограничен в соответствии с законом. 2. Цель ограничения – защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Признаки охраноспособности информации: 1) охране подлежит только документированная информация; 2) информация должна соответствовать ограничениям, установленным законом; 3) защита информации устанавливается законом. Виды информации с ограниченным доступом: 1) государственная тайна; 2) конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ: – коммерческая тайна; – тайна частной жизни; – служебная тайна; – профессиональная тайна. Следует отметить, что термин «защита информации» законодательно закреплен в ст. 16 Закона об информации, анализ законодательства РФ позволяет говорить о том, что данное понятие является широко употребляемым. Толковый словарь «Бизнес и право» правовой системы «Гарант» под данным понятием подразумевает «все средства и функции, обеспечивающие доступность, конфиденциальность или целостность информации или связи, исключая средства и функции, предохраняющие от неисправностей. Она включает криптографию, криптоанализ, защиту от собственного излучения и защиту компьютера». Между тем в ряде международных соглашений можно найти термин «защита информации». Под ним подразумевается: – деятельность, направленная на предотвращение утечки конфиденциальной информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на конфиденциальную информацию[1]; – комплекс административных, организационных и технических мероприятий по ограничению доступа к информации и ее носителям в целях обеспечения ее сохранности и недоступности третьим сторонам, предусмотренный законодательством РК. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|