Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ




В течение семестра по учебной дисциплине «История русской литературы XIX века: 1800–1830-е годы» предусмотрена система контрольных мероприятий:

1) специальный семинар по поэзии пушкинского круга (проходит в форме реферативных сообщений, при необходимости может быть заменен формой домашнего сочинения),

2) зачет по биографии А. С. Пушкина (в форме коллоквиума),

3) семинар по поэзии 1830-х годов (в форме реферативных сообщений с элементами самостоятельного анализа поэтических текстов),

4) зачет по русской прозе 1830-х годов (в форме письменного теста и читательской конференции),

5) ряд пробных письменных работ по анализу одного лирического стихотворения с последующим зачетом.

I. Семинар «Поэты пушкинского круга»

1. Составить общее представление о следующих поэтах пушкинского круга: Д. В. Давыдов, П. А. Катенин, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов. Первичное знакомство с ними желательно осуществить по антологии: Поэты пушкинского круга. М., 1983.

2. Остановиться на творчестве одного из указанных поэтов, обратившись к более полному, научно комментированному изданию его сочинений. При этом можно воспользоваться списком обязательной и дополнительной критической литературы к зачетному мероприятию. Желательно также провести самостоятельный библиографический поиск.

3. Подготовить монографический анализ жизни и творчества выбранного поэта в форме развернутого выступления (устно) или письменного сообщения-реферата. При ответе обязательно руководствоваться следующими вопросами:

n связь поэта с пушкинской эпохой, с судьбой и творчеством Пушкина;

n «лица необщее выраженье», своеобразие поэтического мира, пафос поэзии;

n жанровая система поэта;

n индивидуализация поэтического языка и стиля;

n идейно-художественная эволюция творчества;

n созвучие поэзии нашему времени, духовным проблемам современности.

 

На зачетном занятии предусмотрен тест в форме атрибуции стихотворений поэтов пушкинского круга.

Также возможен письменный анализ творчества одного из поэтов по следующему плану:

· Наиболее значительные черты личности и судьбы поэта.

· Основные вехи творчества.

· Система жанров. Ведущие для данного поэта жанры.

· Описание этих жанров в их специфически-индивидуальном воплощении.

· Основные темы и проблемы творчества.

· Мотивная структура лирики.

· Особенности образного строя.

· Концепция свободы и любви.

· Природа в лирике поэта, своеобразие ее изображения.

· Стих, размер, мелодика, строфическая организация.

 

Литература

Тексты произведений

Языков Н. М. Стихотворения: Еще молчит гроза народа… Свободы гордой вдохновенье… Свободен я… Прощай, красавица моя… Тригорское. К няне А. С. Пушкина. Из страны, страны далекой… Пловец. Дельвиг А. А. Стихотворения: Русская песня (Соловей мой…). Домик. Русская песня (Ах ты, ночь ли…). Элегия (Когда, душа, просилась ты…). Романс (Не говори: любовь пройдет…). Разочарованный. Купальницы. Русская песня (Пела, пела пташечка…). Не осенний мелкий дождичек… Давыдов Д. В. Стихотворения: Голова и ноги. Бурцеву. Гусарский пир. Песни старого гусара. Элегии. Вяземский П. А. Стихотворения: Петербург. Негодование. Русский бог. Первый снег. Коляска. Море. Я пережил… Ты светлая звезда... Жизнь наша в старости…. Кюхельбекер В. К. Стихотворения: Поэты. К Румью. К Ахатесу. Элегия. Мое предназначенье. Участь русских поэтов. Сонеты. Поэма: Агасфер. Рылеев К. Ф. Стихотворения: К временщику. Гражданин. Ты посетить, мой друг, желала… Думы. Иван Сусанин. Олег Вещий. Смерть Ермака. Державин. Петр Великий в Острогожске. Поэмы: Войнаровский. Наливойко.

 

Основная

Поэты пушкинского круга / Сост., биограф. очерки и прим. В. В. Кунина. М., 1983.

Семенко И. М. Поэты пушкинской поры: Давыдов. Вяземский. Кюхельбекер. Языков. М., 1970.

Рассадин С. В. Спутники: Дельвиг. Языков. Давыдов. Вяземский. М., 1983.

Дополнительная

Рождественский В. А. В созвездии Пушкина: Давыдов. Вяземский. Языков. Дельвиг. Кюхельбекер. Рылеев. М., 1972.

Коровин В. И. Поэты пушкинской поры: Дельвиг. Языков. Вяземский. М., 1980.

Пухов В. В. Денис Давыдов. М., 1984.

Перельмутер В. «Звезда разрозненной плеяды». М., 1993.

Базанов В. Г. Очерки декабристской литературы: Поэзия. М.; Л., 1961.

Архипова А. В. Литературное дело декабристов. Л., 1987.

Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 233–294.

Языкова Е. В. Творчество Н. М. Языкова. М., 1990.

Шубин В. Ф. Поэты пушкинского Петербурга. Л., 1985.

Вацуро В. Э. С. Д. П. Из истории литературного быта пушкинской поры. М., 1989.

II. Коллоквиум «Биография А. С. Пушкина»

Форма проведения аудиторного зачета – коллоквиум. К зачету необходимо составить общее знакомство с биографией А. С. Пушкина (на материале основной рекомендованной литературы). Для углубленной характеристики отдельных аспектов жизни поэта следует обратиться к дополнительной литературе, а также провести самостоятельный библиографический поиск. Летопись основных событий жизни поэта и маршрутную схему его путешествий по России представить в виде сводной таблицы.

В начале занятия студент дает письменный ответ на один из предлагаемых вопросов:

1. Родословная поэта по отцу. Культ рода в его нравственно-философской системе.

2. Родословная поэта по матери. Культ рода в его нравственно-философской системе.

3. Феномен лицея. Царское село в его культурно-историческом значении.

4. Знакомство с Карамзиным и Чаадаевым, их роль в жизни и творчестве Пушкина.

5. Пушкин и общество «Арзамас» (1815–1818), его литературное значение.

6. Южная ссылка (1820–1824). География странствий. Семья Раевских.

7. Наиболее значительные константы Пушкина южного периода: В. Раевский, Н. Орлов, П. Пестель, В. Давыдов. Европейские революции. Смерть Байрона, Наполеона. Стихотворения «Кто, волны, вас остановил…», «Свободы сеятель пустынный...».

8. Одесса. А. Ризнич. Е. Воронцова. Стихотворения, которые Пушкин посвятил им. Отношения с Воронцовым.

9. Михайловское (1824–1826). Погружение в русский мир: природа, история, народная среда. Произведения этого периода. Приезд друзей-лицеистов.

10. Тригорское, его хозяйка и гости.

11. Восстание декабристов. Отношения Пушкина к этому событию.

12. Свидание с Николаем I в Кремле. «Стансы», «Герой», «Друзья». Александр I и Николай I в судьбе и творчестве поэта.

13. Пушкин в 1826–1830 годах. Драматические события личной жизни. География странствий. Поездка в Арзрум.

14. История женитьбы. Семейная жизнь.

15. Первая и вторая Болдинские осени. Основные произведения этого периода.

16. Поездка по пугачёвским местам: время, маршрут.

17. 1836 год в жизни Пушкина.

18. Дуэльная история поэта.

Далее в ходе зачета (в форме устных выступлений) рассматриваются следующие проблемно-тематические блоки:

1) Феномен Пушкина и его значение в истории русской культуры.

2) Проблемы биографии Пушкина: мифы и реальность.

3) Основные этапы жизни поэта (детство и Лицей, Петербургский период, Южная и Михайловская ссылки, «период скитаний», Болдинские осени, история женитьбы, обстоятельства дуэли и гибель).

4) Лики Пушкина (Пушкин и декабристы; дружба и любовь в жизни поэта; Пушкин-историк; отношения с царем).

 

Литература

Основная

Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. Л., 1981.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни: В 2 т. СПб., 1995.

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. 3-е изд., доп. СПб., 1998.

Разговоры Пушкина. М., 1991.

Непомнящий В.С. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Пушкин и современная культура. М., 1996. Или: Новый мир. 1996. №5.

Сурат И.З. Проблема биографии Пушкина // Сурат И. З. Пушкин: биография и лирика. М., 1999. С. 38–68. Или: Новый мир. 1998. №2.

 

Дополнительная

Гроссман Л. П. Пушкин. М., 1958. (Сер. «ЖЗЛ»).

Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 т. М., 1999. (Сер. «ЖЗЛ»).

Утаенная любовь Пушкина. СПб., 1997.

Легенды и мифы о Пушкине. СПб., 1995.

Абрамович С.Л. Пушкин в 1836 году. Л., 1989.

Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина: Исследования и материалы. 5-е изд., испр. и доп. СПб., 1999.

Письма Жоржа Дантеса барону Геккерену 1835–1836 годов // Знамя. 1995. № 9.

Сурат И. «Да приступлю ко смерти смело…»: О гибели Пушкина // Новый мир. 1999. № 2.

Непомнящий В. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Пушкин и современная культура. М., 1996.

 

III. Семинарское занятие «Поэты 1830-х годов»

 

К занятию необходимо составить общее представление о следующих поэтах 1830-х годов: Д. В. Веневитинов, А. И. Одоевский, А. В. Кольцов, А. И. Полежаев. С творчеством одного из перечисленных поэтов (по выбору студента) следует ознакомиться более подробно, обращаясь к книгам «Библиотека поэта. Бол. серия» или другим научно комментированным изданиям.

На семинаре обсуждаются вопросы творческой эволюции, жанровой и стилевой системы поэтов, проблемы лирических героев, звучат разборы отдельных стихотворений. Возможны как развернутые устные выступления, так и письменные формы сообщений-рефератов. Необходимо уяснить как преемственную связь поэзии лермонтовского времени с пушкинской эпохой, так и новые тенденции развития: поэзия мысли, проблематика демонизма, народность и трагические искания личности.

Литература

История русской поэзии: В 2 т. Л., 1968. Т. 1.

Гинзбург Л. Я. О лирике. 3-е изд. М., 1997. Гл. Поэзия мысли; Проблема личности.

Гинзбург Л. Я. Опыт философской лирики // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 194–228.

Воронин И. Д. А. И. Полежаев: Жизнь и творчество. Саранск, 1979

Васильев Н. Л. А.И. Полежаев. Саранск, 1987.

Скатов Н. Н. Кольцов. М., 1983.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных