БАЛЛАДЫ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА
[Фортепианные] баллады – это новый жанр эпохи романтизма, унаследовавший типич-ные черты литературной баллады. У Шопена четыре баллады. Иногда баллады Шопена связывают с сюжетами баллад Мицкевича.
Шопен – создатель жанра фортепианной баллады. Этот жанр впоследствии продол-жили Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс и другие композиторы.
Общие черты баллад Шопена:
1) одночастная композиция с опорой на сонатную форму;
2) соединение эпического, драматического и лирического начала;
3) в балладах №1, №2 и №4 – трагический конец.
Баллада №1 (g-moll)написана Шопеном в 20 лет (1830 г.), после подавления польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. В основе сонатная форма, но конфликт между ГП и ПП раскрывается постепенно. Форма – сонатная с зеркальной репризой (в репризе сначала ПП, а потом ГП). Все главные темы баллады – вальсовые.
Схема разбора формы:
1. Задумчивое, мрачное вступление, в его основе гармония IIb (As-dur).
2. Экспозиция:
1. ГП – лирический вальс без сильного баса,
2. СП – вальсовое кружение,
3. к СП примыкает ЗП.
3. Разработка представляет собой 2 волны:
1. начинается с проведения ГП в a-moll – доминантовый органный пункт, напря-жение прорывается в ПП (E-dur),
2. вальс-скерцо.
4. Реприза:
1. ПП (Es-dur),
2. ЗП,
3. ГП – доминантовый органный пункт.
5. Прорыв в коду (Presto con fuoco).
В последних тактах гневные пассажи, в конце – хроматическая гамма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|