ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Англия в саксонский периодАнглосаксонские государства. Уже с древних времен на островах Британии и Ивернии (Ivernia, Hibemia, — совр. Ирландия) жили кельтские племена бриттов, пиктов, скотов. В первом веке по Р. Χ. ρ имс кие имп е ρ а т о ρ ы Клавдий и Домициан предприняли покорение Британии. Хотя их легионы действовали успешно, однако покорить всю Британию они не смогли. В Ирландию же римляне и не заходили. Преимущественно они жили в городах, из которых многие образовались из первоначальных военных лагерей, почему в Англии и до сих пор немало названий городов, оканчива- ' Робертины — потомки Роберта Сильного (ум. 886). Сын Роберта Сильного, также Роберт, был королем Франции в 922—923 гг. Гуго Капет — внук этого Роберта. 2 Правильнее — Лан. 3 Прозвище Капет он получил от названия излюбленного головного убора.
ющихся на честер (честер — английское произношение несколько видоизмененного латинского слова castra — лагерь). Для того чтобы лучше владеть страною, римляне в Британии провели прекрасные дороги. Главным же римским населением были там военные силы, легионы. Такое положение вещей в этой далекой от Рима области не могло повести к тому, чтобы местное кельтское население, остававшееся в большинстве, слилось с римлянами. Романизация в Британии коснулась только городов и в народ не прошла; кельтские племена остались такими же, какими были и до прихода римлян. Воспользовавшись малозащитностью Британии, наиболее к ней близкие германские племена на материке, юты, а н г лы саксыифризы, жившие на Ютландском полуострове и в области между нижним течением Рейна и Эльбы, начали с половины III века по Р. X. нападать на остров. Особенно же участились их нападения с начала V века, когда известный уже нам полководец императора Гонория Стилихон отозвал римские легионы из Британии для борьбы с Аларихом. С их уходом остров стал совершенно беззащитным, чем и воспользовались вышеназванные народы, особенно англы и саксы. Кельтское население Британии было частью оттеснено на север острова в Каледонию (совр. Шотландию) или на запад в современный Уэльс, частью же должно было подчиниться германцам, приняв их язык и учреждения. Большая часть острова превратилась в германскую страну. Среди германских завоевателей Британии не было большого согласия; вожди отдельных племен спорили и враждовали между собою. Мало-помалу там образовались семь англосаксонских государств (гептархия), из которых временами преобладало одно государство, временами другое. В конце VI века присланный папою Григорием Великим проповедник Августин насадил в Британии христианство, которое стало делать там большие успехи. Первым государством, принявшим христианство, было юго-восточное государство К е н т с главным городом Кентербери, где с этих пор стал жить архиепископ кентерберийский, главный представитель англосаксонской церкви. Снова появился в Британии латинский язык, так как на нем совершалось богослужение. Стали появляться литературные произведения, написанные на латинском языке. Английские школы были известны во всей Европе, напр. школа в И о ρ к е, оттуда выходили проповедники к языческим племенам Европы и ученые люди ко дворам западноевропейских государей. Британия к VIII веку становится как бы литературным центром Западной Европы. В VIII веке в Британии жил Бэда Достопочтенный, автор многочисленных и разнообразных трудов, из которых наибольшее значение имеет "История церкви Англии". Он первый английский историк. Датский период. В начале IX века наибольшим значением среди семи англосаксонских государств пользовалось лежавшее на юго-западе Британии государство У э с с е к с, королю которого Э г б е ρ τ у удалось в 827 году их объединить под своею властью. Но это объединение не было особенно прочным. В том же IX веке на Британию начинают делать нападения датчане (даны), германский народ, живший по соседству с ютами и англами, на самом юге Скандинавского полуострова и на островах между ним и полуостровом Ютландией. Нападения новых врагов заставили англо-саксов теснее сплотиться для лучшей защиты страны; был введен особый налог на борьбу с датчанами, называвшийся "датские деньги". Несмотря на это, датчане действовали успешно и грозили завоевать всю страну. В конце IX века на английском престоле появляется выдающийся король Альфр ед, прозванный Великим (871—901)'. Будучи умным и талантливым государем, он после нескольких поражений понял, что при настоящих силах его страны дальнейшая борьба с датчанами невозможна; с ними нужно было так или иначе сговориться. Он вступил в переговоры с датским королем Гутрумом и поделил с ним англосаксонское государство: восточную часть его получил Гутрум, западную — Альфред. Этою на первый взгляд унизительною уступкою Альфред спас свое государство от окончательного подчинения его датчанам. Получив таким образом мир, Альфред направил все свои силы на внутреннее устроение своей страны: он исправлял города, строил крепости, улучшил судопроизводство и законы; для образования своего народа он основывал школы; как человек чрезвычайно набожный, он строил церкви. Сам будучи образованным человеком, он многие латинские сочинения перевел на англосаксонский язык, напр. церковную историю Бэды Достопочтенного, и тем самым способствовал распространению их среди народа и дальнейшему образованию последнего. Кроме того, Альфред обратил большое внимание на преобразование войска, желая подготовить армию, способную вступить в бой с датчанами. Значение царствования Альфреда и заключается в том, что он подготовил страну как в культурном, так и в военном отношении для дальнейшей борьбы с датчанами. Действительно, Χ век прошел довольно спокойно. Датчане восточной половины государства слились с англосаксами, и во второй половине Χ века впервые появляется современное название страны Англия. ' По другим данным, Альфред правил до 899 или 900 г.
Посвящение в рыцари. По средневековой миниатюре Изображение рыцаря, совершающего преклонение перед королем как своим сюзереном. Из рукописи второй половины XIII века
С начала XI века открывается новый период датских нашествий. Датчане на время покоряют Англию, где даже появляется на престоле датчанин Канут, или Кнут Великий (1017—1035). Но этот способный государь правил не как чужестранец; он нашел в Англии настолько уже для него совершенные условия жизни, созданные Альфредом Великим, что вынужден был к ним лишь применяться; он правил на основании законов и обычаев английского государства, которое при нем наслаждалось внутренним спокойствием. Вскоре после смерти Канута англичане призвали на престол представителя прежней династии Эдуарда, прозванного Исповедником. Этот государь доброго и тихого нрава оставил в памяти народа одно из лучших воспоминаний; и последующие поколения в моменты своего недовольства настоящим положением часто вспоминали о "добрых законах короля Эдуарда". В действительности же Эдуард, проведший долгие годы детства своего и юности в изгнании в Нормандии при дворе норманнского герцога, сделавшись королем Англии, стал явно оказывать везде предпочтение норманнам; им он отдавал наилучшие места в государстве, их он назначал на военные должности. В довершение всего он обещал Вильгельму, герцогу норманнскому, после своей смерти передать корону Англии. Население Англии всем этим было сильно раздражено и, видя, что у Эдуарда нет прямого наследника, стало склоняться на сторону его родственника молодого и смелого Гарольда. Вильгельм Завоеватель. В 1066 году умер Эдуард, и королем был провозглашен Гарольд. Но в это время против Англии выступил на многочисленных судах с большим войском Вильгельм, герцог норманнский, требуя себе обещанную Эдуардом корону Англии. За несколько времени до смерти Эдуарда Гарольд был выброшен бурею на берег у устьев Сены и попал в Нормандию к герцогу Вильгельму и здесь дал вынужденную клятву на мощах святых помочь ему в достижении английского престола после смерти Эдуарда. Когда Гарольд сделался королем Англии, Вильгельм объявил его клятвопреступником и стал готовиться к походу на Англию. На сторону Вильгельма встал папа, который давно уже был недоволен английскою церковью, державшей себя слишком самостоятельно в отношении к папе; папа признал законным королем английским норманнского герцога, а Гарольда объявил самозванцем. Между тем созванные Вильгельмом бароны отказывались выступать в поход, ссылаясь на трудность предприятия. Но в это самое время из Рима Вильгельм получил папскую буллу (послание), освященное знамя и кольцо с частицей мощей. Его предприятие получило благословение папы и превращалось как бы в крестовый поход. Это возбудило энергию населения; вокруг Вильгельма собралось многочисленное войско и около 700 судов. После нескольких бурных и ненастных дней выглянуло солнце. Флот Вильгельма пустился в море. Сам герцог ехал впереди, и папское знамя развевалось на его корабле. Норманнское войско высадилось на южном берегу Англии, где и столкнулось с войском Гарольда. В кровопролитном сражении под Гастингсом в том же 1066 году англичане потерпели поражение. Гарольд пал в битве. Вильгельм без большого труда подчинил себе страну, которая провозгласила его своим королем. Лондон торжественно встретил своего нового государя. На Рождество он из рук архиепископа среди громких криков народа "да, да!" принял корону. Вильгельм, прозванный Завоевателем, стал единодержавным государем Англии и открыл собою новый и важный период в английской истории. Феодальный строй Феодализм. Уже в эпоху Меровингов королевская власть совершенно ослабла. Карл Великий создал большое государство с крепкою центральною властью. Но при его преемниках начались снова беспорядки и междоусобия. Империя Карла распалась, и королевская власть снова упала. К внутренним междоусобиям присоединились внешние разорительные нашествия, особенно норманнов, арабов и венгров. Король, который для военных нужд очень нуждался в помощи своих подчиненных графов и баронов, должен был вознаграждать их за их услуги. В виде подобных наград короли стали раздавать своим воинам земли на том условии, что последние будут нести и впредь военную службу и помогать королю. Раздача земель производилась в таких обширных размерах, что короли довольно скоро обеднели; со временем около них появились такие вельможи, владения которых иногда были больше земли, оставшейся в руках короля. Эти земли, отдаваемые в условное владение воинам, назывались обычно латинским словом бенефиции (benefïcium), а несколько позднее германским словом лен, или феод. От последних слов получил свое наименование и весь сложившийся и развившийся в IX, Χ и XI веках государственный строй в Западной Европе, называемый ленным, или феодальным строем. Самое же время существования этого строя называется феодальной эпохой, или эпохой феодализма. Вначале бенефиции отдавались в пожизненное владение; но с дальнейшим ослаблением королевской власти отданные земли из пожизненных мало-помалу превращались в наследственные в той или другой семье (лены, феоды). Вельможи, обладатели крупных земельных угодий, в свою очередь раздавали на таких же условиях свои земли более мелким людям, эти последние — еще более мелким и т. д.; самую низшую ступень в этой "лестнице" составляли мелкие рыцари, не имевшие достаточно земли, чтобы раздавать ее еще кому-либо. Лица, получившие бенефиции, назывались вассалами, а лицо, давшее ему бенефиции, называлось сеньером, или сюзереном. Таким образом, король, давший определенному лицу землю, являлся для него сеньером, или сюзереном, а это последнее лицо по отношению к королю было его вассалом; но если этот вассал в свою очередь передавал часть своих земель в условное владение другому лицу, то становился по отношению к последнему сеньером, а это другое лицо — вассалом в отношении к первому лицу и т. д. Получалась, таким образом, лестница сеньерий. Все лица, владевшие условно землею, на какой бы они ступени ни находились, назывались феодалами. Таким образом, феодалы были как крупные, так и мелкие, более сильные и менее сильные. Со временем, при дальнейшем ослаблении королевской власти, феодалы стали не только простыми наследственными землевладельцами, но и настоящими государями в своих областях, так как получили от короля право содержать свое войско и распоряжаться им по своему желанию, собирать у себя подати и облагать своих людей налогами, творить над ними суд и расправу и т. д., т. е. получили в своих землях те права, которые прежде принадлежали государю. Подобная уступка государственных прав частным лицам называлась латинским словом иммунитет (immunitas). Помещик превратился в государя; землевладение тесно соединилось с верховной политической властью. Феодалами были не только светские, но и духовные лица. Епископы и аббаты владели также обширными землями, в которых управляли подобно светским государям. Само собою разумеется, во время процветания феодализма в IX, Χ и XI веках, особенно во Франции, королевская власть переставала играть какую-либо роль; некоторые феодалы были гораздо сильнее короля, который иногда не мог даже покинуть свой замок и проехаться по своей небольшой территории, из боязни быть захваченным соседним феодалом. В феодальную эпоху создалось немало обычаев, которые устанавливали отношения между сеньером и его вассалом. Передача сеньером феода своему будущему вассалу происходила при следующей обстановке. Вассал приходил к своему сеньеру, становился перед ним на колени и, положив свои руки в его руки, объявлял себя его "человеком", т. е. вассалом; затем он, положив руку на Евангелие или на ковчег с мощами, давал клятву верою и правдою исполнять свои вассальные обязанности. После этого сюзерен в знак установления новых отношений со своим вассалом целовал его и вводил во владение леном, передавая ему какой-либо предмет, напр. перчатку, копье, знамя, кольцо, кусок дерева или, если вассалом было духовное лицо, то посох. После совершения этого обряда обе стороны уже имели в отношении друг друга известные обязательства. Обязанности вассала таковы: во время войны вассал должен являться на помощь сюзерену со своим отрядом и служить в войске короля определенное число дней; замок вассала в военное время не всецело принадлежал ему, так как сюзерен мог попросить у него ключи от замка и поместить в нем гарнизон. В мирное время вассал должен был по требованию сеньера являться к его двору, участвовать в его суде, в церковных церемониях и т. д. Кроме того, вассал должен был приходить на помощь своему сюзерену и деньгами; особенно это требовалось в тех случаях, когда сеньер посвящал в рыцари своего сына, или выдавал замуж свою дочь, или попадал в плен и были нужны деньги для выкупа, или когда отправлялся в крестовый поход. Сеньер же в отношении своего вассала не мог своевольно увеличивать количества условленного оброка, должен был защищать его против врагов и вообще не имел права притеснять его. Замок. В феодальную эпоху, при существовании многовластия и при почти не прекращавшихся войнах и распрях, всякий должен был сам заботиться о своей личной безопасности. Для более или менее безопасной жизни в то время служили укрепленные замки феодалов. Замок является одним из самых характерных внешних признаков феодальной эпохи. С IX по XI век феодальные замки были скромными деревянными постройками, возведенными обычно на искусственном холме. Самое здание состояло из трех-четырех этажей; внизу находилось подземное помещение с колодцем на случай продолжительной осады. Этот замок был защищен рвом и грубым палисадом или валом. Через единственную дверь, сделанную в башне, замок сообщался с внешним миром посредством деревянного моста, переброшенного через ров; в случае опасности этот мост можно было быстро удалить. Такой замок легко было сжечь, но зато нетрудно было и вновь его построить. К XII веку замки превращаются в сложные каменные, иногда почти неприступные сооружения. Замки окружались высокими зубчатыми стенами, часто не в один ряд. Подъемный мост на железных цепях, перекинутый через глубокий ров, вел к воротам замка, которые были сделаны в первой стене. Отсюда вступали на нижний двор замка, где находились церковь, колодезь, мельница, пекарня, жилища различных ремесленников и сельских рабочих. Верхний двор замка с башней отделен от нижнего двора другою высокою стеною с укрепленными воротами. Там находилось хозяйство самого владельца замка, его часовня и помещение, иногда очень роскошное, для него самого и его семьи. Главная сила и последнее убежище для феодала во время осады заключались в замковой башне. Иногда из-под замка шли подземные ходы в окрестности, чтобы в случае нужды и крайней опасности феодалы могли сообщаться с внешним миром. Нередко и монастыри превращались в укрепленные пункты, так как святость места вовсе не служила гарантией для их безопасности. Конечно, в феодальные времена безначалия замки служили не всегда целям защиты. Часто, пользуясь их укрепленностью и недоступностью, феодалы совершали из них нападения, производили грабежи, наподобие настоящих разбойников, и затем укрывались с добычей и пленными за стенами своих замков. Божий мир. Прежде всего церковь обратила внимание на невозможные условия жизни и стала на соборах запрещать безнаказанно нападать сначала на церкви, а потом и на светских лиц, угрожая ослушникам анафемой'. Это благородное стремление духовенства, восторженно встреченное почти повсюду, превратилось со временем в учреждение для поддержания мира среди населения и для защиты слабых против произвола сильных. Это явление известно в истории под названием Божьего мира. Церковь не остановилась на этом и установила Божи е π е ρ е ми ρ и е, главным основанием которого в XI веке было то, что всякий христианин должен воздерживаться от войны в течение нескольких дней каждой недели, а именно с вечера среды до утра понедельника; в противном случае нарушителю этого постановления грозило отлучение от церкви. Если бы предписания Божьего мира и Божьего перемирия соблюдались самими феодалами, тогда и для всего населения настали бы лучшие и более спокойные времена; но дело было в том, что феодалам, особенно богатым и сильным, подчиняться подобным решениям было невыгодно; у духовенства же не было действительных средств, чтобы заставить феодалов подчиняться их предписаниям; угрозы церковными карами, очевидно, для феодалов не были достаточно убедительны. ' Анафема (от греческого anathema — проклятие) — церковное проклятие. отлучение от церкви, высшая кара. Установлена со времени Халкидонского вселенского собора (451).
Рыцарство. К эпохе же феодализма относится возникновение рыцарства. Самое слово "рыцарь" обозначает в переводе "всадника" (по-немецки — Reuter, Ritter). Возникло рыцарство в светской среде, и только несколько позднее духовенство стало оказывать на него влияние. Начало рыцарства можно видеть в факте вручения оружия сыну знатного человека, достигшему возраста, необходимого для того, чтобы быть воином. Юноша благородной семьи, раньше чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени исполнял при дворе какого-либо сеньера обязанности оруженосца; Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ его нового положения. Церемония вручения меча заканчивалась тем, что сеньер наносил удар кулаком по затылку юноши, что считалось для последнего почетом. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость. Вначале, хотя и преподавались для рыцаря некоторые правила великодушия и жалости, напр., не поражать безоружного врага, соблюдать верность своему сюзерену, однако при общей грубости нравов того времени это далеко не всегда соблюдалось, и рыцари бывали временами очень грубы и жестоки. Чтобы смягчить рыцарские нравы и получать вместе с тем от рыцарей помощь, церковь ввела в церемонию рыцарского пос в яще ни я новые обычаи. Посвящаемый должен был провести ночь, предшествовавшую торжеству, в церкви в размышлении и молитве. Утром следующего дня он присутствовал за обедней. Его меч, положенный на алтарь, получал благословение духовного лица. Рыцари этого периода уже не руководились только одними светскими интересами военных подвигов и феодальных обязательств, а являлись и защитниками церкви и христианской веры. Кроме того, рыцари должны были оказывать покровительство вдовам, сиротам, паломникам, вообще всем слабым и угнетенным. Это новое направление в рыцарстве, соединявшее в себе требования феодала и церкви, особенно ярко дало себя почувствовать в эпоху крестовых походов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|