ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 4 страницаское и плебейское движение развернулось с большей силой в землях Средней Германии - в Северной Франконии и в Саксонско-Тюрингенском районе. Основ- ными центрами в Северной Франконии были монастыри Бильдхау- зен и Аура, занятые крестьянами 9 апреля 1525 г. Расположившим- ся вокруг этих монастырей мощным крестьянским лагерям, устано- вившим во всем районе свое господство, формально подчинились многие города и рыцарские замки. В Тюрингии центром движения был город Мюльхаузен, в котором с середины февраля 1525 г. на- ходился вернувшийся из земель Верхнего Рейна Томас Мюнцер. Вскоре после прибытия Мюнцера революционными действиями плеб- са и части бюргеров старый магистрат Мюльхаузена был свергнут, а образовавшийся новый <Вечный совет> города фактически нахо- дился под влиянием Мюнцера и его близких сторонников. Движение охватило другие города и сельские местности Тюрин- гии, а также соседних герцогств и графств. Вооруженные отряды восставших занимали города, замки, монастыри и господские име- ния, производили разделы имущества феодалов среди крестьян и горожан, объявляя свои действия началом общего социального пе- реворота, установления общего равенства людей во всей стране и за ее пределами. Борьба за конкретные повседневные нужды объеди- нялась в пропаганде Мюнцера с борьбой за великую цель, к которой должны быть привлечены все силы движения.
Большое значение Мюнцер придавал революционному подъему, нараставшему в горных районах не только Саксонии и Тюрингии, но и в соседних с Саксонией районах Чехии. Об объединении на- зревавшего в Германии революционного взрыва с движением в Че- хии, где еще живы были революционные традиции таборитов, Мюн- цер мечтал еще в 1521 г., когда он, направляясь в Прагу, посетил горные районы Северо-Западной Чехии, в том числе и прославив- шийся тогда новый горный город Яхимов. Особенностью народного движения в горных районах как Чехии, так и соседних германских земель была его направленность против режима на промыслах, обеспечивавшего установившим его герцогам и графам значитель- ную часть богатой добычи серебра и меди, но препятствовавшего свободному развитию этой переживавшей тогда эру бурного расцве- та отрасли промышленности. Во второй половине апреля 1525 г. Мюнцер считал, что объеди- нение усилившегося антикняжеского движения в горных районах Саксонии и Северо-Западной Чехии с Крестьянской войной во Франконии и Тюрингии имело бы решающее значение в общей борьбе за устранение тиранов и угнетателей народа. В своем обра- щении к тюрингскому городу Альштедту Мюнцер призвал присое- диниться к общему восстанию <деревни и города и особенно горно- рабочих и других добрых друзей>, т. е. другие слои горного населе- ния, также заинтересованные в устранении княжеского режима. На такой широкой основе Мюнцер хотел создать в Тюрингии рево- люционный центр для всей Крестьянской войны. По призыву Мюнцера все его сторонники собрались у Франкен- хаузена в Тюрингии и образовали здесь военный лагерь. Туда же из Мюльхаузена во главе вооруженного отряда прибыл и сам Мюн- цер. Ближайшей задачей концентрировавшихся у Франкенхаузена восставших было объединение (по плану Мюнцера) с сильнейшими отрядами франконских крестьян до прихода войск Трухзеса в Сред- нюю Германию, для того чтобы отбросить Трухзеса, разбить его вой- ска, а затем слиться с остатками разгромленных сил крестьян в Юж- ной Германии. Наблюдая военные приготовления князей и попытки местных графов внести разложение в ряды восставших путем переговоров, Мюнцер старался поднять боевой дух Франкенхаузенского лагеря. Он призывал своих бойцов к стойкости и непримиримости и самым беспощадным образом пресекал проявления слабости и деморали- зации. С воодушевлением Мюнцер рисовал перед восставшими ве- личественную картину <царства божия на земле>, под которым он понимал справедливый общественный строй без князей, без господ и без эксплуататоров и призывал крестьян проникнуться сознанием великой цели, которую они призваны осуществлять, и действовать решительно, не боясь превосходящих сил врагов. Князья Средней Германии спешно создали войско, которое под командованием ландграфа Филиппа обрушилось на Франкенхаузен- ский лагерь. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставших были разбиты. Мюнцер был схвачен и подвергнут жестокой пытке в присутствии князей, но никого из своих живых сторонников не выдал. После пыток он был казнен. 25 мая сдался Мюльхаузен, и движение в Тюрингии было подавлено. После этого крестьянские силы продолжали еще некоторое вре- мя сопротивляться в славянских землях Австрии - Штирии, Карин- тии и Крайне. Наиболее же ярким фактом после подавления вос- стания в основных германских землях была борьба крестьян в Ти- роле, где австрийский эрцгерцог был вынужден пойти им на уступки и созвать ландтаг. Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля, боевые действия которых продолжались в 1526 г. и позже, был Ми- хаил Гайсмейер, революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гайс- майер составил для Тироля <Земское устройство> (Landesord- nung) - программу коренных политических преобразований, один из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель этой программы - установление в Тироле народной республики на глубоко демократической основе. Наряду с общими антифеодальны- ми требованиями <Земское устройство> Гайсмайера содержало пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десяти- ны, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную деятельность по организации горного дела, по подъему сельского хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мо- стов. Государство должно регулировать использование полей, лугов и недр земли. Ф. Энгельс назвал Гайсмайера <одним из последователей Мюн- цера>, хотя данных о непосредственных связях между этими выдаю- щимися революционерами нет. Принципы, лежащие в основе про- граммы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что пользы> есть требование устранения всех господ и угнетателей на- рода. У Гайсмайера, обнаружившего понимание роли революцион- ного государства, дана детальная разработка этих принципов. В сво- ей программе он стремился указать конкретную форму их приме- нения в условиях Тироля. В конце 1525 г. Гайсмайеру удалось сформировать революцион- ные отряды из крестьян и горняков Тироля и Зальцбурга, к кото- рым примкнули многие участники Крестьянской войны, нашедшие убежище в горных областях Тироля. Обладая незаурядным талан- том полководца, Гайсмайер в борьбе с двинувшимися против него с разных сторон войсками австрийского эрцгерцога, баварцев и Швабского союза провел ряд успешных операций и сохранил свои боевые отряды. Окруженный превосходящими силами врагов, Гайс- майер сумел вывести часть своих войск из окружения, перейти с ними через австрийские Альпы в Венецианскую область и начать их реорганизацию. Он вступил также в переговоры со швейцарцами и венецианцами о совместной борьбе против Габсбургов. Но во вре- мя этих переговоров Гайсмайер погиб от руки подосланного авст- рийским правительством убийцы.
ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ С подавлением восстания в Тироле завершил- ся последний акт Крестьянской войны. За по- бедителями неизменно шли палачи. На кре- стьян, оставшихся в живых, налагались ог- ромные контрибуции, совершенно их разорявшие. К казням и тер- рору призывал Лютер. Он писал: <Крестьяне отдались дьяволу... Пусть всякий колет, бьет и душит их тайно и явно, как убивают бешеных собак... князь скорее заслужит царство небесное проли- тием крови, чем молитвами...>. Лютер советовал дворянам увеличи- вать барщину и восстановить крепостничество. История Великой Крестьянской войны, образующей вместе со всем общественным движением эпохи Реформации первый этап бур- жуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Пора- жение восставших крестьян имело роковые последствия для всего немецкого народа. Причину поражения великого восстания немецкого крестьянст- ва в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступле- ний и неумении всех сил оппозиции возвыситься над местными и провинциальными интересами, в том,что крестьяне и плебеи в болшинстве районов Германии не смогли объединиться для сов- местных действий...> ^ Останавливаясь на этом указании Энгельса, В. И. Ленин подчеркивал, что речь идет о таких особенностях клас- совой природы крестьянства, которые лишают его возможности одержать победу в самостоятельных выступлениях без руководст- ва со стороны другого класса^. Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и город- ским плебсом стояли две главные.. задачи - ликвидация феодальной эксплуатации..и прекращение политической^ войны. Положительное решение этих""задач устранило бы препятствия к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих усло- виях решающее значение приобрела позиция немецкого бюргер- ства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий пока- зал, что, несмотря на объективную заинтересованность передовых элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным воз- выситься над местной ограниченностью и освободиться от опуты- вавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы выступить руководителем всех антифеодальных сил.
ЛЮТЕРОВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ Подавление Крестьянской войны и разгром всего общественного движения этой эпохи от- крыли дорогу к усилению княжеской власти. Лютеровская Реформация, лишившаяся свя- зи с народом, выродилась в орудие княжеского сепаратизма и секу- ляризации церковных земель в пользу князей. Когда император Карл V в 1529 г. приостановил секуляризацию, сторонники Лютера заявили протест (отчего их и стали называть протестантами) и ста- ли добиваться соглашения с заинтересованными в приобретении церковных земель католическими князьями. Это не могло не отра- зиться на самой системе лютеранства. Лютер и его ближайшие сторонники видели теперь свою задачу не столько в борьбе с като- лической догматикой, сколько в том, чтобы приспособить церковь к интересам князей.
На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший соратник Лютера Филипп Меланхтон представил императору систематическое изло- жение основ лютеранства, известное под названием <Аугсбургское вероисповедание>. В этом документе наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обря- довая и внешняя культовость, была создана в духе буржуазного требования дешевой церкви, упразд- нялась внешняя пышность католического культа, почитание икон и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась про- стая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из семи таинств оставлено было только два - таинство крещения и причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первона- чального принципа <оправдания только верой>.
МЮНСТЕРСКАЯ КОМУННА После разгрома Крестьянской войны и насту- пления Реакции часть анабаптистов верну- лась к сектантству, к пропаганде идеи ожи- дания социального переворота от сверхъесте- ственных сил, от вмешательства самого Христа. Вместе с тем среди этой части анабаптистов распространялось учение скорняка Мель- хиора Гофмана о том, что после победы Христа наступит час, когда потребуется и активное участие людей - ревнителей дела бога. Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и революционные элементы, которые продолжали верить, что наступ- ление <царства божия> на земле невозможно без народного восста- ния. Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Герма- нии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в полосу нового экономического подъема и обострения социальных отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города, средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое революционное движение проявилось в Мюнстере. В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. После изгнания из города князя-епископа в Мюнстер из других городов Вестфалии и Нидерландов начали стекаться анабаптисты, влияние которых в обстановке обострившейся классовой борьбы сильно воз- росло. В феврале 1534 г. анабаптисты, связанные с плебейскими массами Мюнстера, получили большинство в магистрате и фактиче- ски захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоанн Лейденский (Бокельсон). Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев (до июня 1535 г.). Город был объявлен <Новым Иерусалимом>, т. е. центром <Царства божьего>, которое должно быть, согласно проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом <праведных>. В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере ряд преобразований. Ремесленные мастера, в руках которых сохра- нились орудия производства и на которых работали, как и прежде, подмастерья, обязаны были выполнять заказы городской общины и подчиняться ей в деле организации производства вообще. Община распоряжалась раздачей отдельным лицам земельных участков для обработки. Золото, серебро и драгоценные вещи подлежали конфи- скации в общую пользу. Деньги были упразднены, производился только натуральный обмен. В области потребления политика Мюнстерской коммуны содер- жала некоторые элементы потребительского коммунизма. Предметы потребления брались на учет особыми должностными лицами (<диа- конами>). Они же имели право отбирать излишки для распределе- ния среди нуждающихся. Практиковалось устройство общих трапез. Значение Мюнстерской коммуны заключалось не столько в ее социальных преобразованиях, которые не выходили за рамки урав- нительства, проводились к тому же непоследовательно и в основном диктовались военной обстановкой, сколько в том, что после пора- жения Крестьянской войны она показала пример готовности к ре- волюционной борьбе против восторжествовавшей феодально-княже-' ской реакции. В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолиро- ванной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидер- ландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После дли- тельной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский, были после жестоких пыток казнены.
Шмалькальденский союз, Шмалькальденская война и Аугсбургский религиозный мир Враждебное отношение императора Карла V к лютеранству, проявившееся уже в 1521 г., когда против Лютера был издан Вормсский эдикт, усилилось после того, как лютеранская церковь сделалась оружием княжеского сепа- ратизма. Видевший в усилении князей опасность для своих планов создания всехристианской габсбургской державы, Карл V стремился к подавлению лютеранства путем строгого применения Вормсского эдикта. Протестантские князья вместе с некоторыми имперскими городами в ответ на это составили еще в 1531 г. в городе Шмаль- кальдене союз для защиты дела Реформации. В 1546 г., после того как на сторону протестантов перешли трое из семи курфюрстов, между императором и Шмалькальденским союзом началась война, закончившаяся в 1548 г. победой императора; однако эта победа не была окончательной. В 1552 г. протестантский Шмалькальден- ский союз вместе с французским королем Генрихом II начал про- тив императора вторую войну, закончившуюся их победой. После второй шмалькальденской войны протестантские и католические князья заключили между собой и с императором в 1555 г. Аугсбург- ский религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет, объявленный незыблемым, распространялся и на область религии. Провозглашен был принцип, выраженный в формуле < Си jus regio ejus religio> (<Чья власть, того и вера>), т. е. каждый князь опре- деляет религию своих подданных. За князьями признано было пра- во назначения на высшие церковные должности, а также в консисто- рии - органы церковного управления, состоявшие из духовных и светских лиц. Лютеранские консистории были целиком подчинены княжеской власти и являлись составной частью органов княжеской администрации. В результате договора 1555 г. в Германии образова- лись две группировки немецких княжеств - католическая (наслед- ственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княже- ства на Рейне и в Северо-Западной Германии, Эльзас) и проте- стантская (северогерманские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц, Бюртемберг). Протестантские князья оставались более ре- шительными противниками великодержавной политики Габсбургов. распад империи, Карл V отрекся от престола. Австрийские владе- ния, Чехия и часть Венгрии вместе с короной Священной Римской империи перешли к его брату Фердинанду 1; Испания, Нидерланды и итальянские владения-к его сыну Филиппу II.
Таким образом, после поражения Великой Крестьянской войны борьба реакционных политических сил между собой привела к уси- лению и закреплению германской раздробленности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|