Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 4 страница




ское и плебейское движение развернулось с

большей силой в землях Средней Германии -

в Северной Франконии и в Саксонско-Тюрингенском районе. Основ-

ными центрами в Северной Франконии были монастыри Бильдхау-

зен и Аура, занятые крестьянами 9 апреля 1525 г. Расположившим-

ся вокруг этих монастырей мощным крестьянским лагерям, устано-

вившим во всем районе свое господство, формально подчинились

многие города и рыцарские замки. В Тюрингии центром движения

был город Мюльхаузен, в котором с середины февраля 1525 г. на-

ходился вернувшийся из земель Верхнего Рейна Томас Мюнцер.

Вскоре после прибытия Мюнцера революционными действиями плеб-

са и части бюргеров старый магистрат Мюльхаузена был свергнут,

а образовавшийся новый <Вечный совет> города фактически нахо-

дился под влиянием Мюнцера и его близких сторонников.

Движение охватило другие города и сельские местности Тюрин-

гии, а также соседних герцогств и графств. Вооруженные отряды

восставших занимали города, замки, монастыри и господские име-

ния, производили разделы имущества феодалов среди крестьян и

горожан, объявляя свои действия началом общего социального пе-

реворота, установления общего равенства людей во всей стране и за

ее пределами. Борьба за конкретные повседневные нужды объеди-

нялась в пропаганде Мюнцера с борьбой за великую цель, к которой

должны быть привлечены все силы движения.

 

Большое значение Мюнцер придавал революционному подъему,

нараставшему в горных районах не только Саксонии и Тюрингии,

но и в соседних с Саксонией районах Чехии. Об объединении на-

зревавшего в Германии революционного взрыва с движением в Че-

хии, где еще живы были революционные традиции таборитов, Мюн-

цер мечтал еще в 1521 г., когда он, направляясь в Прагу, посетил

горные районы Северо-Западной Чехии, в том числе и прославив-

шийся тогда новый горный город Яхимов. Особенностью народного

движения в горных районах как Чехии, так и соседних германских

земель была его направленность против режима на промыслах,

обеспечивавшего установившим его герцогам и графам значитель-

ную часть богатой добычи серебра и меди, но препятствовавшего

свободному развитию этой переживавшей тогда эру бурного расцве-

та отрасли промышленности.

Во второй половине апреля 1525 г. Мюнцер считал, что объеди-

нение усилившегося антикняжеского движения в горных районах

Саксонии и Северо-Западной Чехии с Крестьянской войной во

Франконии и Тюрингии имело бы решающее значение в общей

борьбе за устранение тиранов и угнетателей народа. В своем обра-

щении к тюрингскому городу Альштедту Мюнцер призвал присое-

диниться к общему восстанию <деревни и города и особенно горно-

рабочих и других добрых друзей>, т. е. другие слои горного населе-

ния, также заинтересованные в устранении княжеского режима.

На такой широкой основе Мюнцер хотел создать в Тюрингии рево-

люционный центр для всей Крестьянской войны.

По призыву Мюнцера все его сторонники собрались у Франкен-

хаузена в Тюрингии и образовали здесь военный лагерь. Туда же

из Мюльхаузена во главе вооруженного отряда прибыл и сам Мюн-

цер. Ближайшей задачей концентрировавшихся у Франкенхаузена

восставших было объединение (по плану Мюнцера) с сильнейшими

отрядами франконских крестьян до прихода войск Трухзеса в Сред-

нюю Германию, для того чтобы отбросить Трухзеса, разбить его вой-

ска, а затем слиться с остатками разгромленных сил крестьян в Юж-

ной Германии.

Наблюдая военные приготовления князей и попытки местных

графов внести разложение в ряды восставших путем переговоров,

Мюнцер старался поднять боевой дух Франкенхаузенского лагеря.

Он призывал своих бойцов к стойкости и непримиримости и самым

беспощадным образом пресекал проявления слабости и деморали-

зации. С воодушевлением Мюнцер рисовал перед восставшими ве-

личественную картину <царства божия на земле>, под которым он

понимал справедливый общественный строй без князей, без господ

и без эксплуататоров и призывал крестьян проникнуться сознанием

великой цели, которую они призваны осуществлять, и действовать

решительно, не боясь превосходящих сил врагов.

Князья Средней Германии спешно создали войско, которое под

командованием ландграфа Филиппа обрушилось на Франкенхаузен-

ский лагерь. В неравном бою 15 мая 1525 г. отряды восставших

были разбиты. Мюнцер был схвачен и подвергнут жестокой пытке

в присутствии князей, но никого из своих живых сторонников

не выдал. После пыток он был казнен. 25 мая сдался Мюльхаузен,

и движение в Тюрингии было подавлено.

После этого крестьянские силы продолжали еще некоторое вре-

мя сопротивляться в славянских землях Австрии - Штирии, Карин-

тии и Крайне. Наиболее же ярким фактом после подавления вос-

стания в основных германских землях была борьба крестьян в Ти-

роле, где австрийский эрцгерцог был вынужден пойти им на уступки

и созвать ландтаг.

Замечательным предводителем восставших крестьян Тироля,

боевые действия которых продолжались в 1526 г. и позже, был Ми-

хаил Гайсмейер, революционер и мыслитель. В начале 1526 г. Гайс-

майер составил для Тироля <Земское устройство> (Landesord-

nung) - программу коренных политических преобразований, один

из выдающихся документов Великой Крестьянской войны. Цель

этой программы - установление в Тироле народной республики на

глубоко демократической основе. Наряду с общими антифеодальны-

ми требованиями <Земское устройство> Гайсмайера содержало

пункты о демократизации суда, о призрении бедных за счет десяти-

ны, о роспуске монастырей и превращении их зданий в госпитали

и приюты для детей. Предусматривалось, что государство, устранив

и истребив господ и угнетателей народа, должно будет запретить

крупные купеческие компании и развить большую хозяйственную

деятельность по организации горного дела, по подъему сельского

хозяйства и развитию новых культур, по строительству дорог и мо-

стов. Государство должно регулировать использование полей, лугов

и недр земли.

Ф. Энгельс назвал Гайсмайера <одним из последователей Мюн-

цера>, хотя данных о непосредственных связях между этими выдаю-

щимися революционерами нет. Принципы, лежащие в основе про-

граммы Гайсмайера, восходят к положению Мюнцера о том, что

пользы> есть требование устранения всех господ и угнетателей на-

рода. У Гайсмайера, обнаружившего понимание роли революцион-

ного государства, дана детальная разработка этих принципов. В сво-

ей программе он стремился указать конкретную форму их приме-

нения в условиях Тироля.

В конце 1525 г. Гайсмайеру удалось сформировать революцион-

ные отряды из крестьян и горняков Тироля и Зальцбурга, к кото-

рым примкнули многие участники Крестьянской войны, нашедшие

убежище в горных областях Тироля. Обладая незаурядным талан-

том полководца, Гайсмайер в борьбе с двинувшимися против него

с разных сторон войсками австрийского эрцгерцога, баварцев и

Швабского союза провел ряд успешных операций и сохранил свои

боевые отряды. Окруженный превосходящими силами врагов, Гайс-

майер сумел вывести часть своих войск из окружения, перейти с

ними через австрийские Альпы в Венецианскую область и начать

их реорганизацию. Он вступил также в переговоры со швейцарцами

и венецианцами о совместной борьбе против Габсбургов. Но во вре-

мя этих переговоров Гайсмайер погиб от руки подосланного авст-

рийским правительством убийцы.

 

ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ

С подавлением восстания в Тироле завершил-

ся последний акт Крестьянской войны. За по-

бедителями неизменно шли палачи. На кре-

стьян, оставшихся в живых, налагались ог-

ромные контрибуции, совершенно их разорявшие. К казням и тер-

рору призывал Лютер. Он писал: <Крестьяне отдались дьяволу...

Пусть всякий колет, бьет и душит их тайно и явно, как убивают

бешеных собак... князь скорее заслужит царство небесное проли-

тием крови, чем молитвами...>. Лютер советовал дворянам увеличи-

вать барщину и восстановить крепостничество.

История Великой Крестьянской войны, образующей вместе со

всем общественным движением эпохи Реформации первый этап бур-

жуазной революции в Европе, показывает, что главной силой в

борьбе с феодализмом был крестьянско-плебейский лагерь. Пора-

жение восставших крестьян имело роковые последствия для всего

немецкого народа.

Причину поражения великого восстания немецкого крестьянст-

ва в XVI в. Энгельс видел в разрозненности крестьянских выступле-

ний и неумении всех сил оппозиции возвыситься над местными и

провинциальными интересами, в том,что крестьяне и плебеи

в болшинстве районов Германии не смогли объединиться для сов-

местных действий...> ^ Останавливаясь на этом указании Энгельса,

В. И. Ленин подчеркивал, что речь идет о таких особенностях клас-

совой природы крестьянства, которые лишают его возможности

одержать победу в самостоятельных выступлениях без руководст-

ва со стороны другого класса^.

Объективно перед восставшими немецкими крестьянами и город-

ским плебсом стояли две главные.. задачи - ликвидация феодальной

эксплуатации..и прекращение политической^

войны. Положительное решение этих""задач устранило бы препятствия

к переходу Германии на путь буржуазного развития. В этих усло-

виях решающее значение приобрела позиция немецкого бюргер-

ства: окажется ли бюргерство способным не только участвовать в

антифеодальном восстании, но и возглавить его? Ход событий пока-

зал, что, несмотря на объективную заинтересованность передовых

элементов бюргерства (уже в какой-то мере обуржуазившихся) в

победе над феодализмом, в целом оно оказалось неспособным воз-

выситься над местной ограниченностью и освободиться от опуты-

вавших его связей с миром феодальных отношений для того, чтобы

выступить руководителем всех антифеодальных сил.

 

ЛЮТЕРОВСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

АУГСБУРГСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

Подавление Крестьянской войны и разгром

всего общественного движения этой эпохи от-

крыли дорогу к усилению княжеской власти.

Лютеровская Реформация, лишившаяся свя-

зи с народом, выродилась в орудие княжеского сепаратизма и секу-

ляризации церковных земель в пользу князей. Когда император

Карл V в 1529 г. приостановил секуляризацию, сторонники Лютера

заявили протест (отчего их и стали называть протестантами) и ста-

ли добиваться соглашения с заинтересованными в приобретении

церковных земель католическими князьями. Это не могло не отра-

зиться на самой системе лютеранства. Лютер и его ближайшие

сторонники видели теперь свою задачу не столько в борьбе с като-

лической догматикой, сколько в том, чтобы приспособить церковь

к интересам князей.

 

На Аугсбургском сейме 1530 г. ближайший соратник Лютера

Филипп Меланхтон представил императору систематическое изло-

жение основ лютеранства, известное под названием <Аугсбургское

вероисповедание>. В этом документе наряду с положением о том,

что князь, а не папа является главой церкви, устанавливалась обря-

довая и внешняя культовость, была

создана в духе буржуазного требования дешевой церкви, упразд-

нялась внешняя пышность католического культа, почитание икон

и мощей; вместо торжественной католической мессы вводилась про-

стая литургия, в которой большое место занимала проповедь, а из

семи таинств оставлено было только два - таинство крещения и

причащения. Самый факт создания церкви и церковной организации

верующих свидетельствовал об отступлении Лютера от первона-

чального принципа <оправдания только верой>.

 

МЮНСТЕРСКАЯ КОМУННА

После разгрома Крестьянской войны и насту-

пления Реакции часть анабаптистов верну-

лась к сектантству, к пропаганде идеи ожи-

дания социального переворота от сверхъесте-

ственных сил, от вмешательства самого Христа. Вместе с тем среди

этой части анабаптистов распространялось учение скорняка Мель-

хиора Гофмана о том, что после победы Христа наступит час, когда

потребуется и активное участие людей - ревнителей дела бога.

Однако в народных массах и среди анабаптистов сохранились и

революционные элементы, которые продолжали верить, что наступ-

ление <царства божия> на земле невозможно без народного восста-

ния. Уже в 30-х годах XVI в. революционная пропаганда в духе

учения Томаса Мюнцера велась в городах Северо-Западной Герма-

нии, вступивших тогда вместе с городами соседних Нидерландов в

полосу нового экономического подъема и обострения социальных

отношений. В этих городах, ставших, как и нидерландские города,

средоточием и убежищем анабаптистов, оживилась политическая

оппозиция и началась борьба за Реформацию. Наиболее ярко новое

революционное движение проявилось в Мюнстере.

В 1533 г. в Мюнстере победили сторонники Реформации. После

изгнания из города князя-епископа в Мюнстер из других городов

Вестфалии и Нидерландов начали стекаться анабаптисты, влияние

которых в обстановке обострившейся классовой борьбы сильно воз-

росло. В феврале 1534 г. анабаптисты, связанные с плебейскими

массами Мюнстера, получили большинство в магистрате и фактиче-

ски захватили власть в городе. Во главе их стояли прибывшие из

Нидерландов булочник Ян Матис и портной Иоанн Лейденский

(Бокельсон).

Господство анабаптистов в Мюнстере продолжалось 14 месяцев

(до июня 1535 г.). Город был объявлен <Новым Иерусалимом>,

т. е. центром <Царства божьего>, которое должно быть, согласно

проповеди Яна Матиса, установлено на земле мечом <праведных>.

В обстановке вражеской осады анабаптисты провели в Мюнстере

ряд преобразований. Ремесленные мастера, в руках которых сохра-

нились орудия производства и на которых работали, как и прежде,

подмастерья, обязаны были выполнять заказы городской общины и

подчиняться ей в деле организации производства вообще. Община

распоряжалась раздачей отдельным лицам земельных участков для

обработки. Золото, серебро и драгоценные вещи подлежали конфи-

скации в общую пользу. Деньги были упразднены, производился

только натуральный обмен.

В области потребления политика Мюнстерской коммуны содер-

жала некоторые элементы потребительского коммунизма. Предметы

потребления брались на учет особыми должностными лицами (<диа-

конами>). Они же имели право отбирать излишки для распределе-

ния среди нуждающихся. Практиковалось устройство общих трапез.

Значение Мюнстерской коммуны заключалось не столько в ее

социальных преобразованиях, которые не выходили за рамки урав-

нительства, проводились к тому же непоследовательно и в основном

диктовались военной обстановкой, сколько в том, что после пора-

жения Крестьянской войны она показала пример готовности к ре-

волюционной борьбе против восторжествовавшей феодально-княже-'

ской реакции.

В условиях реакции Мюнстерская коммуна осталась изолиро-

ванной, несмотря на то что некоторые города Германии и Нидер-

ландов послали ей на помощь вооруженные отряды. После дли-

тельной героической обороны Мюнстер пал. Оставшиеся в живых

деятели Мюнстерской коммуны, в том числе Иоанн Лейденский,

были после жестоких пыток казнены.

 

Шмалькальденский

союз,

Шмалькальденская

война и Аугсбургский

религиозный мир

Враждебное отношение императора Карла V

к лютеранству, проявившееся уже в 1521 г.,

когда против Лютера был издан Вормсский

эдикт, усилилось после того, как лютеранская

церковь сделалась оружием княжеского сепа-

ратизма. Видевший в усилении князей опасность для своих планов

создания всехристианской габсбургской державы, Карл V стремился

к подавлению лютеранства путем строгого применения Вормсского

эдикта. Протестантские князья вместе с некоторыми имперскими

городами в ответ на это составили еще в 1531 г. в городе Шмаль-

кальдене союз для защиты дела Реформации. В 1546 г., после того

как на сторону протестантов перешли трое из семи курфюрстов,

между императором и Шмалькальденским союзом началась война,

закончившаяся в 1548 г. победой императора; однако эта победа

не была окончательной. В 1552 г. протестантский Шмалькальден-

ский союз вместе с французским королем Генрихом II начал про-

тив императора вторую войну, закончившуюся их победой. После

второй шмалькальденской войны протестантские и католические

князья заключили между собой и с императором в 1555 г. Аугсбург-

ский религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет,

объявленный незыблемым, распространялся и на область религии.

Провозглашен был принцип, выраженный в формуле < Си jus regio

ejus religio> (<Чья власть, того и вера>), т. е. каждый князь опре-

деляет религию своих подданных. За князьями признано было пра-

во назначения на высшие церковные должности, а также в консисто-

рии - органы церковного управления, состоявшие из духовных и

светских лиц. Лютеранские консистории были целиком подчинены

княжеской власти и являлись составной частью органов княжеской

администрации.

В результате договора 1555 г. в Германии образова-

лись две группировки немецких княжеств - католическая (наслед-

ственные земли Габсбургов, Бавария, Франкония, духовные княже-

ства на Рейне и в Северо-Западной Германии, Эльзас) и проте-

стантская (северогерманские княжества, герцогство Пруссия,

Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний

Пфальц, Бюртемберг). Протестантские князья оставались более ре-

шительными противниками великодержавной политики Габсбургов.

распад империи, Карл V отрекся от престола. Австрийские владе-

ния, Чехия и часть Венгрии вместе с короной Священной Римской

империи перешли к его брату Фердинанду 1; Испания, Нидерланды

и итальянские владения-к его сыну Филиппу II.

 

Таким образом, после поражения Великой Крестьянской войны

борьба реакционных политических сил между собой привела к уси-

лению и закреплению германской раздробленности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных