ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАНСИЛЬВАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО
В состав Трансильванского княжества входила территория соб- ственно Трансильвании, а также восточных и северо-восточных ко- митатов Венгрии. Население Трансильванского княжества состояло из влахов, венгров, немцев и частично закарпатских украинцев. Трансильванские князья, сохраняя известную внутреннюю само- стоятельность, находились в вассальной зависимости от Турции: они признавали суверенитет султана, платили ему ежегодную дань и должны были согласовывать с ним внешнюю политику. Турки поддерживали трансильванских князей, видя в них на- дежных союзников в борьбе против Габсбургов. Княжеская власть в Трансильвании была ограничена государ- ственным собранием, в котором заседали венгерские магнаты и представители трех трансильванских <наций>, объявленных приви- легированными на основе заключенной еще в 1437 г. <Унии трех наций>, представлявшей собой союз дворянства венгерских комита- тов, немецкого патрициата городов (саксов) и секейской верхушки \. Внутренняя политика трансильванских князей и государствен- ного собрания была направлена на удовлетворение экономических и политических интересов венгерского дворянства и немецкого пат- рициата за счет усиления эксплуатации и угнетения закрепощен- ного крестьянства и трудящегося населения городов. Особенно тяжелым было положение влашского и украинского населения, оттесненного в непригодные для ведения сельского хо- зяйства горные районы Карпат и вынужденного заниматься ското- водством. Крестьяне Трансильванского княжества в XVI и первой половине XVII в. подвергались такой же жестокой эксплуатации^ как и их собратья в габсбургской Венгрии. Непосильные государ- ственные налоги, церковная десятина, неограниченная барщина, де- сятина, ценз и другие многочисленные повинности и поборы вели к разорению крестьян, тормозили развитие сельского хозяйства. Длительные войны, грабительские набеги турецких войск, а также вторжения габсбургских наемных армий делали положение кресть- ян еще более тяжелым. Особенно тяжкие испытания выпали на долю народов Трансиль- вании во время 15-летней войны (1591-1606) между турками и Габсбургами, когда значительная часть населения была истреблена, а сотни сел и городов полностью уничтожены., Борьба за восстановление национальной независимости и госу- дарственного суверенитета могла быть успешной только при условии вовлечения в нее широких народных масс. Однако из-за опасе- ний, что массовое участие крестьянства может придать националь- но-освободительному движению антифеодальный характер, тран- сильванские князья стремились изгнать Габсбургов и объединить под своей властью все земли бывшего Венгерского государства, ис- пользуя для этой цели не народные движения, а противоречия меж- Ду Турцией и Габсбургами. Во время 15-летней войны между турками и Габсбургами Тран- сильвания была временно оккупирована Габсбургами. В ответ на бесчинства, грабежи и насилия императорской армии вспыхнуло- крупное восстание венгерского дворянства, направленное на вос- становление нарушенных Габсбургами сословных привилегий. Руководитель восстания, крупный магнат Восточной Венгрии Иштван Бочкаи вступил в союз с гайдуками, которые и составили основную силу повстанческой армии. Умело используя антифео- дальные настроения народных масс, Бочкаи путем обещаний и не- которых уступок привлек на свою сторону крестьянство и тем са- мым значительно расширил социальную базу движения. В ходе
' Саксы, или сасы,- немецкое население трансильванских городов; секеи _ венгерская этническая группа, жившая в юго-восточной Трансильвании и нес- шая охрану государственных границ. Императорские войска были разгромлены и изгнаны со всей территории Трансильвании и Восточной Словакии. В 1605 г. дворяне провозгласили Бочкаи правителем Венгрии, а трансильван- ское государственное собрание избрало его своим князем. Одержав ряд побед, Бочкаи принудил императора Рудольфа за- ключить в 1606 г. Венский мир, по которому на всей территории Венгерского королевства восстанавливались сословные привилегии дворянства, была гарантирована свобода вероисповедания, причем Габсбургам пришлось официально признать независимость Тран- сильванского княжества. Крестьяне по-прежнему оставались бес- правными, только около 10 тыс. гайдуков получили свободу и дво- рянское звание. В период Тридцатилетней войны (1618-1648) трансильванские князья Габор Бетлен и Дьердь Ракоци 1, воспользовавшись благо- приятной внешнеполитической обстановкой, предприняли ряд по- ходов против Габсбургов. Габор Бетлен был одним из инициаторов создания антигабсбург- ской коалиции всех некатолических держав. Он вел успешные пере- говоры с Чехией, Голландией, Данией, Швецией и направил посоль- ство в Москву. В союзе с восставшими против Габсбургов чехами Бетлен нанес императорским войскам ряд поражений и занял боль- шую часть Словакии. Однако поражение чехов у Белой Горы (1620) вынудило Бетлена заключить в 1622 г. Никольсбургекий (Микулов- ский) мир, по условиям которого Габсбурги уступили ему в пожиз- ненное владение лишь семь северо-восточных комитатов, включая город Кошице. В союзе с Голландией, Данией и немецкими протестантскими князьями Бетлен еще дважды предпринимал походы против Габс- бургов (1623--1624, 1626), но достичь большего ему не удалось. Политику Бетлена продолжал Дьердь Ракоци 1, который высту- пал против Габсбургов вместе с Швецией и Францией. По Линц- скому миру (1645) вновь была увеличена территория Трансильван- ского княжества, а за протестантами признавалась свобода веро- исповедания. Укрепление внешнеполитических позиций Трансильванского княжества и успехи, достигнутые им в борьбе с габсбургским вели- кодержавием, были следствием экономического подъема и усиле- ния централизованной княжеской власти. С целью увеличения го- сударственного земельного фонда Бетлен провел проверку всех феодальных держаний и отменил вечные дарения. Тем самым земле- владельцы были поставлены в полную зависимость от князя. Много внимания уделял Бетлен усовершенствованию налоговой и финан- совой системы, он пытался монополизировать внешнюю торговлю. Протекционистская политика Бетлена по отношению к предпри- нимателям, ремесленникам и торговцам содействовала расцвету горнорудной промышленности, ремесла и торговли. Развитие ремес- ла было связано также с притоком бежавших из Германии и Чехии в период Тридцатилетней войны протестантов, среди которых было много искусных мастеров и опытных торговцев. Трансильванские князья оказывали протестантским беженцам всевозможную помощь. При их дворе нашли убежище многие зару- бежные ученые, педагоги, художники, внесшие значительный вклад патаке, находившемся во владении трансильванских князей Рако- ци, жил и работал великий чешский педагог Ян Амос Каменский. В первой половине XVII в. Трансильванское княжество достигло значительных успехов в развитии экономики и укрепило свое меж- дународное положение. Однако период расцвета Трансильвании оказался непродолжительным. Усиление крепостничества и изнури- тельные войны стали непреодолимым тормозом для развития сель- ского хозяйства и ремесленного производства. Уже в середине XVII в. начался хозяйственный застой, перешедший вскоре в за- тяжной кризис, что в конечном счете привело к полному подчине- нию Трансильвании Габсбургам.
МОЛДАВИЯ И ВАЛАХИЯ
Установление турецкого владычества Дунайские княжества Валахия и Молдавия к в середине XVI в. потеряли свою независимость и попали под власть Оттоманской империи. В истории Молдавии и Валахии наступил более чем 300-летний пе- риод турецкого владычества. Молдавия и Валахия были разграбле- ны и превращены в объект обычной для турецких завоевателей фор- мы эксплуатации: с них собирали тяжелую дань - харачь, они дол- жны были поставлять военные контингенты и участвовать в походах султанов. Господарский престол стал фактически предметом купли- продажи. В результате турецкой военно-феодальной экспансии Молдавия и Валахия утратили не только национальную независимость, но и свою территориальную целостность. Так, в 1484 г. турецкие феодалы захватили Килию и Белгород, превратив их в плацдарм и форпосты своей агрессивной политики. В 1538 г. с той же целью турецкие захватчики отторгли от Молдавии Буджак, Вендоры, а также Добруджу. Города-крепости Турну, Джурджу и другие так- же были превращены в турецкие владения.
Общественный строй и сельское хозяйство Турция сохранила в Молдавии и Валахии общественный строй, феодальные способы производства и систему господства и подчинения, придав им более жестокую, <азиатскую> форму. В XVI столетии в зависимых от Оттоманской империи Молда- вии и Валахии продолжало господствовать натуральное хозяйство. Население этих княжеств, как и население Трансильвании, зани- мавшее с древнейших времен плодородные и богатые тучными паст- бищами склоны северо-восточной и юго-восточной части Карпат- ских гор, а также черноземные долины сравнительно многочислен- ных больших и малых рек - Серета, Прута, Дуная, Днестра и др., занималось главным образом земледелием и животноводством, а так- же огородничеством и виноградарством, садоводством, пчеловодст- вом и охотой, рыболовством и иными промыслами. В горной части княжеств и на юге, главным образом в Добрудже и Буджаке, наи- большее развитие получило животноводство, на остальной же тер- ритории преобладало земледелие. Крестьянская семья как основная производственная единица феодально-крепостнического общества Молдавии и Валахии, за счет эксплуатации которой жили светские и духовные феодалы, произ- водила почти все материальные блага: основные орудия труда, одежду, жизненные средства. Крепостные и зависимые крестьяне обязаны были отдавать своим господам-землевладельцам часть про- дукции домашнего производства. Эти натуральные поставки обычно состояли из домашнего конопляного полотна, шерсти, сукна и т. д. Крупные и средние светские и духовные феодалы не ограничивали свои потребности только продукцией вотчинного и крестьянского до- машнего ремесла; они носили богатую одежду местного городского и иноземного производства. Наряду с городами, являвшимися центрами ремесла и торгов- ли, административными центрами или крепостями, существовали поселения полугородского-полусельского типа. Они не имели укреп- ленных стен и были больше похожи на деревни, чем на города. В городах жили главным образом ремесленники различных про- фессий и специальностей. Ремесленники одной профессии или спе- циальности, объединенные в братства и цехи, обычно жили на улицах, где находились только их мастерские. Во главе ремесленных цехов и братств стояли старосты. Купцы также были организованы в гильдии, возглавляемые ста- ростами. Торговали предметами ремесла, сельскохозяйственными продуктами, скотом, шерстью, мехами и т. д.
Рост крупного феодального землевладения и закрепощение крестьянства Города пользовались правом гражданского и судебного само- управления. Во главе их стояли шолтуз (городской голова) и пыр- гаре-радцы, которые выбирались из лиц, принадлежавших к верхушке городского населения. Вместе с шолтузом пыргаре-радцы составляли городскую раду (совет). Они руководили городской жиз- нью, управляли населением городской округи, следили за проведе- нием в жизнь господарских указов, за сбором государственных налогов и выполнением жителями различных повинностей. Но с из- менением политики Турции и ослаблением власти господарей зна- чение городского самоуправления падало. XVI - первая половина XVII в. были време- нем роста крупной земельной собственности, что сопровождалось процессом становления и завершения крепостнической системы, нача- ло которой было положено уже в XIV-XV вв. Пути роста феодальной земельной собст- венности и закрепощения крестьян-общинников, как зависимых, так и остатков свободных, были разнообразными. Светские и духов- ные феодалы захватывали общинные и индивидуальные крестьян- ские земли и облагали их повинностями; одновременно феодалы объявляли принадлежавшие крестьянам земельные участки надела- ми, резко увеличивая размеры повинностей в разных их формах, в том числе и личных. Происходит экономическое закабаление лич- но свободных крестьян-общинников и их последующее закрепоще- ние. В ряде случаев общинные земли и индивидуальные земельные участки крестьян переходили к светским и духовным феодалам пу- тем их купли <за свои правые и чистые пинези> (деньги), накоп- ленные в результате эксплуатации крестьянского труда. Распростра- нилась практика господарских земельных пожалований и дарений крестьянских земель, нередко с их обитателями, светским и духов- ным феодалам, а также монастырям. Кроме того, господари давали боярам, духовным лицам и церковно-монастырским учреждениям право осваивать пустоши неограниченно. Наряду с ростом феодальной собственности на землю и закрепо- щением крестьян происходило перераспределение земельной пло- щади и внутри самого господствующего класса в результате актов купли-продажи, обмена. Для расширения земельных владений и за- крепощения крестьян светские и духовные феодалы применяли лю- бые средства насилия, обман, вымогательство, посулы и угрозы, судебные и другие штрафы, кабалу, ростовщические операции и т. д. В руках отдельных феодалов уже в первой половине XVI в. со- средоточились громадные вотчины. Рост крупного феодального зем- левладения, с одной стороны, и все усиливавшееся закрепощение лично свободного крестьянства, с другой - таковы характерные чер- ты социально-экономической и политической жизни Молдавии, Ва- лахии и Трансильвании на протяжении XVI - первой половины XVII в. Земельная собственность определяла экономическое и поли- тическое положение отдельных представителей и групп господствую- щего класса, их продвижение по феодальной иерархической лестнице.
Оформление крепостного права Государственному оформлению крепостного права в масштабе каждого княжества пред- шествовали частичные ограничения права крестьянского перехода. Еще задолго до при- нятия правительством мер к стеснению перехода крестьян светские и духовные феодалы применяли их на практике, с тем чтобы сохра- нить в своем феодальном хозяйстве рабочую силу. Широко распро- страненный уход крестьян с земли, их переход на другие земли вызывали недовольство господствующего класса. Молдавские и ва- лашские господари издавали специальные грамоты и указы о сыске беглых крепостных и зависимых крестьян. Еще задолго до издания <Уложений>, запрещавших переходы крестьян от одного владельца к другому, в Молдавии и Валахии сложилось понятие о беглом крестьянине как о человеке, незаконно вышедшем из имения феодала, в котором он жил, и подлежавшем немедленному возвращению к своему прежнему господину-землевла- дельцу. Валашские и молдавские господари не раз обращались к правителям других стран с просьбой не допускать перехода грани- цы беглыми крепостными крестьянами. Многие документы молдавской и валашской господарских кан- целярий говорят о бегстве крепостных крестьян от своих господ- землевладельцев и их насильственном водворении <с веревкой на шее> на свои прежние места жительства. Важным рубежом в истории молдавского и валашского кресть- янства являются <Уложения>, или <Своды законов> 1646 г. (Молда- вия) и 1652 г. (Валахия), окончательно оформившие крепостное право на всей территории Дунайских княжеств. <Уложения> под- тверждали собственность феодалов на основные средства производ- ства, прежде всего на землю. Утверждалась крепостная зависимость молдавских крестьян - царан-вечин и валашских вечин-румын - от светских и духовных феодалов. Им предоставлялось право розыска и принудительного возвращения своих беглых крестьян в течение неограниченного срока. Не вводя в жизнь новых правовых норм, <Уложения> юридически оформили те отношения господства, подчи- нения и внеэкономического принуждения в деревне, которые сло- жились в Молдавии и Валахии в процессе их социально-экономиче- ского развития в предшествующий исторический период.
Положение крестьян и их повинности Над крепостным и феодально зависимым кре- стьянством Дунайских княжеств тяготел тройной гнет. Во-первых, крестьян эксплуати- ровали собственники той земли, которой они пользовались для ве- дения своего <самостоятельного> хозяйства. Во-вторых, они несли различные налоги и повинности в пользу феодального государства. Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани ту- рецким поработителям. По свидетельству летописца первой половины XVII в. Григория Уреке, господарь Иоан Деспот, обложив население <новым налогом, увеличил и без того тягостные повинности>. А господарь Иоан Вода Лютый <изо дня в день выдумывал все новые и разные налоги а повинности...>. Грабительская политика турецких поработителей и фискальная система их ставленников - молдавских и валашских господарей, хищничество бояр и духовенства (греческого и местного), взяточни- чество государственных чиновников и прямой грабеж довели основ- ную массу городского и сельского податного населения до полного обнищания. Даже такой представитель господствующего класса, как историк Дмитрий Кантемир (1673-1723), который сам был молдавским господарем, говоря о Молдавии, находившейся под османским игом, отмечал, что <крайнее падение сея земли можно видеть из того, что нужда и бедность ежедневно возрастают>. По словам Кантемира, молдавские крестьяне были так угнетены, что им едва хватало времени для <промышления себе хлеба>. Поэтому <молдавских му- жиков можно бы почесть за беднейших людей во всей подсолнечной (т. е. на всей Земле)...>. Настоящим бичом для податного населения являлась система кормлений и отдачи на откуп сбора государственных налогов и по- винностей. Откупщики стремились не только извлечь уплаченную господарю откупную сумму, но и превысить ее и тем самым как можно больше нажиться за счет трудового народа. На социально-экономический и национально- религиозный гнет трудящиеся массы города и деревни отвечали активным сопротивлением. Классовая борьба молдавского и валашского крестьянства против феодально-крепостнического угнетения была неразрывно связана с освободительной борьбой против иноземного ига, которая по своим движущим силам и характеру также была крестьянской. Формы борьбы крестьян были чрезвычайно разнообразны, начи- ная с подачи челобитных господарям и кончая гайдучеством и ан- тифеодальными крестьянскими восстаниями. Гайдучество, или гайдуцкое движение, зародилось и развивалось вместе с ростом классовой борьбы; оно было известно в Трансиль- вании, Валахии и Молдавии еще задолго до турецкого завоевания. Особенно гайдучество распространилось и усилилось после установ- ления турецкого господства в Валахии и Молдавии, когда оно при- няло национально-освободительный характер. Гайдуки - это народ- ные мстители, выходцы из крестьянской массы и городских низов, боровшиеся против социального и национального угнетения. В 1604 г. группа духовных и светских феодалов, епископы и другие церковники, великие и малые бояре, бежавшие от гайдуков из соседней Валахии в Молдавию и Польшу, сообщали, что гайдуки преследовали феодалов, отбирали у них имущество и лишали их <покоя>, а в ряде случаев и жизни. Классовая борьба крестьян принимала форму вооруженных ан- тифеодальных восстаний. Так, в 1514 г. произошло крупное кре- стьянское восстание в Молдавии в районе города Васлуя. Очевидно, крестьянская война в Венгрии и Трансильвании под предводитель- ством Дожи нашла широкий отклик и в Дунайских княжествах. О силе крестьянского восстания 1514 г. в Молдавии можно судить по рассказу летописца Макария, который отмечает, что для подав- ления этого движения были посланы господарские войска Богда- на П1 и что в результате крупного сражения у города Васлуя по- гибло очень много повстанцев вместе с их вождем Трифэилом, име- новавшимся <царевым сыном>. Молдавский господарь Петр Рарсш (1527-1538; 1541-1546) возглавил народную борьбу против турецких поработителей. Круп- ная победа молдаван над турками в период правления Петра Ра- реша была одержана в 1538 г. у местечка Стефанешты. Однако вскоре народное выступление было подавлено турецкими войсками. В 1566 г. в Молдавии вспыхнуло новое крестьянское восстание. В июне этого года в соседней с Молдавией Трансильвании появил- ся претендент на молдавский господарский престол, выдававший себя за Стефана-воеводу. По словам летописца, Стефан-самозванец, собрав вокруг себя <множество гайдуков>, пастухов и <другой че- ловеческий сброд>, вступил в Молдавию, уговаривая простых людей подчиниться ему и помочь занять господарский престол. Движение росло, повстанцы дошли до города Нямсц, желая захватить столицу Молдавии город Яссы. Господарь Александр Лапушняну, узнав о приближении вос- ставших крестьян, спешно послал навстречу им войско. Противники встретились выше Нямецкой крепости, где и произошло решающее сражение. Господарские военные силы одержали победу над неор- ганизованной и плохо вооруженной крестьянской массой. Много повстанцев погибло, другие были схвачены, остальные бежали. Сте- фан-самозванец бежал в Трансильванские горы. Молдавский господарь Иоан Вода Лютый (1571-1574), исполь- зуя недовольство крестьян, служилых людей и торгово-ремесленного населения страны, возглавил освободительное движение против ту- рецкого ига. Вместе с пришедшими на помощь отрядом запорож- ских казаков, полками служилых людей и дружинами народного ополчения Иоан Вода нанес турецкому войску ряд серьезных пора- жений. Однако в 1574 г. Иоан Вода был взят в плен и казнен. Одним из крупных вооруженных выступлений крестьян против местных угнетателей и иноземных поработителей было восстание 1591 г. Кастелян одного из трансильванских городов, находившийся в то время в Молдавии и спасшийся бегством от восставших крестьян, пи- сал: <В Молдавии дела обстоят исключительно плохо; крестьянство держится мужественно и крепко, атакует светских и духовных са- новников, если они не удирают, то их убивают; мало кто из свет- ских и духовных сановников остался дома, они даже не осмелива- ются показываться на глаза крестьянам; все знатные люди, начиная от воеводы - господаря, покинули страну и бежали: владыки, ми- трополит, гетман и т. д.>. Однако и восстание 1591 г. было подавле- но турецким ставленником Ароном Тираном после упорной крово- пролитной борьбы. В конце XVI в. валашский господарь Михаил Храбрый, разгро- мив турецкие войска и объединив Молдавию и Валахию, а также Трансильванию, провозгласил себя <господарем Валахии, Трансиль- вании и всего Молдавского княжества>. Однако вскоре это объеди- нение распалось, и зависимость входивших в него земель от Турции возобновилась. Мощный толчок выступлениям крестьян и горожан в Молдавии и Валахии дала народно-освободительная война на Украине в 1648-1654 гг. Под ее влиянием в Молдавии в 1653 г. вспыхнуло крупное восстание торгово-ремесленного населения в Яссах; восста- ние произошло также в 1656 г. в Валахии. Много молдаван сража- лось в рядах казацкого войска против польских феодалов. Классовая и национально-освободительная борьба трудового на< селения Молдавии и Валахии против местных угнетателей и ино- земных турецких поработителей в различных формах не прекраща- лась на всем протяжении турецкого владычества.
Русско-Валашско-молдавские связи Прочные торгово-экономические и культурно- политические связи между Дунайскими кня- жествами и Русским государством были уста- новлены в XV в. Кроме общих экономических и культурных инте- ресов русских, валахов и молдаван сближала борьба против инозем- ных завоевателей: польско-литовских панов, а с XVI в.- крымских ханов и турецких султанов. Запорожские казаки неоднократно по- сылали в Молдавию и Валахию свои отряды, сражавшиеся вместе с валахами и молдаванами против турецко-татарских захватчиков. Экономические, политические и культурные связи Молдавии и Валахии с Русским государством становятся особенно тесными при господарях Василии Лупу (1634-1653) и Матвее Басарабе (1632- 1654) благодаря возросшему международному престижу России и ее успехам в войне с шляхетской Польшей за освобождение Украи- ны и Белоруссии. Русско-молдавско-валашские связи оказали благотворное влия- ние на развитие культуры в Молдавии и Валахии. Благодаря рус- ской и украинской помощи в 30-40-х годах XVII в. в Дунайских княжествах был основан ряд школ для детей представителей гос- подствующего класса, открыты типографии, оборудование для кото- рых было получено из Москвы, Киева и Львова. В 1640 г. в Яссах открылась Славяно-греко-латинская академия для детей феодаль- ной знати. Молдаване и валахи, как и некоторые другие народы, порабо- щенные султанской Турцией, видели возможность избавления от ту- рецкого ига лишь с помощью Русского государства.
Глава 34 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|