Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности грамматического строя речи

При УО формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, и правила грамматического изменения слов очень многообразны.

Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с УО в той же последовательности, что и у нормальных детей. Недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, в искажении общей картины речевого развития.

Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения. Устанавливать связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).

Развитие морфологической системы языка тесно связано с развитием не только синтаксиса, но и лексики, фонематического восприятия.

Нарушение формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей с УО.

Выделяют следующие нарушения морфологической системы языка у детей с УО:

- неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков);

- неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);

- неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, она упал);

- неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);

- неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан).

У детей с УО отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются;

- малая распространенность предложений. Дети пользуются простыми, короткими конструкциями, употребляя чаще всего в качестве второстепенных членов названия конкретного объекта, на который переходит действие, или орудия, с помощью которого действуют(купили книгу, режут ножом), лица, на которое направлено действие (дать брату), места действия (в школе, дома). Значительно реже второстепенные члены могут выражаться наречием, указывающим на образ и способ действия (поздно, вечером, быстро, медленно), качественным прилагательным для характеристики признака предмета (красный, сладкий, круглый) и в единичных случаях – относительным прилагательным (песчаный, заводской), сочетанием существительного с предлогом для выражения причины и цели действия (по болезни, за книгами).

- пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы. Предложения, которые употребляют умственно отсталые дети, часто характеризуются аморфностью структуры, а нередко и искажением смысла высказывания в целом (Когда мама пришла мы обедать. Мальчик кормит молока.).

- редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их повторение. Количество сложных предложений в речи школьников 3-го класса равно 2-5%. Этот процент увеличивается к восьмому году обучения до 12-30.

- нарушение связи слов в предложении. Чаще всего эта ошибка проявляется при согласовании подлежащего и сказуемого, существительного и прилагательного (Марина нарвала красные ягода. Кошка поймал мышка.), в неправильном использовании предложного и беспредложного управления (вдруг кошкапоймала мышку в чулан. Она локала молока.). особенно часто ошибки возникают в предложном управлении в связи с опусканием предлога или неверным его употреблением(Тетради положили портфель).

- нарушение порядка слов: неоправданные инверсии, разрыв сочетаний (Мальчик домой пошел. Зеленая появилась трава).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Present Perfect Continuous INCLUSIVE


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных