Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗВИТИЕ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ 4 страница




хозяином самому себе. Он по-прежнему много работал, а отец по-прежнему

оставался для него образцом медика, но сценарий уже не заставляет его

мчаться навстречу гибели. Так в пятидесятилетнем возрасте человек обрел

возможность следовать собственным, свободно избранным путем.

 

Отец С = "Я хочу поступать по-всоему" Мать

+---------+ ‑ +---------+

| |К = "Трудись усердно" | К = "Трудись усердно"| |

| P ---------------------+ | +--------------------- P |

| | | | | | |

+---------+ |+----|----+| +---------+

| | Об = "Вот как" || | || | |

| B -------------------+ +--> |P <--+ | B |

| | | | | | | |

+---------+ | +----|----+ +---------+

| | О = "Можно | | | |П="Не расслабляйся,| |

| Pe -----------------+ +----> |B | +----------------- Pe |

| | расслабиться | | | | |трудись до са-| |

+---------+ только из-за | +----|----+ |мой смерти" +---------+

болезни" | | | | |

+------> Pe <------+

П = Сценарий | |

К = Контрсценарии +---------+

О = Освобождение

С = Сильное желание

Об = Образец

 

Схема 9. Трудолюбивый человек, добившийся успеха

 

Сценарное оборудование

*Сценарное* *оборудование* - это "детали, болты и гайки", из которых

строится сценарный аппарат набора "Сделай сам", который частично

предоставляют ребенку родители, а в какой-то степени он "делает" сам.

...Клементина находилась в подавленном состоянии из-за несчастной

любви. Со своим возлюбленным она боялась быть откровенной, ибо ей жутко

было его потерять. С другой стороны, она думала, что потеряет его, если не

будет с ним откровенной. Ничего дурного за этим не скрывалось. Ей лишь не

хотелось, чтоб он знал о ее подлинной страстности. Иногда это противоречие

приводило ее в панику, а порой делало бесчувственной. Рассказывая об этом,

она приходила в такое смятение, что буквально теряла голову.

Как могли реагировать на это ее родители? Отец, наверное, сказал бы:

"Не придавай этому значения. Не теряй голову". А мать? "Он использует это

для своей выгоды. Не привязывайся к нему. Он тебя все равно рано или поздно

бросит. Ты для него недостаточно хороша. Он недостаточно хорош для тебя".

Во время трансакционного анализа выяснилось следующее. Когда девочке

было около шести лет, ее дядя, тогда еще подросток, заставил ее испытать

сексуальное возбуждение. Родителям она ничего не сказала. Однажды, увидев

ее в ванне, отец отметил, как она мила в голом виде, и рассказал об этом в

ее присутствии своим гостям. В числе гостей был и "сексуальный" дядя. А как

она к этому отнеслась? "Я хотела спрятаться... Боже, они могли узнать о

моем состоянии". Что она думала при этом об отце? "Мне хотелось сделать ему

как можно больнее. Но при этом где-то глубоко внутри y меня вырывалось: ха-

ха! У меня был свой секрет, но хуже всех чувств было то, что я знала: "Мне

это нравится".

Из своих реакций Клементина сконструировала сценарий, согласно

которому ее ждали страстные любовные связи и расставания. Но при этом она

намеревалась выйти замуж и иметь детей.

1. В приведенном примере имеются два антисценарных лозунга,

провозглашенных отцом: "Не придавай значения" и "Не теряй голову". Они

соответствуют стремлению девушки выйти замуж и иметь семью.

2. Имеется пять предписаний от матери, укладывающиеся в одно: "Ни к

кому не привязывайся".

3. Налицо соблазнение страстью и сексом, возбужденное дядей и

подкрепленное отцовской провокацией.

4. Соблазны и провокации Родительских "демонов" заставили ее

собственного "демона" бодрствовать всю ее жизнь.

5. Можно предположить наличие "встроенного" освобождения: это уже

знакомый нам Принц с Золотыми Яблоками, совсем не похожий на отца.

Только найдет ли его в своей жизни эта женщина?

 

Побуждения и разговоры

Человек, путающийся в лабиринтах своего сценарного аппарата,

одновременно имеет и свои собственные независимые побуждения. Они могут

являться в дневных "снах наяву" или в смутных галлюцинациях перед

засыпанием: великие дела, которые он совершит на следующий же день, или

спокойствие и благополучие, которыми он насладится по прошествии многих лет

борьбы. У каждого мужчины, y каждой женщины есть свой "тайный сад", ворота

которого охраняются от вторжения грубой толпы непосвященных. Это зримые

представления о том, что бы они сделали, если б могли делать то, что им

хочется. Счастливцы правильно выбирают время, место и человека для

осуществления своих мечтаний, другие осуждены печально бродить за пределами

собственных стен, где витает их мечта. Именно этому и посвящена настоящая

книга: что происходит вне этих стен, то есть тем внешним трансакциям,

которые либо сушат, либо питают яркие цветы человеческой души.

Многие дела, явления человек может (как домашнее кино) прокручивать в

своей голове, произнося при этом различные диалоги. Каждая вслух

высказанная фраза или сценарное решение чаще всего является продуктом

такого диалога. Мать, отец, взрослый - все они говорят: "Тебе следовало

бы...", а сам Ребенок, окруженный со всех сторон, хочет вырваться и

получить что-то свое, им самим желаемое. Кто из нас не знает удивительного

и почти бесконечного запаса диалогов, укрытого в затаенных уголках

собственного сознания. Там порой хранятся полные ответы на вопросы, которые

трудно даже себе вообразить. Но если "нажать нужную кнопку", то когда-

нибудь они могут вылиться в прекрасную поэзию. Хорошие сценарные аналитики

умеют распознавать и усиливать эти природные возможности человека. В этом

состоит важный элемент применяемой ими психотерапии.

Задача сценарного аналитика заключается в том, чтобы любому

обратившемуся за консультацией человеку помочь стать свободным в

осуществлении своих стремлений. Он помогает Ребенку пробиться сквозь

царящее порой в голове y пациента вавилонское столпотворение и добиться,

чтобы он сказал: "Именно этого я и хотел, и я сделаю это так, как мне

самому хочется".

 

Победители

Победители тоже могут быть "запрограммированы". Как благословение

звучит: "Будь великим!" Предписание имеет адаптивный, а не запрещающий

характер: "Не будь эгоистом!", а толчок поощряет: "Недурно сделано!" Когда

имеются такие благожелательные предписания и разрешения, ребенку остается

справиться с "демоном", прячущимся в затаенном изначальном сознании.

 

У всех ли есть сценарий?

Ответить на этот вопрос с какой-то степенью уверенности трудно. Однако

мы считаем, что каждый человек в определенной степени "запрограммирован" с

ранних лет. Как уже отмечалось, некоторые обретают автономию благодаря

чрезвычайным внешним обстоятельствам, некоторые - путем внутренней

реорганизации, другие - актуализируя антисценарий. Ключом обычно служат

разрешения. Чем больше y человека разрешений, тем менее он связан

сценарием. И наоборот, чем жестче подкрепляются сценарные директивы, тем

менее он способен выйти за границы сценария. Весь человеческий род,

наверное, можно представить в виде линии, на одном конце которой - те, кто

так или иначе обрел автономию; на другом - те, кто привязан к сценарию, а в

промежутке - все остальные, изменяющиеся в зависимости от перемены их

взглядов и обстоятельств.

Людей, привязанных к сценарию, мы подразделяем на два типа. 1.

Человек, руководимый сценарием. У него есть много разрешений, но, прежде

чем насладиться разрешенным, он должен исполнить все сценарные требования.

Хорошим примером такого типа людей может быть усердный работник, который

умеет развлечься в свободное время. 2. Людям, одержимым сценарием, также

кое-что, разрешено, но им суждено "гнать" свой сценарий любой ценой,

посвящая ему все свое время. Типичным примером служит запущенный алкоголик

или наркоман, который с немыслимой скоростью мчится навстречу своей гибели.

Одержимыми мы считаем жертвы трагического, или "рокового", сценария.

 

Антисценарий

Однако нередко встречаются люди, бунтующие против своего сценария,

пытающиеся делать противоположное тому, что "следует". Обычный пример:

бунтующий подросток или женщина, которая говорит: "Вот уж чего я не хочу,

так это быть похожей на свою мать". Подобные высказывания надо

интерпретировать очень осторожно, ибо может быть несколько вариантов. 1.

Возможно, этот человек живет по антисценарию, нынешний его бунт - это не

что иное, как сценарный прорыв. 2. Человек, наоборот, жил по сценарию, а в

настоящий момент актуализируется его антисценарий. 3. Человек нашел

"расколдовыватель" и освободился от сценария. 4. Он получил разные

директивы от отца и матери или разные директивы от разных "родительских

наборов" и теперь переходит от одних директив к другим. 5. Он просто

следует особой сценарной директиве, предписывающей бунт. 6. Речь идет о

проваленном сценарии, когда человек отчаялся реализовать сценарные

директивы и махнул на все рукой. Это частая причина депрессии и

возникновения шизофренических приступов. 7. Может быть, человек имел

освободиться и преодолеть сценарий своим собственным усилием или с помощью

психотерапии, но это следует отличать от "перехода на антисценарий".

Перечисленные альтернативы показывают, как осмотрителен должен быть

сценарный аналитик, если он (и его пациент) хочет правильно понять причину

поведенческих изменений. Если сценарий сравнить с компьютерной перфокартой,

то антисценарий - это та же карта, только с обратной стороны. Конечно, это

грубая аналогия, но она попадает в точку. Разве мы не сталкиваемся с

ситуациями, когда мать говорит сыну: "Не пей", - а он пьет еще больше? Если

она говорит: "Принимай душ каждый день", - то он может вообще не мыться.

Если она требует: "Учись прилично", - он может вообще бросить учебу.

Создается впечатление, что он любым способом добивается неудачи.

Однако, становясь неудачником, он как бы постоянно обращается к

сценарной программе. Оказывается, не слушаясь материнских советов, он все

же подчиняется родительской программе почти так же строго, как если бы

выполнял все советы матери. Следовательно, там, где свобода ведет к

поражению, она иллюзорна. Если человек перевертывает программу на обратную

сторону, то он все равно остается запрограммированным. Если он не порвал

"карту", а только ее перевернул, то он действует по антисценарию.

 

Резюме

Сценарный аппарат неудачника состоит из предписаний, провокаций и

"проклятия". Эти элементы надежно запечатлеваются в сознании ребенка уже к

шестилетнему возрасту. Для сопротивления ребенок наделен "демоном", а

иногда "расколдовывателем". Позже он начинаем воспринимать лозунги,

составляющие антисценарий. Все это время он усваивает поведенческие

образцы, которые одновременно служат и сценарию и антисценарию. У

победителя тот же самый аппарат, но он "запрограммирован" более адаптивно и

обычно более автономен, поскольку пользуется многими разрешениями. Но y

всех людей в тайниках сознания копошится "демон", внезапно приносящий

человеку то радость, то горе.

Сценарные "орудия" - это те параметры или тот предел, которые ставят

человеку границы в том или ином его деле. А модели поведения, которые он

черпает из опыта родителей, в том числе родительских игр, дают ему

возможность структурировать свое время, свои действия. Следовательно,

сценарий в целом - это план, ограничивающий и структурирующий человеческую

жизнь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных