ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 1. Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушенияхПроизводство по делам об административных правонарушениях – это основанная на законе деятельность уполномоченных органов и должностных лиц (органы исполнительной власти, их должностные лица, судьи районных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов, мировые судьи) по рассмотрению конкретного дела об административном правонарушении и принятию по нему решения. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются (ст. 24.1 КоАП РФ): 1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; 2) разрешение дела в точном соответствии с действующим законодательством; 3) обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления; 4) выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Производство по делам об административных правонарушениях имеет свою организационную структуру, состоящую из самостоятельных взаимосвязанных процессуальных стадий, которые подразделяются на две группы: основные стадии и факультативная стадия. Основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: 1) возбуждение дела об административном правонарушении; 2) рассмотрение дела об административном правонарушении; 3) исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Факультативные стадии производства по делам об административных правонарушениях: 1) административное расследование; 2) пересмотр постановления по делу об административном правонарушении. Возбуждение дела об административном правонарушении представляется собой первоначальную стадию производства, в рамках которой должностные лица осуществляют процессуальные действия по рассмотрению материалов, сообщений, заявлений и принятию решения о возбуждении дела. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; Исключение составляют следующие административные правонарушения: а) нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение; б) фиктивное банкротство; в) неправомерные действия при банкротстве. Поводами к возбуждению дел о соответствующих административных правонарушениях, кроме указанных ранее поводов, являются сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве - собрания (комитета) кредиторов. Основаниями к возбуждению дел об административных правонарушениях являются наличие хотя бы одного из указанных поводов и достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента (момент начала производства): 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1 КоАП РФ); 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ); 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений оформляется мотивированным определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Административное расследование - факультативная стадия производства, которая проводится только в случаях, прямо предусмотренных КоАП РФ, в рамках которой должностные лица осуществляют процессуальные действия по установлению фактических обстоятельств совершенного правонарушения. Условия проведения административного расследования: 1) если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат; 2) перечень административных правонарушений, предполагающих возможность проведения административного расследования, прямо предусмотрен ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Содержание определения о возбуждении дела об административном правонарушении: 1) дата и место составления определения; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение; 3) повод для возбуждения дела об административном правонарушении; 4) данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (основание для возбуждения дела); 5) статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; 6) запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено данное определение, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ допускает возможность продления указанного срока на срок не более одного месяца). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Рассмотрение дела об административном правонарушении представляет собой вторую стадию производства, в рамках которой должностные лица осуществляют процессуальные действия по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению дела в точном соответствии с действующим законодательством посредством вынесения постановления. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом (ст. 29.2 КоАП РФ); 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и иные протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: 1) о назначении времени и места рассмотрения дела; 2) о вызове лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (при их неявке - определение о приводе), об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; 3) об отложении рассмотрения дела; 4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; 5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица; 6) при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Место рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения; 2) по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица; 3) дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование; 4) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 5) дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; о вовлечении несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ; либо о появлении в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно о распитии ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потреблении ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; 6) дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении: 1) общий срок - 15 дней со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела; 2) срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чем на 1 месяц (в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела); 3) дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания; 4) дела об административных правонарушениях, прямо предусмотренных КоАП РФ (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56), рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (продление указанного срока не допускается); 5) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности. Протоколирование рассмотрения дела об административном правонарушении осуществляется только при рассмотрении дела коллегиальным органом (ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ). Содержание протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (наличие обстоятельства, исключающего производство по делу; объявление устного замечания; передача материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: 1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении – факультативная стадия производства, представляющая собой последовательность действий по проверке законности и обоснованности вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Субъекты, обладающие правом на обжалование постановления по делу об административном правонарушении: 1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ); 2) потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ); 3) законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.3 КоАП РФ); 4) законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.4 КоАП РФ); 4) защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей обжалуется в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: 1) жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий орган для рассмотрения; 2) жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы; 3) жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать; 4) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. 5) срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении - десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. Содержание решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшего решение; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования решения. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и в сроки, установленные КоАП РФ для его обжалования. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении – заключительная стадия производства, обеспечивающая принудительное исполнение государственно-властного веления, обязательного для соблюдения и исполнения всеми субъектами, кому оно адресовано, содержащееся в постановлении по делу об административном правонарушении. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае: 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 31.9 КоАП РФ); 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом или должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.
Вопрос 2. Протокол об административном правонарушении: правила составления, содержание. Назначение административного наказания без составления протокола
О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев: 1) возбуждения дел об административных правонарушениях прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ); 2) назначения административного наказания без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). Содержание протокола об административном правонарушении: 1) дата и место составления; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; 4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; 5) место, время совершения и событие административного правонарушения; 6) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; 7) объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; 8) иные сведения, необходимые для разрешения дела; 9) запись о разъяснении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ; 10) объяснения и замечания физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении по содержанию протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Сроки составления протокола об административном правонарушении: 1) протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения; 2) если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения; 3) в случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования. Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем 1 МРОТ, а при нарушении таможенных правил - в размере, не превышающем 10 МРОТ, протокол об административном правонарушении не составляется. Должностное лицо на месте совершения административного правонарушения оформляет предупреждение либо налагает и взимает административный штраф. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в следующих случаях: 1) оспаривание лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, наличия события административного правонарушения и (или) назначенного ему административного наказания; 2) отказ от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|