Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






От стационарных источников загрязнения




Система экономического регулирования природопользования в России сформулирована Законом «Об охране окружающей среды» (1992). Она заключается в следующем:

· наличие разрешений на выбросы, выдаваемые региональными природоохранными комитетами;

· наличие договора и лицензии на комплексное природопользование, в которых устанавливаются допустимые объемы выбросов, планы природоохранных мероприятий, нормативы и порядок расчета и внесения платежей за загрязнение окружающей среды;

· введение платежей за загрязнение;

· создание системы налоговых льгот.

Платежи за загрязнение уплачиваются по двум ставкам. По одной ставке оплачиваются выбросы в пределах установленного норматива, а по другой, повышенной, предприятие платит за превышение выбросов над нормативом.

Обычно ставка платежа за сверхнормативные выбросы в 5 раз превышает базовую. Региональные экологические комитеты могут корректировать базовую ставку, приводя ее в соответствие с региональными особенностями.

Региональные комитеты охраны природы устанавливают для каждого предприятия допустимый уровень выбросов. Он фиксируется в лицензии на природопользование. Затем подписывается договор на природопользование между предприятием-загрязнителем и региональным экологическим комитетом.

Система платежей за загрязнение окружающей среды предусматривает:

· выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе выбросы из стационарных и нестационарных источников загрязнения;

· сбросы в поверхностные водоемы;

· размещение отходов.

Основанием для введения таких платежей является Постановление СМ РФ № 13 от 09.05.92 г. (уточнить в Консуьтанте). Оно определило ставки платежей за каждый из контролируемых загрязнителей. Для выбросов в атмосферу были установлены платежи для 211 загрязняющих веществ, а для сбросов в поверхностные водные источники для 92. Эти ставки, установленные для каждого загрязняющего вещества, считаются базовыми.

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей среды представляют собой особый вид косвенного налогообложения. При этом, облагаемой величиной является масса выбросов или сбросов, а также размещаемых отходов.

Базовые нормативы платы за загрязнения и размещение отходов, которые устанавливает государство, должны корректироваться на поправочные коэффициенты. Эти поправки к базовым нормативам платы отражают различия в экологических условиях, которые складываются в отдельных местностях.

К экологическим условиям, или факторам, относят:

· природно-климатические особенности территорий;

· значимость природных и социально-культурных объектов.

Для воздушной среды в России выделены 11 регионов с соответствующими поправочными коэффициентами σа. Например, для Восточной Сибири σа =1,0, а для Урала σа =2,0. Для водных источников предложено 99 различных регионов и установлены соответствующие коэффициенты σв, например, бассейн Белого и Баренцева морей σв=1,0, реки Ростовской области - σв=1,26-1,85.

Коэффициенты экологических факторов могу повышаться:

· для природопользователей, расположенных в зонах экологического бедствия, районов Крайнего Севера, территорий национальных парков, а также на территориях, включенных в международные конвенции, - в два раза;

· для природопользователей осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров, - на 20%.

Дифференцированные ставки платы за загрязнения по конкретным территориям определяются умножением базовых нормативов на соответствующие поправочные коэффициенты σ.

Согласно Постановлению СМ РФ №632 1992г. устанавливаются два вида базовых нормативов оплаты: платежи за выбросы в пределах установленных предельных нормативов и платежи в пределах установленных временно-согласованных нормативов выбросов и сбросов.

В соответствии с таким порядком определения платы за загрязнение окружающей среды размеры платежей за выбросы (сбросы) от стационарных источников определяются следующим образом:

 

 

где S – размер платежей за выброс или сброс вредных веществ от стационарных источников, руб;

σ – коэффициент, учитывающий экологические факторы в регионе для атмосферы или водных источников;

mi – фактическая масса выбросов (сбросов) i-вредного вещества, m/год;

qi – предельно допустимый норматив выброса или сброса (ПДВ или ПДС), т/год;

li – временно согласованный норматив выброса или сброса (ВСВ или ВСС) i–вредного вещества, т/год;

ni – базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ПДВ или ПДС, руб./т;

n' i - базовая ставка платы за выбросы или сбросы в пределах ВСВ или ВСС, руб./т.

Базовые ставки платежей за выбросы и сбросы должны постоянно корректироваться и успевать за темпами инфляции в стране. Платежи за выбросы или сбросы в пределах установленных нормативов относят на себестоимость продукции (работ, услуг), а платежи за превышение установленных нормативов – за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Начисление платежей за выбросы или сбросы от стационарных источников производится в соответствии с данными о фактических выбросах по видам загрязнений для каждого предприятия. Указанная информация содержится в годовых формах статистической отчетности 2-ТП (водхоз) и 2ТП (воздух), по которым отчитываются природопользователи. Эти две формы отчетности, а также балансы отходов составляют основу экологического мониторинга в России. Данную статистику для научно-исследовательской работы можно платно взять в Краевом управлении статистики и в Комитете по охране природы и экологии Пермского края!

В этом случае важное значение для эффективности введенной системы платежей за загрязнение окружающей среды имеет правильное определение облагаемой величины выбросов или сбросов. Для стационарных источников необходимо обеспечить достаточную точность оценки фактической массы загрязнений.

На предприятиях в большинстве случаев отсутствует учет фактических выбросов или сбросов по данным инструментальных замеров. Учет проводится расчетным путем на основе проектных данных или технологических регламентов, но состояние оборудования и режим его работы часто не соответствуют штатному состоянию и регламентам. В результате расчетные значения выбросов загрязнений отличаются от фактических.

Для решения этой проблемы соответствующими органами должны проводиться моментные наблюдения (оперативный экологический мониторинг). Для этого в случайный момент времени производятся инструментальные замеры выбросов или сбросов и на их основе расчетным путем определяется фактическая масса загрязнений по вредным веществам. Если расчетные значения больше отчетных величин, то не учтенная в отчетности масса выбросов должна приравниваться к несанкционированному выбросу и облагаться по штрафным ставкам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных