Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истина и ее критерии.




Цель познания – достижение истины.

Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и углубления – заблуждение.

Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания.

Заблуждение - знания, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждения по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Заблуждения многообразны по своим формам.

Заблуждение следует отличать от лжи – преднамеренного искажения истины в корыстных целях.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены («вечный двигатель»), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений – изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знания.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности в живом созерцании или в мышлении. Достижении истины – непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.)Истина –адекватное отражение действительности

Основные свойства истины:

1. Объективность: конечная обусловленность реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

2. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина – понимается как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом и которое не может быть опровергнуто в будущем.

Относительная истина – выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Связь истины с конкретными условиями места и времени, с определенной системой координат выражает известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия – способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличия истины от заблуждения.

На протяжении веков на вопрос о критерии истины высказывалось различные точки зрения (Декарт – ясность и отчетливость, Фейербах – чувственные данные, а также общезначимость, прагматизм и др.)

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины содержались отдельные рациональные идеи, однако указанные концепции не смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках не выходили, как правило за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания понятия общественно-исторической практики. Последняя во все своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим – в конечном итоге – критерием истины. История познания подтвердила этот вывод.

Проверка знаний «на истину» практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное, а она есть процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер.

Диалектичность практики как критерия истины является объективной основой возникновения и существования иных критериев для проверки истинности знания в различных его формах. В качестве таковых выступают так называемые внеэмпирические внутринаучные критерии обоснования знания (простота, красота, внутреннее совершенство и т.п.)

Важное значение среди них имеют теоретические формы доказательства, логический критерий истины, опосредовано выведенный из практики, производный от нее и поэтому могущий быть вспомогательным критерием истины.

 

Интуиция.

 

Интуиция – (от позднелат. – созерцание) способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Интуицию делят на две разновидности: чувственную и интелектуальную. Интуиция – это некое подинстинктивное сознание, однако стоящее по своей познавательной силе выше, иначе – сверхсознание. Функция интуиции заключается в усмотрении сути дела, в один момент схватывая целое в его сущности. Это процесс обратный разделению целого мыслимого объекта на части, анализа этих частей и последующего синтеза. Рациональная логика ума отсекает от интуитивных «озарений», часто не осознавая механизм происходящего.

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приемов познания. Многие выдающиеся личности отмечали, что самым плодотворными моментами процесса их деятельности являются мгновения вдохновения, внезапного интуитивного толчка. В такие моменты человек становится максимально проницательным, предвосхищая итоги мыслительной деятельности.

Однако в каждом научном открытии и изобретении решающую роль играет опыт предыдущего. Имеется жесткая зависимость содержания проблем и методов их решения от всего накопленного обществом знания.

Интуиция – это не только постижение истины, но и чувство и понимание, что это именно истина.

Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда остальные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Интуиция, наряду с логическим мышлением позволяет осуществить интелектуальный скачок от старого знания к новому, произвести открытие в науке, изобретение в технике и шедевры в искусстве.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных