Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III этап урока. Изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мелодией одной звучат печаль и радость…»

И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

 

II этап урока. Введение в тему урок, закрепление пройденного материала.

Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

 

По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения.

 

- Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера)

- С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы знакомились в начальной школе. Узнаёте его?

 

СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова

 

- Что это было за произведение? Кто автор?

Правильно, это произведение Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНСА.

РОМАНС - этовокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания.

 

- Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки)

 

Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов»)

III этап урока. Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром музыки без слов. Это жанр вокальной музыки – ВОКАЛИЗ.

Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов.

СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова

- Какое настроение создаёт это произведение у слушателей?

Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова

- Что общего у этих произведений?

(Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней.

Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу.

ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека)

Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА.

В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы.

СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» Ф. Мендельсона

- К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная)

- Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов?

Именно Ф. Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

Слушаем ещё одно произведение.

СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (вокал)

- К какому жанру относится эта баркарола? (вокальная)

Баркарола М. Глинки была написана на стихотворение Нестора Кукольника.

Запишите текст в тетрадь.

БАРКАРОЛА



Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые,
Надолго ль? До утра?

У нас и в мраке ночи
Волнение любви
Слезами топит очи,
Огнем горит в крови.

И плеском размахнулось
Широкое весло,
И тихо распахнулось
Заветное окно.

И вам покоя, волны,
Страдалец не дает;
Надежд и страсти полный,
Всю ночь любовь поет.

Уснули голубые
Сегодня, как вчера.
Ох, волны удалые!
Не спать вам до утра!



 

Сейчас я предлагаю ещё раз прослушать баркаролу Михаила Глинки, но в инструментальном исполнении. Текст будем читать сами.

СЛУШАНИЕ: «Венецианская ночь» М. Глинки (оркестр)

Ученик читает текст Н. Кукольника под музыку М. Глинки

- Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили?

(есть мерность ритма, мягкое качающееся движение меланхоличных мелодий)

- Что напоминают мелодии этих произведений? (они напоминают монотонный ритм гребли и монотонность покачивания лодки)

БАРКАРОЛА – этим поэтичным, красивым словом называют музыкальный жанр, происхождение которого связано с песнями на воде (от итал. barkarola).

Вам хорошо известны слова «БАРКАС», «БАРЖА», происшедшие от итальянского barka, что означает лодка. А итальянский глаголrollare означает испытывать бортовую качку. Таким образом, БАРКАРОЛА – качающаяся лодка.

Запишите понятие в тетрадь:

БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно». Лаплас | Учет затрат, не увеличивающих стоимости основных средств


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных