Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Память сщмч. Александра 4 / 17 октября, 4 / 17 сентября, Собор Новомучеников и исповедников Российских.




Священномученик протоиерей Александр родился 1 / 14 ноября 1870 года в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии в многодетной семье священника Николая Никольского. Он приходился младшим братом священномученику Иоанну Никольскому, священнику Спасо-Преображенской Карповской церкви.

В 1891 году Александр Николаевич окончил курс обучения в Нижегородской Духовной семинарии по первому разряду и был определен на священническое место в село Степаново Арзамасского уезда. Здесь молодой священник наряду с пастырским служением исполнял обязанности законоучителя в церковно-приходской и земской школах, которые находились в приходской деревне Бундаково.

Спустя два года, в 1894 году, отец Александр был перемещен к Знаменской церкви в селе Кечасово Сергачского уезда, где также являлся не только настоятелем в храме, но и заведующим и преподавателем в местной церковно-приходской школе.

В 1902 году батюшка был назначен на должность следователя по Духовному ведомству, а через два года выбран благочинным по второму округу Сергачского уезда. С 1906 года он занимал должность уездного наблюдателя за церковно-приходскими школами, одновременно являясь членом училищного совета и попечительства о народной трезвости, депутатом уездных земских собраний.

В 1913-м году отец Александр стал преподавать Закон Божий в Екатерининском земском училище, которое размещалось в Арзамасе.

Семья отца Александра состояла из восьми человек. Вместе с матушкой Ираидой Ивановной он воспитывал семерых детей: шесть дочерей и сына. Единственный сын отца Александра первоначально решил продолжить священническую династию и до революции учился в Нижегородской семинарии.

В 1914 году отец Александр по личному прошению был перемещен в нижегородскую Варварскую церковь вторым священником. И уже через год на него вновь были возложены обязанности по духовному ведомству: должность следователя приходских церквей Нижнего Новгорода и членство в правлении Сергиевского мужского училища.

За многолетнее ревностное служение Церкви отец Александр был награжден многими церковными наградами и возведен в сан протоиерея. В 1913 году по благословению Святейшего Синода он был награжден золотым наперсным крестом, а в 1916 году ко дню Святой Пасхи — орденом Святой Анны III степени.

С 1924 года, после национализации властями дома причта Варварского храма, священник Александр Никольский и настоятель протоиерей Евгений Яковлев вместе снимали квартиру.

В ночь с 6 на 7 августа 1937 года отец Александр был арестован и заключен в спецкорпус Горьковской тюрьмы. Одновременно были арестованы и многие другие священнослужители нижегородских храмов. Обвинение, предъявленное отцу Александру и другим пастырям, было стандартным: участник церковно-фашистской подпольной террористической группы во главе с митрополитом Феофаном (Туляковым). Лишь спустя три недели после ареста, 2 сентября 1937 года, состоялся единственный допрос престарелого отца Александра.

— Вы, Никольский, обвиняетесь в контрреволюционной агитации против советской власти. Скажите, кто состоит в вашей организации и какие организационные мероприятия были организованы для борьбы.

— Я, Никольский, ни в какой контрреволюционной организации никогда не состоял и не состою. Каких-либо организационных мероприятий названной вами организации не знаю.

— Скажите, бывал ли у вас на квартире митрополит Феофан, если да, то что за разговоры были между вами.

— У нас на квартире, в которой мы живем со священником Яковлевым, митрополит Феофан никогда не был. В 1936 году митрополит Феофан служил в нашей церкви 6 раз, а в 1937 году 4 раза. Для службы в нашей церкви митрополита приглашала староста Харитонова Александра Ивановна. Приглашение было через Харитонову от имени церковного совета. Последние три службы Феофан в нашей церкви назначал лично.

— Скажите, Никольский, после службы Феофана верующие угощали его? Если да, то где и кто присутствовал на этом угощении.

— Было несколько угощений в помещении церковной сторожки, угощение состояло из чая и легкой закуски. Присутствовали с Феофаном священник Яковлев, я, Никольский, Харитонова Александра Ивановна и Арефьева Вера Ивановна, протодиакон Иванов.

— Скажите, какие указания и на какую тему давал вам Феофан.

— Митрополит Феофан давал указания о исповеди во время Великого поста и церковной службы во время 1-го мая, так как мимо церкви должны проходить демонстранты. Кроме этого, митрополит Феофан посвятил нас в его канцелярские дела, которые его загромоздили. Ему, как начальнику духовному, представлено право разбирать всякие нарушения, совершенные священнослужителями.

— Скажите, Никольский, где останавливался митрополит Феофан, когда приезжал в г. Горький?

— Митрополит Феофан, когда приезжал, останавливался для ночлега на Трудовой улице.

— Скажите, кто из священников сообщался с Феофаном и по каким вопросам.

— По этому вопросу, кроме благочинного Лаврова, никого показать не могу.

— Скажите, что за переписку имел Лавров с Феофаном.

— Лавров мне говорил, что переписка происходила исключительно по вопросам и указаниям с их стороны по службе в церкви и отчислениях от доходов церковной лепты в пользу митрополита Сергия, Феофана и его канцелярии и благочинному Лаврову.

— Больше показать по настоящему делу ничего не могу, протокол написан с моих слов верно и вслух мне прочитан.

21 сентября 1937 года особая Тройка НКВД приговорила священника Александра Никольского к расстрелу. 4 октября 1937 года, в один день со своим родным братом священномучеником Иоанном Никольским, протоиерей Александр был расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на одном из расстрельных полигонов Горьковского НКВД.

Цитируется по книге «Жития святых, новомучеников и исповедников Земли Нижегородской». — Нижний Новгород, 2015. Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Дамаскин (Орловский), О.В. Дёгтева.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных