ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тропарь Перенесение мощейДнесь церковная расширяются недра, /приемлющи богатство Божия благодати, / ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК АЛЕКСАНДР (ОРУДОВ)
Память 14 / 27 августа, 5 / 18 сентября (обретение мощей в 2001 [219]), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Соловецких и Вятских святых [220] В миру Орудов[221] Георгий Андреевич, родился 23 апреля / 6 мая 1876[222] года в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, был назначен певчим в свою приходскую церковь. 17 / 30 марта / 12 апреля 1895 года окончил земскую школу. В 1901 году, отправившись в путешествие в город Саров, он остановился в Санаксарском монастыре. Здесь он решил посвятить свою жизнь иноческим трудам и поступил в монастырь послушником. 30 августа / 12 сентября 1911 года был пострижен в монашество с именем в честь благоверного князя Александра Невского. 8 / 21 сентября того же года был рукоположен в сан иеродиакона в Тамбове епископом Тамбовским Кириллом (Смирновым). 22 июля / 4 августа 1913 года был рукоположен во иеромонаха тем же преосвященным. Когда ему едва исполнилось тридцать лет, стал казначеем монастыря. 20 июля / 2 августа 1915 года на тайном голосовании был избран братией в настоятели Санаксарского монастыря. Был возведен в сан игумена архиепископом Тамбовским Кириллом. Новый игумен старался вернуть монастырь к тому строгому уставу, по которому жила обитель при преподобном Феодоре Санаксарском. Не всем это нравилось, часть братии во главе с казначеем отцом Венедиктом стали писать на настоятеля доносы архиерею и светским властям (впоследствии обвинения против отца Александра не подтвердились). На гребне бунтарских революционных настроений в конце февраля 1918 года часть монастырской братии во главе иеромонахом Владимиром, поддерживаемая большевиками, учинили бунт в обители. Они сместили игумена Александра с должности настоятеля и заточили его в неотапливаемую келью. 27 марта 1918 года отец Александр был арестован по постановлению военно-революционного трибунала. На допросе он виновным себя не признал, и трибунал постановил выслать его из монастыря. Игумен Александр перешёл в Казанскую епархию, где архипастырствовал его духовный наставник преосв. Кирилл (Смирнов). В июле 1920 года иг. Александр был назначен настоятелем Свияжской Макариевской пустыни. 7 апреля 1922 года[223] назначен наместником Семиезерной пустыни с возведением в сан архимандрита. Невзирая на гонения, в том же году он стал активным участником борьбы с обновленчеством в Казанском крае, а Семиезерная пустынь его трудами превратилась в центр этой борьбы. Он также был против изъятия церковных ценностей, осуществлявшегося властями. Он открыто отказался платить налоги за использование под церковь помещения, так как "соввласть не имеет права брать деньги за монастырские помещения." В 1922 году привлекался к ответственности по делу об изъятии церковных ценностей. При закрытии монастыря в 1928 году был арестован. Обвинен в ведении антисоветской пропаганды и агитации. Виновным себя не признал и 30 октября 1928 года был приговорен к трем годам концлагеря. Был заключен в Соловецкий лагерь сроком на три года, по истечении которых был отправлен в ссылку на Урал до 30 октября 1934 года. Вел переписку со своим духовным отцом митрополитом Кириллом (Смирновым). После ссылки оказался в Вятской епархии. 5 августа 1935 года назначен настоятелем храма в село Сретенское Котельнического района Кировской области. В том же году был перемещен настоятелем в Петропавловскую церковь села Соболево (ныне Санчурского района Кировской области). Служил здесь до 30 ноября 1937 года, не поминая за богослужением заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Когда церковь закрыли, он остался жить в небольшом домике возле храма. В 1937 году, не снимая сана, поступил на работу в Санчурское лесничество рубщиком леса, где проработал до 1950 года. При этом он тайно исполнял монашеское правило и совершал богослужения у себя на дому. Затем, проживая в селе Соболеве на покое, окормлял паству, совершая по праздникам богослужения в Петропавловской церкви. К нему обращались за духовной помощью жители не только этого села, но и окрестностей; почитали его как старца и прозорливца. Жил он тихо, молитвенно, никто не слышал, чтобы он хоть на кого-то повысил голос. Местные жители вспоминают: "Он жил так, что у него и на койке-то ничего не было. Только фуфайка была. И вот хоть укутывайся, хоть в голову клади ... "[224]. Долгое время он относился к числу "непоминающих". Лишь в 1955 году архимандрит Александр признал избрание патриарха Алексия (Симанского) и воссоединился с Патриаршей Церковью, написав письмо правящему архиерею Кировской епархии архиепископу Вениамину (Тихоницкому) с просьбой о монашеском погребении после его смерти. Скончался 14 августа 1961 года, достигнув глубокой старости. Духовником отца Александра был игумен Димитрий (Роженцов), совершивший его отпевание при огромном стечении народа.
Почитание Известны чудотворения, совершавшиеся по молитве отца Александра как при жизни, так и после кончины. Долгое время его могила была почитаема в округе. Но в селе, в котором он был похоронен, оставалось всё меньше жителей, и постепенно почитание праведника в этом краю угасало. Однако о невинно изгнанном настоятеле вспомнили в возрождавшейся с начала 1990-х годов Санаксарской обители. Иеромонах Дамаскин (Орловский), исследователь житий новомучеников Российских, давно знал о почитаемой могиле архимандрита Александра. Вместе с ним группа санаксарских монахов отправилась обретать мощи праведника. Обретение состоялось утром 18 сентября 2001 года, после чего они были торжественно перевезены в обитель. Вскоре после перенесения обретенных мощей монастырь подал о нем материалы в комиссию по канонизации. Постановлением Священного Синода от 6 октября 2001 года архимандрит Александр был причислен к лику святых как преподобноисповедник и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Награды
Молитвы Тропарь, глас 5 В страданиях веры ради Христовы мужески подвизался, / изгнание, заточение и лишения претерпел еси, / сего ради светильник Премудрости Божия явился еси. / Мы же яко исповедника тя почитаем, / Александре преподобне, / и умильно взываем ти: / Господеви молися // о спасении душ наших. Кондак, глас 4 Чистотою душевною божественнее вооружився, и непрестанные молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовские ополчения, Александре отче наш, моли непрестанно о всех нас. Литература Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|