Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.




12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства. Они столько раз повторяются, что, вероятно, не стоит их снова приводить здесь, тем более. что они, по обычаю, были приведены выше, во время описания малого входа. В них содержится, так сказать, предписания о норме, которой должен соответствовать христианин. Если же он не соответствует, то, по слову апостола, «а кто Духа Христова не имеет, тот и не его…». Увы нам, мы с вами далеки от этого иделала, как далек от этого и сам пишущий это все (воистину, эти писания подобны рассуждениям какого-нибудь бездомного о том, как хорошо жить в теплом и уютном доме и каким должен быть нормальный цивилизованныцй человек)….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение «Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. После этого снова была прочитана молитва о прекращении междоусобицы в Малороссии и вразумлении людей, озлобленных друг на друга. Как водится, следовала ектения об усопших. Как всегда, молясь об упокоении усопших, мы вспоминаем, что и сами должны пойти по их стопам и от нынешней нашей жизни зависит то, каков он будет… Начинается ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу¸ ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Впереди идет диакон о.Андрей Трофимов, держащий на голове воздУх[227], что уже явно свидетельствует о том, что он сегодня должен будет стать священником. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. Ставленник остается у амвона, лишь воздУх забирается у него и поставленные на престол дискос и чаша накрывается им. К амвону выходят диаконы. «Повели!» - Возглашает о.Сергий (Пугач), затем все трое восходят на амвон, кланяясь народу и о.Евгений Габов произносит: «Повелите!» Все трое входят в алтарь. «Повели, преосвященнейший Владыко!» - произносит о.Сергий Лукин. В этот момент ставленник в сопровождении двух протоиереев (о.Виталий Таашев, как я уже писал выше, тоже имеет теперь этот сан) трижды обходит престол, целуя его с четырех углов. При этом духовенство поет три тропаря (два из них являются ирмосами ряда канонов. «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». «Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало и мучеников веселие, ихже проповедь Троица единосущная». «Исаие ликуй, Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила, Бога же и человека, Восток имя Ему, Его же величающе, Деву ублажаем.». Каждый из них подхватывает хор. Владыка произносит традиционные слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая, пророчествует благоговейнейшаго диакона Александра во пресвитера! Помолимся убо о нем, да приидет на него Благодать Святаго Духа!»». Ставленник преклоняет колена, кладя голову на престол. На его голову кладется открытое Евангелие текстом вниз, а затем – омофор. Начинается чтение молитвы, при этом духовенство поет «Господи помилуй!», затем пение подхватывает хор, но на греческом языке – «Кирие элейсон!» И вот, таинство совершено, а архиерей становится со ставленником в алтаре. С него снимается диаконский орарь, а затем Владыка показывает народу священническую епитрахиль[228], возглашая: «Аксиос!» («Достоин»), после чего она надевается на шею ставленника. Также вручается священнический пояс, надеваемый во время литургии, фелонь[229], а затем священнический наперстный Крест и наконец, священнический требник. Хиротония завершена. Далее служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Не изменяется от пасхального торжества и момент Евхаристического канона и претворения хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христа Спасителя… После этого предстоятель воспоминает всех святых, благодаря Бога за то, что дал их нам, как помощников и молитвенников и вслух воспоминает Божию Матерь, после чего хор поет задостойник праздника (см. выше). Выклички на сей раз не было. После пения молитвы Господне и закрытия Царских врат перед причащением духовенства хоры попеременно поют песнопения, посвященные Божией Матери.

Причастников для непостного дня, да еще при столь небольшом для воскресного дня числе народа, было много, так что причащали народ на две чаши. И вот, заканчивается причащение. Как и всегда, частицы, вынутые во время поминовения на литургии, погружаются в Чашу с прошением к Богу омыть грехи всех, здесь поминаемых, Кровью Своей. Именно поэтому поминовение на литургии выше, чем на любой другой из служб и треб. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон (по традиции, это был новопоставленный диакон) с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После отпуста Владыка упомянул нынешнее Евангельское повествование, в котором говорилась притча о злых виноградарях, решивших присвоить себе плоды труда на хозяйском винограднике. Сепрва он посылает к ним слуг, а потом – и сына своего, думая, что его-то они послушают. Но они в некоем «революционном» запале убивают его сына. Под этими виноградарями Господь разумеет иудейских вождей, поставленных над виноградником Божиим, под которым еще с Ветхого Завета нередко разумеется еврейский народ. Владыка не стал далее развивать эту мысль, а обратился к новопоставленному священнику, заметив, что и он поставлен, как делатель виноградника Божия. «Не уподобляйся этим злым делателям!» - Сказал он, говоря о том, что священник должен плоды от виноградника сего должен приносить Богу, а не себе, то есть, привлекаемый проповедью народ должен делаться почитателем не священника, но Бога, дабы и сам он с поля души своей приносил плоды Богу, а видя доброе начало в жизни пасомых, Бог неоставил и священника, который несет ответственность за судьбу паствы. Также после хиротонии архиерей дает новопоставленному священнику Святые Дары со словами «прими этот залог!» За принесение этого Дара он будет нести ответственность на Суде Господнем. Далее Владыка призвал его достойно совершать литургию, принося этот дар, питаясь от Тела и Крови Господних, назидая себя словами Священного Писания, дабы иметь возможность, по слову апостола Павла, и других научить.

После этого супруга новопоставленного священника приподнесал архиерею букет белых роз, за что тот поблагодарил, а затем призвал ее быть не помехой, как это часто бывает, а опорой супругу, отметив, что если в венчанию он был обручен жене, то принимая священный сан, он обручается Церкви, а тогда семья отходит на второй план. К несчастью, не все иереи это понимают, а многие начинают своевольничать, подчас под влиянием жен в штыки воспринммают назначение на приход, «неперспективный», по его мнению, например, сельский. Но он, как солдат, воин Христов, принес присягу, а значит, дал обет служить Богу, отсекая свою волю, исполняя же волю Божию. Об этом он должен был подумать, принимая священный сан, приняв же, он должен проявлять послушание, будучи верным присяге, ибо и на селе тоже есть люди, жаждущие Слова Божия, но еще больше – заблудших овец, которых бы надлежало привести ко Христу….

Пожелав новопоставленному иерею всего наилучшего, он благословил народ и под пение многолетия ушел в алтарь. Вышедший о.Сергий Лукин об отъезде мощей ничего не сказал, стало быть, они действительно уедут не 18 сентября, как он говорил, а 19, в 16.00, как написано в расписании. Зато он призвал помолиться о братьях по вере на Украине, откуда были привезены мощи, напомнив о гонениях и нападках, которые претерпевает ныне православная вера в стране от ее врагов из числа католиков и раскольников-филаретовцев, поддерживаемых местными последователями Мазепы.

Вот, праздник завершен и я иду домой. В притворе человек в подряснике продает иконы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных