Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Память 6 / 19 сентября, в Соборе Вологодских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской




Родился 17 февраля / 2 марта 1871 года в селе Борисовском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье священника Борисоглебской церкви села Ельникова Александра Богословского (из древнего духовного рода Непеиных, Богословский - семинарская фамилия). Кроме него, в семье было еще 7 детей (Николай, Александр, Юлия, София и еще трое детей). Константин родился с подвывихом бедра, и он всю жизнь довольно сильно прихрамывал. Поэтому с самого начала родители направляли его путь по преподавательской стезе, в отличие от братьев, которых готовили к священству.

В 1885 году окончил Вологодское духовное училище по I разряду[241], в 1891 году - Вологодскую духовную семинарию, в 1895 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Удостоился права быть освобожденным от экзаменов при соискании степени магистра богословия.

Рукоположен во священника.

С 1895 года - преподаватель Закона Божия и русского языка в Вологодском епархиальном женском училище.

С 9 / 22 октября 1896 года - преподаватель русского и церковнославянского языка, чистописания, арифметики Усть-Сысольского духовного училища.

В 1898 году в Харькове была издана его монография на основе кандидатской диссертации - "Государственное

положение Римско-католической церкви от Екатерины Великой до настоящего времени".

С 1899 года - преподаватель на кафедре истории и обличения русского раскола Вологодской духовной семинарии.

5 / 18 июня 1907 года назначен смотрителем Устюжского духовного училища.

С 1915 года состоял товарищем председателя Великоустюжского епархиального комитета по оказанию помощи беженцам. В 1917 году был участником Всероссийского Собора духовенства и мирян в Москве. Вернувшись в город Великий Устюг, Константин Александрович принял участие в съезде духовенства и мирян Велико-Устюжского викариатства, на котором был избран почетным председателем.

Был участником Поместного Собора 1917-1918 годов.

22 июля 1918 года был возведен в сан протоиерея епископом Вологодским Александром (Трапицыным).

По инициативе о.Константина на Чрезвычайном Епархиальном собрании духовенства и мирян была образована комиссия по выделению Великоустюжского викариатства в самостоятельную епархию, сам он стал председателем этой комиссии. В 1918 году епархия была образована. С 1918 года о.Константин являлся председателем Велико-Устюжского епархиального совета.

С 1920 года - клирик Великоустюжской Мироносицкой церкви. Одновременно работал архивариусом в Северо-Двинском губернском архиве.

В 1921 году был арестован вместе с архиепископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) и двумя другими членами епархиального совета по обвинению в организации "незаконного" сбора средств на церковь. Архиепископ Алексий, следуя указу патриарха Тихона и постановлению Поместного Собора, благословил начать в епархии сбор в пользу Церкви деньгами и натуральными продуктами. Кроме того, был установлен сбор прошений и документов. Вскоре собранная сумма была направлена в Высшее Церковное Управление. Это привлекло внимание властей, их обвинили в "нарушении декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства". 12 июня 1921 года они были приговорены к пяти годам лишения свободы. Осужденные были сразу же амнистированы и освобождены.

Был назначен настоятелем Успенского собора.

3 августа 1922 года был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Освобожден под подписку "при чтении проповедей среди прихожан Успенского собора не касаться вопросов, не относящихся к религии, как то политических, относительно изъятия церковных ценностей и т.п. "

В деле имеется справка о том, что "после отъезда в Москву прогрессивного протоиерея Ермолаева [обновленца] Богословский вступил в комитет прогрессивного духовенства, где также всячески тормозил работу и сводил таковую на нет". В заключительном постановлении сказано, что Богословский "тормозил исследование иконных риз... следствием чего было волнение среди устюжских граждан", обвиняемый "дал подписку не касаться в церковных проповедях политических вопросов... нарушил ее, нападая в проповедях на компартию... ведя антисоветскую пропаганду... В то же время он не прерывает связи с лицами препятствующими изъятию церковных ценностей и распространяющими ложные слухи... Допрошенный обвиняемый Богословский виновным себя ни в чем не признает. Такое его поведение указывает на сторонника "Тихоновщины" открыто ставшей на сторону контрреволюции"

30 марта 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам был признан виновным в контрреволюционной деятельности и приговорен к двум годам заключения. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения.

После освобождения в 1925 году некоторое время находился в Архангельске в административной ссылке. По воспоминаниям родных, этот прежде веселый, общительный человек, вернулся домой молчаливым и замкнутым.

В 1925 году назначен настоятелем Вологодской Благовещенской церкви, в которой прослужил до закрытия.

В 1930 году стал настоятелем Богородице-Рождественской церкви.

В 1930 году обвинялся в "контрреволюционной деятельности", проходил по делу №1432.

Был женат, супруга - Анамаиса Ивановна. У них были дети: дочь Любовь (1901 г.р.), проживавшая в 1937 г. в г.Великий Устюг, сын Николай (1903 г.р.) проживал в г. Грязовец, сын Александр (1914 г.р.) - служил в Пскове в Красной Армии.

В мае 1937 года в местных газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 года Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла; погребения на нем прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 года кладбище должно быть уничтожено. Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всем этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища. Эту инициативу власти расценили как "контрреволюцию".

26 июня 1937 года на всенощную под праздник Всех святых в храм Рождества Богородицы прибыл назначенный управляющим Вологодской епархией епископ Иоанн (Соколов). Духовенство Вологды было убеждено, что епископ Иоанн является секретным сотрудником НКВД. Настоятель храма протоиерей Константин Богословский, подойдя к архиерею, сказал: "Согласно каноническим правилам... мы вас архиереем не считаем". И отошел от владыки. Никто из стоявших в алтаре священников и членов причта не подошел к епископу взять благословение, всю службу он тихо простоял в алтаре, а затем незаметно покинул Вологду и поехал на новое место назначения в Архангельск[242].

2 июля 1937 года прот. Константин Богословский был арестован как "организатор и руководитель контрреволюционной церковно-монархической группы, антисоветская агитация... проводил активную контрреволюционную деятельность, распространял провокационные слухи, пропагандировал фашизм". Проходил по групповому делу "Дело Богословского К.А. и др. Вологда, 1937г."

Из обвинительного заключения: "Богословский К.А, собирал сведения о закрытых церквях и репрессированных служителях культа, о чем информировал митрополита Сергия. По его инициативе была написана клеветническая в антисоветском духе жалоба во ВЦИК РСФСР о якобы незаконном закрытии Богородского кладбища... Зимой 1935г. на квартире священника Подъякова среди духовенства агитировал: "В правительстве у нас сидят бывшие каторжане и не умеют управлять государством, а издавая нелепые законы, только мучают население"... В октябре 1936 г. распространял к/р клеветнические измышления, агитировал: "Даже молодежь понимает весь обман Советской власти... Теперь все поняли, что колхозы дожили до голода, хлеб отдали государству, а самим есть нечего, хоть умирай".

Виновным себя не признал, постановление о предъявлении обвинения подписывать отказался. В период следствия содержался под стражей в Вологодской тюрьме.

19 сентября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Северной области[243] был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 2 октября 1937 года.

9 марта 1970 года был реабилитирован Президиумом Вологодского облсуда по 1937 году репрессий, 17 февраля 1993 года реабилитирован заместителем прокурора Вологодской области по 1923 году репрессий.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года

Сочинения

  • "Государственное положение Римско-католической церкви от Екатерины Великой до настоящего времени" (кандидатское сочинения)

Награды






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных