Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Der Cherubinische Wandersmann, 1675

Известен расцвет мистических движений в Германии 17ого века – розенкрейцеры*, Якоб Бёме, Мейстер Экхарт, Иоганн Таулер и др. В поэзии этот период с наибольшей силой отражен в афористических стихах Иоганна Шефлера (1624 — 1677 гг.), широко известного под псевдонимом Ангел из Силезии – Ангелус Силезиус.

*Розенкре́йцерство (орден розенкрейцеров, розенкрейцеры, «Орден Розы и Креста») — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Доподлинно не известно, являлась ли эта личность реальной. Орден объединял мужчин и женщин, считающих себя обладателями мудрости, унаследованной от древних времен. Члены этой организации ставили себе задачей всестороннее улучшение церкви и достижение прочного благоденствия государства и отдельных лиц. Учение имеет признаки оккультного характера. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц. Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Изучение ранних документов розенкрейцеров показывает, что на их взгляды и религиозную практику оказывали значительное влияние некоторые группы, существовавшие в XVIII в. в Англии и некоторых других странах Европы,. Наиболее влиятельными из них были масоны. В дальнейшие столетия многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров.

Иоганн Шефлер - немецкий поэт-мистик, философ и богослов, деятель Контрреформации*.
Творчество Силезиуса в наши дни считается наиболее ярким выражением западного мистицизма. Вызывало глубокий интерес таких мыслителей, как Лейбниц, Шопенгауэр, Бубер, Хайдеггер, Франк, Бердяев и др.

Контрреформация, католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16—17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу К. была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой "контрнаступления" феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

Главными орудиями К. были инквизиция, монашеские ордена, римская курия. Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации). На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534—40 орден иезуитов.

 

Иоганн Шефлер родился в лютеранской семье в Бреслау. Учился медицине и философии в Страсбурге, Лейдене и Падуе. В 1649 г. стал придворным врачом герц. Виттенбергского и Эльского Сильвия Нимрода. Под влиянием изученных им трудов отцов Церкви («Ареопагитики», блж. Августин и др.) и католич. мистиков в 1653 г., после конфликта с протестант. цензором, перешел в католичество, получив при конфирмации имя Ангелус. В 1654-1663 гг. врач при имп. дворе в Вене. В 1661 г. вступил в орден францисканцев и был рукоположен во священника. В 1666 г. гофмаршал при архиепископе Силезском в Бреслау. С 1667 г. занимался только писательским трудом. А. С. вел активную богословскую полемику с протестантами; 39 из 55 его полемических трактатов изданы в сб. «Учение о Церкви» (Ecclesiologia. 1677). На богословские воззрения А. С. повлияли сочинения И. Экхарта, Я. ван Рейсбрука, И. Таулера, В. Вайгеля (1533-1588), а также Я. Бёме через А. Франкенберга (1593-1652) и Кв. Кульмана. Книга А. С. «Святая страсть души, или Духовные пасторали влюбленной в своего Иисуса Психеи» (Heilige Seelenlust, oder Geistliche Hirtenlieder der in ihren Jesum verliebten Psyche. 1657; 16682) была задумана как сборник положенных на музыку (гл. обр. придворного силезского композитора Георга Йозефа) католич. духовных песен в противовес популярным протестант. гимнам. Впосл. многие из песен А. С. вошли в различные Гимнарии обеих конфессий, но уже, как правило, с др. мелодиями. Наибольшую известность получил сб. А. С. «Остроумные речения и вирши» (Geistreiche Sinn- und Schlussreime. 1657), во 2-м, расширенном, издании названный «Херувимский странник» (Der Cherubinische Wandersmann. 1675;). Это мифопоэтическое произведение, завершающее средневек. традицию богословской мистики, оказало влияние на деятелей пиетизма[1] (Г. Арнольд, Г. Терстеген), гернгутеров (Н. Л. Цинцендорф), нем. романтиков (Ф. Шлегель, Ф. Рюккерт, А. Шопенгауэр), а также на творчество Р. М. Рильке («Часослов»).

[...] А что можно сказать об Ангелусе Силезиусе, двустишия которого то и дело противоречат друг другу и имеют лишь одну общую тему: Бога, который представлен в стольких лицах, что распознать подлинное его лицо -- задача не из легких. "Херувимский странник" -- эта череда не связанных между собой весьма туманных высказываний -- выражает лишь субъективные состояния души автора, и стремиться обнаружить в нем единство, найти систему -- значит разрушать значительную часть его прелести. Ангелус Силезиус занимается не столько Богом как таковым, сколько своим собственным богом. В результате
образуется скопище поэтических нелепостей, от которых эрудитам впору схватиться за голову, а теологам -- ужасаться. Однако ничего подобного не происходит. И те и другие пытаются навести порядок в его словах, упростить их, выявить в них четкую идею. Одержимые строгостью мысли, они желают узнать, что автор думал о вечности и смерти. А что он о них думал? Да что попало! Это всего лишь его собственные переживания, сугубо личные и абсолютные. Что же касается его вечно незавершенного, несовершенного и переменчивого Бога, то Ангелус Силезиус выхватывает моменты его становления и сообщает свои мысли о них, столь же несовершенные и переменчивые. Так что не будем слишком доверять окончательным суждениям, не будем слушать тех, кто претендует на точное знание чего бы то ни было. Не будем же расписываться в своей нечестности и отсутствии юмора, удивляясь тому, что в одном двустишии
Ангелус Силезиус уподобляет смерть злу, а в другом -- благу. Поскольку смерть в нас находится в состоянии постоянного становления, давайте будем рассматривать ее этапы и метаморфозы; заключив ее в формулу, мы приостановим ее, лишим ее части ее средств и возможностей.
/Сиоран. Искушение существованием/

«Херувимский странник»

Эта книга - религиозно-поэтические афоризмы немецкого поэта и мистика XVII в. Ангела Силезского, написанных александрийским стихом и парными рифмами, - явление, уникальное в немецкой поэзии: игра слов, параллельные конструкции, смысловые повторы и т. д. представляют собой настоящее языкотворчество. Сильное влияние на мировоззрение Силезиуса оказали мистические учения Якоба Бёме (1575-1624), Мейстера Экхарта (1260-1327), Иоганна Таулера. Философские изречения Силезиуса выражены в виде, в основном, александрийских двустиший, вошедших в поэтический сборник «Херувимский (или ангелоподобный) странник» (1674). Ангелус Силезиус размышляет (формулируя мысли в лаконичную форму) о неразрывной связи Бога и человека, о познании как о мистическом погружении в первооснову Бытия, обретающего своё рождение в человеческой душе. Известен также его более ранний поэтический сборник «Святая радость души» (1657), в котором используются элементы поэзии эпохи Барокко.
Творчество Силезиуса вызывало глубокий интерес таких мыслителей, как Лейбниц, Шопенгауэр, Бубер, Хайдеггер, Франк, Бердяев и др. Особую значимость приобретает фигура Силезиуса в наши дни в рамках всё нарастающей дискуссии о месте и роли в философском познании апофатической и негативной теологии. Для всех интересующихся вопросами религиозной мистики и поэзии вообще знакомство с творчеством Ангела Силезского может быть полезным и в религиозном, и в поэтическом отношении.

Основная поэтическая форма сборника — монодистих, т. е. афористический двустрочник, написанный александрийским стихом. Александрийский стих (пришедший в Германию из Франции, где александрийским стихом назывался двенадцатисложник с цезурой посредине каждой строки) в немецком, т. е. тоническом варианте, представлял собой шестистопный ямб с цезурой посредине, классический размер, воспринятый барокко и связанный, как правило, с возвышенным содержанием. Помимо монодистихов, в «Херувимском страннике» встречаются также четырех- и шестистрочные строфы, астрофические стихи и сонеты.

В целом «Херувимский странник», продолжая идеи Дионисия Ареопагита, Августина, Мастера Экхарта и Я. Бёме, перифразирует лейтмотив Евангелия от Иоанна: Бог-Отец — в Сыне, как и Сын в Отце; как Я (Христос) в Отце, так и вы во мне пребываете.

Все шесть книг «Херувимского странника» представляют собой замечательный памятник словотворчества, непрерывного варьирования одной и той же темы, так что по содержанию их трудно отделить друг от друга и распределить по каким-то рубрикам.

 

История создания

Главное сочинение Ангела Силезского, опубликованное в 1657 году, «Остроумные речения и вирши» («Geistreiche Sinn- und Schlussreime»), при втором издании, в 1675 году, получило название, ставшее знаменитым,— «Херувимский странник» («Cherubinischer Wandersmann»). В отличие от первого издания, в котором было 5 книг, во втором появилась и шестая, озаглавленная как «Приложение».

 

Из сборника «Херувимский странник»:

Молчанием сказано

О, муж, ты с бытием извечным жаждешь встречи?
Тогда сомкни уста и воздержись от речи.

У Бога всевозможные имена и нет никаких имен

Всевышнему имен находят люди много,
Но ни в одном из них признать не могут Бога.

Как утверждает себя Бог

Основы нет у Бога, он неизмерим!
Попробуй же понять, Дух существует с ним.

Покой и деяние Бога

Бездеятелен Бог в своих трудах, заметь:
В его делах – покой, и в жизни его смерть.

Познаваемое должно быть познанным

Ничто не познается в Боге: Он – Одно,
Ведь то, что в нем самом – собою быть должно.

Бог щедрейший

Безмерен Бог: свои создания любя,
Он с большей силой им приносит в дар себя.

Всё стоит на Я и Ты

Ничто как Я и Ты: если исчезнем мы,
То Бог уже не Бог и небеса немы.

НЕ ЗНАЕТ БОГ, ГДЕ У НЕГО НАЧАЛО


Ты вопрошаешь: Бог, как долго Он пребыл?
Так долго, что о сем и Сам уже забыл.


ТОЧКА, ЛИНИЯ И ПЛОСКОСТЬ


Бог – точка в небесех, Бог-Сын из точки той
Исшед, есть линия; их плоскость – Дух Святой.


ЧЕГО БОГ ТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА


Что Богу от тебя потребно? Тишина.
Другое Он и сам отдаст тебе сполна.

 


[1] (от лат. pietas — благочестие) — понятие, которым в протестантизме именуется склонность к обретению мистического опыта непосредственного общения с Богом (т. н. "живое благочестие").

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | I. К другу, вернувшемуся к развратной жизни


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных