Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






IX. Об отношениях человека к Богу




 

С Богом надо поступать так же, как мы поступаем с нашими глазами. Мы не просим их видеть то, что нам хочется видеть; напротив, мы очень довольны, что глаза наши показывают нам предметы такими, каковы они на самом деле. Почему же мы с Богом поступаем не так? Почему умоляем Его сжалиться над нами и дать нам то, чего нам хочется, а не то, что мы получаем от Него?

Разве есть что-нибудь лучше того, что Богом установлено?

Если б только мы постоянно помнили, что Бог в нас -- свидетель всего того, что мы делаем и думаем, то мы перестали бы грешить, и Бог неотлучно пребывал бы в нас. Давайте же вспоминать Бога, думать и беседовать о Нем как можно чаще.

Если ты будешь постоянно помнить, каким великим мастером ты сотворен, то ты не захочешь оскорблять Его своим порочным житьем. Помни и то, что он не только сотворил тебя, но и велел тебе самому сохранять себя. Неужели сможешь решиться повредить и изгадить то, что Он доверил тебе? Если бы Бог поручил тебе призреть сиротку, ты ведь позаботился бы предохранить его от вреда? Так же точно Бог поручил тебе призреть самого себя и как бы сказал тебе: "Убереги ты этого человека в том чистом образе, в котором Я произвел его на свет. Он родился честным, верным, бесстрашным и с чистой душой. Сохрани же его в целости!.."

 

 

Комментарии

 

Эпиктет (ок. 50 -- ок. 140 гг.) родился рабом во фригийском городе Гиераполисе в середине I в. н. э. Имя Эпиктет -- это, собственно, даже и не имя, а рабская кличка, означающая "прикупленный". Каким-то образом Эпиктет очутился в Риме и здесь был "прикуплен" могущественным императорским вольноотпущенником секретарем Нерона Эпафродитом. Эпафродит, сам бывший раб, отличался особенной жестокостью по отношению к своим рабам. Однажды в припадке гнева он стал избивать Эпиктета. "Ты мне сломаешь ногу", -- невозмутимо заметил ему Эпиктет. Тогда Эпафродит ударил его так сильно, что кость действительно переломилась. "Разве я не говорил тебе, что ты ее сломаешь", -- также равнодушно произнес Эпиктет. Возможно, это всего лишь легенда, на которые так щедра античность, и все же этот случай прекрасно объясняет смысл, какой вкладывал Эпиктет в слова, ставшие девизом всей его жизни: "Терпи и воздерживайся".

Известно, что в Риме Эпиктет изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет, неизвестно, но в 94 г. он, будучи уже вольноотпущенником, вместе с другими философами был выслан из Рима по приказу императора Домициана. Эпиктет удалился в Эпир и здесь в городе Никополисе открыл собственную философскую школу. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет быстро приобрел большую популярность. Слушать его приходили многие знатные римляне, в том числе и сенатор Флавий Арриан (ок. 95-175 гг.), автор истории походов Александра Македонского. Именно он и записал философские беседы Эпиктета, который сам ничего не писал (из подражания Сократу или же оттого, что был безграмотен?).

По своим взглядам Эпиктет -- типичнейший представитель стоицизма. Его не интересуют ни логика, ни физика, ни даже теоретическое обоснование морали. Эпиктет прежде всего -- проповедник-моралист.

Учение Эпиктета, в сущности, сводится к трем положениям:

-- всякое существо, и следовательно человек, стремится к тому, что ему полезно;

-- истинная сущность человека состоит в духовности, благодаря которой он родствен Божеству; обращаясь к этой своей природе, единственно ценной и свободной, человек находит счастье;

-- дух человека по природе нуждается в совершенствовании и развитии, которые достигаются упорной работой над самим собой.

Умер Эпиктет в глубокой старости (ок. 140 г.), успев завоевать и громкую славу, и покровительство императора Адриана, но не изменив своим стоическим убеждениям и киническому образу жизни, т. е. в той крайней бедности, в какой он и провел всю свою жизнь. Женат он не был, лишь в старости сошелся с женщиной, чтобы она помогла ему ухаживать за взятым на воспитание ребенком одного из его друзей, который по бедности хотел подбросить его кому-нибудь.

Единственное оставшееся после него имущество -- дешевая глиняная лампа, которую, по рассказу Лукиана, какой-то богач после смерти Эпиктета купил за 3000 драхм.

На могиле его было начертано: "Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных".

После Эпиктета остались его "Беседы", записанные Аррианом (в 8 книжках, из которых до нас дошло лишь 4), и "Руководство", от которого уцелели лишь фрагменты (благодаря "Комментарию на Руководство Эпиктета" Симпликия). Афоризмы Эпиктета сохранились в сочинениях Марка Аврелия, Максима Тирского, в "Цветнике" греческого писателя V в. Иоанна Стобейского. Некоторые сведения о нем сообщают Авл Геллий, Лукиан, Ориген. Последний, в частности, пишет, что в его время христиане очень усердно занимались изучением Эпиктета. Несколько раз его сочувственно цитирует Августин.

В России с одобрением ссылается на Эпиктета Тихон Задонский. Л. Н. Толстой непременно включает те или иные афоризмы и отрывки из Эпиктета в "Круг чтения". И все же из трех римских стоиков Эпиктет у нас наименее известен: его сравнительно поздно стали переводить и издавать, а научный перевод его "Бесед", выполненный Г. А. Тароняном, появился лишь в наше время (в журнале "Вестник древней истории". 1975. No 2-4; 1976. No 1-2).

 

--------------------

 

Печатается по: В чем наше благо? Избранные мысли римского мудреца Эпиктета. Книжки первая, вторая, третья, четвертая. М., 1904. Пер. В. Г. Черткова.

В этом издании переводчик не указан. Но им является В. Г. Чертков (1854-1936), друг и последователь Л. Н. Толстого, основатель издательства "Посредник". В 1911 г. В. Г. Чертков издал небольшую брошюру "Римский мудрец Эпиктет, его жизнь и учение" (М.: "Посредник"), в которой полностью воспроизвел свой перевод 1904 г., сопроводив его следующим разъяснением: "Учение его [Эпиктета] дошло до нас через третьих лиц, которые записали его слова. При составлении настоящего сборника мне пришлось поэтому пользоваться наиболее достоверными из таких записей. Но так как в них изречения Эпиктета приведены не в виде связного изложения, а в совершенно случайной последовательности, то как для избежания ненужных повторений и постоянного перескакивания с одного предмета на другой, так и вообще для большей вразумительности я сгруппировал эти изречения по предметам, которых они касаются. В этих беседах, следовательно, отрывочные мысли Эпиктета сплочены мною в последовательное и логически связное изложение, насколько это мне казалось необходимым и возможным, причем я ничего решительно не "присочинил" от себя, т. е. не прибавил ничего такого, что если не буквально, то по существу, не заключалось где-нибудь в тех исторически авторитетных источниках об Эпиктете, которыми я пользовался" (Чертков В. Г. Указ. соч. С. 16).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных