Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие права в 30-е г.




4. Главными задачами в сфере колхозного и земельного права были задачи развития и укрепления правового статуса колхозов.

17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели, который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКП(б). Примерный устав состоял из 25 статей, сведенных в 8 разделов.

В Уставе излагалась программа деятельности колхозов, определялись цели и задачи объединения крестьян в колхоз, порядок объединения. Устав закреплял землю за артелью в бессрочное пользование, она не подлежала купле-продаже или сдаче в аренду. Размеры приусадебной земли, находившейся в личном пользовании колхозного двора, колебались от 1/4 до 1/2 га, а в отдельных районах — до 1 га. Устав перечислял средства производства, подлежавшие обобществлению при вступлении в колхоз, а также средства производства, остававшиеся в личном пользовании колхозного двора. Устанавливалось, что артель была обязана вести свое хозяйство по плану, повышать урожайность колхозных полей, расширять посевную площадь, полностью использовать сельскохозяйственную технику, организовывать животноводческие фермы, повышать трудовую квалификацию членов артели, поднимать их культурный уровень и т. д. Членами артели могли быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста. Высшим органом артели являлось общее собрание ее членов.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. «О мероприятиях по развитию общественного животноводства в колхозах» и от 30 января 1940 г. «Об обязательной поставке шерсти государству». Эти акты устанавливали погектарную систему поставок продуктов животноводства. Ранее обязательные поставки мяса и шерсти государству исчислялись по количеству голов скота.

112. Государственный аппарат в период Великой Отечественной войны.

Перестройка гос аппарата в связи с началом ВОВ.

1. Чрезвычайные органы управления 2. Военная реформа

3. Военная юстиция 4. Положение церкви

1. Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО.

ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавались местные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.

2 ноября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. В республиках, краях, областях и городах образовывались местные комиссии.

Для проведения мобилизации трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, при областных и краевых исполкомах учреждались бюро по учету и распределению рабочей силы.

2. В первый день войны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 19 до 55 лет.

Высшее военное руководство возлагалось на Ставку Верховного Главнокомандования. Ее состав включал членов Политбюро ЦК ВКП(б) и Наркомата обороны. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления наркоматов обороны и флота, командование фронтами. В пределах фронтов создавались соединения, оперативные объединения и корпуса.

17 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Согласно этому нормативному акту обязательное военное обучение вводилось для граждан СССР мужского пола в возрасте от 16 до 50 лет. Организацией обучения занимались Наркомат обороны и его органы.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. Осенью 1942 г. его сменил институт заместителей командиров по политчасти, на которых возлагалось осуществление идеологического контроля и воспитания.

Структура вооруженных сил включала фронты, армии, корпуса, дивизии, бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения.

В январе 1943 г. были введены новые знаки различия — погоны. В июле 1943 г. введено деление военнослужащих Красной Армии на рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет.

3. Особая система военной юстиции регламентировалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Согласно

этому Указу трибуналы образовались при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка, государственной безопасности и некоторые другие.

Устанавливался следующий процессуальный порядок рассмотрения дел. До 1943 г. трибуналы действовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно сжаты. Дела слушались в закрытом процессе. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Исполнение смертных приговоров могло быть приостановлено командующими армиями и округами, а также военными советами. Приговоры пересматривались только в порядке надзора. Надзорными инстанциями были Военная, Военно-железнодорожная, Военная воднотранспортная коллегии Верховного суда СССР и Пленум Верховного суда СССР.

4. Одним из важнейших мероприятий было восстановление руководящих церковных органов. В сентябре 1943 г. был созван Собор, избравший Патриарха Московского и Всея Руси (впервые с 1925 г.), и образован синод. Для сотрудничества с церковью создавался специальный государственный орган — Совет по делам православной церкви. Был преодолен созданный в 20-е гг. церковный раскол.

113. Законодательство военного времени 1941-1945 гг.

1. Гражданское право 2. Семейное право 3. Трудовое право 4. Колхозное право 5. Уголовное право

1. В области гражданского права следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.

В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.

В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.

2. В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о опеке и усыновлении.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.

Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.

Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирил­ись, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.

3. Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.

На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.

4. Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.

Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней — в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 — во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.

На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов,

5. В условиях военного времени произошли существенные изменения суголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государствен­ную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет. 19 апреля 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

114. Изменения в органах государственной власти в 1945-1955 гг.

1.Внешнеполитическая деятельность

2.Представительные органы власти

3. Органы государственного управления

4. Судебные органы 5. Вооруженные силы

1. В послевоенные годы внешнеполитическая деятельность Советского государства осуществлялась в условиях изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств — социалистический лагерь. Начался распад колониальной системы,

В ходе второй мировой войны потерпели поражение Германия, Италия, Япония и их союзники. Усилилась внешнеполитическая деятельность Советского государства, возрос его международный авторитет.

После окончания войны возникло противостояние двух держав: СССР и США. Начались «холодная война» и гонка вооружений.

В 1946 г. в ООН Советский Союз выступил с предложениями о продолжении сотрудничества между державами, совместно выигравшими войну, о мирном сосуществовании двух различных систем, о запрещении ядерного оружия, ликвидации иностранных военных баз. Эти предложения не были поддержаны западными странами.

2. После окончания войны в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а в 1947 г. — в верховные советы союзных и автономных республик. Для кандидатов в депутаты был повышен возрастной ценз: для депутатов Верховного Совета СССР — до 23 лет, для депутатов верховных советов союзных и автономных республик — до 21 года. В 1947— 1948 гг. были проведены выборы в местные Советы.

В первые послевоенные годы (1945—1954) Верховный Совет СССР созывался 9 раз, т. е. гораздо реже, чем это было предусмотрено Конституцией. Круг вопросов, рассматриваемых Верховным Советом СССР, сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

В марте 1946 г. был сокращен количественный состав Президиума Верховного Совета СССР. В феврале 1947 г. была расширена его компетенция.

3. По окончании войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства и т. д.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие советы министров, а наркоматы — в министерства.

В рассматриваемый период были успешно реализованы планы четвертой и пятой пятилеток. В мире началась новая научно-техническая революция. Встали задачи по поднятию технического уровня промышленности.

4. После окончания войны судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. Восстанавливались обычная подсудность и порядок деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта преобразовывались в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Законом о судоустройстве 1938 г. были проведены выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1948 г. для народных судей и народных заседателей устанавливался возрастной ценз в 23 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. устанавливалась ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями.

В 1945—1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие преступления.

5. После окончания войны была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования.

С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Вооруженные Силы СССР состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО, воздушно-десантные войска, во главе со

своими главнокомандующими. Основными типами соединений являлись стрелковая, механизированная и танковая дивизии.

Были утверждены Дисциплинарный устав (1946 г.), Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1946 г.), Уставы строевой (1947 г.), гарнизонной и караульной службы (1950 г.).

115. Развитие права в 1945-1955 гг.

1. Хозяйственное право

2. Трудовое право

3. Колхозное Право-4, Уголовное право

1. В послевоенный период в сфере хозяйственного права договор стал одним из важнейших рычагов управления.

21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял поста­новление «О заключении хозяйственных договоров», в кото­ром вновь закреплялась двойная система договоров: генераль­ные договоры заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между конкретными контрагентами. В некоторых областях народного хозяйства продолжали при­меняться прямые договоры.

Обязательными элементами договора были следующие: ко­личество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки испол­нения и формы ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым расширялись права руководителей ведомств в области распоряжения материаль­ными ресурсами и денежными средствами, ограниченные с февраля 1941 г.

2. В области трудового законодательства с окончанием войны были ликвидированы чрезвычайные меры, вызванные потребностями военного времени. С 1 июля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г. вос­станавливались отпуска и 8-часовой рабочий день, отменялись обязательные сверхурочные работы, прекращалась трудовая мобилизация граждан.

23 июня 1945 г. был принят Законе демобилизации, в со­ответствии с которым местные органы власти и руководители предприятий были обязаны предоставить работу демобилизованным военнослужащим в течение одного месяца.

В феврале 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между администрацией предприятий и профсоюзами.

Большое внимание уделялось охране труда и здоровья трудящихся. В соответствии с Инструкцией Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС, принятой 21 июня 1949 г., на предприятиях с вредными условиями труда устанавливался обязательный медицинский осмотр всех работающих. На сверхурочные работы не допускались беременные женщины, подростки и некоторые другие категории трудящихся.

Для разрешения трудовых споров в соответствии с Положением о порядке разрешения трудовых споров, принятым в 1957 г., на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам. Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрич­но-заводском комитете, а затем в суде.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, которым устанавливались единые критерии для назначения пенсий: возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин), трудовой стаж (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), среднемесячный размер заработной платы. Закон вводил минимум и максимум пенсионных выплат, для категорий низкооплачиваемых работников повышались пенсионные ставки.

3. В области колхозного права одним из важнейших послевоенных актов стало постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 г. «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах». Главной целью этого постановления было закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование.

Согласно постановлению Правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», принятому в апреле 1948 г., основной формой организации труда в колхозе становилась производственная бригада.

С 1955 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование производства стали осуществлять сами колхозы.

С 1958 г. вместо обязательных поставок сельхозпродукции и натуроплаты был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в колхозе.

4. В области уголовного права в послевоенное время кардинальных изменений не происходит. Основные изменения касались круга субъектов, видов наказания, отмены чрезвычайных положений закона и др.

В середине 1945 г. был принят указ Верховного Совета СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». В соответствии с данным нормативным актом освобождались от наказания или смягчалось наказание лицам, осужденным за менее тяжкие преступления. С большой категории лиц снималась судимость и административная ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь, с 1950 г. она была восстановлена по важнейшим государствен­ным преступлениям (измена, шпионаж и т. д.).

116. Политика ликвидации культа личности и его последствий в середине 1950-60-е гг.

ДОКЛАД ХРУЩЕВА «О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ». Произнесен на закрытом заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 г. Зарубежные делегаты и журналисты на него не допускались, а сам ход закрытого заседания не стенографировался. После съезда в соответствии с постановлением Президиума ЦК КПСС доклад зачитывался на собраниях всех партийных и комсомольских организаций. Впервые он опубликован в Советском Союзе, в 1989 г. Текст доклада готовился специальной комиссией под руководством академика П. Н. Поспелова. Хрущев решился на чтение доклада вопреки мнению старых членов «сталинской гвардии» — В. М. Молотова, Л. М. Кагановича и других. В докладе говорилось о взглядах классиков марксизмаленинизма на природу культа личности; о коллективности руководства в партии, которое было при Ленине; о предостережениях вождя и тех последствиях, которые произошли из-за того, что ленинское предложение о смещении Сталина с поста Генерального секретаря партии не было выполнено. Все беды проистекали из того, что «грубость» Сталина постепенно вылилась в массовый террор «против честных кадров партии и Советского государства». Специальный раздел доклада посвящался событиям Великой Отечественной войны. Поскольку основной целью Хрущева являлась прежде всего политическая дискредитация Сталина, он прибег к прямой подтасовке фактов: Сталин объявлялся единственным виновником неудач Красной Армии на начальном этапе войны (включая харьковскую катастрофу 1942 г., вина за которую лежала и на самом докладчике), плохого вооружения и пр. Возлагалась на Сталина вина за депортацию народов СССР, советско-югославский конфликт, другие акции советского режима. Как отмечал в своих мемуарах Хрущев, основное значение XX съезда и соответственно его исторического доклада заключалось в том, что «он положил начало процессу очищения партии от сталинизма и восстановления в партии тех ленинских норм жизни, за которые боролись лучшие сыны Отечества». Для высшей партийной иерархии — самого Н. С. Хрущева, А. А. Андреева, Л. М. Кагановича, А. И. Микояна, В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова — сообщение о массовых репрессиях не было новостью; они сами активно участвовали в «смене кадров». Однако у 7 млн рядовых коммунистов, 70% которых вступило в партию после 1930 г., доклад Хрущева вызвал шоковое состояние. Прямому осуждению подвергся тот, чье имя давно стало символом всех достижений и побед Советского Союза. Глубокий идеологический кризис наблюдался и в странах социалистического лагеря. Лидер немецких коммунистов В. Ульбрихт после приезда домой с XX съезда заявил: «Товарища Сталина впредь классиком не считать». Стихийные волнения произошли в Польше, а студенческие демонстрации в Будапеште завершились народным восстанием, которое было подавлено войсками стран — участниц Организации Варшавского Договора.

РЕАБИЛИТАЦИЯ репрессированных за так называемые контрреволюционные преступления началась в середине 50-х годов и особенно активизировалась после XX съезда КПСС и принятого 30 июня 1956 г. постановления «О преодолении культа личности и его последствий». В 1954—1961 гг. было реабилитировано более 700 тыс. руководящих партийных, советских, хозяйственных и военных кадров, т. е. именно тех, кто последовательно проводил сталинскую политику «социалистического строительства» (насильственные индустриализацию, раскулачивание, коллективизацию), а затем пал жертвой внутрипартийной борьбы и связанных с ней кадровых чисток. Широкие народные массы — действительно безвинные жертвы этой политики — как бы выпали из фокуса общественного сочувствия. Среди них — осужденные за «колоски* (кражу с полей колхозного зерна в голодные годы), за прогулы и самовольный уход с предприятий, за невыработку обязательного минимума трудодней (виновные в этих проступках подлежали уголовному наказанию). В 1968 г. в итоговой справке специальной комиссии по реабилитации подчеркивалась историческая необходимость ликвидации кулачества. После отстранения И. С. Хрущева от власти сти даже эта работа по выборочной реабилитации была свернута. Перестройка дала толчок продолжению работы по реабилитации: за 1988—1990 гг. реабилитировано более 1 млн. граждан. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. отменял все решения, вынесенные внесудебными органами (так называемые тройки, особые совещания) в отношении незаконно репрессированных граждан. Помимо прежних категорий репрессированных (работники партии, военные деятели, хозяйственники, интеллигенция), к ним стали относить кулаков и депортированные народы.

117. Изменения в государственном аппарате в конце 1950-1960-е гг.

После смерти Сталина прошла амнистия. Летом 1953 г. произошли восстания заключенных, на которых амнистия не распространялась. В апреле 1953 г. в прессе стали Появляться обвинения в адрес сотрудников госбезопасности. В июле был арестован Берия, возглавлявший эту систему. В марте 1954г. политическая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы ("тройки"), система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. (Однако основная мае политических заключенных была освобождена только после Двадцатого съезда, партии в 1956 г. В 1954 г. происходило разукрупнение министерств. Сложила четырехзвенная структура: главк - управление -отдел-сектор. Было произведено значительное сокращение численности аппарата. Отраслевой принцип в 1957 был заменен территориальным принципом управления, были созданы) экономические административные районы, управленческими органами в которых стали советы народного хозяйства (совнархозы). Территориальный принцип управления позволял корректировать производство в пределах экономических районов. Но в марте 1963 г. образуется Высший совет народного хозяйства. В августе 1953 г. был принят новый закон о сельхозналоге, который вводил погектарное (а не подоходное) обложение и облегчал налоговый пресс хозяйства (коллективные и личные). В 1958 г. были отменены обязательные поставки колхозами сельхозпродукции; они были заменены государственные закупками, а закупочные цены повышены. Передача за выкуп техники МТС колхоз связывалась с повышением закупочных цен в 1953-1954 гг. Органы правящей партии в 1962 г. были разделены на городские и сельскохозяйственные. Советы были разделены (как и партийные органы). В ноябре 1964 г. воссозданы единые районы.

В 1954 г. в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым бы предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решение кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958г. упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех пяти лет), декларировали отчетность народных судей перед избирателями. Идея "социалистической законности", практика реабилитации нашли отражение решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан "секретный доклад" Хрущева о культе личности Сталина.

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую. программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму. В октябре 1964 г. Н.Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов. Пришедшая к власти 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм экономическими реформами. С 1965 г. упразднением совнархозов восстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административная централизация. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. к минимуму бы сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимости реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма| централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Но в 70-х г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и технократизмом. В 1969 г. создан Союзный совет колхозов (и их местные советы). В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру органов народного контроля. Система народного контроля существовала параллельно прокуратуре.

118. Реформа прокуратуры в 1950-е гг.

Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-Прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-Прокурором Сената. Представляя сенаторам Генерал-Прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею «секретнейшее наставление», в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. В отдельные периоды российской истории генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». 24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде № 1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии. Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей; 23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А. Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса на заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. 20 июня 1933 года была образована Прокуратура Союза ССР, на которую возлагались: надзор за соответствием Конституциям и Постановлениям Правительства Союза ССР постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти; наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения; возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР; надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска, деятельности исполнительно-трудовых учреждений; общее руководство деятельностью органов прокуратуры союзных республик. Таким образом, несмотря на то, что в союзных республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы оказались объединены под единым оперативным руководством. Прокуратуру Верховного суда Союза ССР упразднили. Первым прокурором Союза ССР был назначен И.А. Акулов. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 года Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР. 28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Наиболее заметным нововведением стала статья 29, предусматривающая, что в случае, если Генеральный прокурор СССР усматривает, что постановление пленума Верховного суда СССР не соответствует закону, он обязан войти по этому вопросу с представлением в Президиум Верховного Совета СССР. Таким образом, Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.

119. Судебная реформа в 1950-е гг.

В 1954 г. в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым бы предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решение кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов феврале 1957 г. Верховный Совет СССР принял новое Положение о Верховном суде СССР, расширявшее надзорные права республиканских судов. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958г. упразднили участковую систему народных судов, заменив ее единым районным или городским судом, увеличивая срок полномочий судей (с трех пяти лет), декларировали отчетность народных судей перед избирателями. Идея "социалистической законности", практика реабилитации нашли отражение решениях Двадцатого съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан "секретный доклад" Хрущева о культе личности Сталина.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.

В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан..

В Основах1 рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.

Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений.

Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду.

Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.6. Основы уголовного судопроизводства С ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, когорые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.

Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке.местного населения.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников.

Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

 

120. Кодификация советского права в 1950-1960-е гг.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики, этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения Совета Министров.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав. В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства. В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам. Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели. Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде. Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли

сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности кол­хозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансиро­вание колхозников. 25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан. В Основах1 рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу. Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.6. Основы уголовного судопроизводства С ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, когорые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности. Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке.местного населения. Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников. Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

121. Уголовное и уголовно- процессуальное законодательство в 1950-80-е гг.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г. Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов.

Определялись задачи уголовного судопроизводства, которые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.

Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке.местного населения.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников.

Регламентировались отдельные стадии судопроизводства:

дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей.

В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан..

В Основах1 рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.

Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений.

Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду.

Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства, его целей, принципов и основных институтов.6. Основы уголовного судопроизводства С ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г Основы состояли из 54 статей, сведенных в 6 разделов. Определялись задачи уголовного судопроизводства, когорые состояли в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличении и наказании виновных, ограждении невиновных от уголовной ответственности.

Основы закрепили следующие принципы уголовного судопроизводства: осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики, автономной области, национального округа или языке.местного населения.

Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников.

Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

122. Гражданское и семейное право в 1960-80 е гг.

Определяющее влияние на развитие имущественных и других общественных отношений, регулируемых гражданско-правовыми нормами, оказывало превращение социалистической собственности в главный фактор экономической жизни страны.

8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР принял Основы гражданского законодательства Союза ССР-и союзных республик. В рамках союзных республик гражданское законодательство было кодифицировано в виде гражданских кодексов.

Основы закрепляли государственную и кооперативно-колхозную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В Основах гражданского законодательства Союза ССР 1961 г. давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, а также классификация форм защиты гражданских прав.

В сфере обязательственного права в Основах ведущее место занимали нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями. Договорная форма использовалась как инструмент выполнения планов и обеспечения ответственности организаций за ассортимент, качество, комплектность и своевременной поставки продукции.

2. 8 декабря 1961 г. Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Основы устанавливали единые для всего Союза ССР общие положения гражданского процессуального права.

Основы определяли задачи гражданского судопроизводства, заключавшиеся в правильном и быстром рассмотрении и разрешении гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.

В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

123. Трудовое право в 1960-80 е гг. Земельное, колхозное и природоохранительное право в 1960-80 е гг.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав.

В 1955—1958 гг. повышается заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. была повышена заработная плата работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и некоторых других отраслях народного хозяйства.

В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность рабочего дня сокращалась на два часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.

Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия или учреждения за две недели.

Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР. В соответствии с Положением на предприятиях, в учреждениях и организациях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие между рабочими (служащими) и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде.

Изменения в земельном и колхозном праве, происходившие в рассматриваемый период, представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством КПСС и Советского государства по преодолению отставания сельского хозяйства. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы могли

сами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.

Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании сельскохозяйственного года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в марте 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

в 60-70-е годы XX века в России сложилась самостоятельная отрасль права - природоресурсовое право, в состав которого первоначально входило в качестве подотраслей земельное, водное, горное, лесное, фаунистическое право и правовая охрана природы. При этом данная отрасль не являлась конгломератом данных подотраслей, а представляла собой их качественное единство, основанное на единой природе, факторах развития и внутренней структуре общественных отношений, выраженных законами.

124. Эволюция общественного, политического строя в 1970-1980-е гг.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям (1918, 1924, 1936 гг.).

Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу— социалистическая собственность на средства производства.

В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.

Ст 108. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или все­народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Ст 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:

Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Ст 128. Совет Министров СССР — Правительство СССР — является высшим исполнительным и распорядительным органом гос власти СССР.

Ст 129. Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, пер­вых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Ст 130. Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Ст 137. Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Ст 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных