ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учебного года (ФИПИ)с дополнительными комментариями и рекомендациями (уч. А.А.Тулвинская). Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года (протокол от 05.07.2016 г.): 1. «Разум и чувство», 2. «Честь и бесчестие», 3. «Победа и поражение», 4. «Опыт и ошибки», 5. «Дружба и вражда». Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации. В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. I. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Дополнительный комментарий А.А.Т. Сочинение- рассуждение Тезис. Разум и чувство – две стороны одной медали. Гармонично развитая личность в равной степени обладает и тем, и другим. Если же баланс между разумом и эмоциональной сферой нарушен, то возникает конфликт. Это конфликт а) между человеком и обществом (или одним из представителей общества) или это б) мучительное раздвоение внутри одного человека. Аргументы. Для варианта а) (между человеком и обществом или одним из представителей общества) 1. Евгений ВасильевичБазаров (разум) и его родители (сердце)(Иван Сергеевич Тургенев, роман «Отцы и дети»); 2. Евгений Васильевич Базаров (разум) и Павел Петрович Кирсанов (эмоции) (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»); 3. Анна Сергеевна Одинцова (голый расчет) и ее сестра Катя (чувства) (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»); 4. Андрей Болконский (разум) и Пьер Безухов (сердце, душа) (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»); 5. Андрей Болконский (учится чувствовать после разочарований) и Наташа Ростова (живет только чувствами) (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»); 6. Евгений Онегин (разум) и Владимир Ленский (чувства) (Александр Сергеевич Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». 7. Вера Николаевна Шеина и ее окружение (разум, расчет) и телеграфист Желтков (чувства) (Александр Иванович Куприн, повесть «Гранатовый браслет»). 8. Илья Ильич Обломов (раб чувств) и Андрей Иванович Штольц (раб разума) (Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов») Примечание1. Предложенные аргументы не единственны как внутри названных текстов, так и вне этих произведений, т.е, можно назвать много других рассказов, повестей, романов и пр., которые дают возможность проиллюстрировать ваши рассуждения. То же самое касается всех остальных направлений. Примечание 2. Для вариант 8: этот аргумент подходит для тезиса: жить только чувствами так же ошибочно, как руководствоваться исключительно разумом(именно смерть Обломова дает толчок для развития эмоционального начала в душе Штольца). Для варианта б) (внутри одного человека) 1. Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»); 2. Анна Сергеевна Одинцова (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»); 3. Григорий АлександровичПечорин (Михаил Юрьевич Лермонтов, роман «Герой нашего времени». 4. Александр Андреевич Чацкий (Александр Сергеевич Грибоедов, комедия «Горе от ума»); 5. Ольга Ильинская (Иван Александрович Гончаров, роман «Обломов») Примечание 3. Для всех названных героев характерна внутренняя борьба между разумом и чувством, между рассудком и душой. ____________________________________________________________ II. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Дополнительный комментарий А.А.Т. Сочинение- рассуждение Тезис №1. Честь и бесчестие – это взаимоисключающие понятия, они не могут сосуществовать в одном человеке. Честь обязательно предполагает такие моральные качества, как совесть, порядочность, верность высоким идеалам. Бесчестие – синоним предательства, обмана, коварства. Оно неизбежно оборачивается нравственным падением, утратой человечности, крахом личности. И понять это человек должен в начале своего пути, чтобы в критический момент не совершить ошибку, цена которой – жизнь, твоя или чужая. Тезис №2. Есть ли что-либо дороже жизни? Есть. Это честь. Бывают обстоятельства, когда, чтобы остаться честным человеком, надо заплатить своей жизнью. Аргументы. 1. Петруша Гринёв (честь) и Алексей Швабрин (бесчестие) (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»). 2. Тарас Бульба (честь) и его сын Андрий (бесчестие) (Николай Васильевич Гоголь, повесть «Тарас Бульба»). 3. Сотников (честь) и Рыбак (бесчестие) (Василий Владимирович Быков, повесть «Сотников»). 4. Эраст (бесчестный поступок по отношению к Лизе) (Николай Михайлович Карамзин, повесть «Бедная Лиза»). 5. Защитники Белогорской крепости, которые приняли мученическую смерть, но не присягнули Пугач ё ву (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»). III. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. Дополнительный комментарий А.А.Т. Сочинение- рассуждение Тезис №1. Человеческая жизнь – штука странная и непредсказуемая. Порой то, что ты в своё время не ценил, чего, может быть, даже стыдился, становится самым лучшим моментом твоего существования, а то, к чему ты страстно стремился, приносит одни разочарования, оборачивается мучительным поражением. Аргументы 1. Родион Раскольников (Федор Михайлович Достоевский, роман «Преступление и наказание»). 2. Андрей Болконский (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»). Тезис №2. Иногда обстоятельства складываются не в твою пользу. Надо суметь пережить их, может быть, постараться перебороть эти обстоятельства, выйти из ситуации победителем. Аргументы 1. Мцыри (М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»). 2. Мастер (Михаил Александрович Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»). 3. Понтий Пилат и Иешуа (Михаил Александрович Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»). Тезис №3. У каждого человека есть цель. Всегда ли достижение этой цели – победа? И осознает ли сам человек, что все, к чему он стремился всю жизнь, правильно? Не предает ли собственных идеалов? Аргументы 1. Доктор Старцев (Антон Павлович Чехов, рассказ «Ионыч»). ________________________________________________________ IV. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Дополнительный комментарий А.А.Т. Сочинение- рассуждение Тезис №1. Вся человеческая жизнь – это череда взлетов и падений, проб и ошибок. Мы совершаем поступки, не всегда осознавая их последствия. Бывает, что жалеем о содеянном. Но важно понимать, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, Главное – иметь мужество признать, что ты неправ. Именно так приобретается бесценный опыт. Аргументы 1. Родион Раскольников (Федор Михайлович Достоевский, роман «Преступление и наказание»). 2. Николай Ростов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – можно остановиться на любом из героев (Лев Николаевич Толстой, роман «Война и мир»). 3. Павел Петрович Кирсанов (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»). 4. Григорий Мелехов (Михаил Александрович Шолохов, роман «Тихий Дон»). Тезис №2. Человеку свойственно ошибаться. Но признать ошибки может не каждый. Хорошо, если ты вовремя их осознал и постарался исправить, ведь может быть поздно… Аргументы 1. Дуня, дочь Самсона Вырина (Александр Сергеевич Пушкин, повесть «Станционный смотритель»). V.«Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Дополнительный комментарий А.А.Т. Сочинение- рассуждение Тезис. Людей в этом мире связывают разные отношения. Самыми ценными из них являются любовь и дружба. Нам не дано понять, как рождаются эти чувства, зато природа вражды и ненависти всегда ясна: ревность, зависть, обида… Аргументы 1. Петр Гринев – Алексей Швабрин (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»). 2. Евгений Онегин – Владимир Ленский (А. С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин»). 3. Андрей Гаврилович Дубровский – Кирилла Петрович Троекуров (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»). 4. Петр Гринёв – Емельян Пугачев (А. С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»). Примечание 4. Тезис к аргументу 4 должен быть скорректирован: …нам не дано понять, как рождаются эти чувства. Бывает трудно объяснить, почему люди, находящиеся на разных полюсах жизни, вдруг оказываются друзьями – или врагами. И наоборот. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|