Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ




ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

1. Теория и методология исторической науки 2. Формирование и развитие Древнерусского государства (IX – XI вв.) 3. Политическая раздробленность на Руси. Русь удельная (XII – XIII вв.) 4. Образование и развитие Московского государства (XIII – XVII вв.) 5. Развитие России в XVII в. 6. Российская империя в XVIII в. 7. Развитие Российской империи в XIX в. 8. Развитие России на рубеже XIX – XX вв. 9. Развитие Советского государства в 1920 –1940-е гг. 10. Развитие СССР в 1950 –1980-е гг. 11. Развитие России в 1990-е гг. стр. 1–2 стр. 2–4 стр. 4–5 стр. 5–7 стр. 7–9 стр. 9–12 стр. 12–15 стр. 15–18 стр. 18–21 стр. 21–24 стр. 25

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

История – комплекс общественных и гуманитарных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии, с целью познания настоящего и определения перспектив будущего.

Функции истории:

- социальной памяти (способ идентификации и ориентации общества, личности, накопление и сохранение обществом опыта предшествующих поколений, сведений о значимых событиях прошлого, достижений мировой культуры);

- познавательная (изучение исторических фактов, выявление закономерностей исторического развития);

- воспитательная (формирование гражданских и нравственных ценностей и качеств, воспитывающее воздействие на поведение человека через исторические факты и события, источник моральной ориентации);

- практически-политическая (практически - рекомендательная) (помогает вырабатывать современные стратегии и научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений, применять конкретные исторические уроки в практической деятельности правительств, партий и отдельных лиц);

- прогностическая (показывает тенденции общественного развития в будущем);

- мировоззренческая (формирует систему обобщенных взглядов на мир, общество, законы их развития).

Вспомогательные исторические науки и дисциплины:

Специальные исторические науки:

археология (изучает историческое прошлое человечества по вещественным источникам),

этнография (изучает происхождение, расселение, культурно-бытовые особенности народов (этносов)).

Вспомогательные исторические дисциплины:

палеография (история письма, закономерности его развития и памятники древней письменности),

генеалогия (сведения о происхождении и родственных связях фамилий и родов),

геральдика (гербы, традиции и практику их использования),

сфрагистика (печати и их оттиски на различных материалах),

метрология (историческое развитие употреблявшихся в прошлом мер длины, площади, объёма, веса),

нумизматика (развитие монетной чеканки и денежного обращения),

источниковедение (исторические источники и методика их изучения),

историография (становление и развитие исторической науки, методы, приемы исторического исследования).

Исторические источники

(все, что создано человечеством, несет информацию о различных сторонах жизни и является основой для научного познания):

вещественные – предметы материальной культуры (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, оружие, одежда, украшения, монеты и др.), в том числе найденные археологами;

письменные – рукописные и печатные источники (делятся на официальные (законодательные (указы, постановления, декреты), летописные (летописи, хроники, исторические повести), документальные (частные и государственные договоры, экономические или политические сделки и т.п.), дипломатическая, военная и статистическая документация) и неофициальные (мемуары, дневники, письма));

изобразительные – наскальные рисунки, иконы, картины, плакаты и т.п.;

этнографические – сохраняющиеся до настоящего времени остатки древнего быта различных народов;

лингвистические – географические названия, личные имена и т.д.

кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы, связанные с развитием техники.

Методы изучения истории

метод - совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых постигается предмет и получаются знания:

сравнительный (сравнительно - исторический) (сопоставление исторических объектов и явлений в пространстве, во времени, выявление сходства и различия между ними (синхронное (одновременные явления) и диахронное (разновременные явления) сравнение);

системный (раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов);

типологический (классифицирует исторические явления, события, объекты на основе присущих им существенных признаков);

ретроспективный (историко-генетический) (выявляет причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры), обеспечивает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений);

идеографический (описание исторических событий и явлений);

синхронный (изучение различных исторических событий, происходящих в одно и тоже время, выявление сходства и различий между ними);

проблемно-хронологический (изучение последовательности исторических событий во времени).

принцип историзма как основной для исторической науки.

Методологические подходы исторического познания

(методология - учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания):

субъективизм – полагает, что ход истории определяют выдающиеся исторические личности;

географический детерминизм – концепция, согласно которой климат и др. природные условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер (впервые разработана Ш. Монтескье);

рационализм – признает разум единственным источником познания и исторического развития;

теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат деятельности мирового духа;

эволюционизм (в истории) – направление, предполагающее существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т.д. (первым применил концепцию эволюционизма к истории общества Э. Тейлор);

марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, решающую роль в развитии общества отводит способу производства материальных благ (основоположники - К. Маркс, Ф. Энгельс, в России - Г.В. Плеханов);

цивилизационный подход – в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации (большую роль в разработке подхода сыграли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Историография отечественной истории:

ТатищевВ.Н. (1686-1750) – родоначальник российской исторической науки, создал первый обобщающий обзор русской истории до XVII в. («История Российская с самых древнейших времен» в 5 тт.);

Ломоносов М.В. (1711-1765) – российский ученый-энциклопедист, основоположник антинорманской теории происхождения Древнерусского государства;

Карамзин Н.М. (1766-1826) – первый официальный историограф, основоположник «дворянской» исторической науки, «Колумб русской истории», автор 12-томной «Истории государства Российского»;

Соловьев С.М. (1820-1879) – автор 29-томной «Истории России с древнейших времен»;

Ключевский В.О. (1841-1911) – исследователь и популяризатор истории, автор «Курса русской истории»;

Покровский М.Н. (1868-1932) – историк-большевик, родоначальник марксистскойконцепции советской истории, глава марксистской исторической школы в СССР в 1920-е гг.

 

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (IX-XIII вв.)

Возникновение государственности у восточных славян

Праславяне предки славян, принадлежали к индоевропейской языковой группе.

Впервые упоминались под именем венедов. В V-VII вв. праславяне расселились в западном, юго-запад­ном и восточном направлениях, сформировав три ветви славян: западные, южные и восточные (анты).

Расселение восточнославянских племен описано в общерусском летописном своде «Повесть временных лет», составленном монахом Киево-Печерского монастыря Нестором (XII в.).

Постепенно у них сложились союзы племён: поляне, древляне, ильменскиеславяне, дреговичи, вятичи, кривичи, полочане, северяне, радимичи, волыняне, уличи и др.

Основные занятия:

земледелие (подсечно-огневая система в лесах и залежная в степях, позже пашенная) и скотоводство. Промыслыохота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Торговля – особенно внешняя с Византией и странами Востока (путь «из варяг в греки»), которая способствовала возникновению городов и расцвету ремесел.

Социальные отношения:

в VI-VII вв. у восточных славян идет процесс разложения общинно-родового строя – возникает имущественное неравенство, зарождается частная собственность, родовую сменяет соседская община (вервь). Управление осуществляется на принципах военной демократии: важнейший орган управления – народное собрание (вече), но необ­ходимость отпора внешним врагам и многочисленные военные походы приводят к укреплению власти князя и выделению дружины (в т.ч. боярства - старших (ближних) дружинников и советников князя), усиливается власть старейшин.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных