ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Некоторые МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ уроки ДЛЯ VCCAEAOVATEAEU-APAKTUKffV И ИХ KAUEHTOVКвалификация дипломированных социальных психологов проявляется не только в том, как они проводят свои собственные исследования, но и в том, как они реагируют на комментарии относительно социальных проблем и способов их решения, предлагаемые средствами массовой коммуникации. Что особенно примечательно, социально-психологическое образование прививает глубочайший скептицизм в отношении заявлений, которые делаются исключительно на основании теоретического анализа или “клинического опыта” и не опираются при этом на надежные исследовательские данные. До некоторой степени этот скептицизм проистекает из знания о тех последствиях, которые влекут за собой подобные заявления. Мы уже видели ранее, насколько часто предсказания “экспертов” о социальных тенденциях и их последствиях бьют мимо цели. Мы видели также, насколько часто программы социальных воздействий, казавшиеся разумными с точки зрения как теории, так и здравого смысла, оказывались в конце концов неэффективными или же имели обратный эффект. Наш скептицизм может быть также связан с теми общими теоретическими принципами, о которых мы писали выше, касающимися тонкого и скрытого характера ситуационных влияний, превратностей субъективной интерпретации и сложной динамики когнитивных и социальных систем. О какой бы проблеме не шла речь — будь то долговременные социальные последствия эпидемии СПИДа, издержки и преимущества легализации кокаина, наилучшее решение проблемы бездомных, сравнительные преимущества различных вариантов ухода за детьми или даже преимущества высшего образования, даваемого в Стэнфорде, по сравнению с образованием, даваемым в Мичигане, присущие нашей дисциплине указанные фундаментальные принципы обязывают нас признать, что при отсутствии прямых эмпирических доказательств любые предлагаемые ответы имеют ограниченную ценность. Одновременно с этим исследования обыденных умозаключений (Dawes, 1988b; Kahnemann, Slovic & Tversky, 1981; Kunda, 1990; Nisbett & Ross, 1980) предостерегают нас против разнообразных когнитивных, мотивационных и даже перцептивных тен- 330 Глава 8 денциозностей, заставляющих людей ощущать огромную, но ничем не подкрепленную уверенность в своих убеждениях и предска- i заниях, — тенденциозностей, создающих как у экспертов, так и у \ обычных людей иллюзию того, что им вполне понятен смысл про- j исшедших событий (Fischhoff & Beyth, 1975; Fischhoff, Slovic & Lichtenstein, 1977) и они в состоянии предсказать будущее (Dunning' et al., 1990; Vallone et al., 1990). Мы многое узнали о методологических ловушках и артефактах, способных сбить нас с толку во, время проведения прикладных исследований, но еще больше нш стало известно о недостатках суждений и решений, принимаемых; вообще без исследований — на основании одной лишь интуиции или идеологических соображений. : Когда речь заходит о вопросах социальной политики, уроки нашей науки побуждают нас отстаивать ценность и экономическую оправданность вдумчиво разработанных и тщательно выпол- ' ненных эмпирических исследований. Мы имели возможность убе-: диться в том, что лабораторные и “полевые” исследования дей-' ствительно могут представлять ценность при обращении к темам,; составляющим ядро нашей правовой системы (Ellsworth, 1985; Hastie, Penrod & Pennington, 1983), равно как и при проверке эффективности образовательных программ, разработанных с целью улучшения здоровья и повышения безопасности населения! (Evans, 1982; Meyer, Maccoby & Farquahar, 1980; Robertson et al., 1984). В результате мы выступаем поборниками формальных экспериментальных проектов в тех случаях, когда их реально можно применить, и сторонниками необходимых методологических, статистических и интерпретационных предосторожностей в случаях (ко- • торых гораздо больше), когда применение строгих экспериментов не представляется возможным (Campbell, 1969; Campbell & Stanley, 1963, 1966; Cook & Campbell, 1979; Cronbach, 1982). О пользе “чистых зЬсперцитпоб” Некоторые наиболее важные и драматические иллюстрации ценности формального (выполненного по всем правилам) экспери- ' ментирования и тех угроз, которые таят в себе “клинические” методы исследования, получены в медицине. Классическим примером служит история исследования эффективности “портокавального шунтирования”. Прибегнув к нечасто применяемому методу метаанализа, Грейс, Мюнх и Шальмер (Grace, Muench & Chalmers, 1966) сопоставили выводы, к которым пришли исследователи, Применение социальной психологии на практике 331 Таблица Анализ исследований
Примечание. Выводы 51 исследования эффективности портокавального шунтирования зависели от схем организации исследований. Корректно проведенные сопоставления показывают, что операция имеет незначительный эффект либо она вообще неэффективна. Некорректно спланированные исследования преувеличивают эффективность хирургического вмешательства. (В таблице обобщены данные, приводимые в следующих работах: Grace, Muench & Chalmers, 1966, р. 685; Freedman, Pisoni & Purves, 1978, p. 8.) использовавшие различные методологические схемы для оценки эффективности популярного некогда метода хирургического лечения цирроза печени. Метод заключался в соединении воротной вены пациента непосредственно с его полой веной*. Результаты произведенного сопоставления приводятся в таблице. Мы видим, что в 32 случаях, составляющих большую часть общего числа опубликованных отчетов (51), исследователи полагались на стандартные для клинической практики процедуры оценки. Иными словами, в своих заключениях исследователи исходили из количества случаев улучшения или случаев отсутствия улучше- * Воротная вена — один из наиболее крупных сосудов человеческого организма, доставляющий венозную (насыщенную продуктами обмена и лишенную кислорода) кровь от органов брюшной полости непосредственно к печени. Полая вена — самая крупная вена человеческого организма, доставляющая кровь к правому предсердию. Портокавальное шунтирование состоит, таким образом, в создании искусственного канала (шунта) от воротной вены к полой вене в обход печени. (Примеч. пер.) 332 Глава 8 ния, имевших место у совокупности пациентов, которым былаЦ сделана операция (хотя, предположительно, исследователи каким-! то образом учитывали информацию и о тех больных, которым опе-i рация сделана не была). Как явствует из таблицы, практически вс исследователи пришли к положительному заключению об эффек тивности портокавального шунтирования. Во второй по численности группе исследований (15 иссле-д дований во второй строке таблицы) ученые прямо сравнивали состояние пациентов, перенесших операцию, с состоянием пациентов, которые операции не подвергались, хотя больные циррозом печени не были распределены по этим двум группам слу-; чайным образом. Подобный метод сравнения вновь привел боль шинство исследователей к положительным выводам. Только четырс исследования были основаны на методе случайного распределения испытуемых по разным экспериментальным условиям, ис-, пользование которого необходимо, чтобы подобный эксперимент мог быть признан “чистым”. Именно они позволили медикам прийти к правильному заключению. Оно сводилось к тому, что порто-! кавальное шунтирование не приносило пациентам вообще никакой пользы и, следовательно, на получение положительных результатов при использовании менее корректных методов сравнение оказали влияние либо “эффекты плацебо” (которые мы еще бу- дем обсуждать ниже), либо тенденциозности, возникающие из-зги, неслучайного отбора пациентов в группу, которая подвергалась хирургическому вмешательству. Некоторые из возможных тенденциозностей становятся вполне очевидными, стоит лишь обратить на них внимание. Если ка- кой-либо новой лечебной процедуре должна подвергнуться лишь часть пациентов, то вероятность того, что отобранные для нее люди окажутся “хорошими кандидатами”, будет весьма высока. То еств, эти пациенты не будут страдать другими заболеваниями, способными осложнить лечение или повлиять на оценку его результатов;; им будут свойственны позитивные аттитюды и они с большей вероятностью будут следовать предписаниям врачей. Возможно даже,, что этими пациентами окажутся люди, чьи семьи будут оказывать им всестороннюю поддержку, желая, чтобы их родственники получили новейшее и наилучшее на данный момент лечение. И когда окажется, что все эти “хорошие кандидаты” продемонстрировали лучшее послеоперационное состояние по сравнению с больными, получающими стандартное лечение (либо не получающими вовсе никакого), различия между ними могут иметь лишь очень неболь Применение социальной психологии на практике 333 шое отношение (а может быть, и вообще никакого) к терапевтическим преимуществам нового метода лечения. Вместо этого упомянутые различия станут попросту отражать преимущества “хороших кандидатов” в плане изначального состояния их здоровья, степени их готовности следовать врачебным предписаниям или наличия поддержки со стороны родственников. Влияние тенденциозностей, похожих на вышеупомянутые, ощущается в социальных экспериментах, когда, например, уровень рецидивизма среди “подходящих” или “заслуживающих этого” заключенных, которые были включены в специальную программу социальной реабилитации, сравнивается с уровнем рецидивизма среди тех, с кем обращались стандартным образом. Хотя у исследований конкретных случаев (case studies) и плохо организованных сравнений есть свои недостатки, они по крайней мере оберегают нас от опасности иллюзорного представления о том, что можно обойтись вообще без исследовательских данных. Трагическая история социальной программы, не имеющей под собой ничего, кроме здравого смысла и добрых намерений, хорошо прослеживается на примере строительства многочисленных “башен посреди парка”, которые были очень популярны в 50-е и 60-е годы как способ “расчистки трущоб”. Положенная в их основу логика казалась очевидной. Берем городской квартал, застроенный осыпающимися трех- и четырехэтажными многоквартирными домами, и переселяем живущих в них людей в одну двадцатиэтажную башню, которую строим в центре квартала, превратив освободившееся место в детские площадки и парки. После этого садимся отдыхать, пожиная социальные плоды, которые обязательно должно принести подобное “усовершенствование” среды обитания. Однако планировщики в своем благонамеренном, но неискушенном ситуационизме не смогли учесть тонко сбалансированной экологии старомодных кварталов многоквартирных домов. Объективные физические условия существования в таких домах могли быть ужасающими, но при этом каждый из живущих в них людей был знаком со всеми остальными, поддерживая отношения с ними в ходе ежедневного общения. Для жителей этих домов имело значение доброе мнение соседей, социальные же нормы распространялись и насаждались в них так, как это происходит в любом нормально функционирующем сообществе людей. Более того, каждый очень хорошо знал, что происходит и перед домом, и в его закоулках, а матери могли, выглянув в окно, видеть, что их дети спокойно играют на тротуаре либо сидят на крыльце. 334 Глава 8 Будучи помещенной в стерильную башню, вся эта напряжен ноя система оказалась разрушенной. Уровень неформальных соци?“' альных влияний и групповой сплоченности резко снизился, по-Я скольку люди имели теперь минимум возможностей развивать nwiff ные отношения и наблюдать за повседневным поведением друй друга. Неугодных пришельцев и преступников уже нельзя было! вынудить убраться из дома, потому что их было уже трудно отлиЦ чить от других членов сообщества, а также потому, что социальнв изолированные жители не склонны были чувствовать себя ответа ственными за решение коллективных проблем. Молодежь бьиц' вынуждена сидеть заточенной в своих квартирах либо-безнадзорн слоняться по зданию или укромным уголкам парка. Вскоре ано мия, страх и отчаяние, не говоря уже о вандализме, довершг"""' социальную и физическую деградацию и так уже нищего сообц ства, представлявшего собой до этого, несмотря ни на что, ж неспособную социальную систему. По прошествии 20 лет после этого смелого, но злополучной вмешательства в жизнь бедняков правительство приступило к сно су разрушенных башен. Финансовые издержки этого безумия ис числяются сотнями миллиардов долларов. С точки же зрения чело! веческого страдания, издержки подсчету не поддаются. Думаете"* что уплаты этой страшной дани можно было бы избежать, вые роив полдюжины подобных башен в разных городах и оценив з тем, насколько успешным оказался эксперимент, т.е. пронабл! дав за благополучием их жителей и обитателей ближайшей окру на протяжении по крайней мере двух лет, прежде чем принима решение об осуществлении какого-либо крупномасштабного пр екта по искоренению трущоб. Мы никоим образом не утверждаем, что использование ме комасштабных оценочных исследований всегда будет приноси ясные ответы, помогающие выстраивать последующую социальна политику. Напротив, многие из наиболее известных социальн] экспериментов и оценочных исследований, проведенных в после ние десятилетия, стали причиной горячих дебатов о том, как щ вильно интерпретировать полученные в них результаты. Однако” полагаем, что в каждом из подобных случаев соответствующе научные результаты служили важной цели умерения риторическ< го пыла и заострения внимания на вопросах, подлежащих дал! нейшему обсуждению и изучению. Извлеченные же из этих иссла дований уроки стоят гораздо больше, чем было на них затрачен (Kiesler, 1980). Применение социальной психологии на практике 335 Обратимся для примера к многообещающим экспериментам с негативным подоходным налогом, или “гарантированным уровнем дохода”, проводившимся в период с 1968 по 1978 г. (Moffitt, 1981). Мы обнаружили, что, как этого и можно было ожидать, участники экспериментальных групп, которым доплачивали, если их доход падал ниже оговоренного “порогового” уровня, работали в среднем меньше часов в неделю по сравнению с членами контрольных групп (отчасти потому, что чаще и более длительное время были безработными). Эта разница обусловливается главным образом резким сокращением количества часов, проработанных не главами семей. Например, в наиболее обширных и лучше всего исследованных выборках Сиеттла и Денвера среди замужних женщин наблюдалось уменьшение данного показателя на 20% (среди молодых неженатых мужчин оно было еще более значительным) в сравнении с тем, что среди женатых мужчин уменьшение составило лишь 9% (Robins & West, 1980). Мы видим также, что вопреки надеждам и прогнозам многих сторонников упомянутой программы, уровень разводов среди семей, получавших гарантированный доход, оказался не менее, а более высоким (по данным о Денвере и Сиеттле, на 35—40%) (Hannan, Tuma & Groeneveld, 1977). Подобные результаты ставят перед нами ряд трудных вопросов. Желательно или нежелательно, чтобы замужние женщины, особенно имеющие на своем иждивении детей, работали в неделю меньшее количество часов (точнее, желательно ли, чтобы большее число этих женщин не работало вообще)? Действительно ли гарантированный доход обострял семейные проблемы скорее, чем сглаживал их, или же его наличие попросту делало развод не ладящих друг с другом супругов экономически приемлемым шагом? Однако несмотря на свою трудноразрешимость, подобные вопросы свидетельствуют о весьма ценной тенденции к сужению круга обсуждаемых параметров. Критики программы уже не могут продолжать утверждать, что “никто” или “вряд ли кто-то” будет работать при наличии гарантированного дохода. Сторонники программы также не могут продолжать утверждать, что сократившееся число разводов послужит оправданием произведенных на нее затрат. Исследователи же и организаторы программы приобретают более отчетливое понимание того, что они хотели бы измерить или изменить в ходе последующих социальных экспериментов. По той же самой причине проводившиеся в начале 60-х годов исследования практики “освобождения под залог” (Ares, Rankin & 336 Глава 8 Sturz, 1963; Riecken & Boruch, 1974; Wholey, 1979) оставили вош рос о том, стоит ли освобождать ответчиков по уголовным дела до суда, не требуя внесения залога, открытым для обсужденш Тем не менее исследователям удалось установить, что подобна политика не ведет к появлению недопустимо большого числа w ветчиков, не являющихся на судебное разбирательство. Среди оз ветчиков, воспользовавшихся возможностью не вносить зало уровень неявки составил менее 2%, что ниже среднего уровня д ответчиков вообще. Аналогичным образом, о чем мы еще будец говорить ниже, несколько тщательно подготовленных исследова ний по изучению программ раннего обучения детей (програм) “Хедстарт”, разработанных в 60-е годы) не смогли положить ко нец спорам об их “рентабельности”. Тем не менее двадцать лет сщ стя эти исследования послужили сдерживанию потока нереалис тических обещаний либеральных сторонников этих программ и нео боснованных опровержений, исходивших от их консервативны критиков. Х0ут0рш1сая сага По мере того как социальные психологи убеждались в цен ности формальных экспериментальных схем, росло их понимани и социальной психологии самого экспериментирования. Одна V значительных начальных глав этой длинной истории была напис< на в 1924 г. на Хоуторнском заводе компании “Вестерн Электрик в Чикаго. Исследования были начаты по инициативе первых энти зиастов “научного управления производством”. Это были так н зываемые специалисты по производительности труда с их пресл<! вутым и часто высмеиваемым изучением различных движений : времени их выполнения. К своему удивлению и разочарованию, эти специалисты веке ре обнаружили, что не могут быстро поднять производительное! труда за счет изобретения более эффективных методов и предпй сывания рабочим действовать в соответствии с ними. Подобно вмешательство вызывало недовольство и недоверие со стороны р. бочих, считавших, что к ним предъявляются слишком высок! требования, и подозревавших, что эти методы созданы с цели превратить их в роботов. Вследствие этого рабочие проявляли d противление, что уже не покажется чересчур неожиданным дз наших читателей, знакомых с важной ролью субъективного во приятия и механизмов, действующих в напряженных системах. Применение социальной психологии на практике 337 Одно небольшое исследование, посвященное влиянию освещенности рабочих мест на производительность труда, стало отправной точкой для совершенно иного подхода к проблеме производительности, хотя по сути и принесло отрицательные результаты. Хоуторнские исследователи обнаружили, в частности, что хотя повышение уровня освещенности и сказывалось поначалу на повышении производительности труда, однако при систематическом манипулировании освещением на протяжении длительного периода исследований никакой зависимости между производительностью труда и условиями освещенности зафиксировано не было. Это навело исследователей на мысль, что решающую роль здесь могли играть факторы, имеющие мало общего с физическими характеристиками среды, а относящиеся всецело к сфере восприятия и чувств испытуемых. Серия дальнейших исследований, проводившихся с 1927 по 1932 г. при содействии ученых из Гарвардской школы делового администрирования, дала дополнительные аргументы в пользу подобной интерпретации. Наиболее известным из этих исследований был эксперимент, предметом которого была производительность труда пяти женщин-сборщиц, размещенных в отдельной комнате для исследований и получавших сдельную плату в зависимости от их совместной производительности. Измерение производительности труда группы испытуемых проводилось в течение двадцати трех периодов, продолжительность которых варьировалась от трех-четырех до тридцати недель. При этом число и режим перерывов для отдыха и приема пищи систематически подвергались изменению. Результаты этого эксперимента, а точнее интерпретация его в терминах “человеческих отношений”, данная исследователями, обобщившими его результаты (Мауо, 1933, 1945; Roethlisberger, 1941; Roethlisberger & Dickson, 1939), стала вскоре Евангелием для авторов вводных курсов как по психологии, так и по менеджменту. Предание гласит, что испытуемые реагировали практически на каждое изменение условий эксперимента (касалось ли оно увеличения частоты и продолжительности перерывов для отдыха и приема пищи, либо их, наоборот, сокращения вплоть да полного упразднения) неизменным повышением производительности труда. Суммарный результат эксперимента сводился к тому, что на протяжении первых (и наиболее часто фигурирующих в литературе) 13 периодов производительность труда рабочих неуклонно повышалась, будучи более или менее независимой от действующего 22-658 338 Глава 8 графика перерывов, пока не сделалась на 30—40% выше исходного уровня, зафиксированного до начала эксперимента. Так, напрнк.! мер, с началом 12-го периода рабочие лишились укороченного”;; дня в субботу, а также двух плановых перерывов, которыми могли! пользоваться во время 11-го периода. Тем не менее результатом* было увеличение производительности труда на 11%. Далее в течение 13-го периода количество перерывов было восстановлено щ рабочие стали также получать на обед бесплатные напитки за счет! компании. Все это привело к дальнейшему увеличению произвол дительности труда на 4%. Комментируя эти результаты, защитники концепции человек ческих отношений утверждали, что конкретные особенности графика перерывов и вносившиеся в него на протяжении 13 периодов! экспериментальные изменения не имели никакого значения, в производительность труда увеличилась исключительно по причин не изменения социальных отношений внутри рабочей группы, Г также улучшения отношений между рабочими и непосредствен ным начальником. Мэйо (Мауо) и его коллеги указывали на те что группа из пяти сборщиц, размещенная отдельно от осталь ных, получила тем самым особый статус, что укрепило сплочен ность группы и ее корпоративный дух. Не менее важно и то, чт члены этой микрогруппы неожиданно почувствовали, что началь ник проявляет к ним больше внимания и делает это в более щ>у желюбной форме, впервые стремясь получить от них обратную связ и интересуясь конкретными предложениями. Все эти факторы на ряду с новой системой оплаты, привязывавшей их личный заг' боток к производительности труда их собственной группы, а фабрики в целом, привели к тому, что испытуемые выработа новые групповые нормы, поощрявшие повышение производите.” ности труда, взаимопомощь и более позитивное отношение к р5 ководству. Кроме того, как отмечали позже последователи К. Л< вина, подобные условия освободили пятерых работниц от сдержг вающего влияния общефабричных норм, препятствовав!!!! повышению производительности труда — норм, процесс навяз! вания которых в форме вербальных и невербальных упреков на блюдали авторы другого исследования, проводившегося на том зй Хоуторнском заводе с 1931 по 1932 г. (Romans, 1952). В последние годы Хоуторнские исследования не раз подверг” лись обоснованной критике за ряд методологических недостатка (включая отсутствие контрольной группы, в которой условия р< боты оставались бы неизменными на протяжении того же пери<1 да), а также за неоспоримую идеологическую тенденциозность, руководившую составителями первых отчетов и авторами дальнейших интерпретаций (Bramel & Friend, 1981; Franke & Kaul, 1978; Parsons, 1974). Постепенно выяснилось, например, что хоуторнс-кие рабочие лучше осознавали ситуацию, были менее инфантильны и менее подвержены манипуляциям посредством доброго отношения и внимания со стороны руководства, чем это пытаются внушить студентам приводимые в учебниках описания. Обнаруживается, например, что рабочие подвергались неявному, а иногда и явному, социальному давлению, побуждавшему их продолжать увеличивать производительность труда как для того, чтобы сохранить свои “привилегии”, связанные с участием в эксперименте на сравнительно привлекательных для себя условиях, так и в надежде на то, что успех эксперимента приведет к улучшению условий труда на всей фабрике. В последнее время выяснилось также, что когда посреди длительной серии экспериментальных манипуляций две работницы начали проявлять враждебное и неконструктивное отношение, они были заменены двумя другими, проявлявшими большую готовность внести свой вклад в успех исследования. Кроме того, оказывается, что на протяжении всех 23 периодов наблюдения один из двух наиболее значительных скачков производительности труда последовал сразу же за упомянутыми кадровыми перестановками, а другой — значительно позднее, уже после начала Великой депрессии (явившейся событием, безусловно повысившим ценность и привлекательность любой работы). Однако подобная критика не преуменьшает важности Хоуторн-ской саги, а скорее указывает на ее значимость в более широком плане. На протяжении истекших десятилетий Хоуторнские исследования показали себя как нечто большее, чем наглядный урок о важности социальных отношений и морального духа на производстве и чем простое напоминание о том, что испытуемые в контрольной и экспериментальной группах не должны отличаться друг от друга в отношении того, насколько они ощущают себя объектами особого внимания и наблюдения. Сегодня эти исследования напоминают нам об уроке более общего характера, состоящем в том, что мы всегда должны учитывать социальную динамику взаимодействия между исследователем и испытуемым. Они обязывают нас признать, что участники исследований (как в лаборатории, так и в реальных условиях) являются не пассивными объектами манипуляций, но сознательными людьми, озабоченными последствиями выводов, которые могут повлечь за со- Глава 8 бой их действия. И, возможно, наиболее важным является то, что ] Хоуторнская сага напоминает вдумчивым потребителям результат, тов исследований о необходимости внимательно разбираться в ме" S тодологии эксперимента, равно как и в возможном влиянии раз" нообразных мотивов его участников, прежде чем соглашаться е какими-либо из предлагаемых выводов. югда “КРУПНЫЕ” СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ТЕРПЯТ КРАХ Методологические уроки Хоуторнских экспериментов застав-j ляют нас проявлять осторожность при интерпретации результатов успешных прикладных исследований. Однако даже если не считать-j Хоуторна, есть много других тщательно спланированных приклад-j ных инициатив, окончившихся неудачей. В связи с этим научны уроки и социальные следствия, которые можно извлечь из подобных провалов, вполне заслуживают отдельного рассмотрения. Сшпуациониз, либерализм и nonumuka социальных Воздействий И доктрина, определенная нами как ситуационизм, и тради ция прикладной социальной психологии тесно связаны в ума многих людей с политической философией либерализма. Эта свя; вполне объяснима. На протяжении последних трех десятилети либеральные призывы к десегрегации среднего образования, а такя требования введения талонов на питание для малоимущих, бес платной медицинской помощи, системы пренатального здравоох ранения, профессиональной переподготовки, пропаганды проти наркотиков и компенсаторного образования были определенн ситуационистскими как по лежащим в их основе посылкам, так; по предлагаемым вариантам решения. Было бы, однако, упроще нием ставить между этими двумя понятиями знак равенства. Кон сервативные предложения о более суровых наказаниях для пр ступников, усилении контроля со стороны полиции, повышен” дисциплины в школах и даже о налоговом стимулировании най” на работу наиболее закоренелых безработных также являются с” туационистскими в своей основе (хотя большинство стороннике подобных мер скорее всего отвергло бы ситуационистские объя“ нения соответствующих проблем). И конечно же, многие ситуащ Применение социальной психологии на практике 341 онистские социальные проекты, включая программы, разработанные для популяризации использования автомобильных ремней безопасности, для борьбы с курением или улучшения диеты, не могут быть однозначно охарактеризованы как либеральные либо как консервативные. Однако мы занимались бы самообманом, если бы не отметили, что политический климат последнего десятилетия вовсе не благоприятствовал аналитическим изысканиям и практическим рекомендациям вроде тех, что наиболее часто предлагают социальные исследователи. Подобные анализы и рекомендации оправданно вызывают в сознании широкой публики ассоциации с социальными инициативами эпохи Кеннеди—Джонсона, оказавшимися не в состоянии оправдать экстравагантные надежды и обещания тех, кто добивался выделения средств под эти инициативы. Аналогичным образом (по крайней мере в устах критиков, выступающих с позиций неоконсерватизма), они ассоциируются с точкой зрения, согласно которой малолетних преступников, хронических тунеядцев, мошенников, получающих социальные пособия, наркоманов и сексуальных маньяков необходимо “опекать” (т.е. оказывать помощь или предоставлять лечение), не требуя от них полной ответственности за собственное поведение. Практические идеи социальных исследователей ассоциируются также с неуютной мыслью о том, что обращение к наиболее настоятельным социальным проблемам требует увеличения расходов федерального бюджета, а следовательно, и повышения налогов. И действительно, часто можно услышать, как многие думающие и прогрессивно настроенные люди говорят (скорее с сожалением, чем с возмущением) о том, что программы социальных воздействий, в защиту которых выступали “благонамеренные, но наивные” социальные исследователи, были опробованы и не выдержали испытания практикой. Было бы бессмысленно отрицать, что с размахом задуманные ситуационистские программы зачастую терпят крах или по крайней мере не дают результатов, соответствующих обещаниям или ожиданиям (Abt, 1976). Иногда подобные провалы не слишком поучительны, во всяком случае если смотреть с выгодной позиции теоретика. Программы, выглядящие очень многообещающими на бумаге, могут быть реализованы столь нелепым и половинчатым образом, что исходя из самого факта их провала нельзя по существу ничего сказать о положенном в их основу ситуационном анализе. Точно так же ни о чем не говорят и результаты неудачного Глава 8 лабораторного эксперимента, если обнаруживается, что соответствующие экспериментальные манипуляции были выполнены небрежно. Прочие провалы просто свидетельствуют о недооценке нами ситуационных факторов, влияние которых предполагалось преодо-: леть. Однако некоторые неудачи приводят к выводам, которые да-'; леко не столь очевидны и имеют гораздо больше отношения к; теоретическому ядру нашей дисциплины. Действительно, как мы: увидим далее, неудачная, но тщательно продуманная, добросове*" стно спланированная и аккуратно осуществленная программа со-Й циального воздействия может преподать столь же глубокие уроюй и поставить столь же стимулирующие вопросы, что и любой из успешных лабораторных экспериментов, о которых рассказывает'! ся в наших учебниках. История одного skcnepujewna: K36pugjkcko-CoJWЈ'p6uJiJibckoe исследование Jafl.b4ukoB В 1935 г. Ричард Кларк Кэбот (R. Cl. Cabot) разработал одну i самых многообещающих и блестящих из когда-либо задумыва! шихся программ социального воздействия. Программа была при звана пойти навстречу потребностям молодых людей, данные ~ предшествующем поведении которых заставляли считать их пер вейшими кандидатами на роль правонарушителей и преступнике (Powers & Whitmer, 1951). Для участия в программе было отобран около 250 мальчиков из рабочих семей, проживавших в густонасй ленном районе на востоке штата Массачусетс, многие из которы были отнесены к “группе риска” на основании оценок преподана телей, полицейских или сотрудников службы социального обеспе чения. Будучи включенными в программу в возрасте от 5 до 13 лет" мальчики участвовали в ней на протяжении в среднем пяти леп В течение этого времени были испробованы все средства, име1 шиеся в арсенале социальных исследователей либерального толю Дважды в месяц социальные работники навещали каждого ребеи ка, оказывая ему любую представлявшуюся им оправданной по мощь, включая активное вмешательство в семейные конфликте" имевшие место в одной трети всех случаев. Для 50% мальчике сотрудники программы организовали репетиторство по учебнг предметам. Более 100 мальчиков, т.е. приблизительно 40% всей ' вокупности, получили возможность находиться под медицине” и психиатрическим наблюдением. Потребности мальчиков в o6i Применение социальной психологии на практике 343 нии и отдыхе тоже не остались без внимания. Большинству из них была предоставлена возможность общаться с бойскаутами, с членами Христианской ассоциации молодых людей (YMCA) и других молодежных организаций, а около 25% мальчиков направлялись в летние лагеря. Таким образом, программа представляла собой такое многофакторное и продолжительное воздействие на поведение, что в наши дни многие социальные исследователи не отказались бы стать свидетелями ее реализации, будучи, однако, вынужденными признать ее слишком дорогостоящей и амбициозной для того, чтобы в условиях современного политического климата ее осуществление можно было бы рассматривать как реальную возможность. Однако наиболее достойные упоминания особенности Кэмб-риджско-Сомервилльского исследования не имеют никакого отношения к существу программы как таковой. Они связаны с образцово-показательным качеством планирования данного исследования. Во-первых, в нем был использован действительно случайный способ выборки. Это было сделано для того, чтобы дальнейшую судьбу 250 участвовавших в программе мальчиков можно было бы сопоставить с судьбой того же количества их товарищей, отобранных в контрольную группу по тем же параметрам. Во-вторых, что еще более нетипично, в течение 40 лет проводились дополнительные исследования с целью изучения долговременных эффектов программы, и в ходе этих “исследований-продолжений” были собраны по меньшей мере основные данные о жизненных результатах 95% испытуемых Long & Vaillant, 1984; J. McCord, 1978; J. McCord & W. McCord, 1959; W. McCord & J. McCord, 1959). Таким образом, масштаб программы, равно как и качество методики проведения оценки, использованной в Кэмбриджско-Со-мервилльском проекте, обязывают нас относиться к его результатам со всей серьезностью. Однако эти результаты, бесспорно, следует признать разочаровывающими. Несмотря на положительное впечатление, сформировавшееся у. сотрудников программы, и не менее положительные последующие отзывы многих ее участников, результаты холодного и жесткого статистического сопоставления однозначно свидетельствовали о ее провале. Между экспериментальной и контрольной группами не было обнаружено никаких различий в отношении уровня преступности несовершеннолетних (около одной трети членов каждой группы имели “официально зафиксированные” правонарушения и еще одна пятая часть — “официально не зафиксированные”). В отношении 344 Глава 8 правонарушений, совершенных в более зрелом возрасте, участники экспериментальной группы также проявили себя не лучше представителей контрольной группы (от 15 до 20% представителей каж-. дои из групп совершили серьезные преступления против личности или собственности). На самом же деле та небольшая разница между ними, которая в зрелом возрасте все-таки наличествовала, свидетельствовала в пользу контрольной группы. А по меньшей мере по одному очень тревожному показателю, а именно повторным правонарушениям, эта разница достигала общепризнанного уровня статистической значимости. Остальные показатели, отражавшие состояние здоровья и смертность, профессиональный успех и i удовлетворенность жизнью, давали ту же картину. Рассматривая fl показатель за показателем, исследователи не смогли обнаружить и.Ц здесь никаких свидетельств того, что экспериментальная группа: проявила себя лучше контрольной. По некоторым же немногочисленным показателям, где статистически значимая разница все-таки' была обнаружена (например, по количеству случаев алкоголизмаД или по процентной доле испытуемых, добившихся статуса служа-* щих или специалистов), сравнение было как раз в пользу контрольной группы. Результаты, подобные тем, что были получены в ходе Кэмб-риджско-Сомервилльского исследования, побуждают некоторых еп политически консервативных интерпретаторов оправдывать сокра щение расходов на социальные программы по работе с неблагопа лучными детьми и настаивать на том, что именно личные ценно сти, способности и диспозиции определяют, кто станет преступим ком, а кто — честным гражданином. Интерпретаторы, настроенный более либерально или более радикально, склонны реагировать Hi подобные результаты в терминах непреклонного ситуационизмг настаивая на том, что влияние факторов социальной среды, довс дящих многих детей до серьезных проявлений антисоциальног поведения, просто-напросто слишком значительно, чтобы с ни можно было бороться при помощи чего-то меньшего, чем заме! ное повышение социально-экономического статуса детей и каче ства их социальной среды. Могут быть и интерпретаторы, настаг вающие на том, что на путь криминального поведения детей по; талкивает ни что иное, как игра случая. Однако подобная риторика не должна заслонять от нас зап: танный, но критически важный вопрос, поставленный Кэмбри; жско-Сомервилльским исследованием: каким образом предоста] ленная в разнообразной форме помощь не смогла принести поль: Применение социальной психологии на практике 345 хотя бы некоторым детям, вызвав тем самым хоть сколь-нибудь заметное уменьшение соответствующих показателей отклоняющегося поведения? В ответ на этот вопрос мы не можем привести неоспоримых экспериментальных свидетельств. Однако мы можем обратиться к рассуждениям, увязывающим результаты Кэмбриджско-Сомервил-льского исследования с тремя основными темами, на которых делаем акцент на протяжении всей книги. То, что первая из этих тем — тезис о силе ситуационного влияния имеет прямое отношение к результатам исследования, не требует подробных пояснений. Ситуационные факторы, подвергавшиеся изменению в ходе Кэм-бриджско-Сомервилльской программы, могли быть малозначительными, например, с точки зрения “масштабности эффекта”, наступавшего в результате этого изменения, — малозначительными по крайней мере в сравнении с влиянием других ситуационных факторов, воздействию не поддававшихся. Хотя подобный простой ответ и может быть частично верен, он все же не объясняет картину полностью, особенно в свете свидетельств столь многих участников программы, говорящих о том, что предпринятые меры воздействия были действенными и очень им помогли. Чтобы найти более удовлетворительный ответ, необходимо, как мы считаем, исходить из предположения, что данная программа все-таки помогла некоторым из тех, на кого она была направлена, и поэтому отсутствие суммарной пользы от нее (что заставляет вспомнить о некоторых показателях, свидетельствующих даже о суммарном отрицательном результате) означает, что некоторым детям она все-таки нанесла каким-то образом вред. В нашем дальнейшем поиске причин подобного разрушительного воздействия мы будем руководствоваться двумя другими, уже знакомыми нам темами, которые мы столь часто до этого рассматривали: тезисом о важности субъективной интерпретации и представлением о динамической природе сил и ограничений, действующих в повседневных социальных контекстах. Навешивание ярлычков и феномен атрибуции. Рассматривая Кэм-бриджско-Сомервилльскую программу, равно как и любой другой социальный проект, мы должны быть готовы к возможности того, что смысл и цель этого вмешательства могли представляться не вполне благонамеренными как представителям целевой выборки, так и тем, кто с ними общался. Сам факт социального вмешательства подразумевает наличие потребности в нем. Визит социального 346 Глава 8 работника предполагает существование недостатков, нуждающихся-.] в устранении. Сам его факт говорит всему миру о том, что происходит нечто негативное, что это, возможно, будет происходить и в будущем. Подобная информация может навесить ярлык, или стигматизировать, адресата социальной помощи и это изменит поведение окружающих по отношению к нему. (“Не буду-ка я лучше рекомендовать Джона на работу посыльного в продовольственном магазине, а то он в какой-то там программе для преступников участвует”. “ЭтотГ Джон Рокко, который приходил наниматься сегодня на работу, ка<Д жется, неплохой парень, но не было ли у него недавно неприятнодд стей? Я знаю, что несколько лет подряд к ним домой ходит какой-тоД социальный работник”.) Однако еще более важным представляется,! то, что подобная информация может изменить у самого получателяД помощи восприятие собственных диспозиций и своей способности! действовать от своего имени и нести за это ответственность. Процессы сравнения. По иронии судьбы социальные вмешательства, призванные решать проблемы, могут усиливать, а н< ослаблять присутствующее у их адресата ощущение депривации, оставляя его в состоянии, субъективно еще худшем, чем то, которое у него было ранее. По крайней мере некоторые из Кэмбридж! ско-Сомервилльских мальчиков могли быть разочарованы оказан; ной им помощью либо достигнутыми результатами, сопоставлю их не со своим первоначальным состоянием, а с представлением (помощи и ее результатах, на которые надеялись и которых ожила- ли. Общение с принадлежащими к среднему классу социальным! работниками, репетиторами и консультантами в летнем лагер< могло обострить у них чувство относительной депривации и фрус' трации по поводу реалий и перспектив собственной жизни. Ей важнее, возможно, то, что окончание программы могло вызвать них ощущение потери, оставляя их в состоянии неуверенности собственных силах и в собственной способности справляться будущими проблемами. Непреднамеренные динамические последствия проекта. В резул! тате социальных вмешательств изменяются не только восприятв и интерпретации людей, но также и сама динамика социальнь систем и отношений. Помимо приведения в действие мощных о] раничивающих факторов (направленных, например, против да1 ления сверстников, утверждающих и навязывающих антисоциал) ные нормы), социальные воздействия могут служить ослаблен, некоторых сил, которые в противном случае оказывали бы кож Применение социальной психологии на практике 347 руктивное влияние. В контексте Кэмбриджско-Сомервилльского исследования вмешательство посторонних организаций могло удерживать членов семей мальчиков от обращения к священнослужителям, учителям или даже ближайшим соседям, что в противном случае могло бы им помочь. Аналогичным образом при явном наличии помощи “извне” члены локального социального сообщества могли испытывать меньшую склонность предлагать мальчикам помощь со своей стороны. Подобный отказ в помощи со стороны окружающих может иметь самые плачевные последствия в случаях, когда (как и в примере с Кэмбриджско-Сомервилльским исследованием) помощь извне не может оказываться постоянно. Количественное сопоставление выгод и издержек. Отвечая критикам, сомневающимся в том, что описанные нами неявные отрицательные последствия действительно могут перевесить очевидные выгоды от предоставления обездоленным детям так необходимых им советов, ободрения и участия, мы вынуждены обратиться к количественному сопоставлению предполагаемых при этом выгод и издержек. Допустим, что при отсутствии какой-либо программы воздействия у 10% интересующей нас совокупности людей проявится некая проблема или патология (например, серьезное преступление, содеянное в совершеннолетнем возрасте). Предположим далее, что применяемая терапия или социальное воздействие имеют высокую эффективность, т.е. “спасают” 50% тех, кто в противном случае проявил бы признаки этой проблемы. Предположим далее, что ущерб, наносимый таким воздействием тем, кто в противном случае не проявил бы признаков данной проблемы, сравнительно невелик, скажем 8%. В результате простых вычислений обнаруживается, что чистый эффект от программы воздействия оказывается отрицательным, т.е. общее число преступников составит приблизительно 12% вместо 10%. Вот эти вычисления: 0,50 х ю% + 0,08 х 90% = 12,2%. Целью данного упражнения, конечно же, не является доказательство того, что социальные проекты попросту обречены приносить больше вреда, чем пользы (напротив, непредвиденные выгоды могут быть более многочисленными и ярко выраженными, чем непредвиденные издержки). Мы лишь хотели вновь заострить внимание читателя на затруднительности предсказания долговременных последствий социальных воздействий, а соответственно и на необходимости более тщательных и хорошо спланированных оценочных исследований. 348 Глава 8 Надеемся, что наши рассуждения о конкретных причинах про"” вала Кэмбриджско-Сомервилльской программы не заслонили собоЯб преподанного данным исследованием более общего урока, суть ко-: торого состоит в том, что наше невежество относительно важное" ти различных факторов, способствующих здоровому социальном развитию, и взаимодействия между ними, достаточно глубоко.;;' В действительности, этот урок применим не только к резульч татам внешнего социального воздействия. Обратимся вновь к жизненным результатам мальчиков из контрольной группы Кэмбрид жско-Сомервилльского исследования, о которых мы уже упоми-* нали в главе 2. В отношении исходных условий среди участников! данной группы наблюдался существенный разброс. На одном по люсе находились те, чьи родители являлись образцом следованю твердым принципам рабочего класса (т.е. отцы имели постояннуйГ — — f3v работу, а матери успешно вели домашнее хозяйство). На другомЯ полюсе находились мальчики, происходившие из семей, имевших полный набор социальных патологий (например, хроничес' ки безработных и пьющих отцов, психически нездоровых матерей) длительную историю зависимости семьи от множества социальные служб и так далее. Тем не менее 40 лет спустя разница по множеству переменных, характеризующих жизненные результаты (таки как число арестов и случаев тюремного заключения, количеств! психических расстройств, уровень дохода и занятости, принад; лежность к социальному классу), обнаруженная между мужчина' ми, происходившими из семей, чье положение давало основан строить наилучшие прогнозы, и теми, чьи перспективы преде лялись наихудшими, была либо маленькой, либо отсутство] вообще (Long & Vaillant, 1984). Таким образом, влияние семейной обстановки на участник' контрольной группы едва ли имело более долговременный эффе] чем влияние многообещающей программы социальных исследо! телей на их товарищей из экспериментальной группы. Некотор из членов контрольной группы сделали успешную карьеру, ста респектабельными мужьями и отцами семейств, будучи при эт вполне довольными собой. Другие стали преступниками, хрон] ческими безработными и пьяницами, а в роли мужей и отцов п являли агрессивность по отношению к членам своих семей. Одн. подобные результаты не могли быть предсказаны на основаг характеристик социальной среды. Нельзя было и избежать их i помощи целенапраленных воздействий, направленных на измен ние этой среды, — воздействий, которым житейская мудрость обывателей, равно как и ученых в области социальных наук, придает столь большое значение. Сказанное выше не означает, что мы полностью невежественны в отношении того, что именно оказывает влияние на важнейшие жизненные результаты людей. Мы знаем, например, что показатель уровня интеллекта подростков из контрольной группы явился мощным инструментом предсказания их дальнейших успехов. Из исследований Каспи, Элдера и Бема (Caspi, Elder & Bern, 1987), описанных в главе 6, мы знаем также, что мальчики, имевшие в детстве проблемы с контролем эмоциональных импульсов, во взрослом состоянии имеют больше шансов оказаться на менее престижной работе и развестись с женой, чем их более уравновешенные товарищи. Сказанное выше не означает, что только рано проявляющиеся и даже, возможно, генетически обусловленные, индивидуальные различия (такие, например, как интеллект и темперамент) могут предсказывать жизненные достижения. Благоприятные и неблагоприятные ситуационные факторы, связанные с принадлежностью к тому или иному социальному классу, могут перевешивать влияние интеллекта или даже ранних академических успехов. Например, вероятность того, что принадлежащие к среднему классу дети, имеющие низкие показатели успеваемости, смогут поступить в колледж, значительно выше аналогичной вероятности для детей, имеющих высокие академические показатели, но принадлежащих к рабочему классу (Sewell & Hauser, 1976). Получение же высшего образования оказывается в свою очередь (как подтверждают многие исследования) одним из наиболее мощных инструментов предсказания будущего социально-экономического статуса взрослого человека. Итак, некоторые из наших предвзятых представлений о причинах и коррелятах успеха у взрослых людей нуждаются в пересмотре. Но кроме этого, Кэмбриджско-Сомервилльское исследование напоминает нам о некоторых чрезвычайно важных соображениях, касающихся напряженных систем. Большинство психически нормальных людей являются более устойчивыми и менее подверженными психическим травмам (случающимся как в раннем, так и в более позднем возрасте), чем об этом говорит нам наша интуиция (Kagan, 1984). Аналогичным образом влияние большинства нормальных социальных сообществ, подобных Кэмбриджско-Сомер-вилльскому, на своих членов с потенциально отклоняющимся 350 Глава 8 поведением является гораздо более мощным и устойчивым, чещ мы это сознаем. И поэтому маловероятно, что позитивные и целваВ направленные социальные воздействия, независимо от того, уЦ~' сколь раннем возрасте они осуществляются и насколько действенными кажутся, будут иметь большие или продолжительные эф-1 фекты (во всяком случае, в среднем), если во время осуществлеч ния этих программ экология соответствующих социальных сооб ществ будет продолжать оказывать влияние на своих членов, gl Ч Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|