ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации для студентов по курсу «Теоретическая грамматикаМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Учебно-методический комплекс по курсу Теоретическая грамматика английского языка Магнитогорск Учебно-методический комплекс по курсу «Теоретическая грамматика английского языка» /сост. В.П.Казикина. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. –
Данный учебно-методический комплекс предназначен для студентов 4 курса, обучающихся по направлению 6201000 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальностям 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202 «Перевод и переводоведение». Цель комплекса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с современными представлениями о грамматическом строе английского языка, его специфических свойствах и закономерностях его функционирования, а также с лингвистическими методами его исследования. Особое внимание уделяется приобретению студентами навыков лингвистического мышления и овладению специальной лингвистической терминологией. Автор – составитель благодарит сотрудников и студентов факультета лингвистики и перевода за совместную учебную и творческую работу и выражает особую признательность за помощь и ценные советы профессору кафедры перевода и переводоведения Т.В.Емец и доцентам кафедры английского языка, кандидатам филологических наук О..М.Лунцовой и Н.С.Соловьевой.
Рецензенты: д-р филологических наук, профессор кафедры иностранных языков №2 МГТУ С.А. Песина
кандидат филологических наук, профессор кафедры перевода и переводоведения Т.В. Емец
кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка О.М.Лунцова
Оглавление
Методические рекомендации для студентов по курсу «Теоретическая грамматика английского языка» ………………………………………………………………………….5 2. Учебная программа курса …………………………………………………………………...8 2.1 Цели курса ……………………………………………………………………………………..8 2.2 Задачи курса …………………………………………………………………………………...8 2.3 Место курса в системе освоения профессиональной образовательной программы ……..9 2.4 Требованию к уровню освоения содержания курса ………………………………………..9 2.5 Содержание курса …………………………………………………………………………….9 2.6 Форма итогового контроля ………………………………………………………………….14 3. Теоретический материал курса …………………………………………………………...14 Темы лекций: Theme 1. The Aim of Theoretical Grammar ……………………………………………………...15 Theme 2. Units of Linguistic Analysis …………………………………………………………...19 Theme 3. Morphology and Syntax ………………………………………………………………..23 Theme 4. Grammatical Oppositions and Grammatical Categories ……………………………….26 Theme 5. Grammatical Means ……………………………………………………………………31 Theme 6. Parts of Speech. Part I ………………………………………………………………….37 Parts of Speech. Part II …………………………………………………………………43 Theme 7. The Noun: General. The Category of Number …………………………………………46 Theme 8. The Noun: The Category of Case ……………………………………………………... 51 Theme 9. The Verb: General ……………………………………………………………………...56 Theme 10. The Verb: The Finite Forms of the Verb. The Categories of Person, Number, Tense. Part I ………………………………….....61 The Verb: The Finite Forms of the Verb. The Categories of Person, Number, Tense. Part II ……………………………………66 Theme 11. The Verb: The Non-Finite Forms of the Verb (The Verbids) ………………………...69 Theme 12. The Verb: Aspect ……………………………………………………………………..73 Theme 13. The Verb: Time Correlation …………………………………………………………..78 Theme 14. The Verb: The Category of Voice …………………………………………………….82 Theme 15. The Verb: The Category of Mood …………………………………………………….86 Theme 16. The Problem of the Subjunctive Mood in English ……………………………………91 Theme 17. The Adjective …………………………………………………………………………96 Theme 18. The Adverb ………………………………………………………………………….103 Theme 19. The Main Principles of Syntactic Modeling the Sentence …………………………..107 Theme 20. The Functional Sentence Perspective ………………………………………………..112 Theme 21. The Case Grammar ………………………………………………………………….115 Theme 22. Pragmatics of the Sentence ………………………………………………………….118 Theme 23. Text and Discourse …………………………………………………………………..121 4. Темы для самостоятельного изучения ………………………………………………….124 4.1 Перечень примерных вопросов и заданий ………………………………………………..124 4.2 Примерная тематика курсовых и дипломных работ …………………………………….125 5. Практические занятия по курсу …………………………………………………………126 Seminar 1. The Categorial Structure of the Word ……………………………………………….126 Seminar 2. Parts of Speech ………………………………………………………………………127 Seminar 3. The Noun as Part of Speech. The Category of Number …………………………….128 Seminar 4. The Noun: The Category of Case. The Category of Gender ………………………..130 Seminar 5. The Verb: General …………………………………………………………………...131 Seminar 6. The Verb: The Categories of Person, Number and Tense …………………………..132 Seminar 7. The Verb: The Categories of Aspect and Time Correlation ………………………...134 Seminar 8. The Verb: The Category of Voice …………………………………………………..135 Seminar 9. The Verb: The Category of Mood …………………………………………………..136 Seminar 10. The Adjective and the Adverb ……………………………………………………..137 Seminar 11. The Phrase: General ………………………………………………………………..139 Seminar 12. Part I. The Simple Sentence ………………………………………………………..140 Part II. The Simple Sentence: Constituent Structure ………………………………140 Part III. The Simple Sentence: Paradigmatic Structure ……………………………142 Seminar 13. The Composite Sentence …………………………………………………………..143 Seminar 14. The Functional Sentence Perspective (FSP) ………………………………………144 Seminar 15. Pragmatics of the Sentence ………………………………………………………...145 Seminar 16. Text and Discourse ………………………………………………………………...146 6. Контрольные вопросы и задания по курсу …………………………………………….147 6.1 Вопросы и задания …………………………………………………………………………147 6.2 Перечень тем к зачету ……………………………………………………………………...149 6.2.1 Предложения для анализа (к зачету) ……………………………………………………150 6.3 Перечень вопросов к экзамену по теоретической грамматике ………………………...151 6.3.1 Предложения для синтаксического анализа по членам предложения (к экзамену) …152 7. Упражнения по темам курса ……………………………………………………………..155 7.1 Морфология ………………………………………………………………………………...155 7.1.1 The Noun: ………………………………………………………………………………….155 Parts of Speech …………………………………………………………………………..155 The Category of Case ……………………………………………………………………159 The Category of Number ………………………………………………………………...160 7.1.2 The Verb: ………………………………………………………………………………….162 The Subjunctive Mood …………………………………………………………………..162 The Infinitive …………………………………………………………………………….164 The Gerund ………………………………………………………………………………166 The Participle ……………………………………………………………………………169 The Voice ………………………………………………………………………………..171 Time Correlation ………………………………………………………………………...173 7.2 Синтаксис. Анализ простых, сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных) предложений ……………………………………………………………………………………176 8. Глоссарий …………………………………………………………………………………...179 9. Список рекомендуемой литературы ……………………………………………………196
Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Теоретическая грамматика английского языка» предназначен для студентов старших курсов университетов. Главная цель издания этого комплекса – дать в руки читателя, уже имеющего базовую языковедческую подготовку, теоретические сведения, которые должны показать студенту относительность имеющихся у него знаний, наглядно продемонстрировать, что существуют различные точки зрения на одни и те же лингвистические факты и явления и стимулировать его самостоятельный подход к осмыслению сложных грамматических явлений в различных условиях функционирования языка. Данный учебно-методический комплекс преследует и другую, более утилитарную цель: помочь студентам в изучении теоретической грамматики английского языка как учебной дисциплины и более успешно подготовиться к зачету и экзамену. Предлагаемый вашему вниманию учебно-методический комплекс представляет собой совокупность материалов многочисленных научных источников, которыми руководствовался автор – составитель в процессе своей преподавательской деятельности, результатов личного исследовательского опыта и многолетнего опыта руководства научно-исследовательской работой студентов по данной тематике. При работе с учебно-методическим комплексом следует обратить особое внимание на изучение дисциплины «Теоретическая грамматика» является одним из самых трудных в цикле лингвистических дисциплин. Трудности его изучения обусловлены сложностью и противоречивостью такого феномена как язык. В связи с этим при работе над комплексом студентам рекомендуется подойти к изучению данной дисциплины серьезно и ответственно, что является необходимым для реализации основных задач курса: 1. ознакомиться с основами грамматического строя английского языка в соответствии с современным состоянием науки о языке в его двух функциях – когнитивной и коммуникативной; 2. войти в наиболее важные проблемы современных научных исследований грамматического строя английского языка; 3. развить умение применять теоретические знания в процессе практического преподавания английского языка на разных ступенях обучения; 4. приобрести навыки научного мышления соответствующего методологии предмета теоретической грамматики, научиться библиографическому поиску в изучаемой области, овладеть специальной терминологией и умением самостоятельно переработать фундаментальную и текущую информацию по предмету. Студентам предлагается поэтапное изучение разделов данного учебно-методического комплекса. Изложенный теоретический материал охватывает все разделы курса: 1. Грамматика как раздел лингвистики. 2. Морфология. Основные понятия морфологии. Части речи и их классификации. 3. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание и предложение (проблемы и принципы классификации). 4. Текст. Общая характеристика текста как структурной и семантической единицы языковой коммуникации. 5. Основные лингвистические подходы и принципы грамматического описания. 6. Основные принципы синтаксического моделирования предложений. 7. Функциональная грамматика. 8. Текст и дискурс. Раздел «Учебная программа курса» начинается с извлечения из Госстандарта ГОС ВПО по направлению 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Специальность 031201 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», 031202 «Перевод и переводоведение», которое раскрывает основное содержание данного курса. В программе также называются основные знания и умения, которые студенты должны приобрести, изучая данный курс. Раздел «Теоретический материал» включает текст лекций. Все лекции содержат необходимую информацию по указанной тематике в оптимальном объеме, что позволяет студенту получить четкое представление о лингвистике как науке и получить знания в объеме, определенном программой дисциплины, а также овладеть основами лингвистической терминологии, основными методами лингвистического анализа и уметь применить их на практике. В процессе изучения каждой темы лекции, представленной в виде конспекта, студент может обратиться к глоссарию. Для получения дополнительной информации можно обратиться к списку литературы (основной и дополнительной). Рекомендуемая методика изучения отдельных тем: 1. Ознакомиться с планом лекции. 2. Прочитать конспект лекции и сделать свой. 3. Прочитать соответствующие разделы работ, рекомендуемые для обязательного изучения. 4. Попытаться ответить на вопросы по соответствующему разделу, предназначенные для самоконтроля. При работе над «Темами для самостоятельного изучения» рекомендуется начинать с чтения соответствующих разделов нормативного учебника по теоретической грамматике М.Я. Блоха, затем обратиться к работам, указанным в рекомендательном списке. Семинарские занятия по курсу теоретической грамматики предполагают работу с курсом лекций, справочной литературой, вопросы – ответы, а также дискуссии в рамках установленной тематики. Семинарские занятия соответствуют тематике лекций. К каждому семинарскому занятию прилагается план, вопросы и задания, рекомендательный список литературы и сопровождается рядом упражнений, позволяющих применить теоретические знания на практике. Контроль усвоения учебного материала осуществляется на семинарских занятиях с помощью ответов на вопросы, предлагаемые для самопроверки, проверкой упражнений, предназначенных для самостоятельной работы (раздел «Морфология»), проверкой анализа предложений с помощью различных методов анализа (синтаксического, семантического, актуального, прагматического); проверкой конспектов по самостоятельно изучаемым темам. Уровень усвоения теоретического материала проверяется с помощью контрольных вопросов и заданий по курсу, а также аттестационно - измерительных материалов для самоконтроля, представленных 6 вариантами, каждый из которых должен быть выполнен одной из учебных групп. В конце комплекса предлагается глоссарий - словарь лингвистических терминов, принятых автором нормативного учебника и могущих вызвать затруднения при изучении данного курса. УМК заканчивается списком рекомендательной литературы (обязательной и дополнительной). Выпуская в свет предлагаемый учебно-методический комплекс, автор-составитель надеется, что оно поможет студентам полнее и глубже овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.
В. П. Казикина
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|