Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О необходимом содействии прогрессу культуры




53. (Введение). Человеческой личности свойственно достигать подлинной и полной человечности только через культуру, то есть развивая природные блага и ценности. Следовательно, всякий раз, когда речь идёт о человеческой жизни, природа и культура связаны самым тесным образом.

Словом "культура" в общем смысле обозначается всё то, благодаря чему человек утончает и развивает различные душевные и телесные дарования; своими познаниями и трудом старается подчинить своей власти весь мир; делает более гуманной общественную жизнь и в семье, и во всём гражданском сообществе вследствие прогресса нравов и установлений; наконец, на протяжении веков выражает, сообщает и сохраняет в своих творениях великий духовный опыт и возвышенные устремления, чтобы они послужили на пользу многим – более того: всему роду человеческому <…>

Раздел I: О положении культуры в современном мире

54. (О новых формах жизни). Условия жизни современного человека с точки зрения социальной и культурной изменились так глубоко, что можно говорить о новой эпохе человеческой истории. Поэтому открываются новые пути усовершенствования и более широкого распространения культуры. Эти пути подготовлены огромными успехами естественных и гуманитарных, а также общественных наук, ростом техники, а также прогрессом в разработке и верном распределении тех средств, с помощью которых люди общаются друг с другом. Поэтому современная культура характеризуется особыми признаками: науки, называемые точными, до предела развивают способность к критическому суждению; новейшие исследования в области психологии глубже объясняют деятельность человека; исторические дисциплины весьма способствуют тому, чтобы все вещи рассматривались с точки зрения их изменчивости и развития; образ жизни и нравы становятся всё более единообразными; индустриализация, урбанизация и прочие причины, развивающие жизнь в сообществах, создают новые формы культуры (массовую культуру), благодаря которым, в свою очередь, возникают новые способы мышления, действия и использования досуга. В то же время возрастание обмена между различными народами и общественными группами шире открывает всем и каждому сокровища различных форм культуры, и так постепенно готовится более универсальная форма человеческой культуры, которая тем успешнее развивает и выражает единство рода человеческого, чем лучше она сохраняет особенности различных культур <…>

56. (Трудности и обязанности). Неудивительно, что в этих условиях человек, сознающий свою ответственность за прогресс культуры, питает самые возвышенные надежды, но при этом с душевной тревогой взирает на многочисленные противоречия, которые он должен разрешить:

Что надлежит делать, чтобы возросший культурный обмен, который должен был бы привести к истинному и плодотворному диалогу между различными группами и странами, не нарушал жизнь сообществ, не извращал мудрость предков и не подвергал опасности характерные особенности каждого народа?

Как следует способствовать динамизму и распространению новой культуры, чтобы при этом не погибла живая верность унаследованным традициям? Этот вопрос обретает особую настоятельность там, где культура, возникающая вследствие огромного прогресса науки и техники, должна сочетаться с тем пестованием дарований, которое питается изучением классического наследия, свойственного различным традициям.

Как можно согласовать столь быстрое и всё возрастающее раздробление научных дисциплин с необходимостью выработать их синтез, а также сохранить у людей способность к созерцанию и к удивлению, приводящую к мудрости?

Что делать для того, чтобы все люди были причастны культурным благам, в то время как культура интеллектуальной элиты становится всё утонченнее и сложнее?

Наконец, как признать законной ту автономию, которой требует для себя культура, чтобы при этом она не превратилась в сугубо земной гуманизм и тем более не стала враждебна религии?

Итак, человеческая культура в наши дни должна развиваться посреди этих антиномий таким образом, чтобы она в должном порядке взращивала целостную человеческую личность и помогала людям в исполнении тех обязанностей, к которым призваны все люди, братски объединившиеся в одну человеческую семью, но в первую очередь – верные Христу.

Раздел II: О некоторых принципах надлежащего развития культуры

<…> 59. (О надлежащем согласовании различных начал во многообразных формах человеческой культуры). В силу вышеуказанных причин Церковь напоминает всем о том, что культуру следует соотносить с целостным совершенствованием человеческой личности, с благом общества и всего человечества <…>

Раздел III: О некоторых наиболее настоятельных обязанностях христиан по отношению к культуре

60. (Право на культурные блага следует признавать за всеми и осуществлять его на деле). Поскольку теперь предоставляется возможность избавить большинство людей от бедственного невежества, то задача, наиболее соответствующая нашей эпохе – особенно для христиан – заключается в том, чтобы усердно трудиться как в экономической, так и в политической области, как на национальном, так и на международном уровне, дабы принимались основополагающие решения, благодаря которым права всех людей на цивилизацию и культуру, подобающие личному достоинству, признавались повсюду и осуществлялись на деле без какой бы то ни было дискриминации по признаку национальности, пола, страны, религии или общественного положения. Поэтому всех следует обеспечить достаточным количеством культурных благ, особенно таких, которые составляют так называемую основополагающую культуру, чтобы многие люди в силу неграмотности или отстранённости от ответственной деятельности не лишались возможности подлинно человеческого сотрудничества ради общего блага <…>

61. (О воспитании, направленном к целостной культуре человека). Сегодня стало труднее, чем когда-либо, привести к синтезу различные научные дисциплины и искусства. Когда растёт объём и разнообразие элементов, составляющих культуру, способность отдельных людей усвоить их и органически связать друг с другом при этом уменьшается, так что образ "универсального человека" исчезает всё более безвозвратно. Однако за каждым человеком остаётся обязанность принимать во внимание всю полноту человеческой личности, в которой выдающееся положение занимают ценности ума и воли, совести и братства: все они основаны в Боге Творце и чудесным образом исцелены и возвышены во Христе <…>

62. (О надлежащем сочетании человеческой цивилизации и культуры с христианским воспитанием) <…> По-своему литература и искусство тоже чрезвычайно важны для Церкви. Ведь они пытаются выразить особую природу человека, его проблемы и его опыт в стремлении познать и усовершенствовать самого себя и мир, вскрыть его положение в истории и во вселенной, объяснить беды и радости, потребности и силы человека, а также наметить для него лучшую участь. Таким образом, они могут возвысить человеческую жизнь, выражая её во многообразных формах в зависимости от определённого времени и места.

Поэтому нужно стараться, чтобы художники чувствовали, что они признаны Церковью в своей деятельности и чтобы, пользуясь подобающей свободой, они легче могли наладить отношения с христианской общиной. Церкви следует признавать и новые формы искусства, отвечающие запросам наших современников в зависимости от характера, свойственного тем или иным странам или регионам. Их тоже можно принять во святилище, если они, соответствуя по способу выражения и согласуясь с потребностями литургии, направляют мысль к Богу.

Так понятие о Боге становится явственнее, а евангельская проповедь проясняется разуму людей и кажется как бы привитой к условиям их жизни.

Итак, пусть верные живут в самом тесном общении с другими своими современниками и стараются во всей полноте постичь их образ мышления и чувства, выражающиеся через культуру. Им следует сочетать осведомлённость о новых науках и теориях и последних открытиях с христианскими нравами и с установлениями христианского вероучения, чтобы их религиозная культура и нравственная безупречность развивались наравне с их научными познаниями и с непрестанным техническим прогрессом, дабы благодаря этому они могли оценить и истолковать всё происходящее в подлинно христианском смысле <…>

Глава III






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных