ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 25. М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков.Модест Петрович Муоргский(1839–1881), русский композитор. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Мусоргский рано проявил музыкальные способности, с 1849 по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке. Однако, следуя семейной традиции, в 1852 поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор; вскоре Мусоргский познакомился с М.А.Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки»), и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858, исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859, исполнен в 1861). Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано; оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867; более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе); сцены из двух опер – «большой» романтической оперы «Саламбо» по Флоберу (1863–1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868–1872); позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875–1877. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю, и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874; широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В.А.Гартмана. Мусоргского не увольняли со службы только благодаря покровительству его начальника в Государственном контроле, крупного чиновника и большого знатока народных песен Т.И.Филиппова, однако в 1880 он все же вынужден был оставить должность и в течение последних 14 месяцев своей жизни существовал на средства Филиппова и других поклонников его таланта. Он работал также аккомпаниатором и преподавателем музыкальной теории на частных певческих курсах своей приятельницы – Дарьи Леоновой. В феврале 1881 после приступа белой горячки его поместили в петербургский военный госпиталь (там, кстати, И.Е. Репин и написал известный портрет композитора). Умер Мусоргский в Петербурге 16 (28) марта 1881. Мусоргский, самый яркий представитель русской «Пятерки» – «Могучей кучки», был среди своих товарищей и самым пламенным патриотом. Он хорошо знал и любил народное искусство и стремился создать произведение, проникнутое русским духом, воплощающее черты национального характера. Он широко применял типично фольклорные лады, свойственные старинному крестьянскому песенному многоголосию «пустые» аккорды и унисоны; его метрически свободный, напевный речитатив тоже имеет источником народную речь и фольклорные повествовательные жанры. Оперный оркестр Мусоргского, при большой выразительности, довольно аскетичен и полностью подчинен вокальным партиям. В своей редакции «Бориса» Римский-Корсаков принес в жертву блестящей инструментовке гибкость и многообразие соотношений голосов и оркестра, образующих в подлинной партитуре своего рода тембровые блоки. Клавир второй редакции оперы был опубликован в 1874, в 1928 стали доступными клавир и партитура, совмещавшие первую и вторую авторские редакции; в наши дни в составе Полного собрания сочинений композитора каждая редакция публикуется отдельно (в виде и клавира, и партитуры).
Николай Андреевич Римский-Корсаков(1844–1908), русский композитор. Родился 6 (18) марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности. Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. Мальчика отдали в петербургский Морской кадетский корпус, где он оставался до 18-летнего возраста. Учился он неплохо, но много времени уделял музыкальным занятиям, которые смог продолжить благодаря помощи своего старшего брата, адмирала В.А.Римского-Корсакова, весьма просвещенного и одаренного человека. Римский-Корсаков начал брать уроки у серьезного музыканта Ф.А.Канилле, а тот познакомил юношу с Балакиревым, впоследствии главой группы русских композиторов – «Пятерки», или «Могучей кучки». По настоянию Балакирева 17-летний юноша, знакомый лишь с азами музыкальной теории, принялся за сочинение симфонии, которая стала первой симфонией, созданной русским композитором. (Строго говоря, первой симфонией, написанной в России, является симфония «Океан» А.Г.Рубинштейна, но по стилю ее вряд ли можно отнести к русской школе.) В следующем году связи Римского-Корсакова с петербургской музыкальной жизнью были прерваны, поскольку он, в качестве выпускника Морского корпуса, должен был отправиться в трехгодичное кругосветное плавание. По возвращении в Петербург он возобновил дружбу с Балакиревым и отдавал музыке все время, свободное от службы. Он быстро приобретал знания и опыт, и вскоре его репутация как музыканта стала столь высокой, что в возрасте 27 лет он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины; однако еще до этого он сумел закончить Первую симфонию, создать оперу «Псковитянка» (премьера ее прошла с успехом в Мариинском театре), ряд симфонических произведений, романсов. В 1872 Римский-Корсаков женился на Надежде Пургольд, талантливой пианистке, которая стала его преданной помощницей. Он обладал организаторским талантом, который вскоре нашел применение: в 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого – руководителем Бесплатной музыкальной школы, а потом помощником управляющего Придворной певческой капеллой. Римский-Корсаков создал 15 опер, в их числе – Снегурочка (1880), Садко (1895), Сказка о царе Салтане (1900), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1905), Золотой петушок (1907). Очень популярен ряд фрагментов из этих опер – например, «Песня индийского гостя» из Садко или оркестровый «Полет шмеля» из Салтана. Римский-Корсаков – автор красочных симфонических произведений; среди них наибольшую известность во всем мире приобрела сюита Шехеразада (1888). Часто исполняются также Вторая симфония – Антар (1868), Испанское каприччио (1887) и праздничная Воскресная увертюра (Светлый праздник, 1888) на темы из Обихода (сборника православных песновений). Умер Римский-Корсаков в Любенске близ Луги (Петербургская губерния) 8 (21) июня 1908.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|