Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные признаки текста




Основные признаки текста: целостность, связность, информативность, литературная обработанность, закрепленность на материальном носителе.

Целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. в нем выделяются основные и второстепенные темы, подтемы. Сложность смысловой структуры зависит от темы, жанра, объема текста, при этом его общий смысл всегда больше суммы смысловой его частей.

Смысловая целостность зависит не только от информации, содержащейся в тексте, но и от взаимодействия текста с системой знаний читателя и с ситуацией общения в целом, т.е. с контекстом.

Связность – это синтаксическое свойство текста, линейная последовательность предложений, которая проявляется через внешние структурные показатели. К ним относятся вводные и местоименные слова, видовременные формы глаголов, лексические повторы, порядок слов, союзы; цепная и параллельная связь предложений и др.: итак, во-первых, кстати, кроме того.

Существуют три типа тематических основ текста: линейная, константная и производная. Саму идею о трехчастности высказывания высказал в 1960-70 гг. чешский ученый Франтишек Данеш, а подход к анализу текста на тематической основе представлен в работах Т.В. Шмелевой.

Возьмем для анализа текст «Школьники-ретрограды» из журнала «Русский репортер» (2012, № 4).

В Екатеринбурге в День студента открылась выставка шпаргалок. Она проводится уже третий год подряд, и каждый раз организаторы обращаются к преподавателям, школьникам и студентам с просьбой передать им новые экспонаты. Преподаватели отдают то, что они отобрали у студентов, а те, со своей стороны, дарят то, что у них не успели отобрать. «Несмотря на развитие современных технологий, традиционные бумажные шпаргалки никуда не делись, - сказал «РР» один из организаторов выставки Иван Колотовкин. – Здесь даже существует своя мода: сейчас вновь популярны шпаргалки-«книжечки», которые использовались в 60-е годы».

В тексте реализована линейная тематическая связь, где рема предыдущего высказывания становится темой следующего высказывания. Такое построение текста характерно для повествовательных текстов, где вводится все новая и новая информация о действующих лицах и обстоятельствах их действий.

В анализируемом тексте можно заметить, что рема каждого предыдущего предложения становится темой последующего, ср: выставка – она – организаторы – они – а те – у них – бумажные шпаргалки – один из организаторов – здесь – популярны – которые использовали.

Второй тип тематической основы – константный – образует описательные тексты и состоит в том, что во всех предложениях текста тема – одна (пример такого текста из журнала «Русский репортер», 2012, № 19):

Астрахань в переводе с тюркского – город, населенный свободными праведными людьми. В городе никогда не было крепостного права. Астрахань исторически славилась своим участием в восстаниях. Здесь еще при царе была коррумпированная власть, и люди наводили порядок сами.

Такие тематические основы не бывают протяженными, так как описание непременно сбивается на выделение и характеристику аспектов описания. Такой тип тематической основы называется производной. Она характерна для энциклопедических статей: ЗАЯБЛИК, птица сем. Вьюрковых. Длина около 17 см. Обитает в лесах Европы, Зап. Азии и Сев. Африки. Песня звучная, но однообразная.

Т.В. Шмелева отмечает, что научившись различать эти три тематических основы и такие операции, как семантическое дополнение, сужение темы, расщепление темы, обобщение, каждый может «распутывать» основы текстов, или тематический сюжет текста.

В продолжении текста об Астрахани тематические сюжеты переплетаются:

Центр города – белокаменный Астраханский кремль с Троицким и Успенским соборами. Кремль расположен на холме, который раньше был островом. Вокруг кремля – двухэтажные жилые кварталы застройки 18-20 веков. Через центр проходят две крупные водные артерии: река Кутум и канал имени 1 Мая. Вдоль них – живописные набережные. Центр строили итальянцы, армяне, русские и даже персы…

Тема центр организует производную тематическую основу: центр – через центр – центр строили. В других местах текста линейные ответвления – кремль и водные артерии.

Информативность – способность текста быть носителем законченного сообщения, передавать информацию. Это свойство текста характеризует качество содержащейся в тексте информации, ее важность и новизну. Выделяют несколько видов информации.

Фактуальная информация свойственная любому тексту и отражает явления действительности, это осмысленная автором картина мира, реального или воображаемого, переданная средствами языка. Этот вид информации составляет предметно-логическую основу текста и чаще передается словами в их прямых значениях. С этим видом информации связано понятие факта.

Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена вербально, а может подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в нем фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – это информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.

Подтекстовая информация – прямо не выраженная, скрытая информация, извлекаемая на основе фактуальной благодаря способности текста порождать ассоциативные значения (например, ирония, намеки и др.).

Новая информация в тексте связана с ремой. Смена рем в тексте Т.В. Шмелева именует рематическим сюжетом текста. В тексте о выставке шпаргалок это: выставка – время ее проведения – источники экспонатов – действия преподавателей – состояние шпаргалок у студентов – существование шпаргалок – имя организатора – мода – время. Его развитие можно определить как сообщение о событии – детализация – время.

Описание Астрахани обнаруживает другой рематический сюжет: значение имени – отсутствие крепостного права – участие в восстаниях – характеристика власти – действия людей. Его можно определить как движение от значения имени к череде исторических ситуаций. Проследить рематический сюжет – значит понять, как информативно развивается текст, возможно, увидеть информативные сбои.

Литературная обработанность – обязательное качество текстов СМИ. Любой материал массовой коммуникации, даже если он имитирует спонтанную, неподготовленную устную речь, всегда должен быть литературно обработан. Это свойство касается как формы высказывания, так и содержания.

Закрепленность на материальном носителе, тип и характер канала существенно влияет на особенности восприятия текста. Так, для письменно текста важна возможность его повторного прочтения, в тексте важные фрагменты можно выделить с помощью цвета, шрифтов, верстки, рамок, врезок, графической игры, знаков препинания. На радио необходимо обеспечить усвоение наиболее важных фрагментов информации с первого раза, поэтому, к примеру, часто номер телефона рекламодателя рифмуется и становится куплетом песенки (105-55-55 Пора полы менять). На телевидении принципиальное значение имеет взаимодействием речи и изображения, в частности их согласованность). Ср. например, нейтральный по стилистике текст о демонстрации одиозной группировки на фоне мусора и беспорядка, который остался после ее демонстрации.

 

1.3. «Семь критериев текстуальности»

В настоящее время широкое распространение приобрела текстовая модель, предложенная зарубежными исследователями В. Дресслером и
Р.-А. де Бограндом. В этой концепции в качестве базовых текстовых категорий выделены семь признаков (категорий): когезия (связность), когерентность (целостность), информативность, интенциональность, адресованность (воспринимаемость), ситуативность, интертекстуальность.

Когезия (связность) и когерентность (цельность) относится русистами к фундаментальным свойствам текста, формирующим поверхностную и глубинную структуру текста, его структурную и содержательную спаянность.

Информативность (тематичность) заключается в обязательном присутствии в тексте генеральной темы, некоего «содержательно-информативного конденсата», который не утрачивается даже при максимальном сокращении текста

Следующие два признака – «интенциональность» и «адресованность» – соотносят текст с участниками речевого акта, где автор и адресат являются активными партнерами по общению.

Интенциональность рассматривается как намерение создателя текста построить связный и содержательный текст, который служит определенной цели – донести информацию воспринимающей стороне коммуникативного процесса, сообщить о чем-либо, побудить к чему-либо, запросить информацию и т.п.

Адресованность (воспринимаемость) является оборотной стороной интенциональности, поскольку автор прогнозирует восприятие своего текста и закладывает в него «точки контакта» с предполагаемым читателем, учитывая социальные, возрастные, коммуникативно-ролевые характеристики адресата.

Ситуативность обозначает «факторы, которые делают текст релевантным для актуальной или реконструируемой коммуникативной ситуации». Текст всегда несет в себе отпечаток той ситуации, в которой он возникает и используется, а особенности ситуации диктуют определенные коммуникативные поведения партнеров по общению.

Интертекстуальность получает двоякое истолкование: во-первых, это универсальное свойство текста, соотнесенность конкретного экземпляра текста с определенным типом/жанром текста, во-вторых, это актуализированное явление, при котором текст содержит явные отсылки к претекстам.

Преимущества подхода к тексту с опорой на «семь критериев текстуальности» состоят в том, что текст получает объемное освещение: и как самодостаточное явление, обладающее связностью, целостностью, информативностью и композиционной завершенностью, отграниченностью от других типов текстов (т.е. в традиционном ракурсе); и как открытая структура по отношению к коммуникантам, действительности, другим текстам, к социокультурной ситуации (т.е. как коммуникативно-дискурсивное образование).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных